Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ'

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕБИНАР / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медяник Надежда Петровна, Волкова Наталья Алексеевна

Статья посвящена элементам дистанционного обучения в университете и мнению студентов-первокурсников об эффективности тех или иных образовательных технологий, применяемых в дистанционной учебной деятельности. Показано, что использование дистанционных технологий в образовательном процессе в условиях необходимости позволило студентам присутствовать на занятиях и иметь доступ ко всем учебным материалам не зависимо от территориального нахождения. На вопрос: «Какой формат освоения дисциплины химия на первом курсе Вы бы предпочли при наличии выбора?» 15% указали на традиционные аудиторные занятия и 85% на смешанный тип обучения, включающий комбинацию видео-лекций, онлайн-лекций, вебинары-конференции и очное традиционное общение. Авторы приходят к выводу, что полученный в период пандемии опыт применения дистанционных технологий в образовательном процессе должен быть использован для повышения качества высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE APPLICATION OF ELEMENTS OF DISTANCE LEARNING AT THE UNIVERSITY: RESULTS OF A SURVEY OF FIRST-YEAR STUDENTS

The article is devoted to the elements of distance learning at the university and the opinion of first-year students about the effectiveness of certain educational technologies used in distance learning. It is shown that the use of distance technologies in the educational process in conditions of need allowed students to attend classes and have access to all educational materials, regardless of their territorial location. To the question: “What format of mastering the discipline of chemistry in the first year would you prefer if you have a choice?” 15% cited traditional classroom instruction and 85% cited blended learning, which includes a combination of video lectures, online lectures, webinars, and traditional face-to-face communication. The authors come to the conclusion that the experience gained during the pandemic in the use of distance technologies in the educational process should be used to improve the quality of higher education.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ»

Оценка результативности применения элементов дистанционного обучения в университете: результаты опроса студентов-первокурсников

Медяник Надежда Петровна,

к.х.н., доцент кафедры химии, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России

E-mail: nadegda1012@yandex.ru Волкова Наталья Алексеевна,

к.с.- х.н., доцент кафедры общей химии им. И.Д. Комиссарова, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» E-mail: natuskas_@mail.ru

Статья посвящена элементам дистанционного обучения в университете и мнению студентов-первокурсников об эффективности тех или иных образовательных технологий, применяемых в дистанционной учебной деятельности. Показано, что использование дистанционных технологий в образовательном процессе в условиях необходимости позволило студентам присутствовать на занятиях и иметь доступ ко всем учебным материалам не зависимо от территориального нахождения. На вопрос: «Какой формат освоения дисциплины химия на первом курсе Вы бы предпочли при наличии выбора?» 15% указали на традиционные аудиторные занятия и 85% на смешанный тип обучения, включающий комбинацию видео-лекций, онлайн-лекций, вебинары-конференции и очное традиционное общение. Авторы приходят к выводу, что полученный в период пандемии опыт применения дистанционных технологий в образовательном процессе должен быть использован для повышения качества высшего образования.

Ключевые слова: образовательные технологии, дистанционное образование, вебинар, компьютерные технологии, учебная деятельность.

Согласно законодательству РФ, с марта 2020 г. все вузы страны обеспечили для обучающихся возможность освоения образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий для исключения опасности инфицирования в местах массового пребывания обучающихся. В то же время продолжается дискуссия о негативных последствиях полной замены очного высшего образования дистанционным форматом [1, 2]. Многие авторы утверждают, что вынужденный переход на онлайн обучению неизбежно повлечет за собой снижение качества высшего образования, а для некоторых дисциплин, программы которых содержат лабораторные работы и практическими навыками не приемлемы [2, 3]. В этих условиях необходимо эффективно воспользоваться накопленным опытом ППС для выстраивания дальнейшей стратегии модернизации очного образовательного процесса в вузах.

В настоящее время, все студенты вузов РФ получили опыт дистанционного обучения и сформировали свое мнение об эффективности тех или иных технологий, поэтому существует объективная необходимость в сборе обратной связи со стороны обучающихся [4].

Так на кафедре химии Тюменского ГМУ и ГАУ Северного Зауралья с сентября 2020 года реализуется форма смешанного обучения, включающего видеолекции, онлайн-лекции, видео-объяснения, онлайн-вебинары и традиционные аудиторные занятия со студентами-первокурсниками для снижения контактов в связи с эпидемиологической обстановкой.

С целью выявления отношения обучающихся к используемым технологиям дистанционного обучения в вузах был проведен опрос среди 179 студентов первого курса лечебного факультета Тюменского ГМУ и 32 студентов первого курса ветеринарного факультета ГАУ Северного Зауралья [5].Установлено, что 99% студентов прорабатывали материал видео-лекций курса химии на платформе электронной образовательной среды вуза (Moodle), составляли конспекты, которые в дальнейшем использовали для самостоятельной подготовки к практическим занятиям. Более 70% респондентов отметили отсутствие недостатков видео-формата для восприятия как лекционного материала, так и видео-объяснений некоторых практических задач. Около 30% первокурсников сказали, что вопросы, возникающие при просмотре видео, они не могли задать сразу, что затрудняло восприятие информации, но вовремя онлайн-вебинаров и аудиторных занятий при общении с преподавателем эта проблема устранялась.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Необходимо отметить, 100% студентов высказали мнение, что возможность просмотра видео в своем индивидуальном темпе (возможность нажать на паузу) повышает качество усвоения информации, дает возможность пересмотра видео при необходимости (например, освежение знаний перед контрольными точками или зачетом).

По результатам настоящего исследования установлено, что 70% первокурсников не обнаружили недостатков формата онлайн-вебинаров и онлайн-лекций и как результат активно принимали участие в обсуждении вопросов как в чате, так и посредствам видео-общения. Однако около 30% респондентов отметили, что испытывают застенчивость в онлайн-общении и выключали камеру во время дистанционного занятия, используя преимущественно чат. Установлено, что 100% студентов считают формат онлайн-вебинаров удобным: «не надо тратить время на дорогу, не надевая маску могу принимать участие в живой дискуссии семинара, где, выполняя практические задания можно выяснять все возникающие вопросы с педагогом и получать все необходимые комментарии». Интересный факт отмечали некоторые студенты: «...вовремя онлайн-вебинаров или онлайн-лекций возникало такое чувство, что преподаватель объясняет материал лично мне, а не группе».

При подготовке видео-материалов, онлайн-лекций, а так же во время вебинаров на ряду с заранее заготовленными презентациями вместо учебной доски применялся графический планшет.

По мнению студентов, планшет, позволяющий преподавателю использовать разные графические инструменты во время объяснения, полезен, и как результат отсутствует проблема что-то не увидеть на доске, а материал иллюстрируется более информативно и понятно.

Использование дистанционных технологий в образовательном процессе в условиях необходимости позволило студентам присутствовать на занятиях и иметь доступ ко всем учебным материалам во время болезни и не зависимо от территориального нахождения.

Однако, в период сессии (лето 2020) проблема качественной промежуточной аттестации, включающий контроль знаний, умений, навыков по дисциплинам с использованием исключительно дистанционных технологий являлась ключевой, потому что к тому времени еще не были освоены ППС все возможности дистанционной оценки обучающихся для объективности.

В заключении отметим, что на вопрос: «Какой формат освоения дисциплины химия на первом курсе Вы бы предпочли при наличии выбора?» 15% указали на традиционные аудиторные заня-^ тия и 85% на смешанный тип обучения, включает ющий комбинацию видео-лекций, онлайн-лекций, ~ вебинары-конференции и очное традиционное об-сэ щение.

~ Таким образом, полученный в период панде-^ мии опыт применения дистанционных технологий

в образовательном процессе не должен быть забыт, необходимо помнить и использовать его преимущества и возможности в интересах студентов и для повышения качества высшего образования.

Литература

1. Якобюк Л.И. Изучение влияния дистанционной формы обучения во время пандемии на результаты обучения / Л.И. Якобюк // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5. -С. - 179-181.

2. Ильичева В.Н. Дистанционное обучение в медицинском вузе / В.Н. Ильичева, Н.А. Насонова, Д.А. Соколов [и др.] // Цифровое образование: новая реальность: материалы Всерос. науч. конф. с международным участием (Чебоксары, 16 нояб. 2020 г.) / редкол.: Н.А. Чернова [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. -С. 101-103.

3. Маркова М.П. Проведение лабораторных занятий в формате дистанционного обучения / М.П. Маркова // Материалы XLVII научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2020. - С. - 196-198.

4. Мамчик Н.П. Оценка результатов обучения студентов в период перехода на дистанционную форму обучения / Н.П. Мамчик, О.Л. Мазина, Н.В. Габбасова // Педагогика, психология, общество: новая реальность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - С. 118-134.

5. Волкова Н.А. Становление профессиональной идентичности студентов аграрного направления в процессе проектно-исследовательской деятельности / Н.А. Волкова, С.А. Быков // Современное педагогическое образование. -2020. - № 1. - С. - 111-115.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE APPLICATION OF ELEMENTS OF DISTANCE LEARNING AT THE UNIVERSITY: RESULTS OF A SURVEY OF FIRST-YEAR STUDENTS

Medyanik N.P., Volkova N.A.

FSBEI HE Tyumen SMU Ministry of Health of Russia, FSBEI HE "State Agrarian University of the Northern Trans-Urals"

The article is devoted to the elements of distance learning at the university and the opinion of first-year students about the effectiveness of certain educational technologies used in distance learning. It is shown that the use of distance technologies in the educational process in conditions of need allowed students to attend classes and have access to all educational materials, regardless of their territorial location. To the question: "What format of mastering the discipline of chemistry in the first year would you prefer if you have a choice?" 15% cited traditional classroom instruction and 85% cited blended learning, which includes a combination of video lectures, online lectures, webinars, and traditional face-to-face communication. The authors come to the conclusion that the experience gained during the pandemic in the use of distance technologies in the educational process should be used to improve the quality of higher education.

Keywords: educational technologies, distance education, webinar, computer technologies, educational activities.

References

1. Yakobiuk L.I. Study of the influence of distance learning during a pandemic on learning outcomes / L.I. Yakobiuk // World of Science, Culture, Education. - 2020. - No. 5. - S. - 179-181.

2. Ilyicheva V. N. Distance learning in a medical university / V.N. Il-yicheva, N.A. Nasonova, D.A. Sokolov [et al.] // Digital education: new reality: materials of the All-Russian. scientific. conf. with international participation (Cheboksary, November 16, 2020) / editorial board: N.A. Chernov [and others] - Cheboksary: Publishing House "Sreda", 2020. - S. 101-103.

3. Markova M.P. Conducting laboratory classes in the format of distance learning / M.P. Markova // Materials of the XLVII scien-

tific and methodological conference of the teaching staff, graduate students, undergraduates, applicants of TSPU named after L. N. Tolstoy. - 2020. - S. - 196-198.

4. Mamchik N.P. Assessment of student learning outcomes during the transition to distance learning / N.P. Mamchik, O.L. Mazina, N.V. Gabbasova // Pedagogy, psychology, society: new reality: materials of the All-Russian. scientific-practical conf. with int. part. - Cheboksary: Publishing House "Sreda", 2021. - S. 118134.

5. Volkova N.A. Formation of professional identity of students of the agricultural direction in the process of design and research activities / N.A. Volkova, S.A. Bykov // Modern pedagogical education. - 2020. - No. 1. - S. 111-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.