УДК 336.225.673
С.К. Содномова
Иркутский государственный университет путей сообщения,
г. Иркутск, Российская Федерация
БУДУЩЕЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ*
АННОТАЦИЯ. Глобальный рост международной торговли оказывает существенное давление на правительства в целях обеспечения эффективных, быстрых и надежных процедур пересечения границ и оформления грузов. В статье проведен анализ практики развития таможенного администрирования. Показана трансформация подходов к осуществлению управления таможенным делом. За прошедшие несколько десятилетий таможенные органы существенно изменили подходы к осуществлению своей деятельности. Было выявлено, что поддержание высокого уровня безопасности и проведения эффективного контроля возможно при наличии комплексной программы модернизации, основанной на информационных технологиях, способных анализировать массивы информации. Развивающиеся страны, опираясь на опыт США и ЕС, будучи активно вовлеченными в мировой товарооо-борот, интенсивно внедряют лучшие практики таможенного администрирования. Будущее таможенного администрирования связывается с изменениями среды, в которой работают таможенные органы и с изменениями в самой деятельности таможенных органов. В связи с этим указаны ключевые области, требующие изменений: открытость законодательства, оснащенность таможенных органов, таможенная культура, гибкость.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Таможенное администрирование, информационные технологии, модернизация, системы управления рисками, постконтроль. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 30 октября 2020 г.; дата принятия к печати 22 марта 2021 г.; дата онлайн-размещения 8 апреля 2021 г.
S.K. Sodnomova
Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russian Federation
THE FUTURE OF CUSTOMS ADMINISTRATION**
ABSTRACT. The global growth of international trade puts significant pressure on governments to ensure efficient, fast and reliable border crossing and cargo clearance procedures. The article analyzes the experience of customs administration development. The transformation of approaches, which can be implemented in the field of customs management, is shown. Over the past few decades, customs authorities have changed significantly their approach of the activities. Maintaining a high level of security and conducting effective control were found to be possible if there is a comprehensive modernization program based on information technologies that can analyze amounts of information. Developing countries, based on the experience of the United States and the EU, being involved actively in the world trade turnover, are implementing intensively the best practices of customs administration. The future of customs administration is linked to changes in the environment in which customs authorities operate and changes in the activities of customs authorities themselves. In this regard, disclosure of legislation, equipment of customs authorities, customs culture and flexibility are the key areas that require changes.
* Материалы обсуждены на XI Международной научно-практической конференции «Транспортная инфраструктура Сибирского региона», посвященной 45-летию ИрГУПС и 90-летию БГУ, г. Иркутск, 11—13 ноября 2020 г.
** The paper was discussed at the 11th International Scientific and Practical Conference «Transport Infrastructure of Siberian Region» dedicated to the 45th anniversary of Irkutsk State Transport University and the 90th anniversary of Baikal State University, Irkutsk, November 11—13, 2020.
© Содномова С.К., 2021
KEYWORDS. Customs administration, information technology, modernization, risk management systems, follow-up control.
ARTICLE INFO. Received October 30, 2020; accepted March 22, 2021; available online April 8, 2021.
Рост объемов мирового товарооборота, как показано на табл. 1, потребовал реализации реформ по модернизации таможенного администрирования.
Таблица 1
Динамика объемов мирового товарооборота, трлн дол.
2015 2016 2017 2018 2019
Объем мирового товарооборота 32,2 30,6 34,8 37,5 29,9
Экспорт 16,1 15,7 17,3 18,4 14,5
Импорт 16,1 15,8 17,5 19,1 15,4
Источник: Мировой экспорт/импорт товаров (ГС02): 2019 // Trendeconomy. URL: https:// trendeconomy.ru/data/commodity_h2/TOTAL.
Под понятием таможенное администрирование в научной литературе в большинстве случаев понимается управленческая деятельность таможенных органов. Различные определения представлены в табл. 2.
Таблица 2
Определения таможенного администрирования
Автор Содержание
Прущак С.В. «Таможенное администрирование — функционирование организационной системы таможенного управления, которое становится инструментом реализации регулирующей и фискальной функции таможенных органов, повышения надежности и качества пограничного товародвижения и снижения уровня нарушений таможенных правил» [1]
Борисов М.В. «Таможенное администрирование — разновидность государственной услуги, на которую распространяются действия ключевых принципов оказания государственных услуг» [2]
Иванов А.А. «Таможенное администрирование — система управления взаимоотношениями в области таможенного дела между государством в лице таможенных органов и участниками цепей поставок в сфере внешнеэкономической деятельности» [3]
Иващенко М.В. «Таможенное администрирование — регламентированная правовыми нормами организационно-управленческая деятельность таможенных органов, направленная на обеспечение процессуальных форм реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений в сфере таможенного дела» [4]
Бакаева О.Ю «Таможенное администрирование — управленческая деятельность таможенных органов, направленная на содействие развитию внешней торговли и оказанию услуг лицам, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу, а так же выполнение фискальных, правоохранительных, контрольных функций» [5]
Мильшина И.В. «Таможенное администрирование — функционирование системы управления в области таможенного дела, при помощи которого реализуется правоохранительная и фискальные функции таможенных органов, повышается надежность и качество совершения таможенных формальностей» [6]
Гармонников С.Н. «Таможенное администрирование — деятельность таможенных органов по применению и обеспечению соблюдения таможенного законодательства» [7]
Мировая история таможенного администрирования прошла определенные этапы развития. До 70-х гг. XX в. таможенники проводили осмотр и досмотр всех товаров и транспортных средств, пересекавших границы государства. Положение усугублялось сложным торговым законодательством, предусматривающим разнообразие ставок, льгот, преференций, что являлось препятствием для торговых потоков.
И только с началом автоматизации основных технических процессов, таможенные администрации стали внедрять элементы управления рисками на основе анализа имеющихся данных. Первоначально, использованы были информационные технологии только для регистрации и обработки данных по отгрузке с сохранением обязанности осуществлять инспекцию грузов. Сама процедура выпуска могла растянуться на продолжительный и непредсказуемый период.
Следующий этап связан с началом модернизации таможенного администрирования в странах ЕС и США. Так, в 1993 г. конгрессом США был взят курс на широкое использование информационных технологий при осуществлении таможенного контроля. В основу была положена Концепция, предусматривающая солидарную ответственность таможни и импортеров перед государством.
Суть модернизации в странах ЕС состояла в том, чтобы свести препятствия, проявляющиеся в издержках как административного управления, понесенного правительством, так и соблюдения бизнесом, — к минимуму, совместимому с политическими целями, которые призвана осуществлять таможенная администрация, обеспечивая соблюдение правил торговой игры с минимальными дальнейшими нарушениями. Эти препятствия потенциально дорогостоящи. Согласно одной из оценок, «издержки торговых операций в начале 1991 гг. составляли около 7—9 % от стоимости мировой торговли и что совершенствование таможенного администрирования, могло бы обеспечить экономию в размере 75 млрд дол. США в год (ЮНКТАД, 1994) Согласно другим исследованиям, издержки торговцев, связанные с соблюдением пограничных формальностей, составляли 27 % от стоимости груза, а в развивающихся странах зачастую намного выше; с учетом издержек, связанных с задержками, эти издержки могут значительно превышать 10 %. Даже в рамках ЕС, стоимость контроля на внутренних границах была выше на 3—4 % от стоимости внутренней торговли.
Таким образом, неэффективные таможенные операции всегда сопряжены с весьма значительными экономическими издержками. Каждый дополнительный день задержки уменьшает торговлю примерно на 4,5 % (ОЭСР 2011)» [8].
Особенно это ярко проявляется во многих развивающихся странах, где для экспорта требуется в два раза больше документов и в шесть раз больше подписей.» 1
Улучшение их положения перед лицом многочисленных проблем требует полной модернизации таможенного администрирования.
Грузы становятся все более чувствительными ко времени. Промышленность все чаще использует систему доставки «точно в срок», и все большее значение приобретает экспресс-доставка. Все это заставляет таможню разрабатывать новые идеи и системы. Но как можно найти правильный баланс между содействием и контролем?
От модернизации таможенного администрирования в свете продолжающихся и быстрых изменений в структуре, масштабах и характере международной торговли получат потенциальную значительную выгоду, как государственный, так и частный сектора.
1 Ведение бизнеса-2012. Ведение бизнеса в условиях большей прозрачности // Всемирный банк. URL: https://russian.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/-media/Annual-Reports/Foreign/ DB12-Russian.pdf.
Будущее таможенного администрирования, особенно развивающихся стран, связывается с возможностью решения определенных проблем.
При установлении ставок тарифов каждая страна исходит из своих национальных интересов, которые по возможности согласовываются со странами участницами таможенного союза, членом которой страна является. Учитывая разный уровень экономического развития, необходимость защиты внутреннего рынка, задачи пополнения доходной части бюджета и другие немаловажные факторы, многие страны применяют совокупность тарифных и нетарифных мер регулирования объема товарооборота.
Соответственно, наличие тарифов, их различия в высоте обложения, возможности дифференцированного подхода в зависимости от страны происхождения товара, имеет потенциальную угрозу контрабандного товарного потока. При этом, как показывает практика, уклонение от уплаты налогов напрямую коррелирует с уровнем таможенно-налогового контроля. Получение потенциальной выгоды от контрабанды создает напряженные отношения между таможенными администрациями и бизнесом и роль таможни — обеспечить соблюдение законодательства, пресекая каналы контрабандного перемещения товаров и транспортных средств.
При осуществлении торговой политики вес и значение приобретают различные торговые союзы, такие как НАФТА, ЕС, ЕАЭС и др. целью которых ставится торговое содействие для получения экономической выгоды за счет понижения торговых операционных издержек. При этом таможенные администрации сталкиваются с определенными трудностями:
— необходимость применения множества ставок в зависимости от страны происхождения товара;
— подтверждение страны происхождения товара, с тем чтобы применить соответствующую ставку.
Подтверждение страны происхождения важно для пресечения манипуляций с товарами из третьих стран. В случае если страна входит не в одну, а в несколько региональных союзов, то функции таможенных администраций усложняются. Сложности добавляет тот факт, что страны участницы региональных торговых союзов, как правило, неоднородны по своему техническому оснащению, кадровой подготовленности. Ключевой проблемой, при отсутствии внутренних таможенных границ, становится качество таможенного контроля, его адекватность провозглашаемым принципам.
Чтобы преодолеть барьеры и оказать помощь бизнесу в условиях возрастающего объема трансграничной торговли, необходимо на межгосударственном уровне согласовать протоколы и по возможности унифицировать применяемые методы.
Используя рекомендации ВТаМО, таможенные органы большинства стран перешли к созданию и использованию систем управления рисками, значительно повысили применение новейших информационных технологий в своей работе, что привело к возможности общения с бизнесом через единое окно. Все это стало возможным при непосредственном сотрудничестве с торговым сообществом и расширении административного сотрудничества между таможенными органами.
Будущее таможенного администрирования связано с ошеломляющими успехами в области информационных технологий. Цифровизация открывает новые возможности для упрощения процедур торговли. Налоговые органы различных государств, не только развитых, значительно опережают в этом вопросе таможенные администрации, создавая для честного бизнеса экономические выгоды в виде бездокументарного оборота, сокращения времени на контроль декларации, ускорения возврата НДС.
Как показала практика, электронная подача значительно снижает затраты. Снижению издержек способствует и проводимая государством политика.
Рис. 1 Среднее время на оформление подачи декларации по НДС
Источник: VAT compliance. The impact on business and how technology can help. URL // PWC. 2017. URL: https://www.pwc.com/hu/hu/kiadvanyok/assets/pdf/pwc_vat_compliance_paying_tax-es_2017.pdf.
Например, в Италии налоговое агентство делает программное обеспечение доступным для бизнеса бесплатно с июля 2016 г. в виде проведения электронного фактурирования в коммерческих сделках, позволяющего операторам (особенно микро-малые предприятия) создавать, передавать и хранить электронные счета.
В Чили правительство предоставляет онлайн-бухгалтерское программное обеспечение, что позволяет малому бизнесу регистрировать транзакции и генерировать возврат предварительно направленного налога.2
Такие решения являются беспроигрышным вариантом: лучшее обнаружение преступлений, более высокий возврат доходов и синергия, которая может облегчить соблюдение налогового законодательства для бизнеса и налоговых органов. Технологические инструменты не являются единственным решением проблемы налогового мошенничества и уклонения от уплаты налогов, но при эффективном осуществлении можно добиться существенного прогресса в областях высокого риска. Эти решения всегда должны сопровождаться другими необходимыми инструментами, доступными для налогообложения: законодательные меры, эффективное правоприменение, консультации налогоплательщиков и международное сотрудничество. Поэтому, реформы остаются на повестке дня [9].
Исходя из этого, бизнес сообщество также ожидает, что таможенные администрации соответственно адаптируются к меняющимся условиям. Для ускорения товарооборота необходима перестройка работы таможенных органов: переход от сплошного таможенного осмотра и досмотра к выборочным, основанным на анализе профилей риска. При этом профили риска должны основываться на сведениях, поступающих из разных источников, в том числе на данных бухгалтерской отчетности, подаваемой в налоговые органы.
Для всех стран вызовом является бурное развитие интернет торговли, что побуждает правительства стран в борьбе за доходы национального бюджета объединять свои усилия, направленные против уклонения от уплаты налогов. Роль таможенных администраций в решении проблем определения налоговых баз достаточно ограничена и сводится к контролю за физическим перемещением поставляемых через интернет товаров, что не отличает их от традиционных процедур. Следовательно, воздействие на торговые потоки через рост и развитие интернет торговли будет скорее всего количественным. Причем наблюдает-
3 Support for Customs Reform and Modernization // World Customs Organization. 2010. 11 Nov. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/capacity-building/activities-and-programmes/mercator-pro-gramme/cb_support_customs_reform_modernization.aspx.
ся увеличение масштабов небольших поставок, что с точки зрения соотношения доходы/затраты крайне невыгодны для государства и обременительны для мониторинга.
Выходом является перевод в безрисковую зону тех участников ВЭД, которые на постоянной основе занимаются внешнеторговыми операциями, имеют опыт, репутацию и заинтересованность в сотрудничестве с таможенными администрациями. К таким лицам в настоящее время отнесены уполномоченные экономические операторы. Такой опыт в будущем будет распространен и на других участников, которое станет реальным при наличии и использовании современных информационных технологий. Доступ к информации участника в режиме реального времени обеспечит экономию не только государственных средств, но и позволит согласовывать пункты декларации до ее подачи, что позволит снять спорные вопросы.
Система управления рисками — это совокупность различных компьютерных программ, позволяющих сотруднику провести анализ. Например, таможенные службы США используют следующие программы:
1. Программа сотрудничества с торговым сообществом по борьбе с терроризмом (С-ТРАТ).
2. Программа безопасности контейнерной транспортировки. СБ1 (Инициатива по обеспечению безопасности контейнеров)
3. Правило 24 часов, которая вводит обязанность предоставлять информацию о погрузке в электронном виде заранее.
4. Программа 8ЕЫТК1 (защищенная электронная сеть для быстрого досмотра путешественников).
Однако не все страны имеют возможность как США, применить такие технологии.
Обзор практики таможенного администрирования выявил наличие достаточно большого количества проблем. В большинстве стран информационные технологии применяются урезанно, нет увязки программного обеспечения с другими государственными структурами. Процедуры установления таможенной стоимости, правомерного и точного их определения сложны, громоздки, растянуты во времени, что приводит к спорам с участниками ВЭД.
Такие негативные моменты усугубляются наличием коррупции, которая многими воспринимается как неизбежные расходы, закладываемые в цены реализации потребителям. Эксперименты по передаче таможенного администрирования частным компаниям, как правило, не имели успеха в силу подверженности последним коррупции.
Глобализация актуализировала такие направления деятельности таможни как борьба с мошенничеством, терроризмом и организованной преступностью, которые имеют, как правило, прикрытие через осуществление международной торговли.
Для эффективного выполнения этих функций таможенные органы поддерживают постоянный диалог с заинтересованными сторонами. В этом контексте активизировались консультации с деловым сектором. Торговые ассоциации регулярно приглашаются на семинары и в рабочие группы для внесения своего вклада в разработку новых политических и законодательных инициатив. Например, была создана торговая контактная группа, в которой представлены все основные участники международной цепочки поставок.
Роль таможни по отношению к другим областям политики будет усиливаться за счет расширения сотрудничества, а организационные вопросы,связанные с финансированием и долгосрочной ИТ-стратегией, выводят ее на качественно новый уровень.
Современная таможня должна создавать, с одной стороны, условия для увеличения и ускорения товарооборота, при этом пополняя доходы бюджета, а с другой, защищать финансовые интересы государства, а также безопасность граждан.
Задача, стоящая сейчас перед администрациями, заключается в том, как обеспечить поток торговли, сохраняя при этом, где это необходимо, эффективный контроль. В прошлом контроль был в основном физическим, что требовало времени и усилий. Это была дорогостоящая процедура для обеих сторон. В настоящее время процедуры контроля полностью изменились и должны продолжать развиваться. Современные методы работы применяются для упрощения и фокусировки средств управления там, где они необходимы и будут наиболее эффективны
В частности, компьютеризация, постимпортный и аудиторский контроль и использование анализа рисков — это методы, которые становятся все более широко используемыми и все более сложными.
Информационные технологии все чаще используются между таможенными администрациями и торговцами. Безбумажная таможенная декларация минимизирует продолжительность таможенного оформления на границе. Но компьютеры используются не только для приема деклараций.
Рассмотрим практику изменений в таможенном администрировании в ЕС3. В ЕС, за последние 10 лет разработаны компьютерные системы, которые позволяют администрациям государств-членов обмениваться данными с централизованными базами данных комиссии. Кроме того, комиссия сыграла значительную роль в создании новых систем, дополняющих существующие национальные системы, с тем, чтобы таможенные органы государств-членов могли работать на национальном и общинном уровнях и обмениваться информацией между собой. В обоих случаях использование методов анализа рисков позволяет отбирать те грузы, которые, возможно, по своему характеру, стоимости, происхождению или импортеру представляют определенный риск. Будет ли это правильное заявление или это прикрытие для чего-то другого? Это позволяет таможне более объективно решать, есть ли необходимость в том, чтобы груз был замечен и осмотрен физически. Это также помогает выбрать уровень применяемых средств управления. Это даже позволяет таможне принимать некоторые из этих решений до того, как товары достигнут границ государства.
Очевидно, что такого рода техника хороша лишь в той мере, в какой исходные данные и степень мысли были приложены к ее созданию. Это не замена для хороших людей, просто другой способ для них использовать свои природные способности. Таможня все чаще принимает идею проведения физического контроля после того, как товары были перемещены в помещение торговца. Это значительно облегчает торговые перевозки за счет дальнейшего сокращения задержек в портах и аэропортах и снижения издержек, поскольку товары не нужно будет распаковывать дважды. Благодаря этому на самой границе все больше становится возможным сосредоточиться на борьбе с контрабандой и мошенничеством. После того как товары прибыли в пункт назначения и были введены в свободное обращение, могут быть применены методы постимпортного аудита. Современные средства контроля все чаще будут основываться на проверке записей трейдеров.
Экономия времени и затрат — это элемент конкуренции для экономики. Жизненно важным является не только упрощение торговых процедур, но и эффективность методов, используемых для защиты граждан. Европейская Комиссия и национальные администрации несут совместную ответственность за выполнение
4 Customs Administrations of the European Union // European Commission. URL: https://ec.euro-pa.eu/taxation_customs/charter_en.
законных ожиданий в отношении всего этого. Комиссия через ГД XXI — Генеральный директорат по налогообложению и Таможенному союзу отвечает за инициативы по разработке таможенной политики, за предложения по таможенному законодательству, за содействие координации между администрациями государств-членов, а также за получение консультаций и обратной связи от бизнеса и промышленности на уровне Союза. Национальные таможенные администрации несут ответственность за повседневное применение законодательства ЕС: сбор таможенных пошлин, акцизов и НДС на импортируемые товары и применение всех других политик. Они также поддерживают контакты с национальными местными деловыми кругами. Само основное таможенное законодательство содержится в Таможенном кодексе сообщества и в номенклатуре. Другая политика, которую таможня применяет на границах, закреплена в других законах.
Таможня в ЕСоюзе выделена в область особой важности, поскольку все зависят друг от друга. Эта цепь так же сильна, как и самое слабое ее звено. Сама роль таможни делает создание эффективного, действенного современного таможенного администрирования непременным элементом пакета мер по присоединению. Контроль за внешней границей от имени расширенного ЕС является сама по себе важной задачей, в то время как сама роль таможни на едином рынке требует специальных знаний. Это было признано включением таможенной службы в качестве приоритетного сектора в партнерские отношения по присоединению, созданные для руководства процессом расширения.
Для достижения большей эффективности необходима дальнейшая компьютеризация. Она должна включать в себя весь комплекс таможенных процедур. В настоящее время таможенные органы ЕС имеют только общеевропейские компьютерные базы данных, действующие в сообществе (ТАШС, «рабочий тариф», который объединяет для каждого продукта полную ставку пошлины, льготные ставки пошлины и подробную информацию обо всех мерах, которые должны применяться при импорте — обязательная тарифная информация, база данных Управления квотами и т.д.). В связи с этим, особой проблемой для таможенных служб сообщества, а также для партнеров ЕС по общей транзитной Конвенции является компьютеризация контроля за «транзитными» операциями с тем, чтобы импортируемые товары, которые не были оплачены пошлиной, беспрепятственно перемещались в свои конечные пункты назначения с помощью внутреннего контроля.
В США в 2003 г., после событий 11 сентября 2001 г., была создана Таможенная пограничная служба (ТПС), на оснащение которой потрачено порядка 3 млрд дол. В настоящее время ТПС обладает комплексной системой управления таможенными процессами, где в автоматическом режиме осуществляется таможенное оформление и таможенный контроль, базирующийся на системе управления рисками.
Уже в 2011 г. 98 % внешнеторговых грузов оформлялось в автоматическом режиме без участия должностного лица таможенного органа.
Компьютеризация ТПС позволяет отслеживать прохождение товаров в режиме реального времени, анализировать обстановку, оценивать, давать прогнозы, а также быть платформой данных для иных государственных структур.
Практическая реализация имеет большее количество составляющих, что представлено на рис. 2.
Будущее таможенного администрирования связывается с изменениями в двух направлениях:
— изменение среды, в которой работают таможенные органы;
— изменения в самой деятельности таможенных органов.
Рис. 2 Основные составляющие таможни XXI в. Источник: Support for Customs Reform and Modernization // World Customs Organization. 2010. 11 Nov. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/capacity-building/activities-and-programmes/merca-tor-programme/cb_support_customs_reform_modernization.aspx.
Изменения необходимы в четырех ключевых областях:
1. Простота законодательства
таможенное администрирование может реализовать заложенный в ней потенциал только при наличии продуманного, согласованного, ясного и простого законодательства. Только в этом случае, таможни могут принести выгоды обществу. В противном случае, негативные эффекты могут перевесить и выразиться в виде двусмысленности, неопределенности таможенного законодательства и повысить риски осуществления предпринимательской деятельности.
2. Совершенствование применяемых процедур
Таможенные администрации должны пресекать любые незаконные действия и возможности злоупотребления при заявлении определенной таможенной процедуры. Например, получить современные качественные инструменты контроля передвижения товара при выборе процедуры транзита, экспорта, свободной таможенной зоны и т.д. К таким инструментам можно отнести цифровизацию и использование технологии блокчейн, что позволит обмениваться данными на качественно новом уровне. Это позволит также снять проблему определения таможенной стоимости в зависимости от предоставляемых преференций и других изъятий из общего правила.
3. Упор на существенное повышение самооценки участника ВЭД
Показателем, свидетельствующим о правильности и эффективности проводимой государством экономической политики, будет являться добровольное соблюдение субъектом бизнеса своих обязательств, а это возможно только, как показывают лучшие практики налогового администрирования, при росте своей самооценки частным бизнесом. Налогоплательщики согласны на добровольное соблюдение законодательства, что выражается в реализации принципа самообложения с последующим налоговым контролем и штрафными санкциями при выявлении правонарушений. Для таможенного дела, это перенос внимания с физического досмотра в пункте входа, на посттаможенный контроль, или контроль после выпуска товара. Это экономит время и деньги бизнеса. Ключевой момент модернизации — сильный акцент на контроле после выпуска.
4. Создание соответствующей структуры
Действующая структура таможенных органов должна быть адаптирована под цели и задачи, которые перед ней ставятся и наделена соответствующими полномочиями. Такое явление, как коррупция, имеет место быть из-за масштабов потенциальных выгод от незаконного перемещения товаров, однако путем предоставления таможенным служащим разумного вознаграждения за хорошо выполненную работу, имеются возможности ее смягчения. При этом таможенные администрации должны взаимодействовать не только с внутренними службами (налоговыми органами), но и таможенными органами других стран. Таможня должна адаптироваться и изменяться, чтобы соответствовать новым ролям, новым вызовам, гармонизировать, возможно, даже иметь единые процедуры и практику повсюду.
У таможни есть будущее. Она играет жизненно важную роль в выполнении ваших желаний: собирать налоги, чтобы защитить вашу промышленность, вашу занятость, ваше здоровье, вашу окружающую среду.
Возможно, по мере согласования правил и унификаций таможенных барьеров станет меньше, но они вряд ли исчезнут совсем. Современная практика такова, что значение торговых налогов возрастает по мере роста товарооборота развивающихся стран и задача таможенных администраций содействовать тому, чтобы взимать их с наименьшим ущербом для любых международных торговых потоков.
Список использованной литературы
1. Прущак С.Ф. Инновационное развитие таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05, 08.00.14 / С.Ф. Прущак. — Москва, 2007. — 39 с.
2. Борисов М.В. Совершенствование таможенного администрирования в особых экономических зонах : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / М.В. Борисов. — Москва, 2011. — 26 с.
3. Иванов А.А. Организация таможенного администрирования в цепях поставок подакцизных товаров : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А.А. Иванов. — Санкт-Петербург, 2010. — 20 с.
4. Иващенко М.В. Администрирование в деятельности таможенных органов РФ : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 12.00.14 / М.В. Иващенко. — 2012. — 23 с.
5. Бакаева О.Ю. Правовые аспекты таможенного администрирования: понятие и признаки / О.Ю. Бакаева // Государство и право. — 2009. — № 11. — С. 94-98.
6. Мильшина И.В. Понятие и содержание таможенного администрирования в Евразийском Экономическом союзе / И.В. Мильшина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2019. — Т. 19, № 1. — С. 97-100 с.
7. Гармонников С.Н. О необходимости совершенствования определений понятий «таможенное дело» и «таможенное администрирование» / С.Н. Гармонников // Таможенное дело. — 2013. — № 2. — С. 8-12.
8. Changing Customs. Challenges and Strategies for the Reform of Customs Administration / ed. M. Keen // International Monetary Fund. — 2003. — 20 Oct. — URL: https://www. imf.org/external/pubs/nft/2003/customs/.
9. Кин М. Фальшивая прибыль / М. Кин // Финансы и развитие. — 2017. — Вып. 54, № 3. — С. 10-14.
Информация об авторе
Содномова Светлана Константиновна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра таможенного дела и правоведения, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Author
Svetlana K. Sodnomova — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Customs and Law, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Для цитирования
Содномова С.К. Будущее таможенного администрирования / С.К. Содномова. — DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(1).8 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 1.
For Citation
Sodnomova S.K. The Future of Customs Administration. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 1. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(1).8. (In Russian).