Научная статья на тему 'Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в таможенной деятельности Донецкой Народной Республики'

Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в таможенной деятельности Донецкой Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК ТОВАРОВ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / УДАЛЕННАЯ УПЛАТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / БЛОКЧЕЙН / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / CUSTOMS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / AUTOMATED GOODS PRODUCTION / RISK MANAGEMENT SYSTEM / REMOTE PAYMENT OF CUSTOM DUTIES / BLOCKCHAIN / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / BIG DATA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головинов О. Н.

Рассмотрены тенденции внедрения в деятельность таможенных структур информационно-коммуникационных технологий, позволяющих в наибольшей мере автоматизировать осуществление таможенных операций. Дан анализ мировой практики применения таможенными органами инновационный технологий таможенного контроля, декларирования товаров и транспортных средств. Указаны преимущества применения информационно-коммуникационных технологий, в том числе сервиса удаленной уплаты таможенных платежей для физических лиц. Представлены направления совершенствования и развития информационно-коммуникационных технологий в Донецкой Народной Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головинов О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CUSTOMS ACTIVITIES OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article discusses the trends in the introduction of information and communication technologies into the activities of customs structures, which make it possible to automate the implementation of customs operations to the greatest extent possible. The world practice of applying innovative technologies of customs control and declaring goods and vehicles by the customs authorities has been analyzed. The advantages of using information and communication technologies, including the service of remote payments of customs duties forindividuals, have been indicated. The directions for improvement and development of the information and communication technologies in the Donetsk People's Republic have been presented.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в таможенной деятельности Донецкой Народной Республики»

УДК 339.543

О.Н. ГОЛОВИНОВ, д-р экон. наук, и.о. зав. кафедрой коммерции и таможенного дела, e-mail: [email protected]

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Рассмотрены тенденции внедрения в деятельность таможенных структур информационно-коммуникационных технологий, позволяющих в наибольшей мере автоматизировать осуществление таможенных операций. Дан анализ мировой практики применения таможенными органами инновационный технологий таможенного контроля, декларирования товаров и транспортных средств. Указаны преимущества применения информационно-коммуникационных технологий, в том числе сервиса удаленной уплаты таможенных платежей для физических лиц. Представлены направления совершенствования и развития информационно-коммуникационных технологий в Донецкой Народной Республике.

Ключевые слова: таможня, информационно-коммуникационные технологии, автоматический выпуск товаров, система управления рисками, удаленная уплата таможенных платежей, блокчейн, искусственный интеллект, большие данные.

Golovinov O.N. Prospects for the development of information and communication technologies in the customs activities of the Donetsk People's Republic.

The article discusses the trends in the introduction of information and communica-

tion technologies into the activities of customs structures, which make it possible to automate the implementation of customs operations to the greatest extent possible. The world practice of applying innovative technologies of customs control and declaring goods and vehicles by the customs authorities has been analyzed. The advantages of using information and communication technologies, including the service of remote payments of customs duties for individuals, have been indicated. The directions for improvement and development of the information and communication technologies in the Donetsk People's Republic have been presented.

Keywords: customs, information and communication technologies, automated goods production, risk management system, remote payment of custom duties, block-chain, artificial intelligence, big data.

Международная торговля сложна и значительно страдает от неэффективности. Несмотря на достижения в области цифровых технологий, большинство процедур трансграничной торговли по-прежнему в основном основаны на бумажных документах и включают множество заинтересованных сторон. В большинстве торговых сделок участвуют посредники: последние исследования пока© О.Н. Головинов, 2020

зывают, что 90% деклараций требуют участия брокера, а 75% трейдеров используют сторонних поставщиков логистических услуг. По оценкам Всемирной торговой организации (ВТО), ратификация Соглашения об упрощении процедур торговли может увеличить объем мировой торговли на сумму до 1 трлн долл. США и сократить общие торговые издержки на 13% для стран с доходами выше среднего [1].

Развитию информационно-коммуникационных технологий в таможенной деятельности посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов. В монографии Н. Кожуханова, Н. Максимовой, С. Трунина, А. Яцушко осуществлено комплексное исследование проблемы правового регулирования таможенного декларирования в электронной форме в его развитии, с точки зрения таможенного и информационного права, на основе действующего законодательства и материалов практической деятельности субъектов таможенных правоотношений [2]. Исследование А. Андреева и В. Андреева посвящено проблемам повышения эффективности функционирования таможенных структур на основе совершенствования информационно-коммуникационного обеспечения системы управления рисками с учетом опыта зарубежных таможенных ведомств и ФТС России [3]. Г. Власенков и В. Карданов провели исследование проблем информатизации и оказываемое влияние на экономику, деятельность государственных органов, включая таможенные [4]. К. Корнякова, Ю. Егорова, А. Яцушко анализируют системы новых технологий с позиции средств модернизации таможенного контроля, удаленного выпуска товаров, системы управления рисками, таможенно-логистических терминалов, технологий «единого окна» [5]. В работе В. Бурдина, Л. Зайцевой и Н. Липатовой изложена методология ма-

тематического моделирования современных технологий таможенного контроля товаров и транспортных средств в автомобильных пунктах пропуска [6].

Однако требуют дальнейшего изучения и уточнения такие вопросы, как определение сфер применения информационно-коммуникационных технологий в таможенной деятельности; влияние быстрого внедрения информационных технологий на деятельность таможни, на человеческий фактор; соответствие действующей законодательной базы вызываемым трансформациям в философии и методах работы таможенных служб.

Целью исследования является анализ перспектив развития информационно-коммуникационных технологий в сфере таможенной деятельности и последствий их внедрения для развития мировой торговой деятельности. Определение направлений совершенствования и развития информационно-коммуникационных технологий в Донецкой Народной Республике.

Мир становится цифровым более быстрыми темпами, чем возможно было представить, в результате государственные административные структуры также быстрее переходят в онлайн. Новые данные постоянно генерируются экономической деятельностью, в том числе движением товаров и людей. Кроме этого, конвергенция нескольких технологий ускоряет генерацию данных. Фактически объем данных продолжает удваиваться каждые три года по мере поступления информации с цифровых платформ, беспроводных датчиков, приложений виртуальной реальности и миллиардов мобильных телефонов. Сверх этого, увеличилась емкость хранилища данных, а его стоимость резко упала. В настоящее время специалисты, занимающиеся данными, располагают беспрецедентной вычислительной мощностью и разрабаты-

вают алгоритмы, которые становятся все более сложными.

Эти тенденции затронули и таможенную службу. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) повсюду на современном рабочем месте в таможенной деятельности. Спектр использования ИКТ неограничен, от автоматизации делопроизводства до использования Интернета для публикации и распространения информации, использования автоматизированных систем для составления деклараций, управления рисками, проведения валидации и обработки и, в конечном итоге, для выдачи разрешений. «Фактически таможенные службы переживают процесс технологической революции, затрагивающий как технические средства таможенного контроля, экспертную деятельность, так и информационное обеспечение всей деятельности таможенных органов» [7, с. 9].

Информационные и коммуникационные технологии действительно реализовали в полном объеме понятие «информационный век». В развитых странах мира таможня трансформировалась в одну из наиболее передовых государственных служб. И если в других сферах данные процессы только набирают обороты, то таможня уже стала цифровой. Цифровая таможня означает использование цифровых систем для сбора и защиты таможенных пошлин, контроля за потоками товаров, людей, транспортных средств и денег, а также для защиты трансграничной торговли от преступности, включая международный терроризм.

Программа «Цифровая таможня» направлена на замену бумажных таможенных процедур электронными операциями, создавая тем самым более эффективную и современную таможенную среду в соответствии с тенденциями развития мировой экономики. Таможенные структуры стремятся к дальнейшей разработке цифровых решений и услуг, упрощая деятельность экономических

субъектов, пограничным агентствам и сотрудникам таможни, а также к дальнейшему внедрению новых технологий, таких как большие данные, телематика и облачные технологии, чтобы повысить операционную производительность ведения бизнеса участниками ВЭД. «Благодаря внедрению информатизации в экономику значительно сокращается время на производство продукции, в таможенных органах - это время на проведение таможенных операций. Кроме того, информатизация повышает качество основных функций и выход в связи с этим на более высокий уровень технологий и уровень жизни в целом» [8, с. 931].

Развитие таможенной службы в мировой практике идет в направлении создания электронной таможни с последующим переходом к цифровой. Усилия таможенных служб должны быть направлены на внедрение системы предоставления электронных услуг всем участникам, как населению, так и субъектам ВЭД. Основная задача, стоящая перед таможенной службой, нацелена на сокращение материальных затрат и времени при реализации заказчиками таможенных услуг. Таким образом, на сегодняшний день доминантой в международной стратегии преобразования таможенных систем выступает стремление к пониманию таможенной службы, как сервисной службы (т.е. оказывающей государственные услуги), от качества функционирования которой зависят условия и возможности развития всей внешней торговли страны [9, с. 31-32].

Частные компании и государство используют анализ данных на своих предприятиях для определения приоритетов, принятия решений, оценки эффективности, планирования и прогнозирования бюджета и операций. Таможня, в свою очередь, также располагает значительным объемом данных, начиная с данных, представленных для процесса

таможенного оформления. «Таможенные органы одни из первых среди государственных органов начали осуществлять через Интернет основной блок работы с бизнесом. При этом фундаментом дальнейшего преобразования таможенной деятельности стали электронное декларирование, внедрение технологий автоматической регистрации деклараций на товары и «удаленного выпуска» [10, с. 81]. Более того, благодаря развитию цифровых технологий, таможня может использовать данные других государственных учреждений, коммерчески доступные базы данных и информационные платформы с открытым исходным кодом, такие, как оцифрованные глобальные публичные записи и многоязычные источники новостей. Оцифровка информации и процессов, перемещение данных в облако или на любую другую легкодоступную платформу является одним из предварительных условий для достижения успеха в использовании аналитики данных.

Таможенные администрации обращаются к интеллектуальному анализу данных и прогнозной аналитике, то есть к извлечению полезной информации из необработанных данных с использованием специализированных компьютерных систем или даже когнитивных технологий, использующих современные алгоритмы для анализа неструктурированных данных. Более того, пограничным ведомствам необходимо согласовать данные, которыми обмениваются (используя модель данных Всемирной таможенной организации), и развить навыки в соответствии с различными задачами в области ИТ. Одним из преимуществ сотрудничества между таможенными и налоговыми службами является расширение доступа таможенных органов к различным базам данных. Кроме этого, таможенные администрации должны обеспечить соблюдение законов о неприкосновенности част-

ной жизни и конфиденциальности, чтобы поддерживать доверие общества при доступе к таким данным и их использовании.

В 2017 г. Таможенная служба Кореи (KCS) создала отдел развития информационных таможенных технологий, а в 2018 г. запустила проект «Четвертая промышленная революция и умная таможня» с целью внедрения искусственного интеллекта, блокчейна и больших данных для поддержки таможенных процессов [11]. Всего несколько лет назад «блокчейн» рассматривался как технология, использование которой ограничивалось биткойнами или другими криптова-лютами. Сегодня - это революционная технология, которая может быть использована и в невалютных целях, стоящая на повестке дня большинства ведущих таможенных и торговых организаций. Компании и организации используют в областях, связанных с ведением учета цепочки поставок и отслеживанием продуктов, извлекая пользу от ее огромного потенциала.

Блокчейны могут хранить ряд записей, включая платежные транзакции, записи о продажах, историю покупок, корпоративные счета и историю розничных цен, а также будущие изменения в ценах. Технология может записывать нетран-закционные данные, такие как записи о названии, торговой марке и патентной информации, а также журналы движения и многие другие. По сути, блокчейн - это постоянно расширяющаяся база данных, которая хранит транзакции в режиме реального времени.

Большим преимуществом технологии В1оскЛат является то, что она создает среду «доверия» между неизвестными сторонами для ведения бизнеса и обмена информацией без посредников, обеспечивая при этом целостность данных и обеспечивая полный аудиторский след. Хотя технология изначально была

разработана с точки зрения финансовых услуг, она может служить основой для многих других полезных приложений, в том числе для управления информацией, выходящей далеко за рамки денежных транзакций. Эта технология может в равной степени применяться в таможенной и торговой среде, где участники транзакции должны обмениваться информацией. Использование блокчейна позволяет мгновенно предоставлять одну и ту же копию бухгалтерского журнала всем сторонам в разных узлах обновленным, надежным, безопасным и неизменным образом. Это также устраняет необходимость для каждой стороны вести отдельный учет, как в настоящее время.

Уже сегодня функционируют различных платформы, которые были разработаны для улучшения логистической цепочки на основе технологии Blockchain:

Tradelens, проект, совместно запущенный компаниями MAERSK и IBM, позволяет всем организациям, участвующим в международных перевозках, обмениваться информацией о событиях и транспортных документах в режиме реального времени;

Cadena (Кадена), которая позволяет обмениваться информацией уполномоченным экономическим операторам (УЭО) между таможенными администрациями в Коста-Рике, Мексике и Перу, чтобы обеспечить эффективное выполнение соглашений (соглашений) о взаимном признании (MRA);

Global Trade Connectivity Network (GTCN), глобальная информационная магистраль с глобальной перспективой, но на данный момент ограниченная обменом информацией о финансировании торговли между Сингапурским валютным управлением и его коллегой из Гонконга.

Использование блокчейна для управления передачей активов поможет в борьбе с мошенничеством в сфере транс-

граничного торгового финансирования. Торговое финансирование, финансовые инструменты, разработанные для содействия перемещению товаров между странами, требуются, в частности, для покрытия риска и затрат, связанных с повреждением, утратой или кражей товаров. По оценкам ВТО, от 80 до 90% мировой торговли зависит от этого. Блок-чейн может уменьшить объемы мошенничества с торговым финансированием и потенциально привести к огромной экономии средств для частного сектора. Неудивительно, что большинство коммерческих банков изучают возможность использования блокчейна для платежей. Опыт Гонконга и Сингапура, создавших трансграничный блокчейн для облегчения торговли и борьбы с мошенничеством при финансировании торговых соглашений, может быть легко масштабирован для большего количества стран.

Когда товары перемещаются из пункта отправления в пункт назначения, они часто переходят из рук в руки. Это требует значительной обработки и обмена документами и данными. Регистр отслеживания, построенный на блокчейне, может действовать как конвейер информации о товарах на протяжении всего их пути, создавая полную запись каждого движения цепочки поставок объектов, товаров, упаковок или контейнеров. Это обеспечит точную информацию о состоянии товаров в любой момент времени, выведя «отслеживание» на совершенно новый уровень. Такая технология позволяет значительно повысить целостность контейнеров в пути. Поддержание точного учета товаров в контейнере имеет решающее значение для решения проблемы кражи. Согласно оценкам Федерального бюро расследований (ФБР), воровство приводит к ежегодным потерям примерно в 30 млрд долл. в год только в США. По сути, эти расходы переносятся на потребителей, которые платят более высокую цену за свои товары.

Используя блокчейн в сочетании с технологиями Интернета вещей (Internet of Things), соответствующие данные, такие как температура, местоположение или был ли контейнер открыт (и даже на какой срок), могут быть записаны и сохранены с полной целостностью. Для продуктов питания или скоропортящихся товаров крайне важно отслеживать такие условия, как температура или влажность. Транспортные компании должны знать, когда и почему открывается контейнер для хранения скоропортящихся товаров и обеспечения того, чтобы водители грузовиков не перевозили нелегальные товары или людей. Имея доступ к соответствующим цепочкам блоков, таможенные органы могут точно видеть, что находится в каждом контейнере, и было ли что-либо добавлено или удалено из него во время его перевозки. Это может помочь должностным лицам своевременно выявлять угрозы мошенничества и безопасности, а также обеспечивать своевременную оценку рисков и планирование мер контроля.

Не менее важной сферой применения для блокчейна является его потенциал для содействия сотрудничеству между правительствами или между государственными органами. Эта технология может позволить правительствам обмениваться данными и точно отслеживать использование сертификатов и лицензий, не раскрывая информацию или конфиденциальную информацию. Таможенное агентство может указывать на определенного подозрительного трейдера (в случае появления соответствующей информации) через соответствующую цепочку блоков, предупреждая другие сотрудничающие страны. Различные государственные органы осуществляют контроль анализа рисков на основе своих собственных конфиденциальных правил риска. Использование блокчейна для обмена контрольными решениями и ре-

зультатами принесет пользу партнерам и будет способствовать более целостной и точной оценке рисков.

Всемирная таможенная организация ^СО) активно помогает странам внедрять передовые ИКТ. Разработано и внедрено приложение для усиления возможностей таможни по сбору данных и анализу рисков. Одним из них является nCEN (управление информацией), которое дает таможенным структурам возможность эффективно собирать, хранить, анализировать и распространять данные правоохранительных органов на национальном уровне с дополнительной возможностью обмена этой информацией на региональном и международном уровнях. Активное участие всех стран в nCEN позволит таможенным службам во всем мире фиксировать каждое действие, связанное с незаконной торговлей, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой табака или незаконной торговлей контрафактными товарами, поддельными лекарствами, запрещенными химическими веществами, похищенными артефактами, товарами, наносящими вред окружающей среде, находящимися под угрозой исчезновения дикими животными.

Система таргетирования грузов (СТБ) является одним из инструментов управления рисками. Это позволяет странам-пользователям собирать предварительную информацию в электронной грузовой декларации и выполнять оценку рисков, профилирование и таргетирова-ние. На сегодняшний день CTS была используется в ряде стран, а именно на Багамах, в Грузии, Ямайке, Мальдивах, Панаме и Шри-Ланке. Дальнейшее распространение планируется в Чили, Кении, на Филиппинах, в Украине.

В 2015 г. Всемирная таможенная организация открыла «Информационно-разведывательный центр» (12С), выступающий в качестве оперативного контактного лица по вопросам, связанным с

различными программами правоприменения норм организации. I2C также выпускает информационные бюллетени и облегчает обмен информацией в целом. Кроме того, сотрудники I2C управляют платформой IRIS, информационным инструментом, который собирает все новости, связанные с таможней. На сегодняшний день платформа IRIS имеет более 8000 пользователей.

Таможенные администрации по всему миру в настоящее время используют технологию неинтрузивных инспекций (НИИ) для повышения эффективности своих инспекционных возможностей и ускорения процесса оформления. Он состоит из различных технологий с различными возможностями, которые могут идентифицировать конкретные товары и материалы в процессе проверки. Среди них высокоэнергетические системы сканирования грузов, которые позволяют проверять различные виды транспорта, такие как легковые и грузовые автомобили, железнодорожные вагоны и морские контейнеры, а также личный багаж, бандероли, посылки и другую почту через рентгеновское или гамма-излучение, системы визуализации. «В результате цифровизации таможенных процессов существенно сокращается время, затраченное на совершение таможенных операций, снижается административная нагрузка на бизнес, технология совершения таможенного контроля становится практически прозрачной для участников ВЭД» [12, с. 138].

Одним из способов борьбы с мошенничеством или преступностью является поиск незадекларированных транзакций, в которых может содержаться недооценка или ложные заявления. Корпоративные структуры собственности очень часто сложны и постоянно развиваются, что требует от таможенных органов проверки, корректировки и гарантии качества данных. Данные должны быть стандартизированы для обеспечения си-

стематического анализа получаемой информации. Полученные данные необходимо интегрировать во внутреннюю платформу данных, и затем объединенный набор данных для использования в целях оценки таможенных рисков.

Инспекция людей может проводиться с помощью телефона, к которому прикреплен сканер отпечатков пальцев. Программное обеспечение для распознавания голоса стало настолько качественным и эффективным, что позволяет давать надежную идентификацию человека, кроме этого, клавиатуры и подобные панели управления будут постепенно вытесняться из всех устройств, поскольку современные устройства приобретают способность просто слушать и действовать под влиянием человеческих голосовых команд.

Программное обеспечение для распознавания лиц основано на способности различать лицо и остальную часть фона, измерять различные особенности лица и сравнивать его с базой данных сохраненных изображений. В ряде стран идет процесс упрощения идентификации пассажиров, которые будут устанавливаться на пунктах таможенного пропуска, что позволит сократить количество преступлений, таких как мошенничество с идентификацией. «Передовые информационные технологии делают возможным запуск и успешное проведение экспериментов по маркировке различных категорий товаров. Результатом становится «обеление» целых секторов рынка, выгодное как государству, так и законопослушному бизнесу. Благодаря использованию цифровых технологий и обеспечению информационной безопасности при взаимодействии таможни и бизнеса возрастает качество таможенных услуг в таких аспектах, как скорость и безошибочность их оказания и удовлетворенность участников ВЭД их оказанием» [13, с. 105].

В русле общемировых тенденций развивается и таможенная служба Донецкой Народной Республики. Деятельность таможенных органов нацелена на одновременное обеспечение контрольной и правоохранительной деятельности и на оказание содействия всем участникам внешнеторговой деятельности, упрощение и ускорение процесса предоставления таможенных услуг. «Таможенная служба должна иметь такой набор инструментов и механизмов, который позволил бы менять акценты в деятельности таможенных органов в зависимости от тех поручений, которые ставит руководство страны, в зависимости от меняющейся внешней и внутренней конъюнктуры развития государства и других факторов» [14, с. 253].

Перед таможенной службой ДНР стоит ряд приоритетных задач по развитию информационно-коммуникационных технологий, требующих первоочередного решения. Первое, необходимо создание единой системы стандартизации для товаров, что позволит существенно снизить издержки местных производителей и сократить время на вывод новых продуктов на рынки РФ, РЮО и Абхазии (внедрение единой системы стандартизации позволит сократить срок до 1 месяца). Второе, разработка системы электронного декларирования товаров, позволяющая ускорить процесс прохождения всех таможенных операций более чем в 2 раза; повысить эффективность работы пунктов пропуска; упростить процедуру декларирования; уменьшить количество документов на бумажных носителях; создать оперативный и прозрачный обмен документами и сведениями между участником ВЭД и таможней - упростить систему контроля и уменьшить объемы теневого ввоза. Третье, оснащение необходимой техникой и кадрами, что значительно улучшит качество работы пунктов пропуска [15, с. 246].

«Внедрение цифровых методов и технологий в таможенной сфере позволило ФТС России при обеспечении поддержки собственных таможенных процессов и содействии международной торговле создать благоприятные условия для международного товарооборота, минимизировать влияние человеческого фактора на таможенные процессы, сократить расходы на государственное управление» [16, с. 36]. В Республике целесообразно инвестировать средства во все виды оборудования, для получения в реальном времени данных о передвижении людей, а также в новую систему управления информацией, которая позволит собирать и управлять большим количеством данных.

В настоящее время в таможенной службе ДНР ощущается недостаток ИТ-инфраструктуры для сбора необходимых данных. Наряду с этим сотрудники, работающие на границах, не готовы к такому процессу в полной мере, не всегда понимают важность анализа данных. Любое внедрение технологии потребует обучения и должно учитывать человеческий потенциал.

Обработка международных отправлений остается преимущественно ручным процессом. Необходима реализация проекта по электронному обмену данными между ДНР и таможенными администрациями других стран, прежде всего РФ.

Существует потребность в создании механизма использования корпоративных данных в борьбе с мошенничеством. Так, способность обычной таможенной администрации выявлять и предотвращать мошенничество недостаточно высока. Это связано с распространением компаний и легкостью, с которой они могут быть созданы, в сочетании со способностью маскировать преступную деятельность за сложными международными операциями и глобальными структурами. Преступники используют юридические

лица так же легко, как и физические лица.

Целесообразна интеграция и централизация радиоскопических изображений генерируемых специальным оборудованием. Разработка решения, обеспечивающего единый интерфейс, позволит просматривать все изображения, полученные на машинах, на одном экране с использованием одного и того же аналитического инструмента. Преимущества такого объединения включают возможность централизованного управления операциями сканирования и обработки проверок из удаленного центра управления. Кроме этого, важна интеграция результатов проверок других систем обнаружения, а также источников информации различных правоохранительных органов, чтобы получить полный и точный профиль безопасности с рабочей станции общего просмотра.

Выводы

Первое, прогресс в новейших технологиях в настоящее время происходит в темпе, слишком быстром для таможни и правительства стран, вынужденных двигаться в общем тренде мирового развития. Второе, опыт использования таких технологий не имеет достаточного распространения или широкого применения, как можно было бы ожидать или хотелось бы представителям таможни и бизнеса. Необходимо установить общее понимание сферы применения инновационных технологий в таможенной деятельности. Третье, таможенные службы не имеют выбора при решении вопроса, использовать в полной мере потенциал инновационных информационно-коммуникационных технологий или нет. Если этого не произойдет, таможня столкнется с риском «проиграть войну» против мошенничества и преступной деятельности, в том числе организованной. Четвертое, инновационные технологии в таможне не должны разрушать человеческий фактор, необходимый для обеспечения прогрес-

сивного взаимодействия между торговлей и таможней. Они должны быть направлены на повышение эффективности, на упрощение процедур торговли, оптимальное использование ресурсов, а также обеспечение безопасной цепочки поставок. Пятое, необходимо разрабатывать новую правовую базу для использования инновационных информационно-коммуникационных технологий в связи с вносимыми ими изменениями философии и методов работы таможенных служб. Шестое, наибольшая эффективность деятельности достигается при достижении между бизнесом и таможенной службой партнерских отношений, поэтому развитие таможенных служб должно основываться на принципе трансформации таможни в систему таможенного сервиса.

Список использованной литературы

1. Blockchain: mapping new trade routes to trust // World customs organization news. - October 2018. - № 87 [Электронный ресурс]. - URL: https://mag. wcoomd.org/magazine/wco-news-87/block chain-mapping-new-trade-routes-to-trust/

2. Правовое регулирование таможенного декларирования в электронной форме в Российской Федерации: монография / Н.М. Кожуханов, Н.Е. Максимова, С.С. Трунин, А.Н. Яцушко. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. - 132 с.

3. Андреев, А.Ф. Система управления рисками ФТС России: информационное обеспечение и эффективность применения: монография / А.Ф. Андреев, В.А. Андреев; Гос. казенное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская таможенная академия». - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. - 111 с.

4. Власенков, Г.Ю. Информационная безопасность таможенных технологий. Том 1: монография / Г.Ю. Власен-

ков, В.А. Карданов; АНО ВО «Российский новый университет», Кафедра правового регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. -М.: Юстиция, 2016. - 59 с.

5. Корняков, К.А. Новые технологии как средство модернизации таможенного контроля: монография / К.А. Корняков, Ю.Н. Егоров, А.Н. Яцуш-ко; Российская таможенная академия. -М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. - 158 с.

6. Бурдин, В.Е. Моделирование современных технологий таможенного контроля: монография / В.Е. Бурдин, Л.Д. Зайцева, Н.Г. Липатова; Российская таможенная академия. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. -146 с.

7. Киселева, Н.В. Опыт внедрения проекта «электронная таможня» таможенными службами зарубежных стран / Н.В. Киселева // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2014. - № 1 (16). -С. 5-10.

8. Воевалко, Л.Г. Инновационное развитие информатизации таможенных органов / Л.Г. Воевалко, И.В. Полухин // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2017. - Т. 3. № 13. -С. 929-931.

9. Бойкова, М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования / М.В. Бойкова; под общ. ред. В В. Макрусева. - М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. - 130 с.

10. Сомов, Ю.И. Экономические аспекты информатизации: состояние и перспективы (на примере таможенных органов) / Ю.И. Сомов // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. -№ 2. - С. 81-84.

11. Korea pilots blockchain technology as it prepares for the future // World cus-

toms organization news. - February 2019. -№ 88 [Электронный ресурс]. - URL: https://mag.wcoomd.org/magazine/wco-news-88/korea-pilots-blockchain-techno logy-as-it-prepares-for-the-future/

12. Лузина, Т.В. Регулирование таможенных операций в условиях цифро-визации экономики / Т.В. Лузина, Е.А. Молчанов // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 3 (48). - С. 131-139.

13. Максимов, Ю.А. Использование цифровых технологий и обеспечение информационной безопасности при взаимодействии таможни и бизнеса как фактор повышения качества таможенных услуг / Ю.А. Максимов, А.А. Ворона // Ученые записки Международного банковского института. - 2018. - № 4 (26). -С. 96-106.

14. Жогличева, В.В. От электронного декларирования к электронной таможне / В.В. Жогличева // Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития; Материалы II Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. - 2018. - С. 250-254.

15. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2018. - 260 с.

16. Бакаева, О.Ю. Основные направления применения цифровых методов и технологий в таможенной сфере: правовые вопросы / О.Ю. Бакаева, А.В. Устинова // Вопросы экономики и права. - 2019. - № 128. - С. 27-39.

Статья поступила в редакцию 21.01.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.