Bulaeva Marina Nikolaevna, Gushchin Alexey Vladimirovich, Voronina Irina Romanovna FEATURES OF REMOTE CONTROL TECHNOLOGY ...
pedagogical sciences
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0008
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
© 2020
AuthorID: 552980 SPIN: 9176-6390 ResearcherID: J-3277-2017 ORCID: 0000-0002-9928-9451 ScopusID: 57191840566
Булаева Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail:[email protected]) AuthorID: 737196 SPIN-код: 5468-6428
Гущин Алексей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-информационных технологий
Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки (603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Пискунова, д.40, e-mail: [email protected]) AuthorID: 1058445 SPIN-код: 1900-1994 ORCID: 0000-0003-1778-6372
Воронина Ирина Романовна, студент
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. Обеспечение эффективности обучения, отвечающей потребностям и способностям студентов, актуализирует поиск новых технологий и форм организации образовательного процесса. Целью работы является раскрытие возможностей дистанционных технологий в вузе. В статье рассмотрены такие виды дистанционных технологий, как: виртуальные семинары, консультации, видео- и мультимедиа лекции, практические дистанционные занятия, а также телевизионно-спутниковая, кейс и интернет-технология. Технологии дистанционного обучения предоставляют возможность освоения дисциплин вне зависимости от времени и места пребывания студентов, повышают качество образования, эффективно развивают профессиональные компетенции обучающихся. Принципами технологии являются такие, как гибкость, модульность, динамичность, системность, учет специфики предметной области, интерактивное общение и др. Среди моделей реализации современных дистанционных образовательных технологий выделены такие, как полностью дистанционное обучение и частичное использование дистанционных технологий. Среди достоинств технологии дистанционного обучения в образовательном процессе вузов выделяются такие показатели, как эффективная реализация обратной связи; использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий; возможность корректирования скорости изучения в зависимости от личных потребностей студентов и т. д. Дистанционные образовательные технологии дают возможность решить ряд задач по обеспечению доступности образования; повышения качества образования для людей с ограниченными возможностями здоровья; активизации обучения студентов и др.
Ключевые слова: технология дистанционного обучения, возможности инновационных технологий, высшее образование, обратная связь, эффективность образовательного процесса, индивидуализация обучения, профессиональные компетенции, динамичность, системность.
FEATURES OF REMOTE CONTROL TECHNOLOGY OF STUDY AT THE UNIVERSITY
© 2020
Bulaeva Marina Nikolaevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail:[email protected]) Gushchin Alexey Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
of music and information technologies Nizhny Novgorod State Conservatory named after M.I. Glinka (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Piskunova St., 40, e-mail: [email protected]) Voronina Irina Romanovna, student Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Abstract. Ensuring the effectiveness of training that meets the needs and abilities of students, actualizes the search for new technologies and forms of organization of the educational process. The aim of the work is to reveal the capabilities of distance technologies at the university. The article considers such types of distance technologies as: virtual seminars, consultations, video and multimedia lectures, practical distance classes, as well as satellite television, case and Internet technology. Distance learning technologies provide an opportunity to master disciplines regardless of the time and place of stay of students, improve the quality of education, and effectively develop professional competencies of students. The principles of technology are such as flexibility, modularity, dynamism, systematicity, taking into account the specifics of the subject area, interactive communication, etc. Among the models for the implementation of modern distance learning technologies, such as fully distance learning and the partial use of distance technologies are highlighted. Among the advantages of distance learning technology in the educational process of universities, there are such indicators as the effective implementation of feedback; use of the latest achievements of information and telecommunication technologies; the ability to adjust the speed of study depending on the personal needs of students, etc. Remote educational technologies make it possible to solve a number of problems to ensure access to education; improving the quality of education for people with disabilities; enhancing
student learning, etc._
педагогические науки
Булаева Марина Николаевна, Гущин Алексей Владимирович, Воронина Ирина Романовна ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ...
Keywords: distance learning technology, opportunities for innovative technologies, higher education, feedback, effectiveness of the educational process, individualization of training, professional competence, dynamism, consistency.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Необходимость реализации принципа непрерывного образования в условиях развития современного общества обуславливает необходимость совершенствования образовательного процесса посредством применения инновационных технологий. Использование электронного обучения в вузах и применение дистанционных образовательных технологий в системе профессионального образования направлено на качественное повышение квалификации выпускников, эффективное развитие профессиональных компетенций обучающихся.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросом изучения возможностей технологии дистанционного обучения занимался ряд ученых. Проблема актуальности технологии освещена в трудах Ю.Б. Хаблиева, Л.М. Кубалова и О.У. Гогицаева, по мнению которых системы открытого и дистанционного обучения, основанные на интернет-технологиях определяют становление высококвалифицированных специалистов [1]. По мнению В.И. Солдаткина и А.А. Андреева, развитие дистанционного обучения определяет решение ряда социально-экономических проблем общества, среди которых расширение доступа к высшим уровням образования; организация регулярного повышения квалификации специалистов различных направлений удовлетворение потребностей в высшем образовании [2]. Также авторы связывают реализацию дистанционных технологий с сохранением кадрового потенциала вузов и совершенствованием качества образовательного процесса. Дистанционные технологии являются одним из определяющих условий инновационного развития высшего образования в России. А.А. Андреев выделяет основные типы дистанционных образовательных технологий, среди которых телеприсутствия, вахтовая, телевизионная, кейс, мобильные и интернет-технологии [3].
Обосновывается актуальность исследования. Использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе актуализируется в связи с потребностями современного рынка труда, требующего высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, обладающих критическим мышлением. Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии в образовательном процессе, реализуют условия, служащие основой для построения индивидуальных образовательных траекторий студентов, максимальной индивидуализации образовательного процесса.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе возможностей дистанционных технологий в профессиональном обучении для повышения качества организации образовательной деятельности.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить роль дистанционных технологий в профессиональном образовании;
-рассмотреть виды, особенности, возможности и перспективы дистанционных технологий профессионального образования.
Используемые методы, методики и технологии. В статье используется метод анализа, синтеза, сравнения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Дистанционные образовательные технологии - это
совокупность средств и методов обучения, обеспечивающих проведение образовательного процесса на расстоянии с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя [4]. Субъектами в интерактивном взаимодействии такого рода выступают студенты и преподаватели, а средствами осуществления взаимодействия выступают диалоги, телеконференции, электронная почта в режиме реального времени и т. д. Организация образовательного процесса посредством реализации технологии дистанционного обучения заключается в следующем: педагог разрабатывает учебную программу, базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Характерным признаком такого обучения является удаленное взаимодействие преподавателя и студента в пространстве или во времени с возможностью осуществлять диалог между собой при помощи инновационных методов и средств телекоммуникации [5].
Характерной особенностью, присущей дистанционной технологии, является параллельность, т. е. обучение осуществляется при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой. Также выделяется такая особенность, как дальнодействие, характеризующееся отсутствием препятствия в виде расстояния от места нахождения студентов до образовательного учреждения для эффективного образовательного процесса. Особенность асинхронности дает возможность организации обучения по удобному для каждого расписанию. Параметр социальности дистанционной технологии дает возможность минимизации социальной напряженности, что обеспечивает равную возможность получения образования вне зависимости материальной составляющей и места проживания. Рентабильность, охват, массовость и интернациональность также являются особенностями дистанционных технологий, способствующими повышению эффективности образовательного процесса [6].
Основной целью применения дистанционных образовательных технологий высшими образовательными учреждениями является предоставление студентам возможности освоения образовательных дисциплин вне зависимости от временного пребывания, места жительства студентов при соблюдении обязательной ответственности вузов за качество подготовки обучающихся [7].
Дистанционные технологии осуществляются на основе ряда принципов, среди которых можно выделить следующие: установление интерактивного общения между субъектами образовательного процесса и самостоятельное освоение теоретической информации, навыков по выбранному курсу, а также его индивидуальной программе при заданной информационной технологии. Принципами, отражающими специфику реализации дистанционных технологий в вузе, также являются такие, как принципы модульности, гибкости, динамичности, принцип психологической и информационной безопасности; принцип командного подхода, корпоративности, учета специфики предметной области, системности и др. [8].
Основными видами технологии дистанционного обучения являются кейс-технология, телевизионно-спутниковая и интернет-технология. Телевизионно-спутниковая технология основывается на использовании систем телевидения в виде и аудио-, видеоконференций, вебинаров, телелекций для доставки студентам методических материалов [9]. Интернет-технология характеризуется использованием виртуальной образовательной среды и интерактивным взаимодействием обучающихся с преподавателем, а также студентов между собой посредством использования сети Интернет. Удобство данного вида достигается за счет широкого доступа субъ-
Bulaeva Marina Nikolaevna, Gushchin Alexey Vladimirovich, Voronina Irina Romanovna FEATURES OF REMOTE CONTROL TECHNOLOGY ...
pedagogical sciences
ектов образовательного процесса к учебному материалу в любое удобное для них время. Вид кейс-технологии подразумевает рассылку комплектов учебно-методических материалов в текстовой и мультимедийной для самостоятельного изучения [10]. Интеграция перечисленных дистанционных образовательных технологий способствует достижению наибольшей эффективности дистанционного обучения. Также видами дистанционных технологий, используемых для изучения теоретического материала в дистанционном обучении вузов, являются очные и оффлайн консультации, виртуальные семинары, практические дистанционные занятия, видео-и мультимедиа лекции [11].
Возможностями использования технологии дистанционного обучения являются следующие показатели: организация процесса самообучения студентов наиболее эффективным образом; формирование уникальных образовательных программ в соответствии с потребностями и возможностями студентов за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями; повышение профессиональной и социальной мобильности студентов, их активности, уровня самосознания [12]. Дистанционные технологии позволяют проходить обучение не покидая удобного для обучающихся места пребывания; позволяет минимизировать временной показатель и средства, затрачиваемые на передвижение к месту обучения; дает возможность повысить уровень образовательного потенциала студентов и качества образования в целом.
Существует две модели реализации современных дистанционных образовательных технологий: частичное использование дистанционных технологий и полностью дистанционное обучение. Первая модель подразумевает совмещение очных занятий в традиционном формате с дистанционным обучением. Применение такой модели в высших учебных заведениях в заочной форме дает возможность существенно повысить ее эффективность. Модель полного дистанционного обучения предполагает освоение образовательной программы полностью дистанционно, где вузы предоставляют студентам онлайн взаимодействие между педагогами и обучающимися; специализированные дистанционные образовательные оболочки, создающие платформы виртуального класса; также проведение дистанционной аттестации студентов [13].
Частичное использование дистанционных технологий в вузе обуславливается существованием материально-технической базы; разработанной нормативной базы и соответствующей подготовкой кадрового персонала. Такой формат обучения позволяет рассматривать использование дистанционных технологий в качестве дополнения к традиционному обучению «лицом к лицу», где изучаемый материал дистанционно позволяет повторить и повторно закрепить уже изученную информацию, самостоятельно ознакомиться с материалом. Дистанционные технологии рассматриваются как важнейший фактор осуществления индивидуального подхода к обучающимся с ориентацией на индивидуальные особенности и потребности. Изучая программу в таком формате каждый студент может затрачивать столько времени на ознакомление, сколько ему необходимо [1420].
Например, Мининский университет осуществляет интеграцию традиционных и инновационных технологий, реализуя в образовательном процессе технологию дистанционного обучения. В вузе осуществляется подготовка студентов посредством использования электронной платформы «МооШе», где в модуле дисциплин каждого курса оснащена представлен ряд лекций, практических заданий, тестов для самоконтроля, видео- и аудио- материалов согласно разработанному плану в электронном формате. Так, преподаватель дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» составляет задания, проверочные задания, структурирует материал,
распределяет информацию по модулям, что позволяет студентам осуществлять образовательную деятельность в доступном формате. Например, контроль знаний по разделу «Теоретические основы профессиональной подготовки рабочих» осуществятся дистанционно, и в курсе представлены видеолекция по теме «Система профессиональной подготовки кадров в РФ», гиперссылки на дополнительный материал, «видеоматериал «Современная ситуация в российском образовании», задание для самоконтроля и тест рубежного контроля. Такой формат работы дает возможность наиболее полно осветить тему, представить материал во всех во всех возможных форматах в направленностью на индивидуализацию обучения, что повышает мотивацию студентов, развивает их познавательные способности [21].
Достоинствами реализации технологии дистанционного обучения в образовательном процессе вузов являются такие показатели, как использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что способствует технологичности обучения; эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым, обеспечивающим мобильность. Возможность корректирования скорости изучения в зависимости от личных обстоятельств студентов и их потребностей; создание комфортных условий для творческого самовыражения; обеспечение равных возможностей получения образования независимо от состояния здоровья, места проживания и материальной обеспеченности студентов также являются достоинствами технологии дистанционного обучения [22].
Технологии дистанционного обучения получили широкое применение в Мининской университете, который предоставляет возможность обучения на электронной платформе «Moodle», которая создает условия для сопровождения основных профессиональных образовательных программ, а также реализации программ дополнительного образования. Сервис предоставляет доступ студентам к различным электронным информационным и образовательным ресурсам, размещенным в системах ЭИОС Мининского университета.
Также университет, реализуя технологию дистанционного обучения, предоставляет доступ к онлайн-кур-сам Национальной платформы открытого образования, что дает возможность самостоятельного и бесплатного изучения курсов портала Национальной платформы открытого образования. Преимущественной особенностью платформы является возможность записи лекций, конференций и вебинаров [23].
На рынке российского образования существует широких спектр широкий спектр интерактивных средств и платформ для реализации технологии дистанционного обучения [24]. Наиболее популярными средствами являются такие видеосервисы, как www.websoft.ru, www. webinar.ru, www.comdi.com. Примером эффективного внедрения видеосервиса в практику дистанционного обучения университета может служить видеоконферен-цсвязь компании «Pruffme». Данная платформа позволяет проводить онлайн-конференции, вебинары в режиме реального времени со студентами [25]. Занятия осуществляются с помощью сети «Интернет», создавая онлайн трансляции. Так, при изучении дисциплины «История государства и права» преподаватель, объясняя тему «Русское (Московское) государство в XV- сер. XVII вв.» может создать вебинар на платформе «Pruffme» в целях обсуждения вопросов, вызвавших затруднения при освоении учебного материала, что создаст площадку для удаленного общения и обучения. Наличие круглосуточной технической поддержки, видео и текстовых учебных материалов для самостоятельного освоения, курсов повышения квалификации, надежность и качество трансляции позволяют применять его для организации эффективной образовательной деятельности посредством применения дистанционных технологий [26].
педагогические науки
Булаева Марина Николаевна, Гущин Алексей Владимирович, Воронина Ирина Романовна ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ...
Другой эффективной площадкой, позволяющей осуществлять дистанционные технологии, становится компания «Mind», которая дает возможность проводить практикум в дистанционной форме, например для студентов педагогических например, в целях отработки навыков проведения вебинаров. Организация работы происходит таким образом, что слушатели разбиваются на группы, регистрируются, после чего проводят друг с другом тренировочные вебинары под руководством педагога дисциплины [27]. Популярными сервисами, реализующими технологию дистанционного обучения, являются следующие: Blog, Apache OpenMeeting, Delicios, Flicr, Zoom, UberConference, Skype и др.
Видеосервисы в образовательном процессе создают телекоммуникационную систему, которая обеспечивает возможность интерактивного обмена аудио-, видеоинформацией между субъектами образовательного процесса, подключенными к интернету. Использование видеосервисов позволяет приблизить педагогическое общение к традиционному очному, а практика их проведения обуславливает наибольшую эффективность дистанционных занятий [26].
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Большинство научных работ описывает применение технологий дистанционного обучения в среднем профессиональном, среднем общем образовании, а также особенности организации образовательного процесса посредством использования инновационных технологий. Так, например, Л.М. Кубалова, О.У Гогицаева., Ю.Б. Хаблиева описывают в своей работе применение дистанционных образовательных технологий в реализации дополнительных профессиональных программ. Проведенное исследование позволило выявить и структурировать особенности и сформулировать возможности дистанционных технологий в профессиональном образовании.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования.
Использование дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании является эффективным средством для становления конкурентоспособных специалистов и в настоящее время является потребностью формирующегося постиндустриального общества. Разработка и внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс вузов становится основополагающим фактором развития образования и дает возможность создания наиболее эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, способствует повышению уровня мотивации студентов и активизации обучения за счет доступности обучения, индивидуализации, ориентации на способности студентов и гибкости обучения.
Перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Дистанционные технологии предоставляют широкие возможности для подготовки высококвалифицированных выпускников, что обуславливает необходимость в дальнейшем их внедрении в процесс изучения профессиональных дисциплин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гогицаева О.У., Кубалова Л.М., Хаблиева Ю.Б. Использование дистанционных образовательных технологий в реализации дополнительных профессиональных программ. URL: http://labourmarket.ru/ conf11/reports/gogitsaeva_kubalova_hablieva.doc
2. Шукурзод Т.А., Шарипов Ф.Ф. Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов //Наука и школа. 2011. № 6. С. 54-56.
3. Андреев А.А., Фокина В.Н. Непрерывное образование и дистанционное обучение // Труды СГУ. Вып. 87. Гуманитарные науки. Психология и социология образования. М., 2005
4. Асмолов А.Г., Семенов А.П., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. —М., Некс Принт, 2010.
5. Безпалова А.Г. Использование digital-технологий и коммуникаций в образовательном процессе вуза // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки), 2017. — №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/16-
ispolzovanie-digital-tekhnologij-i-kommunikatsij-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza
6. Жадаев А.Ю., Ваганова О.И., Пирогова А.А. Деятельность преподавателя в условиях внедрения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 8-2. С. 39-42.
7. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
8. Гущин А.В. Дидактические условия реализации методологии развития информационно-технологического обеспечения педагогического образования // Приволжский научный журнал. 2013. № 4 (28). С. 235-239.
9. СмирноваЖ.В., СтародумоваЛ.А., Ваганова О.И. Особенности использования образовательных услуг в сфере дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 216-222.
10. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. -Казань: Бук, 2015. - С. 1520.
11. Кормилицына, Т. В. Новая педагогика и электронное обучение: история и современность / Т. В. Кормилицына //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2018. - Т. 7. - № 3. - С. 8-14.
12. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К., Белоусова Г.А. Современные технологии профориентационной деятельности в системе высшего образования //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 5-2. С. 45-48.
13. Шарипов Ф.Ф., Насридинова Г.Р. Внедрение информационных технологий в систему гуманитарного образования // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-4. С. 230-231.
14. Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотива-ции//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274276.
15. Садовников Н.В. Теоретические основы формирования математических понятий в школьном курсе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 123-126.
16. Стефанова Н.А., Ахунова З.Р. Взгляд работодателя на «on-line специалиста» или качество дистанционного обучения // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 102-104.
17. Воробьёва О.А., Шарафутдинов И.Р. Надомные и дистанционные работники: сравнительно - правовой аспект // Гуманитарные балканские исследования. 2017. № 1. С. 44-46.
18. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коростелев А.А. Современные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 21-24.
19. Боярська-Хоменко А.В. Дистанцшна освта дорослих як один iз шляхiв подолання негативних на^дюв вшськового конфлшту // Revista ¡tiinfificá progresiva. 2018. № 1. С. 5-8.
20. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
21. Ваганова О.И., Пирогова А.А., Прохорова М.П. Инновационные технологии в инклюзивном образовании//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 36-40.
22. Ваганова О.И., КарповаМ.А., СмирноваЖ.В. Методы реализации технологии дискуссионного обучения//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 91-95.
23. Кормилицына, Т. В. Медиатехнологии как средство развития познавательной активности учащихся (на примере работы школьных видеостудий Республики Мордовия) / Т. В. Кормилицына // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 4 (32). - С. 39-44.
24. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.
25. Миниахметова О.В. Интеграция образовательных технологий в формировании общих компетенций обучающихся профессиональной школы // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам IVмеждунар. науч.-практ. конф. - № 3(4). - М., Изд. «МЦНО», 2017. - С. 38-44.
26. Мелешко, В. От доски до доски. Интерактивные устройства способны изменить мир //ИКТ в образовании. - 2007. - № 5.
27. Мальцева С.М., Ваганова О.И, Алешугина Е.А. Технология разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Педагогические технологии» //Инновации в образовании. 2019. № 6. С. 103-109.
Статья поступила в редакцию 13.04.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020