Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ'

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ / УСКОРЕНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Содномова Светлана Константиновна, Короткова Светлана Николаевна

В представленной статье рассмотрено развитие таможенного администрирования. Таможенное администрирование подвержено влиянию как внешних, так и внутренних факторов. Для соответствия современным требованиям необходимо цифровизация процессов администрирования Цифровизация - одно из направлений модернизации деятельности таможенных органов. Для этого государством разработана и реализуется Государственная Программа развития ВЭД, имеющая подпрограмму под названием «Совершенствование таможенной деятельности». Проведена оценка основных показателей работы таможенных органов за период с 2016-2020 гг. таких как: средние сроки прохождения таможенных операций при выпуске товаров, доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, перечисления таможенных и иных платежей от ФТС России в доход федерального бюджета, общее количество возбужденных уголовных дел по таможенным правонарушениям в общем количестве оформленных деклараций на товары. Отмечено, что имеется серьезное улучшение деятельности таможенных органов. Это подтверждается местом РФ в рейтинге Всемирного банка. Однако, необходимо совершенствование деятельности с учетом лучших мировых практик. Предложено ввести следующие критерии оценки деятельности таможенных органов: а) выявлять зависимость средств, затраченных на внедрение информационных технологий для таможенной деятельности, с результатом такого внедрения; б) абстрагироваться от показателей выполнения установленных норм поступлений таможенных платежей в доход бюджета, в пользу полноты таких поступлений исходя из уровня всех начисленных таможенных пошлин и платежей, и фактических их перечислений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS ADMINISTRATION IN RUSSIA

The article presents the development of customs administration. Customs administration is influenced by both external and internal factors. To meet modern requirements, it is necessary to digitalize the processes of administration. Digitalization is one of the directions of modernization of the activities of customs authorities. For this purpose, the state has developed and is implementing a State Program for the development of foreign economic activity, which has a subprogram called "Improving customs activities". Throughout the period from 2016-2020 the assessment of the main indicators of the work of customs authorities such as the average time of customs operations during the release of goods, the share of declarations for goods issued electronically without submitting documents on paper, transfers of customs and other payments from the Federal Customs Service of Russia to the federal budget, the total number of criminal cases initiated for customs offenses in the total number of issued declarations for goods was carried out. It is noted that there is a serious improvement in the activities of customs authorities. This is confirmed by the place of the Russian Federation in the World Bank rating. However, it is necessary to improve activities taking into account the best world practices. It is offered to introduce the following criteria for assessing the activities of customs authorities: a) to identify the dependence of funds spent on the introduction of information technologies for customs activities with the result of such implementation; b) to abstract from the indicators of fulfillment of the established norms of receipts of customs payments to the budget revenue, in favor of the completeness of such receipts based on the level of all accrued customs duties and payments, and their actual transfers.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ»

Научная статья УДК 339.1 EDN DLVTZQ

Б01 10.17150/2411-6262.2022.13(1).5 ¡д

С.К. Содномова1 © С.Н. Короткова2

1 Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация

2 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: С.К. Содномова, sodnomovask@mail.ru

АННОТАЦИЯ. В представленной статье рассмотрено развитие таможенного администрирования. Таможенное администрирование подвержено влиянию как внешних, так и внутренних факторов. Для соответствия современным требованиям необходимо цифровизация процессов администрирования Цифровизация - одно из направлений модернизации деятельности таможенных органов. Для этого государством разработана и реализуется Государственная Программа развития ВЭД, имеющая подпрограмму под названием «Совершенствование таможенной деятельности».

Проведена оценка основных показателей работы таможенных органов за период с 2016-2020 гг. таких как: средние сроки прохождения таможенных операций при выпуске товаров, доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, перечисления таможенных и иных платежей от ФТС России в доход федерального бюджета, общее количество возбужденных уголовных дел по таможенным правонарушениям в общем количестве оформленных деклараций на товары. Отмечено, что имеется серьезное улучшение деятельности таможенных органов. Это подтверждается местом РФ в рейтинге Всемирного банка.

Однако, необходимо совершенствование деятельности с учетом лучших мировых практик.

Предложено ввести следующие критерии оценки деятельности таможенных органов:

а) выявлять зависимость средств, затраченных на внедрение информационных технологий для таможенной деятельности, с результатом такого внедрения;

б) абстрагироваться от показателей выполнения установленных норм поступлений таможенных платежей в доход бюджета, в пользу полноты таких поступлений исходя из уровня всех начисленных таможенных пошлин и платежей, и фактических их перечислений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Таможенное администрирование, оценка деятельности, цифровизация процессов, ускорение прохождения таможенного оформления. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 16 ноября 2021 г.; дата принятия к печати 21 марта 2022 г.; дата онлайн-размещения 30 апреля 2022 г.

Original article

S.K. Sodnomova1 © S.N. Korotkova2

1 Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russian Federation

2 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: S.K. Sodnomova, sodnomovask@mail.ru

ABSTRACT. The article presents the development of customs administration. Customs administration is influenced by both external and internal factors. To meet

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS ADMINISTRATION IN RUSSIA

© Содномова С.К., Короткова С.Н., 2022

modern requirements, it is necessary to digitalize the processes of administration. Digitalization is one of the directions of modernization of the activities of customs authorities. For this purpose, the state has developed and is implementing a State Program for the development of foreign economic activity, which has a subprogram called "Improving customs activities".

Throughout the period from 2016-2020 the assessment of the main indicators of the work of customs authorities such as the average time of customs operations during the release of goods, the share of declarations for goods issued electronically without submitting documents on paper, transfers of customs and other payments from the Federal Customs Service of Russia to the federal budget, the total number of criminal cases initiated for customs offenses in the total number of issued declarations for goods was carried out. It is noted that there is a serious improvement in the activities of customs authorities. This is confirmed by the place of the Russian Federation in the World Bank rating.

However, it is necessary to improve activities taking into account the best world practices.

It is offered to introduce the following criteria for assessing the activities of customs authorities:

a) to identify the dependence of funds spent on the introduction of information technologies for customs activities with the result of such implementation;

b) to abstract from the indicators of fulfillment of the established norms of receipts of customs payments to the budget revenue, in favor of the completeness of such receipts based on the level of all accrued customs duties and payments, and their actual transfers.

KEYWORDS. Customs administration, assessment of activities, digitalization of processes, acceleration of customs clearance, recommendations for transformation. ARTICLE INFO. Received November 16, 2021; accepted March 21, 2022; available online April 30, 2022.

Введение

Развитие таможенного администрирования тесно связано с оценкой показателей деятельности таможенных органов, их модернизацией и соответствием современным трендам, происходящим в мировой торговле [1—3].

Цель исследования- изучить изменения, происходящие в таможенном администрировании за последние несколько лет, оценить их результативность.

Существует множество работ, посвященных таможне и ее деятельности. Однако, глобальные изменения, происходящие в мире, требуют высокой скорости адаптации, которая возможна только в условиях прослеживания не только текущих изменений, но возможности уловить тренд зарождающихся. И что более важно, суметь адекватно и своевременно изменить деятельность таможенных администраций.

Значимость исследования заключается в оценке современного состояния таможенного администрирования в РФ, сравнении с лучшими мировыми практиками, выработке предложений по ее улучшению.

Основная часть

На современном этапе поиск оптимальной организации деятельности таможенных органов становится актуальным предметом исследований представителей как мирового научного сообщества, так и различных международных организаций. Ряд авторов предлагают изменить функциональную структуру, выделив основные и вспомогательные функции таможенных администраций [4]. Другие рассматривают вопросы унификации и гармонизации таможенного администрирования [5—7].

В целом, авторы единодушны в необходимости реформ [8; 9], несмотря на то, что этот вопрос постоянно на повестке [10].

Становление и развитие таможенного администрирования в РФ следует рассматривать с рассмотрения рейтинга Logistics Performance Index 2018, составленного Всемирным банком.

Такой рейтинг составляется раз в два года и характеризует легкость организации международных перевозок, качество логистики и работы таможенных органов. Индекс Customs показывает эффективность деятельности пограничных органов, в число которых входит в том числе таможня.

Данные рейтинга отображены в виде рис. 11.

Стоит отметить, что в предыдущей версии рейтинга Россия занимала 99 место с индексом LPI равному 2,57 баллу, это было связано с низкими показателями по работе таможенных органов, и с организацией международных перевозок и отслеживанием груза. Из этого стоит сделать вывод о том, что Россия стремится к развитию в области таможенного администрирования и имеет некоторые успехи в этом направлении.

На эффективность и результативность таможенного администрирования влияет множество различных факторов, в целом такие факторы можно поделить на внешние и внутренние. Примеры представлены в табл. 1.

Учитывая данные критерии и факторы, проведем анализ показателей.

В настоящее время на повестке — цифровизация процессов администрирования. Применение информационных технологий направлено для развития таких областей, как:

— электронное декларирование;

— информационное взаимодействие;

— автоматизация деятельности;

1 Global Rankings // The World Bank. URL: https://lpi.worldbank.org/international/global (дата обращения: 14.10.2021).

Таблица 1

Некоторые факторы, влияющие на эффективность таможенного

администрирования

Внешние факторы Внутренние факторы

Международные отношения и связи Использование материально-технических таможенных ресурсов

Эффективность внешней таможенной политики Использование информационных таможенных ресурсов

Стратегические цели страны Человеческий фактор

— ускорение обработки данных.

Связь таможенного администрирования с цифровой средой становится теснее с каждым годом, однако поддержание высокого уровня безопасности и проведения эффективного контроля возможно при наличии комплексной программы модернизации, основой которой будут информационные технологии, подходящие для анализа большого количества информации.

В то же время в числе угроз таможенной службы «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» определяет незаконный доступ к ЕАИС ТО, а также ранее не совершаемые преступления и правонарушения с применением информационных технологий и т.д.2

Для успешной реализации мероприятий Стратегии государством разработаны и реализуются Государственные программы, состоящие из подпрограмм, каждая из которых посвящена конкретной области государственной деятельности.

Например, подпрограмма 5 Государственной Программы развития ВЭД, под названием «Совершенствование таможенной деятельности», утвержденной Постановлением Правительства от 15.04.2014 г. № 330 входят такие направления совершенствования, как развитие административной и социальной инфраструктуры таможенных органов, совершенствование деятельности в области таможенного дела, обеспечение сотрудников таможенных органов РФ. На рис. 2 представлены суммы, выделяемые для реализации данной подпрограммы, и данные о фактически израсходованных средствах за этот период.

Для развития таможенного администрирования осуществляется активное введение технологий, а в последующем планируется создание «умной», оснащенной интеллектом таможни.

Оценим скорость совершения таможенных операций, взяв такой показатель, как время, затрачиваемое на выпуск товара.

На рис. 3 приведены данные о времени, затрачиваемом на выпуск товара. Такие данные представлены за период 2016—2020 гг.

Положительная динамика наблюдается в ускорении прохождения таможенных операций при выпуске товаров на протяжении всего рассматриваемого периода. При импорте время сократилось с 97 до 60 мин, при экспорте с 47 до 30 мин. Это подтверждает факт зависимости технической и инновационной составляющей в процессе ускорения предоставляемых таможенными органами услуг.

Данный критерий можно проанализировать и на основании данных ФТС о доле деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, по отношению к общему количеству оформленных деклараций на товары. Нужно учитывать, что при этом такие товары не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях.

2 О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 28 дек. 2012 г. N° 2575-р : (ред. от 10 февр. 2018) // СПС «КонсультантПлюс».

d 71 000

к

§ 69 000

M

I 67 000

a 65 000

<D

£ 63 000

61 000 59 000 57 000 55 000

2016

2017

2018

2019

2020

Год

Размер выделенных средств

Размер использованных средств

Рис. 2. Размер бюджетных ассигнований, выделенных в рамках подпрограммы развития, в период 2016—2020 гг.

Составлен авторами по данным: Итоговые доклады о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России за 2016-2020 гг. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-dokla-dy-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (дата обращения: 15.04.2020).

S 120

К

К 100

о ft О

80 60 40 20 0

97

2016

2017

2018

2019

2020

Год

Экспорт

Импорт

Рис. 3. Средние сроки прохождения таможенных операций при выпуске товаров, в период 2016—2020 гг.

Составлен авторами по данным: Итоговые доклады о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России за 2016-2020 гг. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-dokla-dy-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (дата обращения: 15.04.2020).

Такие данные взяты в динамике с 2016—2020 гг., полученный результат изображен на рис. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к ч

о «

100,00 99,90 99,80 99,70 99,60 99,50 99,40 99,30 99,20

99,90 99,93 99,88 99,88

99,50

--

2016

2017

2018

2019

2020

Год

Рис. 4. Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, в период 2016—2020 гг. [7]

Можно сделать вывод, что изучаемый показатель в 2018 г. приблизился к наибольшему значению, равному 99,93 %. На уменьшение показателя в 2019— 2020 гг. мог повлиять рост Интернет-торговли России, доля которой, в общем обороте розничной торговли, увеличилась с 1,2 % в 2016 г., до 3,9 % в 2020 г. На данный показатель так же могло повлиять увеличение количества деклараций на товары, подаваемых физическими лицами.

Рассматриваемый показатель способствует созданию благоприятных условий для бизнеса, в виде уменьшения бумажного документооборота, сокращения времени на контроль декларации.

Далее оценим эффективность деятельности таможенных органов на основании данных о сборе таможенных платежей за определенный период. Это важный показатель, так как фискальная функция наиболее актуальна для государства в силу того, что существенная часть доходов федерального бюджета формируется за счет поступлений от внешнеторговой деятельности. Проанализируем данные о фактических перечислениях таможенных и иных платежей в доход федерального бюджета. Для анализа возьмем динамику за 2016—2020 гг. и объединим в табл.23.

Полученная динамика, для наглядности, изображена на рис. 5.

Стоит отметить, что за счет таможенных платежей, администрируемых ФТС России, формируется в среднем 25—30 % доходной части федерального бюджета РФ, это значит, что таможенные платежи являются одной из наиболее значимых статей доходов федерального бюджета. Уменьшение перечислений от ФТС связано со снижением объемов экспорта, и, как следствие, уменьшением поступлений от уплаты вывозных таможенных пошлин. На это повлияло, в том числе, снижение нефтегазовых доходов, введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, усугубило ситуацию нестабильное экономическое состояние в стране, связанное с пандемией.

3 О перечислении средств в федеральный бюджет за 2016—2020 гг. URL: https://customs.gov. ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej.-postupayushhix-v-byudzhet (дата обращения: 16.05.2021).

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2022. Т. 13, № 1 ISSN 2411-6262 2 0 2 2, vol. 13, no. 1

Таблица 2

Перечисления таможенных и иных платежей от ФТС России в доход федерального бюджета, в период 2016-2020 гг. Суммы в миллиардах рублей

Год Часть суммы доходов федерального бюджета, администрируемая ФТС Общая сумма поступлений в бюджет Факт от всех поступлений, %

план факт

2016 4358,9 4406,9 13460,0 32,7

2017 4451,0 4575,7 15088,9 30,3

2018 5938,5 6063,2 19454,4 31,2

2019 5639,6 5728,9 20188,8 28,4

2020 5343,8 4751,8 18722,2 25,4

d 25 000

ч а ч

м 20 000

«

н в

си Ч

В

^

н о О

с

15 000

10 000

5 000

19 454,4

20 188,8

18- 722,2-

2016

2017

2018

2019

2020

Год

Объем фактических поступлений от ФТС

Всего поступлений в доход бюджета РФ

Рис. 5. Перечисления таможенных и иных платежей от ФТС России в доход федерального бюджета, в период 2016-2020 гг.

Следующим важным для анализа показателем является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в сфере таможенной деятельности. Проанализируем данный критерий по количеству возбужденных уголовных дел по таможенным правонарушениям в период с 2016-2020 гг.

Около 30 % от всех возбужденных уголовных дел по таможенным правонарушениям составляет контрабанда сильнодействующих, взрывчатых веществ и боеприпасов. Меньшее количество дел, около 4 %, занимает незаконный экспорт или передача материалов для создания оружия массового поражения.

Общее количество возбужденных дел по таможенным правонарушениям, в период 2016-2020 гг., представлено на рис. 64.

4 Отчеты об исполнении основных показателей работы таможенных органов РФ за 2016-2020 гг. URL: https://customs.gov.ru/folder/89133/ (дата обращения: 14.09.2020).

0

tj 800 000

ч о

^ 700 000

ft

ч

600 000

EH

о

о 500 000

о

<5

& 400 000

m о

H 300 000

200 000

100 000

.2 235

692 565,7 674 278,6

2 103

2 054

2 067

2 015

2016

2017

2018

2019

2020

2 300

2 250

2 200

2 150

2 100

2 050

2 000

1 950

1 900

Год

Рис. 6. Общее количество возбужденных уголовных дел по таможенным правонарушениям, в период 2016—2020 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а ч о

д ф

,

е

ы

На основании данных рис. 6 можно отметить тенденцию к уменьшению общего количества возбужденных уголовных дел по таможенным правонарушениям, однако в 2020 г. отмечается увеличение данного показателя. Это связано с ростом уголовных дел, возбужденных в отношении контрабанды сильнодействующих, взрывчатых веществ и боеприпасов, и в отношении алкогольной продукции и табачных изделий. В последнем случае это связано с повышением с 1 января 2020 г. акцизов на некоторые виды алкогольной продукции.

На снижение товарооборота повлияло уменьшение продаж нефти, нефтепродуктов и газа, а также рост закупок медикаментов.

Рассматриваемый критерий может охарактеризовать такой показатель, как доля партий товаров, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства, либо в выпуске было отказано, по отношению к общему объему досматриваемых партий товаров. Такие данные представлены на рис. 75.

Несмотря на то, что ФТС России ежегодно отслеживает динамику деятельности таможенной службы, разрабатывает и приводит в действие различные мероприятия, направленные на совершенствование таможенного администрирования, тем не менее, остаются открытыми некоторые вопросы и актуальными проблемы.

Для более полной оценки эффективности деятельности таможенных органов следует обращать внимание на то, какие показатели используются в других странах, чтобы анализ получился универсальным, показательным и полным.

Однако стоит учитывать, что все страны разные и имеют свои особенности. Где-то полномочия таможенных органов шире, где-то более ограничены, у стран различное административное деление, географическое положение и т.д.

Для Российской Федерации можно предложить ввести следующие критерии оценки деятельности таможенных органов:

5 Отчеты об исполнении основных показателей работы таможенных органов РФ за 2016—2020 гг. URL: https://customs.gov.ru/folder/89133/ (дата обращения: 14.09.2020).

0

2016 2017 2018 2019 2020

Год

Рис. 7. Доля партий товаров, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства, либо в выпуске было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров, в период 2016—2020 гг.

— выявлять зависимость средств, затраченных на внедрение информационных технологий для таможенной деятельности, с результатом такого внедрения;

— абстрагироваться от показателей выполнения установленных норм поступлений таможенных платежей в доход бюджета, в пользу полноты таких поступлений исходя из уровня всех начисленных таможенных пошлин и платежей, и фактических их перечислений.

Те показатели, что используют для оценки эффективности в настоящее время, с одной стороны позволяют в какой-то степени оценить деятельность таможенных органов, а с другой стороны требуется внедрение новых показателей, для всесторонней более полной оценки.

Рассмотрим опыт других стран [11—13]. Например, страны Европейского Союза используют генеральные гарантии со сниженной суммой обеспечения по сравнению с возможным таможенным долгом. В РФ же признается размер обеспечения уплаты в зависимости от максимально возможных сумм таможенных платежей, не учитывая риск уклонения от их уплаты. Производители-экспортеры Союза самостоятельно оценивают возможность предоставления им преференций. В России страну происхождения подтверждает импортер [14]. В морских портах действует принцип «единого окна», решение о выпуске или проверке принимается до разгрузки. Данные, необходимые для контроля, концентрируются в государственном таможенном органе, и при необходимости рассылаются в различные службы.

США являются лидером по разработке и применению декларирования в электронном виде и в области цифровой экономики. Созданы отраслевые центры, обрабатывающие информацию о торговой деятельности и осуществляющие контроль после выпуска товаров по всей стране. Каждый центр обрабатывает информацию по конкретной отрасли, что позволяет проводить более глубокий и полный анализ. Удобство и простота сайта также имеет значение6. Широко используют

6 U.S. Customs & Border Protection // Information Center. CBR. URL: https://help.cbp.gov/s7 sidebar-top-5-import?language=en US (дата обращения: 22.09.2021).

штрих-коды, с помощью которых принимается оперативное решение в пунктах пропуска. Внедрена система BRASS, позволяющая проводить таможенное оформление и таможенный контроль импортной отправки в течение 5-10 секунд.

В Китае создана программа поощрения уполномоченных экономических операторов, основанная на проведении государственного контроля с учетом кредитоспособности компании7. Лица, прошедшие такую аккредитацию, пользуются упрощениями, предоставленными государственными органами. Отменены декларации о включении (исключении) товаров в Перечень подкарантинной продукции, контроль за перемещением такой продукции включен в порядок таможенного оформления8.

В Сингапуре субъекты внешнеэкономической деятельности пользуются услугами специального государственного органа, для взаимодействия со службами. Это сокращает время и увеличивает товарооборот. Инструкция по перемещению груза через таможенную границу преобразована в специальное приложение, где она изложена в игровом формате, и доступна на сайтах9.

Выводы

На основании рассмотренной практики, используемой зарубежными странами, можно дать следующие рекомендации по преобразованию таможенного администрирования России:

— конкурентоспособность страны будет повышаться в зависимости от повышения уровня таможенного администрирования в ней;

— использовать все возможные меры и ресурсы для сокращения времени, затрачиваемого на декларирование и выпуск товара;

— без улучшения и беспрерывного использования технологий система не будет развиваться;

— в приоритет ставить контроль, осуществляемый после выпуска товара;

— повышать качество межведомственного взаимодействия в электронном формате;

— привлечение опытных специалистов и экспертов из ФТС и представителей бизнеса, для совместного обсуждения и решения вопросов в области таможенного администрирования;

— переход на цифровую экономику, что даст значительное сокращение, как издержек государства, так и издержек участников ВЭД.

В завершении стоит отметить, что необходимо обращаться к опыту лучших мировых практик таможенного администрирования, но при этом учитывать национальные особенности страны.

Все улучшения, направленные на совершенствование таможенного администрирования, приведут к следующим результатам:

— сократится время, затрачиваемое на выпуск товаров;

— повысится уровень прозрачности проводимых таможенных операций и принятых решений;

— сократятся расходы государства на организацию таможенного контроля;

— увеличится сбор таможенных и налоговых сборов.

Итогом работы является вывод о том, что таможенное администрирование в РФ развивается ускоренными темпами. Каждое из направлений представляет собой отдельную область таможенной системы России, в которых существуют свои проблемы. Решение их — одна из задач таможенного администрирования.

7 AEO Program of China Customs. URL: https://www.wto.org/english/tratop e/tradfa e/comm e/ meet oct18 chn e.pdf (дата обращения: 17.10.2021).

8 GACC Cancels Entry/Exit Inspection and Quarantine Clearance Declarations. URL: http://english. customs.gov.cn/Reform/html/index.html (дата обращения: 10.08.2021).

9 Customs@SG Web Application. URL: https://www.customs.gov.sg/eservices/customs-sg-web-ap-plication/ (дата обращения: 15.08.2021).

Список использованной литературы

1. Киреенко А.П. Возможности формирования налоговой культуры в сфере самозанятости / А.П. Киреенко, М.О. Измайлова. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(1).000-000 // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 1. — С. 5-15.

2. Яковлева А.Ю. Противодействие уклонению от уплаты налогов: практика в России и за рубежом / А.Ю. Яковлева, Ю.Б. Ткач // Global and Regional Research. — 2021. — Т. 3, № 4. — С. 56-63.

3. Звягинцева Н.А. Современные грани антикризисного регулирования денежно-кредитной сферы и финансового рынка / Н.А. Звягинцева. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.31(1).000-000 // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 1. — С. 16-24.

4. Modern Trends of Customs Administrations Formation: Best European Practices and a Unified Structure / N. Shpak, O. Melnyk, M. Adamiv, W. Sroka. — DOI 10.2478/ nispa-2020-0008 // The NISPAcee Journal of Public Administration and Policy. — 2020. — Vol. XIII, no. 1. — P. 189-211.

5. Altemoller F. How do the Changing International Trade Relations Impact on Public Administration? / F. Altemoller. — DOI 10.3390 / su10093060 // World Customs Journal. — 2018. — Vol. 12, no. 1. — P. 17-26.

6. Vimbai L. Adopting a Harmonized Regional Approach to Customs Regulation for the Tripartite Free Trade Agreement / L. Vimbai, J. Michelle. — Hamburg : Anchor Academic Publ., 2017. — 111 p.

7. Czapnik B. The Unique Features of the Trade Facilitation Agreement: A Revolutionary New Approach to Multilateral Negotiations or the Exception which Proves the Rule? /

B. Czapnik. — DOI 10.1093/jiel/jgv041 // Journal of International Economic Law. — 2015. — Vol. 18, iss. 4. — P. 773-794.

8. Peterson J. An Overview of Customs Reforms to Facilitate Trade. Journal of International Commerce and Economics. 2017. — August. — URL: https://www.usitc.gov/journals.

9. Мукхопадхьяй A. Изменения в международной торговле в условиях нестабильного миропорядка / A. Мукхопадхьяй. — DOI 10.17323/1996-7845-2019-04-05 // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2019. — Т. 14, № 4. — С. 89-111.

10. Changing Customs: Challenges and Strategies for the Reform of Customs Administration / ed. M. Keen. — International Monetary Fund, 2003. —201 p.

11. Бойкова М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования / М.В. Бойко-ва. — Москва : РИО Российская таможенная акад., 2017. — 130 с.

12. Гомон И.В. Международное сотрудничество ФТС России в рамках ЕАЭС и СНГ / И.В. Гомон, Э.Э. Винников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 5 (1). — С. 111-114.

13. Гыргенова Т.К. Зарубежный опыт совершенствования системы администрирования таможенных платежей / Т.К. Гыргенова // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). —

C. 43-46.

14. Орлова Е.Н. Таможенные льготы: механизм установления и практика применения / Е.Н. Орлова, Е.О. Завьялова. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).2 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24602.

References

1. Kireenko A.P., Izmailova M.O. Opportunities for Tax Culture Formation of Self-Employed. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 1, pp. 5-15. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(1).5- 15.

2. Yakovleva A.Yu., Tkach Yu.B. Tax evasion: practice in Russia and abroad. Global and Regional Research, 2021, vol. 3, no. 4, pp. 56-63. (In Russian).

3. Zvyagintseva N.A. Modern Facets of Anti-Crisis Regulation of Monetary Sector and Financial Market. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 1, pp. 16-24. DOI: 10.17150/2500- 2759.2021.31(1).16-24. (In Russian).

4. Shpak N., Melnyk O., Adamiv M., Sroka W. Modern Trends of Customs Administrations Formation: Best European Practices and a Unified Structure. The NISPAcee Journal of Public Administration and Policy, 2020, vol. XIII, no. 1, pp. 189-211. DOI: 10.2478/nis-pa-2020-0008.

5. Altemoller F. How do the Changing International Trade Relations Impact on Public Administration? World Customs Journal, 2018, vol. 12, no. 1, pp. 17-26. DOI: 10.3390 / su10093060.

6. Vimbai L., Michelle J. Adopting a Harmonized Regional Approach to Customs Regulation for the Tripartite Free Trade Agreement. Hamburg, Anchor Academic Publ., 2017. 111 p.

7. Czapnik B. The Unique Features of the Trade Facilitation Agreement: A Revolutionary New Approach to Multilateral Negotiations or the Exception which Proves the Rule? // Journal of International Economic Law, 20105, vol. 18, iss. 4, pp. 773-794. DOI: 10.1093/ jiel/jgv041.

8. Peterson J. An Overview of Customs Reforms to Facilitate Trade. Journal of International Commerce and Economics, 2017, August. Available at: https://www.usitc.gov/journals.

9. Mukkhopadkhyai A. Shifting trade matrix in turbulent world orde. Vestnik mezhdun-arodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika = International Organisations Research Journal, 2019, vol. 14, no. 4, pp. 89-111. (In Russian).

10. Keen M. (ed.). Challenges and Strategies for the Reform of Customs Administration. International Monetary Fund, 2003. 201 p.

11. Boikova M.V. Foreign experience of customs administration. Moscow, Russian Customs Academy Publ., 2017. 130 p.

12. Gomon I.V., Vinnikov E.E. International cooperation of the FCS of Russia in the framework of the EAEU and the CIS. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvenny-kh nauk = International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2019, no. 5, pp. 111114. (In Russian).

13. Gyrgenova T.K. Foreign experience in improving the system of administration of customs payments. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2018, no. 19, pp. 43-46. (In Russian).

14. Orlova E.N., Zavyalova E.O. Customs Benefits: Mechanism of Establishment and Practice in the Application. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 3. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24602. (In Russian). DOI: 10.17150/2411- 6262.2021.12(3).2.

Информация об авторах

Содномова Светлана Константиновна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра таможенного дела и правоведения, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация, sodnomovask@mail.ru, © https://orcid. org/0000-0002-5898-0537, SPIN-код: 8392-1960, AutorID РИНЦ: 439479.

Короткова Светлана Николаевна — старший преподаватель, кафедра международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, ksn6868@mail.ru, SPIN-код: 8099-2980, AuthorID РИНЦ: 1115503.

Authors

Svetlana K. Sodnomova — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Customs and Law, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russian Federation, sodnomovask@mail. ru, d https://orcid.org/0000-0002-5898-0537, SPIN-Code: 8392-1960, AutorID RSCI: 439479.

Svetlana N. Korotkova — Senior Lecturer, Department of International Relations and Customs, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, ksn6868@mail.ru; SPIN-Code: 8099-2980, AuthorID RSCI: 1115503.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Содномова С.К. Оценка развития таможенного администрирования в России / С.К. Сод-номова, С.Н. Короткова. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(1).5. — EDN DLVTZQ // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 1.

For Citation

Sodnomova S.K., Korotkova S.N. Assessment of the Development of Customs Administration in Russia. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 1. (In Russian). EDN: DLVTZQ. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(1).5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.