Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коган О.С., Лифанова М.В.

В статье представлены результаты обобщения опыта преподавательской работы авторов в условиях пандемии. Подведены итоги применения инновационных технологий в условиях дистанционного обучения студентов вуза.Вопросы использования инновационных технологий как никогда стали актуальны в условиях пандемии, когда вузы вынуждены были на длительный срок перейти к формату дистанционного обучения. Образование, являясь процессом передачи подрастающему поколению необходимых знаний по вопросам науки и культуры, а также представляя собой процесс формирования у обучающихся умений и навыков получения информации, стало развиваться в современном информационно-коммуникационном пространстве. Такой переход не изменил сущности образовательной деятельности. Принципами образования любого уровня по-прежнему остались принципы гуманизма, индивидуального подхода и субъективности воспитания, программно-целевой организации учебного процесса. Однако формы и методы реализации этих принципов в условиях дистанционного обучения трансформировались.Обновление и модернизация современного образования необходимы для того, чтобы молодое поколение получало новейшие и исчерпывающие знания и сведения об изменяющихся условиях обитания и было способно действовать в реальных условиях конкуренции, было готовым к международным и межкультурным взаимодействиям на основе развитого современного мышления. Большое значение в оптимизации процесса обучения и воспитания молодого поколения придается также усилению роли учебно-познавательного компонента в образовательном процессе. В настоящее время существует много исследований, посвященных изучению применения в образовательном процессе в вузах различных видов обучения, включающих традиционные технологии и смешанные формы обучения, использующих электронные ресурсы. Многие авторы исследуют возможности применения дистанционных технологий и их сочетание с традиционным образованием [4]. При этом большинство авторов отмечает эффективность преподавания различных дисциплин с использованием программ обучения, основанных на разумном сочетании как традиционных форм аудиторных занятий, так и инновационных образовательных технологий [1, 8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коган О.С., Лифанова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES: CHALLENGES AND PROSPECTS

The article presents the results of generalization of the authors' teaching experience in the context of the pandemic. The results of the use of innovative technologies in the conditions of distance learning of university students are summed up.The issues of using innovative technologies have become more relevant than ever in the context of the pandemic, when universities were forced to switch to the distance learning format for a long time. Education, as a process of transferring the necessary knowledge on science and culture to the younger generation, as well as representing the process of forming students' skills and abilities to obtain information, has begun to develop in the modern information and communication space. This transition did not change the essence of educational activity. The principles of education at any level, as before, are the principles of humanism, the principles of individual approach and subjectivity of education, the program-target organization of the educational process. However, the forms and methods of implementing these principles in the context of distance learning have been transformed.The renewal and modernization of modern education is necessary to ensure that the young generation receives the latest and comprehensive knowledge and information about changing living conditions and is able to act in real conditions of competition, is ready for international and intercultural interactions on the basis of developed modern thinking.Great importance in optimizing the process of teaching and educating the young generation is also attached to strengthening the role of the educational and cognitive component in the educational process. Currently, there are many studies devoted to the study of the use of various types of training in the educational process in higher education institutions, including traditional technologies and mixed forms of education using electronic resources. Many authors explores the possibility of using distance learning technologies and their combination with traditional education [4]. At the same time, most authors note the effectiveness of teaching various disciplines using training programs based on a reasonable combination of both traditional forms of classroom classes and innovative educational technologies [1, 8]

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Development of educaton

Коган О.С. Kogan O.S.

доктор медицинских наук, профессор кафедры«Международные отношения,

история и востоковедение», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 378.018.43:004

Лифанова М.В. Lifanova М.У.

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

DOI: 10.17122/2541-8904-2021-2-36-96-101

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье представлены результаты обобщения опыта преподавательской работы авторов в условиях пандемии. Подведены итоги применения инновационных технологий в условиях дистанционного обучения студентов вуза.

Вопросы использования инновационных технологий как никогда стали актуальны в условиях пандемии, когда вузы вынуждены были на длительный срок перейти к формату дистанционного обучения. Образование, являясь процессом передачи подрастающему поколению необходимых знаний по вопросам науки и культуры, а также представляя собой процесс формирования у обучающихся умений и навыков получения информации, стало развиваться в современном информационно-коммуникационном пространстве. Такой переход не изменил сущности образовательной деятельности. Принципами образования любого уровня по-прежнему остались принципы гуманизма, индивидуального подхода и субъективности воспитания, программно-целевой организации учебного процесса. Однако формы и методы реализации этих принципов в условиях дистанционного обучения трансформировались.

Обновление и модернизация современного образования необходимы для того, чтобы молодое поколение получало новейшие и исчерпывающие знания и сведения об изменяющихся условиях обитания и было способно действовать в реальных условиях конкуренции, было готовым к международным и межкультурным взаимодействиям на основе развитого современного мышления.

Большое значение в оптимизации процесса обучения и воспитания молодого поколения придается также усилению роли учебно-познавательного компонента в образовательном процессе. В настоящее время существует много исследований, посвященных изучению применения в образовательном процессе в вузах различных видов обучения, включающих традиционные технологии и смешанные формы обучения, использующих электронные ресурсы. Многие авторы исследуют возможности применения дистанционных технологий и их сочетание с традиционным образованием [4]. При этом большинство авторов отмечает эффективность преподавания различных дисциплин с использованием программ обучения, основанных на разумном сочетании как традиционных форм аудиторных занятий, так и инновационных образовательных технологий [1, 8].

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, традиционные методы обучения, дистанционное обучение, личностно ориентированный подход.

Развитие образования

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES: CHALLENGES AND PROSPECTS

The article presents the results of generalization of the authors' teaching experience in the context of the pandemic. The results of the use of innovative technologies in the conditions of distance learning of university students are summed up.

The issues of using innovative technologies have become more relevant than ever in the context of the pandemic, when universities were forced to switch to the distance learning format for a long time. Education, as a process of transferring the necessary knowledge on science and culture to the younger generation, as well as representing the process of forming students' skills and abilities to obtain information, has begun to develop in the modern information and communication space. This transition did not change the essence of educational activity. The principles of education at any level, as before, are the principles of humanism, the principles of individual approach and subjectivity of education, the program-target organization of the educational process. However, the forms and methods of implementing these principles in the context of distance learning have been transformed.

The renewal and modernization of modern education is necessary to ensure that the young generation receives the latest and comprehensive knowledge and information about changing living conditions and is able to act in real conditions of competition, is ready for international and intercultural interactions on the basis of developed modern thinking.

Great importance in optimizing the process of teaching and educating the young generation is also attached to strengthening the role of the educational and cognitive component in the educational process. Currently, there are many studies devoted to the study of the use of various types of training in the educational process in higher education institutions, including traditional technologies and mixed forms of education using electronic resources. Many authors explores the possibility of using distance learning technologies and their combination with traditional education [4]. At the same time, most authors note the effectiveness of teaching various disciplines using training programs based on a reasonable combination of both traditional forms of classroom classes and innovative educational technologies [1, 8].

Key words: innovative educational technologies, traditional teaching methods, distance learning, personality-oriented approach.

Введение

Изменения, происходящие во всех сферах жизни в современном мире, обуславливают трансформацию условий жизни, появление новых форм организации труда, усиление конкуренции. Глобализация мировой экономики, как отмечает И.В. Налетова, приводит к тому, что требования к образованию не могут быть удовлетворены лишь традиционными методами обучения, это объясняет использование дистанционного обучения, компьютерных технологий, развитие обучения в режиме онлайн, появление новых структур, специализирующихся на такого рода деятельности [6].

Совершенствование образовательного процесса в вузах в последнее время становится все более актуальным и в связи с необходимостью соответствия требованиям

ФГОС ВО ++ по вопросам применения инновационных образовательных технологий в учебном процессе, а также в связи с повсеместными трудностями, обусловленными коронавирусом. Возникла насущная потребность осуществлять образовательный процесс в новом формате на «удаленке», как для студентов, так и для преподавателей.

Современная образовательная политика призвана обеспечивать повышение роли научно-технического прогресса и развития общества в целом. Образование должно готовить молодежь к жизни и профессиональной деятельности в новейшем постиндустриальном обществе и информационном пространстве [3]. Вузовское образование должно учитывать современные мировые тенденции и государственные интересы в сфере образования, это обуславливает необходимость рас-

Development of educaton

ширения кругозора обучающихся в плане международного культурного и экономического сотрудничества и в целом потребность постоянного саморазвития в условиях роста конкуренции на рынке труда.

Необходимость адаптироваться в новых условиях жизни - важнейшее требование к современным выпускникам вузов. Поэтому образовательные технологии должны быть построены таким образом, чтобы будущие специалисты в той или иной области могли в новых изменяющихся условиях осуществлять профессиональную деятельность с ценностной переориентацией на инициативу, творчество, предприимчивость.

Данные личностные качества являются основой дальнейшего совершенствования основных качеств высококвалифицированного специалиста - профессионализма и компетентности. В связи с этим в учебный процесс должны быть включены лекционные и практические занятия, ориентированные на проведение реальных исследований, тренингов, применение различных видов проектирования, работ с современными информационными системами, использование систем дистанционного образования (СДО), информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и т.д. Должны быть разработаны и программы непрерывного образования (повышения квалификации и переподготовки по различным образовательным направлениям) с применением инновационных видов деятельности.

Повсеместно происходит модернизация образовательного процесса, основанная на онлайн-обучении. Многие российские университеты проводят подобные образовательные онлайн-курсы для широкого круга потребителей.

Таким образом, модернизация образования должна сопровождаться также применением учебно-образовательных видов деятельности, связанных с возможностью организовать обучение в процессе самой практической деятельности, применения интерактивных образовательных технологий и тренингов. Повышается значение стимулирования развития познавательных способно-

стей учащихся, способностей применять полученные знания и информацию, приобретать умения и навыки решения практических задач в новых условиях изменяющейся экономики. В конечном итоге, такой подход к образовательной деятельности будет способствовать формированию важных и необходимых профессиональных компетенций по выбранному образовательному направлению.

Практически все образовательные учреждения любого уровня в условиях пандемии повсеместно перешли на различные виды дистанционного и удаленного обучения. При работе на «удаленке» для очных форм обучения широко используется синхронное обучение, включающее участие в учебном процессе и студентов, и преподавателей строго по расписанию. Для работы со студентами по заочной форме обучения одновременно используется синхронное и асинхронное обучение, при асинхронном обучении преподаватели выкладывают материалы лекций и тестовых заданий в Интернете, и студенты-заочники могут работать с ними в любое время. В некоторых случаях применяется обучение, совмещающее традиционные технологии обучения и использование электронных ресурсов [2].

Цель исследования. По нашему мнению, оптимизация учебного процесса в образовательном учреждении любого направления, на основе сочетания обычных, традиционных образовательных форм и новейших образовательных технологий, имеет важное значение для более качественного образования будущих специалистов, стимулирования и развития у них необходимых профессиональных качеств, обеспечивающих дальнейшую самореализацию и самоактуализацию. В связи с этим определенный интерес представляет сравнительное изучение применения различных форм инновационного обучения на «удаленке» и характеристика используемых платформ онлайн-вебинаров и конференций для проведения лекционных и семинарских занятий.

Материалы и методы изучения. В связи с вышеизложенным, проводилось сравнительное изучение применения в учебном про-

цессе различных платформ для проведения учебного процесса дистанционно, таких как система Moodle с использованием платформы Big Blue Button, платформ для видеоконференций Zoom и Discord для обучения студентов различных образовательных направлений, очной и заочной формы обучения в Институте экосистем бизнеса и креативных индустрий УГНТУ

Применение данных технических систем электронного обучения осуществляется со времени начала пандемии для преподавания практически всех дисциплин по всем образовательным направлениям Института экосистем бизнеса и креативных индустрий УГНТУ Проводился анализ мнений 110 студентов первых и выпускных курсов после освоения ими различных дисциплин общегуманитарной направленности и 22 преподавателей различных образовательных дисциплин. Образовательный процесс для всех студентов осуществлялся с применением инновационной электронной системы Moodle и платформы «Видеоконференция Big Blue Button» для онлайн-лекций и практических занятий, а также систем Zoom и Discord.

Обсуждение результатов исследования. Считается, что дальнейшая модернизация вузовского образования должна сопровождаться активным применением учебно-образовательных видов деятельности, связанных с возможностью организовать интерактивное обучение, развивать различные способности учащихся, в том числе способности применять полученные знания, приобретать умения и навыки для решения практических задач в изменяющихся условиях жизни. В конечном итоге, такой подход к образовательной деятельности способствует формированию профессиональноважных качеств (ПВК) по любому выбранному образовательному направлению.

Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её вовлеченности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безо-

Развитие образования

пасности страны, роста благосостояния её граждан [4].

Необходимость повсеместного и обязательного проведения учебного процесса в вузах дистанционно актуализировала применение в учебной деятельности практически для всех студентов ИЭС УГНТУ таких электронных технических средств, как система Moodle с использованием платформы Big Blue Button, платформ для видеоконференций Zoom и Discord.

Проведенный опрос 22 преподавателей показал, что применение инновационных образовательных технологии в некоторых случаях в период пандемии было затруднено из-за отсутствия необходимых навыков подобной инновационной образовательной деятельности у преподавателей старшего возраста и недостаточного материального обеспечения студентов, когда не у каждого члена семьи есть свой ноутбук или гаджет. Однако все преподаватели отмечают, что внедрение данных технологий в учебно-образовательный процесс вуза важно и актуально именно сейчас, когда происходят перестройка и переоборудование процесса подготовки в высших учебных заведениях, когда осуществляются важнейшие интеграционные процессы образования, науки и бизнеса. Большинство опрошенных преподавателей (16 из 22) отметили удобство и комфорт применения платформы Big Blue Button системы Moodle для проведения видеолекций и семинарских занятий онлайн.

Анализ ответов 110 студентов большинства образовательных направлений ИЭС показал, что большинство из них (72 человека из 110) также отдаёт предпочтение применению платформы Big Blue Button для проведения занятий по изучаемым дисциплинам в виде конференции или вебинара.

Таким образом, система Moodle является универсальной и комфортной, обеспечивающей определенные потребности образовательного процесса в материале для индивидуальных заданий и промежуточного контроля в виде тестов для тренингов по пройденному материалу. В системе Moodle с использованием платформы Big Blue Button

Development of educaton

проведение видеолекций и семинарских занятий онлайн происходит в синхронном формате, то есть в строгом соответствии с расписанием. Все занятия могут быть записаны преподавателем и сохранены, что позволяет их использовать в дальнейшем для повторения материала.

Преподаватель, используя систему Moodle, сам планирует задания для самостоятельного выполнения студентами и темы для обсуждения на семинарах. Следует отметить, что по различным дисциплинам студенты могут выполнять задания любого уровня и образовательного направления. Выполненные задания студенты направляют в интерактивный курс по изучаемой дисциплине на проверку преподавателю в виде файла либо в виде текста, при написании эссе по предлагаемым темам. Кроме того, в изучаемом курсе в системе Moodle студенты проходят контрольное тестирование, при этом оценивание результатов тестирования в балльной системе автоматически осуществляет сама система.

Следует отдельно отметить, что первоначально многие преподаватели для организации учебного процесса на «удаленке» избрали платформу Zoom, преимуществами которой являются доступность, простота в использовании, возможность подключения с любого устройства. Многие также отметили в качестве положительного момента наличие интерактивной доски, сессионных залов, возможности демонстрации экрана участниками конференции, возможности записи занятия [5, 9]. Однако очень быстро выяснилось, что Zoom не способен обеспечить конфиденциальность учебного процесса. Во время конференций со студентами в работу могут вклиниваться посторонние пользователи, которые не всегда ведут себя корректно. Кроме того, бесплатная версия Zoom пред-

лагает проведение конференций с сорокаминутным ограничением по времени, что не всегда удобно преподавателю.

Подобные неудобства абсолютно исключены при работе в видеоконференции Big Blue Button. Стационарная система Moodle обеспечивает стабильную, устойчивую связь и общение онлайн со студентами в образовательном курсе по любой дисциплине при связи через личный кабинет.

Вывод

Проведенные исследования, посвященные изучению применения в учебно-образовательном процессе различных видов обучения, синхронного (для очной формы обучения) и асинхронного (для заочной формы обучения), использующих электронные ресурсы, позволяют сделать следующие выводы.

Безусловно, актуальным является преподавание различных дисциплин с использованием технологий обучения, включающих традиционные формы аудиторных занятий и инновационные образовательные технологии.

Необходима постоянная модернизация образования для того, чтобы молодое поколение получало новейшие и исчерпывающие знания и необходимую информацию для лучшей адаптации в реальных условиях конкуренции, на основе развитого современного мышления.

Система Moodle с использованием платформы Big Blue Button является самой удобной, обеспечивающей определенные потребности образовательного процесса для проведения видеолекций и семинарских занятий онлайн, а также соответствующего тестового контроля знаний в синхронном и асинхронном формате.

Список литературы

1. Ахмеджанова Т.Д., Архипкин О.В., Дмитриев В.И. К вопросу об использовании информационно-коммуникационных и дистанционных технологий в учебном процессе торгово-экономического вуза // Современное

педагогическое образование. - 2018. - № 6. - С. 99-102.

2. Егурнова А. А. Асинхронные и синхронные средства коммуникации в организации педагогического дискурса // Colloquium-journal. - 2020. - № 6 (58). - С. 69-70.

3. Коган О.С., Лифанова М.В., Хасанова А.Г. Формирование социальной позиции и мировоззренческих взглядов обучающихся в сфере экономики // Вестник УГНТУ. - 2020.

- № 1. - С. 117-123.

4. Кумпилова А.Р., Калашникова С.В. Использование инновационных образовательных технологий в организации учебного процесса в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 12-1. -С. 66-67.

5. Лутфуллаев Г.У., Лутфуллаев У.Л., Кобилова Ш.Ш., Неъматов УС. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19 // Проблемы педагогики. - 2020. -№ 4 (49). - С. 66-69.

6. Налетова И.В. Изменения системы образования под влиянием онлайн-техноло-гий // Гаудеамус. - 2015. - № 2 (26). - С. 9-13.

7. Налётова И.В. Исследования высшего образования: концепт метафундаментализма.

- М.: Тамбов, 2005. - 166 с.

8. Садовникова Г. Д. Особенности преподавания дисциплин государственно-правового цикла с применением интерактивной методики // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 2 (75). - С. 37-44.

9. Церюльник А.Ю. Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процессе // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. -№ 6-3 (96). - С. 92-95.

10. Бикметова Н.Х. Особенности менеджмента в системе дошкольного образования в Республике Башкортостан // Экономика образования. 2018. - № 6 (109). - С. 53-60.

References

1. Akhmedzhanova T.D., Arkhipkin O.V., Dmitriev V.I. On the use of information and communication and distance technologies in the educational process of a trade and economic

Развитие образования

university // Modern pedagogical education. -2018. - № 6. - Р. 99-102.

2. Egurnova A.A. Asynchronous and synchronous means of communication in the organization of pedagogical discourse // Colloquium-journal. - 2020. - № 6 (58). - P. 69-70.

3. Kogan O.S., Lifanova M.V., Khasanova A.G. Formation of the social position and worldview views of students in the field of economics // Bulletin UGNTU. - 2020. - № 1. - P. 117-123.

4. Kumpilova A.R., Kalashnikova S.V. The use of innovative educational technologies in the organization of the educational process in higher school. - 2014. - № 12-1. - Р. 66-67.

5. Lutfullaev G.U., Lutfullaev U.L., Kobilova Sh.Sh., Nematov U.S. Experience of distance learning in the context of the Covid-19 pandemic // Problems of Pedagogy. - 2020.-№ 4 (49). - P. 66-69.

6. Naletova I.V. Changes in the education system under the influence of online technologies. - 2015. - № 2 (26). - P. 9-13.

7. Naletova I.V. Studies of higher education: the concept of metaphundamentalism. -Moscow: Tambov, 2005. - 166 p.

8. Sadovnikova G.D. Features of teaching disciplines of the state-legal cycle with the use of interactive methods // Actual problems of Russian law. - 2017. - № 2 (75). - P. 37-44.

9. Tseryulnik A.Yu. The use of the distance learning format of students in the educational process // International Research Journal. -2020. - № 6-3 (96). - P. 92-95.

10. Bikmetova N. H. Features of management in the preschool education system in the Republic of Bashkortostan // Economics of education. 2018. - № 6 (109). - P. 53-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.