ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Ю.А. Каемова, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-2-143-145
Аннотация. Федеральная таможенная служба (ФТС) России декларирует повышение качества таможенного администрирования в России, однако основные меры по совершенствованию таможенного администрирования, закрепленные в официальных правительственных и ведомственных планах, сохраняют базовые технологии и бизнес-процессы неизменными, а значит, консервируют и основные проблемы. В результате Россия в международных рейтингах отстает от развитых и даже многих развивающихся стран в области организации таможенного администрирования. В данной статье автор анализирует проблемы таможенного администрирования и перспективы их решения.
Ключевые слова: таможенное администрирование, Федеральная таможенная служба, таможенный контроль, таможенные процедуры, товар.
Реформирование таможенного законодательства Российской Федерации нацелено на содействие развитию внешней торговли товарами, что невозможно без унификации и упрощения таможенных процедур. В связи этим для таможенных органов на первый план выдвигается задача, объединяющая две трудно совместимых стороны. С одной стороны, они должны выполнять функции, для исполнения которых и были созданы: фискальную, защитную, контрольную, правоохранительную. С другой - они не могут не только препятствовать товарообороту, но и обязаны содействовать его активизации, ускорять международный торговый обмен, помогать развиваться торговым отношениям. Решение этой противоречивой задачи возможно путем совершенствования таможенного администрирования - одного из основных элементов эффективного функционирования таможенной системы и экономики государства.
Однако на сегодняшний день таможенное администрирование в России является громоздким и излишне затратным как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государства. Действующие таможенные процедуры не обеспечивают эффективности государственного контроля, а уровень недостоверного декларирования или ввоза в страну това-
ров в обход установленных правил остается высоким. Все это приводит к таким негативным последствиям, как недобор таможенных платежей, недобросовестная конкуренция, уклонение от уплаты внутренних налогов, развитие теневого оборота. Кроме того, многочисленные дискреционные полномочия должностных лиц таможенных органов часто перерастают в административное давление на бизнес и вызывают коррупцию [1, с. 89].
Проблемой также является и то, что существующие процедуры администрирования экспортно-импортных операций построены на механизмах, сравнимых с бумажными технологиями прошлого века [3]. В частности, при пересечении границы и на последующих этапах таможенного оформления необходимо представлять и заполнять большое количество документов, а для получения права на выпуск товара в обращение - пройти проверки и заплатить пошлины. В свою очередь объектом контроля для таможенных органов являются товары, собранные в одну товарную партию, сведения о которых указаны в одной таможенной декларации.
Такой подход не позволяет отследить информацию после выпуска, когда партия «расщепляется» на отдельные товары. Однако вместо изменения технологий контроля в России пытаются внедрять меха-
низмы идентификации каждой единицы товара путем маркирования, что дополнительно усложняет таможенные процедуры.
Еще одной проблемой является информационная разобщенность таможенной и налоговой служб, которая позволяет недобросовестным лицам предоставлять разные сведения о товарах и сделках с ними для исчисления таможенных платежей и внутренних налогов. Завершение таможенного контроля до того, как товары будут приняты к учету импортером, используется нарушителями для недостоверного декларирования, в том числе через так называемые технические фирмы или фирмы-однодневки. С помощью цепочки фиктивных сделок эти товары в дальнейшем легализуются во внутреннем обороте с уклонением от уплаты таможенных платежей и налогов в установленных законодательством размерах, что подпитывает теневую экономику.
Технологическое и институциональное отставание России в организации контроля трансграничных перемещений товаров иллюстрируется положением нашей страны в международных рейтингах. В составленном Всемирным банком Индексе эффективности логистики (Logistics Performance Index или LPI) Россия в 2018 году находилась на 75-м месте из 160. Россия набрала по LPI 2,76 балла, что позволило ей подняться сразу на 24 пункта вверх по сравнению с 2016 г. (2,57 балла; 99-е место) и занять 75-ю строку в рейтинге. Это произошло за счет улучшения значений по всем субиндексам, кроме «отслеживание прохождения грузов». Несмотря на рост показателей, на столь невысокую итоговую позицию повлияли прежде всего низкие оценки за работу таможни (97-е место), отслеживание грузов (97-е) и международные перевозки (96-е) [5]. В рейтинге Всемирного банка Doing Business за 2018 год по направлению «Международная торговля» Россия - на 99-м месте среди 190 стран [4].
Помимо административных барьеров дополнительные издержки для компаний создает появившийся в начале 1990-х го-
дов институт складов временного хранения. Тогда это было вынужденной временной мерой, позволившей создать необходимую таможенную инфраструктуру в условиях отмены монополии государства на внешнюю торговлю,а также бурного роста импорта и бюджетного дефицита. Данный институт давно нуждается в изменениях. Непрозрачные процедуры надел е-ния владельцев складских комплексов привилегиями хранить импортные товары до их выпуска и получать монопольные доходы от предоставления услуг, навязанных перевозчикам и владельцам товаров, искусственно удлиняют сроки совершения таможенных формальностей, соответствующим образом увеличивая издержки. При этом сохраняющиеся требования бесплатно размещать таможенные органы на территории складских комплексов порождают коррупционные связи [2].
Действительно внешнеэкономическая стратегия современной России опирается на мировые торгово-экономические тренды, среди которых усиление вовлеченности стран в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, развитие территорий за счет использования возможностей и преимуществ внешней торговли и транзита. Регулирующая и фискальная роль таможенной пошлины постепенно уменьшается из-за снижения ставок в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Однако все принятые программные документы, направленные на дальнейшее развитие таможенной службы России, предусматривают лишь отдельные точечные улучшения действующих технологий. В основном речь идет о развитии электронного декларирования и электронного взаимодействия между таможенными и другими государственными контролирующими органами. При этом базовые технологии и бизнес-процессы организации таможенного дела сохраняются в неизменном виде, а это означает, что основные проблемы таможенного администрирования в обозримое время решены не будут.
Библиографический список
1. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев С.Г. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры. - М.: Дело, 2019. -102 с.
2. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев С.Г. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования // Экономическая политика. -2018. - Т. 13. № 3. - С. 106-131.
3. Паулов П.А. К вопросу о личном досмотре как исключительной форме таможенного контроля // Вопросы экономики и права. - 2015. - №79. - С. 17-20.
4. Рейтинг Doing Business. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.doingbusiness.org/ru/ (дата обращения 11.02.2021).
5. Рейтинг Logistics Performance Index. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lpi.worldbank.org/ (дата обращения 11.02.2021).
PROBLEMS OF CUSTOMS ADMINISTRATION Yu.A. Kaemova, Student
Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State Economic University (Russia, Samara)
Abstract. The Federal Customs Service (FCS) of Russia declares an improvement in the quality of customs administration in Russia, however, the main measures to improve customs administration, enshrined in official government and departmental plans, keep the basic technologies and business processes unchanged, which means that the main problems are preserved. As a result, Russia lags behind developed and even many developing countries in the area of customs administration in international ratings. In this article, the author analyzes the problems of customs administration and the prospects for their solution.
Keywords: customs administration, Federal customs service, customs control, customs procedures, goods.