УДК 004.77: 339.5
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
Сальников Игорь Алексеевич
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой информатики и информационных таможенных технологий, e-mail: [email protected]
Бишир Мария Анатольевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент факультета таможенного дела, e-mail: [email protected]
В статье представлены возможности применения инновационной информационной технологии блокчейн в таможенном деле
Ключевые слова: информационные технологии; блокчейн; таможенное дело
PROSPECTS FOR THE USE OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY FOR CUSTOMS
Salnikov Igor A.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Computer Science and IT-supported Information Customs Technologies, PhD, Docent, e-mail: [email protected]
Bishir Maria A.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Student of Faculty of Customs, e-mail: [email protected]
The article presents the possibility of using innovative blockchain technology for customs
Keywords:
customs
information technologies; blockchain;
Для цитирования: Сальников И.А., Бишир М.А. Перспективы использования информационной технологии блокчейн в таможенном деле // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (70). С. 35-39.
В последние несколько лет проблема практического использования блокчейн-систем, основанных на комплексе инновационных решений в области организации и хранения данных, приобрела глобальный характер и решается, так или иначе, в каждой стране с достаточным уровнем развития экономики. Вначале технология блокчейн была связана с криптовалютами [1], но по мере развития, анализа и оценки эффективности увеличивалось число вариантов её использования и за пределами финансовой сферы.
Поскольку выполнение транзакций в соответствии с данной технологией не зависит от посредников, в том числе от любых организационных, надзорных и руководящих структур, следовательно, увеличивается скорость выполнения транзакций, уменьшаются финансовые и операционные издержки, снижается зависимость участников блок-чейн-систем от возможных экономических и политических санкций.
Однако главным результатом применения технологии блокчейн, по нашему мнению, является качественное глобальное изменение информационных технологий, используемых в различных отраслях экономики, приводящее к изменениям и в общественных отношениях. Технологии блок-чейн находятся на одном уровне значимости с технологией сети Интернет, являясь одним из направлений её дальнейшего развития. Компьютерная сеть участников той или иной блокчейн-системы, в которой хранятся равноправные копии распределенного реестра записей определенной сферы применения, по структуре схожа с сетью Интернет. Этим
обеспечивается устойчивость функционирования сети в случае выхода из строя отдельных компьютеров или выхода из сети отдельных участников.
Блокчейн как децентрализованная и последовательно наращиваемая база данных уже используется в различных отраслях экономики: в туристической сфере (децентрализованная биржа данных Travel Chain), в сфере государственного управления (платформа Advocate, предназначенная для улучшения качества взаимодействия граждан с государственными служащими), в сфере торговли (платформа для Интернета вещей Chronicled, нацеленная на изучение потребительского опыта), в социальной сфере (система Chimera, предназначенная для ухода за престарелыми и нуждающимися в опеке людьми, использующая физические устройства в виде браслетов и медальонов и приложения для удаленного сбора и анализа показателей жизнедеятельности, определения ситуаций, когда носящий их человек нуждается в помощи) и так далее [2].
В данной статье рассматриваются перспективы практического применения технологии блокчейн в сфере таможенной деятельности.
Деятельность таможенных органов напрямую связана с государством: таможенные органы подчиняются центральным государственным органам и выполняют свои функции в рамках отечественного и международного законодательства. Налоги и сборы, осуществляемые таможенными органами, являются основной частью государственного бюджета и формируются в зависимости от экономического, политического, социального положения в стране.
О ъ
а
н s
а
Ц
s
я s
у п
а
Cd >
hi
н s
hi а
е
hi н
н
О
S
>
hi я
H hi л
er н
О
n
H er
S
Внедрение технологии блокчейн в сферу таможенной деятельности выведет её на качественно новый уровень развития в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД), декларирования, управления и безопасности.
С целью повышения эффективности функционирования Федеральной таможенной службы РФ предлагается создание блокчейн-систем в следующих сферах деятельности таможенных органов, а именно:
1. Документооборот таможенных документов. Хранение данных (например, информации об участниках ВЭД, нормативно-правовой и организационно-распорядительной документации, касающейся сферы деятельности таможенных органов) в блокчейн-системе позволит отказаться от традиционных бумажных носителей информации, которые требуют для хранения, обработки и передачи больших пространственно-временных, машинных и человеческих ресурсов [3]. Например, корпорация IBM, являющаяся крупнейшим в мире производителем компьютеров и программного обеспечения, с 2018 г. разрабатывает для судоходного гиганта Maersk блокчейн-систему, которая позволяет как таможенным органам, так и всем участникам цепочки поставки отслеживать местонахождение и перемещение контейнеров в любой момент времени, статус таможенных документов, коносаменты и другие сопроводительные документы [4].
2. Предварительное информирование и электронное декларирование товаров, перемещаемых юридическими лицами через таможенную границу РФ. Блокчейн-системы упростят и ускорят доступ участников ВЭД к информационным базам данных таможенных органов на ранней стадии принятия решений (например, для осведомления о запрете/разрешении хранения товара на складе временного хранения), обеспечат возможность осуществления таможенных процедур за минимальное количество времени и без посредников.
3. Декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу РФ. Блокчейн-системы облегчат решение проблем, возникающих при декларировании транспортных средств. Известны случаи, когда невозможно оформить перемещение легально купленных автомобилей через таможенную границу из-за отсутствия идентификационных номеров (VIN). Данные ситуации возникают при замене промаркированной детали на новую либо в случае, когда VIN стерся, либо потерялся вместе с деталью [5].
4. Межгосударственные связи в области таможенного дела (принятие межгосударственных правовых актов, постановка проблем и анализ деятельности в области международного товарооборота). Благодаря новой технологии интенсифицируются международные экономические отношения, ускоряются процессы решения проблемных вопросов в сфере таможенного дела.
5. Отслеживание случаев перемещения контрафактной продукции, контрабанды и других запрещенных товаров для коммерческого товарообмена (оружие, наркотики) с целью минимизации таких рисков.
6. Отслеживание случаев недостоверного декларирования товаров. Неизменность и децентрализованный характер данных в блокчейн-системе позволяет просмотреть историю создания товара, его перемещение, условия хранения, данные о поставщике и производителе.
7. Контроль валютных операций. Блокчейн-система сможет блокировать транзакции, не включая их в основной блок, при отсутствии подтверждения их осуществимости и законности. Таким образом, таможенным органам достаточно будет осуществлять минимальный контроль за перемещением валюты.
8. Отслеживание поставок и доказательство происхождения. В настоящий момент каждая часть конечного продукта поставляется из различных компаний и регионов. Это создает целую цепочку поставок, которая собирает, производит и продает конечный продукт. Длина цепочек может быть настолько велика, что возникают трудности с отслеживанием всех перемещений [6]. Например, американская сеть супермаркетов Жа1МаЛ уже использует технологию блокчейн для того, чтобы отслеживать и подтверждать происхождение различных продуктов. При использовании передовой технологии возможно решение проблем, связанных с подделками и упрощением отслеживания продукции для получения необходимого сертификата (например, экологически чистого продукта). В 2018 г. компанией была подана заявка на патент «умной упаковки» - системы по отслеживанию посылок - в Ведомство по патентам и товарным знакам США. Принцип её действия заключается в том, что к инновационной технологии прилагается устройство, которое записывает в блокчейн информацию об условиях окружающей среды, местоположении и состоянии содержимого посылки. Отмечается, что «умная упаковка» может быть использована вместе с такими инновационными разработками, как «автономные транспортные средства», например, с дронами [7].
Некоторые блокчейн-системы, такие как БШегеиш, предоставляют пользователям возможность создавать смарт-контракты. В таких системах могут содержаться условия договора между сторонами, и при их соблюдении система автоматически переводит договор в состояние заключенного договора. Благодаря смарт-контрактам исключаются посредники, сокращаются бюрократические издержки и другие различные затраты (например, на рекламную кампанию), а также исключается какое-либо вмешательство третьей стороны. Перспективы применения этой функции, наряду с новыми технологиями, среди которых финансовые технологии и технологии Интернета вещей,
поражают своими масштабами. Например, можно подключить данные из договора купли-продажи к функции GPS так, чтобы смарт-контракт автоматически переводил оплату перевозчику и поставщику, когда необходимый товар прибывает в место назначения.
Важной особенностью блокчейн-систем является их прозрачность для участников ВЭД. Покупатель, так же как и производитель, может узнать всю необходимую информацию о фирме контрагента: историю товарооборота, денежный капитал фирмы, основных партнёров, направления деятельности, осуществление поставок, репутацию на рынке, сведения из журналов аудита, страховые выплаты и другое.
Однако существуют и недостатки блокчейн-си-стем, которые могут существенно снизить эффективность их практического применения:
1. Совместимость с государственными органами, что предполагает введение необходимой правовой базы и координации деятельности между государственными структурами: Министерством финансов РФ, Федеральной таможенной службой РФ, Федеральной налоговой службой РФ и другими [8].
2. Пропускная способность компьютерной сети. Максимальная скорость обработки транзакций в блокчейн-системе составляет семь операций в секунду, тогда как аналогичный показатель централизованной системы электронных платежей VISA составляет несколько тысяч операций в секунду.
3. Открытость блокчейн-системы, что делает её потенциально уязвимой для киберпреступников.
4. Возможность использования блокчейн-си-стемы для легализации доходов, полученных преступным путём, с целью ухода от налогов, а также для сбора средств, аккумулирующихся для финансирования террористической и экстремистской деятельности, незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, организации и проведения публичных мероприятий и иных операций, направленных против безопасности отдельных граждан и общества в целом.
5. Ограничение на распространение персональных данных граждан России за ее пределами, что ведет к тому, что блокчейн-системы могут создаваться и развиваться только внутри страны.
6. Необходимость лицензирования криптографической деятельности.
7. В действующем Российском законодательстве отсутствует определение понятия «блокчейн» и ряда других тематических терминов, нормативов, что вызывает некоторые сложности в правовом регулировании в этой сфере. Ограниченное правовое регулирование блокчейн является не только отечественной, но и международной проблемой. Кроме того, затруднения создает постоянное развитие технологии. Для решения практических задач необходимо, чтобы хранение данных в блокчейне подтверждалось российским законодательством
в качестве юридически значимого доказательства. Для этого необходимо признать соответствующие блоки данных электронной формой документа. В настоящее время правовые вопросы, связанные с внедрением в экономику новых технологий, решаются на основе двух федеральных законов [9, 10].
Уже сейчас во многих странах понимают необходимость модернизации существующих экономических процессов, в том числе торговых процессов, активно используют систему распределённого реестра в таможенной сфере. В портах ОАЭ и Бельгии уже в настоящее время происходит внедрение блокчейн-технологии в области грузоперевозок и документооборота.
Консультативный комитет по коммерческим таможенным операциям США в отчёте от 17 ноября 2017 г. выделяет блокчейн как приоритетное направление в исследованиях. В отчете опубликована информация о создании группы для мониторинга и консультирования как комитета, так и таможенных органов в области защиты по вопросам, связанными с новыми технологиями, и продвижением уже существующих, которые имеют влияние на торговлю. Данная группа представила несколько вариантов использования блокчейн, среди которых можно назвать отслеживание лицензий, разрешений, сертификатов о происхождении и соглашений о свободной торговле, сертификации товаров, таможенных документов и отслеживание движений договоров. В документе указано, что группа изучает эти варианты и определяет, как они могут быть использованы с помощью технологии блокчейн [11].
Компания Samsung SDS в 2018 г. приступила к созданию системы таможенного контроля, основанной на использовании блокчейн-технологии. Система позволит компаниям, связанным с экспортом, легко и быстро обмениваться таможенными декларациями, договорами по доставке и другими документами, предотвращая их подделку и фальсификацию, с использованием мобильных устройств [12].
В Российской Федерации также рассматриваются возможные сферы применения технологии блокчейн. По сообщению С. Наквасина, директора по направлению «Формирование исследовательских компетенций и научно-технологических заделов» автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика», к середине 2019 г. планируется разработать дорожную карту, в соответствии с которой будут финансироваться инновационные проекты компаний, прошедших ежегодный конкурсный отбор. Только в 2019 г. планируется направить более 4 млрд рублей на поддержку высокотехнологичных проектов ранних стадий готовности. В рамках этих средств предполагается финансовая поддержка каждого блокчейн-проекта в размере 10-15 млн рублей [13].
Торгово-промышленная палата в лице ее президента С. Катырина направила Федеральной таможенной службе РФ предложение
по автоматизации работы ведомства с помощью блокчейн-технологий, искусственного интеллекта и других инновационных информационных технологий с тем, чтобы можно было отслеживать движение товаров, работу чиновников, а также уплату налогов и других сборов в пользу государства [14].
Федеральная таможенная служба РФ изучает возможность построения собственной блокчейн-си-стемы, прототипами которой являются система Everledger, используемая в Великобритании для сертификации бриллиантов, и система Hyperledger, применяемая в США для контроля качества мясной продукции.
Чтобы создать полноценную блокчейн-систему для нужд таможенной службы потребуется объединить узлы российской ведомственной таможенной сети и узлы стран-бенефициариев. Однако в этом случае под угрозу подпадает программа преференций в отношении стран, которые не применяют технологию блокчейн.
Как известно, именно Управление товарной номенклатуры ФТС России советует применить инновационные технологии для контроля страны происхождения в целом и для верификации сертификатов происхождения товаров. Таким образом, будет упрощена проверка достоверности заявленных сведений, что позволит предоставить странам, принимающим участие в данной сети, определенные тарифные преференции.
Несмотря на это, ФТС России готово пойти на отмену существующего режима с непрогрессивными государствами. Принимая к сведению ситуацию, что ряд таможенных служб различных стран уже перешли на новую систему, предложенная программа поощрения перехода к более современным способам документооборота может стимулировать ускорение этих процессов в глобальном масштабе [15].
Введение распределённого реестра в российскую таможенную систему сможет стимулировать её прогрессивное развитие, а также будет способствовать решению существующих проблем в таможенной системе. Для реализации этих инновационных идей потребуется организовать целый пласт нововведений, которые затронут все сферы государственной деятельности, что повлечет создание исследовательских лабораторий, стартапов, обеспечение обучения кадров, разработку и внедрение новых технологий, юридическое обеспечение нормативными актами. Для проверки эффективности инновационной технологии необходимо провести качественный анализ по двум направлениям -внешнему и внутреннему:
1. Внешнее направление, предполагает сбор, систематизацию, анализ данных стран, применяющих технологию блокчейн в таможенной сфере (США, Великобритания, Швеция, ОАЭ и другие), в частности, классификацию проблем, связанных с практическим применением базы данных и поиском путей их решения.
2. Внутреннее направление. К нему относятся анализ и оценка энергоресурсной базы страны, расположения проектов, сотрудничество с выдающимися отечественными деятелями в предполагаемой области поиска новых путей развития и решения возникающих сложностей в сфере принятия таможенной децентрализованной системы.
Перед использованием децентрализованного реестра необходимо иметь в виду, что технология блокчейн находится на стадии апробации. Из этого следует, что риски, связанные с его использованием в государственных масштабах довольно высоки, поэтому гарантии и доверие к новому продукту должны быть также максимально высоки и достоверны.
Следует учитывать и социальный фактор: из-за относительной новизны проекта к нему возникает вполне понятное недоверие. Вероятно, государственным органам потребуется тщательно взвесить все достоинства и недостатки новой технологии и, исходя из этого, определить и донести до заинтересованной общественности весь спектр преимуществ, которые может принести для страны информационная технология блокчейн в таможенном деле.
Библиографический список:
1. Сальников И.А. К вопросу о технологических аспектах биткойна // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (67). С. 72-77.
2. 20 областей применения Блокчейн вне финансовых сервисов, ч. 1. URL: https://habr.com/ru/company/ wirex/blog/397999 (дата обращения: 27.03.2019).
3. Бубель А.И. Возможности использования блокчейна и виртуальных токенов в таможенных операциях // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. № 3. С. 14-22.
4. White M. Digitizing Global Trade with Maersk and IBM. - URL: https:// www.ibm.com/ blogs/ blockchain/2018/01/digitizing-global-trade-maersk-ibm (дата обращения: 25.04.2019).
5. Применение технологий блокчейн кроме биткоина. URL: http://ntech-ru.com/category/blockchain (дата обращения: 27.03.2019).
6. Российская таможня задумалась о переходе на блокчейн // «ПРОВЭД» - информационно-аналитическое сетевое издание. 2018. 24 янв. URL: http:// xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/45992-rossiyskaya-tamozhnya-zadumalas-o-perekhode-na-blokcheyn.html (дата обращения: 27.03.2019).
7. Smart package. United States Patent Application // United States Patent and Trademark Office. An agency of the Department of Commerce. 2018. 1 March. URL: http:// appft.uspto.gov/ netacgi/nph-Parser?Sect1=PTO2&Sec t2=HITOFF&u=%2Fnetahtml%2 FPTO%2Fsearch-adv. html &r=1&p=1&f=G&l =50 &d=PG01&S1=20180061162. PGNR.&OS= dn/20180061162&RS=DN/ 20180061162 (дата обращения: 28.02.2018).
8. Останин В.А. Возможности и ограничения применения блокчейн-технологий в таможенном деле // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 4 (81). С. 56-61.
9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».URL:https://duma.consultant.ru/page. aspx?878565
10. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». URL: https://fzrf.su/zakon/o-standartizacii-162-fz/
11. Executive Summary - Trade Progress Report // Commercial Customs Operations Advisory Committee. Global Supply Chain Subcommittee Trade Executive Summary. 2017. Nov. 14. URL: https://www.cbp.gov/sites/ default /files/assets/documents/2017-Nov/Global%20 Supply %20Chain%20Sub committee%20Trade%20 Executive%20Summary%20Nov%202017.pdf (дата обращения: 02.03.2018).
12. Таможня даёт блокчейн. Samsung SDS создаст систему таможенного контроля на основе блокчейн. - URL: https://clickchain.ru/2018/09/14/tamozhnya-dayot-blokchejn (дата обращения: 27.03.2019).
13. Дорожная карта по развитию блокчейна в России появится к июню. URL: https://1prime.ru/ telecommunications_and_technologies/20190325/ 829831920. html?utm_source= yxnews&utm_ medium=desktop (дата обращения: 27.03.2019).
14. Российская таможня может начать использовать блокчейн-технологии. URL: https://coinlife.com/ news/rossijskaja-tamozhnja-mozhet-nachat-ispolzovat-blokchejn-tehnologii (дата обращения: 27.03.2019).
15. Российская таможня может перейти на блокчейн // Blockchain.ru. Блокчейн в России. 2018. 29 янв. URL: https://blockchain.ru/posts/rossiiskaya-tamozhnya-mozhet-pereiti-na-blokchein (дата обращения: 27.03.2019).