Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ С ПОЗИЦИИ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ С ПОЗИЦИИ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный формат
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / НАЛОГОВАЯ ДИСЦИПЛИНА / НАЛОГОВАЯ АКТИВНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большакова Алена Владимировна

В статье выявлены ключевые рискообразующие факторы для обеспечения бюджетной безопасности территории: рост недоимки и налоговой задолженности; сокращение числа налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, особенно индивидуальных предпринимателей; снижение дополнительных доначислений по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. В результате оценки остроты кризисной ситуации выявлена значительная угроза снижения налоговой активности. Тенденция роста числа камеральных и сокращения выездных налоговых проверок сопровождается в регионе существенным сокращением дополнительно начисленных сумм на одну проверку.The article identifies key risk-generating factors for ensuring the budgetary security of the territory: the growth of arrears and tax debt; reduction in the number of taxpayers who are registered with the tax authorities, especially individual entrepreneurs; reduction of additional charges based on the results of desk and field tax audits. As a result of assessing the severity of the crisis situation, a significant threat of a decrease in tax activity was revealed. The growth trend in the number of office and reduction of field tax audits is accompanied in the region by a significant reduction in additional accrued amounts per audit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Большакова Алена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ С ПОЗИЦИИ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

Большакова Алена Владимировна, студентка экономического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский

государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, Россия

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ С ПОЗИЦИИ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация: В статье выявлены ключевые рискообразующие факторы для обеспечения бюджетной безопасности территории: рост недоимки и налоговой задолженности; сокращение числа налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, особенно индивидуальных предпринимателей; снижение дополнительных доначислений по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. В результате оценки остроты кризисной ситуации выявлена значительная угроза снижения налоговой активности. Тенденция роста числа камеральных и сокращения выездных налоговых проверок сопровождается в регионе существенным сокращением дополнительно начисленных сумм на одну проверку.

Ключевые слова: налоговый контроль, бюджетная безопасность региона, налоговая дисциплина, налоговая активность, налоговая задолженность, результативность налоговых проверок

Annotation: The article identifies key risk-generating factors for ensuring the budgetary security of the territory: the growth of arrears and tax debt; reduction in the number of taxpayers who are registered with the tax authorities, especially individual entrepreneurs; reduction of additional charges based on the results of desk and field tax audits. As a result of assessing the severity of the crisis situation, a significant threat of a decrease in tax activity was revealed. The growth trend in the number of office and reduction of field tax audits is accompanied in the region by a significant reduction in additional accrued amounts per audit.

Keywords: tax control, budget security of the region, tax discipline, tax activity, tax debt, tax audit performance.

Бюджетная безопасность территории строится, прежде всего, на достаточности бюджетных доходов, основную часть которых, как известно, составляют налоговые доходы. В связи с этим деятельности налоговых органов, обеспечивающих своевременное и полное поступление налоговых доходов в бюджетную систему, имеет огромное значение для достижения должного уровня бюджетной безопасности. При этом из всех функций налогового администрирования наибольшая нагрузка ложится на налоговый контроль, который призван гарантировать выполнение всеми налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов и сборов, выявлять и пресекать налоговые правонарушения и преступления. Поэтому результативный налоговый

контроль - является важнейшим фактором обеспечения бюджетной безопасности региона

С позиции бюджетной безопасности результативность налогового контроля, по нашему мнению, следует оценивать, как по показателям налоговой дисциплины и активности налогоплательщиков, так и по традиционно используемым для этих целей показателям результативности основных форм налогового контроля (налоговых проверок). Вопросам оценки результативности налогового контроля посвящено достаточно много трудов российских ученых. Большинство из них проводят оценку посредством показателей результативности налоговых проверок [2; 3; 7; 9; 10; 12]. Однако для бюджетной безопасности важен не только объем доначислений по результатам проверок, который используется при расчете показателей их результативности, но и общий объем налоговых доходов. Показатели налоговых доходов нередко исследуются в контексте налоговой и бюджетной безопасности [3; 6; 11]. Еще одним немаловажным фактором обеспечения безопасности в бюджетной сфере является налоговая дисциплина налогоплательщиков и результативность урегулирования налоговой задолженности [1; 5; 8].

В системе территориальных органов, как известно, основные функции по проведению налогового контроля выполняют налоговые инспекции. В связи с этим задача данного исследования сводится к оценке результативности контрольной работы налоговой инспекции с использованием показателей налоговой дисциплины, активности налогоплательщиков в погашении задолженности и результативности налоговых проверок как фактора обеспечения бюджетной безопасности территории.

Наиболее важными с позиции обеспечения безопасности в бюджетной сфере являются показатели валовых поступлений налоговых доходов. Рискообразующими факторами при этом могут рассматриваться показатели недоимки, налоговой задолженности, количества налогоплательщиков (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика показателей поступления налоговых доходов и количества

налогоплательщиков по МИ ФНС России №1 по РМ

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Темп роста, %

Поступило налоговых доходов 4908219 4222944 4825659 5016135 5831453 6408636 130,57

Начислено налоговых доходов 3503982 3172489 4160397 4886366 5961823 6408579 182,89

Дополнительно начислено налогов по результатам выездных и камеральных проверок 534515 103549 126429 75886 97084 52384 9,80

Недоимка 426369 546220 394199 495262 663806 693814 162,73

Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах поступившие 5576 6531 7915 23915 21888 3512 62,98

Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах начисленные 35700 26266 21063 39146 31088 26077 73,04

Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему 1937765 1976177 735745 1144713 1268861 1389622 71,71

Урегулированная задолженность 1511396 1429957 341546 649451 605055 695808 46,04

Юридические лица, запись о которых внесена в ЕГРЮЛ 2492 2703 2671 2716 2606 2432 97,59

Индивидуальные предприниматели, запись о которых внесена в ЕГРИП 2616 2678 2537 2500 2427 2352 89,91

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что сумма поступивших налоговых доходов за период 2012-2019 гг. выросла на 30,57%. Однако налоговая дисциплина ухудшилась:

- существенно сократились дополнительно начисленные суммы налогов по результатам выездных и камеральных налоговых проверок (на 90,2%);

- на 27% сократились штрафы начисленные и на 37% - штрафы уплаченные;

- на 62% выросла недоимка;

- сократился объем урегулированной задолженности на 53,96 %;

- сократилось число юридических лиц (на 2,41 %) и индивидуальных предпринимателей (на 10,09%), состоящих на учете.

Увеличение недоимки с 2017 г. обусловлено передачей полномочий по администрированию страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию налоговым органам. В то же время был введен новый вид отчётности «Расчёт 6-НДФЛ», что позволило оперативно осуществлять контроль за начислением и перечислением налога на доходы в бюджет, а также своевременно выявлять размеры недоимки. Кроме того, существенное влияние на увеличение недоимки оказало снижение платёжеспособности предприятий, в связи со снижением деловой активности бизнеса.

Единственным положительным фактором по МИ ФНС России № 1 по РМ является сокращение налоговой задолженности на 28%.

Следует обратить внимание на то, что сокращение числа юридических лиц, состоящих на учете в налоговых органах, не всегда может негативно характеризовать их деятельность и региональных властей. В настоящее время активно ведется работа с фирмами однодневками, из-за закрытия которых и снижается число состоящих на учете зарегистрированных организаций -налогоплательщиков. Признаком сокращения деловой активности в регионе однозначно является сокращение числа ИП и физических лиц, состоящих на

налоговом учете. Как видно из данных таблицы 2 по РМ сокращение числа юридических лиц наблюдается с 2016 г. и составляет ежегодно от 3-6%.

Таблица 2 - Динамика количества налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в МИ

ФНС России №1 по Республике Мордовия

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Темп роста, %

Налогоплательщики -организации 2492 2703 2671 2716 2606 2432 97,5

- цепной индекс роста - 1,1 0,99 1,02 0,96 0,93 -

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели 2616 2678 2537 2500 2427 2352 89,9

- цепной индекс роста - 1,02 0,95 0,99 0,97 0,97 -

Налогоплательщики -физические лица 116541 117565 117281 116219 115788 115093 98,8

- цепной индекс роста 1,01 1,00 0,99 1,0 0,99 -

Всего налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах 121649 122946 122489 121435 120821 119877 98,5

- цепной индекс роста - 1,01 0,99 0,99 0,99 0,997 -

Наибольшее снижение наблюдалось по индивидуальным предпринимателям (около 10%). Число организаций и физических лиц снизилось соответственно на 2,5% и 1,5%. Сокращение числа физических лиц связано с неблагоприятной демографической ситуацией в РМ, проявляющейся в естественной убыли населения и внутренней миграцией - оттоком населения для работы в другие регионы. При этом физические лица вполне могут оставаться состоять на учете в налоговых органах Мордовии, но налог на их доходы поступает по месту нахождения работодателя, а не в бюджет РМ. То есть динамика числа состоящих на учете физических лиц не отражает реальной ситуации по плательщикам налога на доходы физических лиц. Об этом показателе следует судить по количеству поданных в налоговые органы справок 2-НДФЛ и налоговых деклараций по НДФЛ.

Сокращение числа налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей связано с появлением на рынке более крупных игроков в сфере розничной и оптовой торговли, грузоперевозок и других областях деятельности, а также с усилением борьбы налоговых органов с «фирмами - однодневками».

В связи с низкими доходами населения в РМ организации ищут новые рынки сбыта. Так, ООО «Магма ТД» стояло на учёте в МРИ ФНС России №1 по РМ с 04.02.2011г. Снято с учёта 04.09.2019г. Встало на учёт в МРИ ФНС России №4 по Ульяновской области в связи с переносом производственных мощностей и с целью расширения рынков сбыта. Данный факт повлёк за собой сокращение поступающих в бюджет РМ налогов.

Рискообразующие факторы, способствующие сокращению безопасности в бюджетной сфере региона, могут быть связаны с сокращением результативности деятельности налоговых органов. Для их выявления проведем анализ основных показателей проведения выездных и камеральных налоговых проверок (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика показателей проведения камеральных и выездных налоговых проверок МИ ФНС России №1 по Республике Мордовия

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Темп роста, %

Проведено камеральных налоговых проверок, ед. 28589 28435 33898 48381 58118 47605 166,52

- из них выявшие нарушения

1704 2113 2629 4451 4412 2387 140,08

Дополнительно начислено налогов, сборов, пеней, санкций, тыс. руб 38649 37283 41881 33427 29336 20958 54,23

Количество проведенных выездных налоговых проверок, ед

30 28 16 21 9 6 20,00

- из них выявившие

нарушения

30 28 16 21 9 6 20,00

Дополнительно начислено платежей,

включая пени и санкции, тыс. руб. 668923 113476 132452 105574 135501 74777 11,18

Проверки организаций, отобранных для проведения выездных проверок по критериям риска совершения налоговых

правонарушений 25 22 14 19 9 6 24,00

Доля выездных проверок организаций, отобранных по критериям риска совергения налоговых правонарушений, % 83,3 78,6 87,5 90,5 100 100 120,05

Судя по данным табл. 3, можно уверенно утверждать, что изменение структуры проводимых налоговых проверок в пользу повышения числа камеральных, сопровождается сокращением дополнительно начисленных платежей по результатам проверки и может рассматриваться применительно к бюджетной сфере как рискообразующий фактор.

Положительным фактором является переход МИ ФНС России №1 по РМ на принципы риск-ориентированного налогового-контроля. За 2018-2019 гг. 100% выездных налоговых проверок были проведены в отношении плательщиков, отобранным по критериям налогового риска.

Таким образом, к ключевым рискообразующим факторам в сфере налогового контроля для обеспечения бюджетной безопасности тегиона можно отнести: рост недоимки и налоговой задолженности; сокращение числа налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, особенно индивидуальных предпринимателей; снижение дополнительных доначислений по результатам камеральных и выездных налоговых проверок.

Результативность налогового контроля оценим с помощью показателей налоговой дисциплины и активности налогоплательщиков, которые характеризуют негативные тенденции в налоговых отношениях, приводящие к сокращению налоговых поступлений в бюджетную систему в результате образования недоимки, задолженности и прочих нарушений порядка исчисления налогов и сборов (табл. 4).

Таблица 4 - Динамика показателей налоговой дисциплины и активности

налогоплательщиков по МИ ФНС России №1 по РМ

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019

1. Показатели налоговой и исполнительной платежной дисциплины

Коэффициент налоговой

платежной дисциплины 1,215 1,289 1,126 1,011 0,962 0,992

Коэффициент собираемости налоговых доходов 1,401 1,331 1,160 1,027 0,978 1,000

Доля недоимки,

образовавшейся за

налоговый период 12,168 17,217 9,475 10,136 11,134 10,826

Доля дополнительно

начисленных налоговых

платежей в общей сумме

начисленных налоговых

доходов 15,255 3,264 3,039 1,553 1,628 0,817

Коэффициент собираемости

денежных взысканий

(штрафов) за нарушение

законодательства о налогах и

сборах 0,156 0,249 0,376 0,611 0,704 0,135

2. Показатели налоговой активности плательщиков

Коэффициент налоговой

активности - 2,158 3,559 5,335 4,832 4,821

Длительность (периода) оборачиваемости налоговой

задолженности - 166,829 101,156 67,479 74,500 74,669

Коэффициент

урегулирования

задолженности по налогам и

сборам 0,780 0,724 0,464 0,567 0,477 0,501

Коэффициент удельной

задолженности 379,359 367,251 141,272 219,462 252,108 290,473

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля задолженности по

налогам и сборам в

поступивших налоговых

доходах, % 39,48 46,80 15,25 22,82 21,76 21,68

* жирным щрифтом выделены значения показателей, попадающие в зоны риска

В качестве пороговых значений были использованы значения данных показателей, рассчитанные по данным РФ, взятым из статистической отчетности ФНС России.

Из данных таблицы 4 можно сделать вывод, что по районам, администрируемым МРИ № 1, кризисная ситуация более острая, чем по РМ в целом. Ежегодно практически все показатели, за исключением коэффициента урегулированной задолженности, попадали в зоны риска. По итогам 2019 г. из 10 анализируемых индикаторов только один находился в зоне стабильности по сравнению со среднероссийскими пороговыми значениями, а 9 - попали в зону риска. Для оценки остроты кризисной ситуации используем индикативный анализ и «зонную» теорию [13]. Если в качестве пороговых использовать значения индикаторов по РМ, то в зоны риска в 2019 г. попадают 8 индикаторов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Оценка остроты кризисной ситуации по показателям налоговой дисциплины и активности налогоплательщиков в 2019 г. по МРИ №1 по РМ

Как видно по данным лепестковой диаграммы за 2019 г. практически соответствуют средним региональным пороговым значениям коэффициенты налоговой платежной дисциплины и собираемости налоговых доходов. Они

попадают в зону умеренного риска и не представляют значительной опасности. Большинство индикаторов, касающихся недоимки и налоговой задолженности, попали в зону значительного риска. Такое положение нежелательно. Значения данных показателей не удастся быстро изменить, поэтому весьма важно изучать тенденции изменения данных индикаторов. Один индикатор - попал в зону критического риска. Это способствует развитию кризисных явлений и требует стратегических решений для постепенного выхода в более безопасный режим функционирования.

Для оценки результативности налогового контроля используем традиционные показатели результативности камеральных и выездных налоговых проверок (табл. 5). В качестве пороговых значений также будем использовать значения аналогичных показателей по РФ.

Таблица 5 - Динамика показателей результативности камеральных и выездных налоговых

проверок по МИ ФНС России №1 по РМ

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Темп роста, %

Дополнительно начислено налогов, сборов, пеней, санкций на одну камеральную проверку, тыс руб. 1,352 1,311 1,236 0,691 0,505 0,440 32,57

- выявившую нарушения, тыс. руб 22,681 17,645 15,930 7,510 6,649 8,780 38,71

Доля результативных камеральных проверок, % 5,96 7,43 7,76 9,20 7,59 5,01 84,06

Дополнительно начислено платежей, включая пени и санкции на одну проведенную (в том числе выявившую нарушения) выездную проверку, тыс. руб. 22297,4 4052,7 8278,2 5027,3 15055,7 12462,8 55,89

Доля результативных выездных проверок, % 100 100 100 100 100 100 100

Доля организаций, отобранных для проведения проверок по критериям риска совершения налоговых правонарушений, % 83,3 78,6 87,5 90,5 100 100 120,05

Охват налогоплательщиков выездными налоговыми проверками 0,59 0,52 0,31 0,40 0,18 0,13 22,03

* жирным шрифтом выделены значения показателей, попадающие в зоны риска

Данные таблицы 5 свидетельствуют о ряде негативных тенденций в динамике анализируемых показателей. Доля результативных камеральных налоговых проверок снизилась на 16%. Соответственно сократилась и удельная величина дополнительно начисленных налогов, пеней и санкций на одну камеральную проверку. Показатели доли результативных камеральных проверок за 2014-2019 гг. выше пороговых значений. Однако, показатели доначислений как на каждую проверку, так и на одну результативную проверку существенно меньше среднероссийских значений.

Отметим, что сокращение результативности камеральных налоговых проверок, по нашему мнению, не обязательно может быть вызвано снижением качества работы налоговых инспекторов. Проводимая в настоящее время практика информатизации налоговых отношений предполагает сдачу отчетности в электронном виде. При вводе и передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи правильность ее заполнения проверяется автоматически. Кроме того, проверка налоговой отчетности с использованием контрольных соотношений, открытых для налогоплательщиков, дисциплинирует последних. Они самостоятельно могут проверять данные своей налоговой отчетности и вовремя исключать налоговые разрывы и несоответствия между показателями отчетности по разным налогам.

Однако, МРИ №1 следует усиленное внимание уделять результативности камеральных налоговых проверок, так как это в настоящее время основная

форма налогового контроля. Охват налогоплательщиков выездными налоговыми проверками сокращается на протяжении всего анализируемого периода и составляет в 2019 г. всего 0,13%, хотя данный показатель все еще остается в зоне стабильности.

Положительным фактом является 100% доля результативных выездных налоговых проверок и отбор 100% организаций для проверки по критериям налоговых рисков. Однако, сумма доначислений на одну проведенную результативную выездную проверку сократилась на 44 %. За весь период анализа сумма доначислений на одну выездную налоговую проверку намного ниже пороговых значений по РФ.

Немаловажными индикаторами результативности налогового контроля с позиций обеспечения безопасности в бюджетной сфере являются показатели собираемости основных бюджетообразующих налогов (табл. 6).

Таблица 6 - Динамика показателей собираемости налогов и сборов по МИ ФНС России №1

по РМ

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Налоговые доходы, начисленные к уплате в текущем году 3503982 3172489 4160397 4886366 5961823 6408579

Налоговые доходы, поступившие в федеральный бюджет 2098489 1589759 2054238 1939562 2517425 2984381

Налоговые доходы, поступившие в консолидированный бюджет РМ 2809730 2633185 2771421 3076573 3314028 3424255

итого поступило 2+3 4908219 4222944 4825659 5016135 5831453 6408636

коэффициент собираемости 5/2 1,40 1,33 1,16 1,03 0,98 1,00

Налог на прибыль организаций начисленный 645811 918616 567347 696927 1092492 1130904

Налог на прибыль организаций поступивший 786334 757045 587925 773881 1077381 1039891

Коэффициент собираемости налога на прибыль организаций 1,22 0,82 1,04 1,11 0,99 0,92

Налог на доходы физических лиц начисленный -* -* 951134 1558120 1573156 1706830

Налог на доходы физических лиц поступивший 1276851 1216962 1501596 1608481 1593345 1730867

Коэффициент собираемости налога на доходы физических лиц 1,00 1,00 1,58 1,03 1,01 1,01

Региональные налоги и сборы начисленные 718842 460605 669785 616866 938770 653620

Региональные налоги и сборы поступившие 705198 584166 611701 611426 899693 787868

Коэффициент собираемости региональных налогов 0,98 1,27 0,91 0,99 0,96 1,21

* за этот период не начислялся

Коэффициент собираемости всех налогов сокращается за анализируемый период с 1,4 в 2014 г. до 1,0 в 2019 г. Еще хуже обстоит дело с собираемостью налога на прибыль, коэффициент собираемости которого сократился до 0,92 и попадал в 2015 г., 2018 г. и 2019 г. зону умеренного риска. Собираемость региональных налогов попадала в зону стабильности только в 2015 г. и 2019 г. Именно на собираемость региональных налогов сотрудникам МИ ФНС России №1 по РМ следует обратить особое внимание. Основные региональные налоги относятся к имущественным. Их динамика не зависит от циклических колебаний экономики. Поэтому основной причиной недопоступления региональных налогов в бюджет является недостаточно эффективный налоговый контроль.

Как мы уже отмечали объективной причиной такого положения дел, является отсутствие в регионе крупнейших налогоплательщиков, по которым суммы доначислений могут быть особенно высоки. Однако некоторые потери могут быть и по причине недостаточно эффективных технологий контроля и выявления налоговых правонарушений и преступлений.

Таким образом, результаты работы налоговых органов свидетельствуют о том, что посредством принимаемых мер, в том числе связанных с повышением эффективности осуществления контрольно-надзорных функций в установленной сфере деятельности, осуществляемых налоговыми органами, общее состояние налоговой дисциплины, соблюдения требований законодательства о налогах и сборах имеет ряд положительных тенденций, что в свою очередь положительно характеризует контрольно-надзорную деятельность налоговых инспекций РМ. При этом для укрепления бюджетной безопасности территориальным налоговым органам необходимо усилить работу по урегулированию налоговой задолженности и собираемости региональных налогов.

Библиографический список:

1. Бондарь О.А. Оценка совокупной налоговой задолженности как показатель эффективности деятельности налогового органа // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. 2017. № 4 (24). С. 29-34.

2. Гварлиани Т.Е., Вдовина С.В. Современные аспекты результативности налогового контроля // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-2 (33). С. 126-130.

3. Гончаренко Л.И., Адвокатова А.С. Современные формы налогового контроля как инструмент обеспечения бюджетной устойчивости // Инновационное развитие экономики. 2016. № 6-2 (36). С. 129-135.

4. Ермошина Т.В., Ромашкина О.И. Методика оценки эффективности контрольной работы налоговых органов / Современная наука: теоретический и практический взгляд Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под ред. Сукиасян А. А. 2015. С. 72-80.

5. Иванов В.В. Методологические аспекты оценки налоговой дисциплины // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 89-92.

6. Королева Л.П. Перспективы совершенствования механизма взимания налога на прибыль организаций в России // Налоги и финансы. 2014. № 2 (22). С. 32-40.

7. Мешкова Д.А. Налоговый контроль: формы осуществления и результативность // Бухгалтер и закон. 2011. № 6 (150). С. 10-12.

8. Мешков Р.А. Механизм регулирования налоговой задолженности: формы реализации и показатели эффективности // Налоговая политика и практика. 2008. № 11. С. 52-57.

9. Мороз В.В., Бурдакова А.Ю. Налоговые проверки: их эффективность и результативность // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 1. С. 44-48.

10. Морозов М.С. К вопросу о результативности налогового контроля // Сервис plus. 2009. № 4. С. 67-72.

11. Королева Л.П., Танякина О.А. Оценка угроз налоговой безопасности рф по индикаторам налоговых доходов консолидированного бюджета // Национальная безопасность / nota bene. 2016. № 2 (43). С. 266-275.

12. Филиппова Н.А., Ефремова Т.А. Повышение результативности налогового контроля: теория и практика: монография. Саранск, 2010. 160 с.

13. Финансовая безопасность: учебник / Л.А. Кормишкина, Л.П. Королева. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.