Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ: ЛУЧШИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАКТИКИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ: ЛУЧШИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ АДМИНИСТРАЦИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ФУНКЦИИ / ЭКОНОМИКА / ЕДИНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / CUSTOMS ADMINISTRATIONS / GLOBALIZATION / INTEGRATION / CUSTOMS FUNCTIONS / ECONOMY / UNIFORM FUNCTIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулешов Александр Викторович, Шаповалова Мария Андреевна

В статье проанализированы международные рейтинги с лучшими таможенными администрациями по данным Всемирной таможенной организации, ключевые показатели их таможенной деятельности и особенности организационного построения таможенных органов по функциональному принципу. На основе использования систематических и топологических подходов и результатов исследований разработана единая концептуальная структура таможенного администрирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулешов Александр Викторович, Шаповалова Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN FORMING CUSTOMS ADMINISTRATIONS: THE BEST EUROPEAN PRACTICES

The article analyzes international rankings with the best customs administrations according to the World Customs Organization, the key indicators of their customs activities and the features of the organizational structure of customs authorities on a functional basis. A unified conceptual structure of customs administration has been developed that is based on the use of systematic and topological approaches and research results

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ: ЛУЧШИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАКТИКИ»

Современные тенденции формирования таможенных .

УДК 339.5

современные тенденции формирования таможенных администраций: АуЧШИЕ европейские практики

Кулешов Александр Викторович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой таможенных операций и таможенного контроля, к.т.н., доцент, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru

Шаповалова Мария Андреевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, к.т.н., e-mail: mciveleva@mail.ru

В статье проанализированы международные рейтинги с лучшими таможенными администрациями по данным Всемирной таможенной организации, ключевые показатели их таможенной деятельно-стииособенностиорганизационногопостроенията-моженных органов по функциональному принципу. На основе использования систематических и топологических подходов и результатов исследований разработана единая концептуальная структура таможенного администрирования

Ключевые слова: таможенные администрации; глобализация, интеграция; таможенные функции; экономика; единая функциональная структура

modern trends in forming customs administrations: the best european practices

Kuleshov Alexander V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Customs Operations and Customs Control, PhD, Docent, e-mail: a.v.kulechov@yandex.ru

Shapovalova Maria A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Customs Operations and Customs Control, PhD, e-mail:mciveleva@mail.ru

The article analyzes international rankings with the best customs administrations according to the World Customs Organization, the key indicators of their customs activities and the features of the organizational structure of customs authorities on afunctional basis. A unified conceptual structure of customs administration has been developed that is based on the use of systematic and topological approaches and research results

Keywords: customs administrations; globalization; integration; customs functions; economy; uniform functional structure

Для цитирования: Кулешов А.В., Шаповалова М.А. Современные тенденции формирования таможенных администраций: лучшие европейские практики // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 51-54.

Внешнеторговые отношения между странами положительно сказываются на росте мировой экономики и во многом определяют качество и уровень жизни населения. Внешнеторговые связи позволяют использовать сырье, материалы, продукты, услуги и технологии, которые по тем или иным причинам могут быть недоступны на внутренних рынках [1].

Динамичное развитие международной торговли, с одной стороны, повышает экономическую конкурентоспособность стран и укрепляет финансовый и экономический статус, а с другой - создает серьезные угрозы национальной безопасности, рынков и общества, в том числе, связанные с незаконным перемещением товаров по международным цепям поставок.

Исследования показывают, что существует долгосрочная взаимосвязь между экспортом высоких технологий и экономическим ростом в отдельных странах - участницах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). В то же время это приводит к увеличению нагрузки на таможенные органы, которые одновременно должны обеспечивать качественный таможенный

контроль и обслуживание субъектов внешнеэкономической деятельности в оперативном режиме.

В таких условиях роль регулятора в обеспечении максимального конструктивного воздействия международной торговли и минимизации ее деструктивного воздействия на развитие страны выполняет таможенная администрация. В научной литературе, а также в практике таможенных администраций отмечены различные функции таможенных органов и по степени значимости обозначены приоритеты [2]. В частности, выделены следующие ключевые функции:

1) формирование национальной и международной безопасности на основе контроля качества движения международных цепей поставок;

2) обеспечение территориальной целостности страны посредством четкого разграничения и защиты государственных границ;

3) создание объективной информационной базы о состоянии международной торговли для принятия властями обоснованных регулирующих решений;

4) обеспечение благосостояния общества путем предотвращения ввоза в страну вредных и некачественных продуктов;

5) защита национального рынка и товаропроизводителей;

6) активизация легальной международной торговли отечественных бизнес-структур на основе упрощения таможенных процедур для законопослушного бизнеса;

7) повышение уровня финансово-экономического развития страны за счет наполнения государственного бюджета таможенными платежами;

8) обеспечение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности страны через формирование ее имиджа как стабильного и прибыльного внешнеторгового партнера.

В то же время ключевой проблемой остается определение приоритетности различных функций в качестве основной задачи таможенного администрирования в европейских странах. В Европейском союзе (далее - ЕС) такая ситуация недопустима, поскольку ЕС продвигает единые подходы к торговле и безопасности.

Таможенный союз ЕС - это зона, где страны-члены применяют единую систему для обработки экспорта, импорта и транзита товаров в соответствии с единым набором правил. В этой области национальные таможенные администрации работают как единая структура для управления таможенными и торговыми операциями.

В соответствии с практикой таможенного законодательства ЕС, формирование организационной структуры таможенного администрирования остается в компетенции органов власти страны, однако таможенная система должна обеспечивать выполнение основных таможенных функций. Как указано в ст. 3 Таможенного кодекса Европейского Союза, эти функции связаны с:

1) обеспечением национальной безопасности и безопасности Союза;

2) защитой национальных и союзных рынков от недобросовестной и незаконной торговли;

3) повышением уровня финансово-экономической конкурентоспособности страны и Союза;

4) обеспечением социально-экономического благополучия и защиты общества страны и Союза;

5) активизацией и поддержкой законной внешнеэкономической деятельности коммерческих субъектов (Европейский парламент и Совет 2013).

Для реализации указанных функций были запущены единые таможенные инструменты.

Согласно международному рейтингу Doing Business, представленному Группой Всемирного банка, в 2019 г. Франция заняла 1 место в рейтинге «Международная торговля» [3]. Так, во Франции таможенным администрированием, при котором таможенный контроль занимает менее 5 минут в 67 % случаев и превышает 1 час только в 7 % случаев, полностью удовлетворены 88 % пользователей. При этом документальная подготовка таможенного оформления импортных и экспортных операций занимает не более 1 часа. Такие таможенные показатели значительно превышают средние

значения соответствующих показателей в странах -участницах ОЭСР.

В свою очередь, согласно Индексу эффективности логистики Всемирного банка (2018Ь), в частности по параметру «таможня», Франция заняла 19-е место среди 159 стран [4]. Во Франции таможенная служба позиционируется как орган, регулирующий международную торговлю, способствующий увеличению объема внешнеторговых операций, упрощению процедуры их оформления и обеспечению национальной безопасности. Ключевая миссия французской таможни - содействие законной и безопасной торговле на международном уровне, внутри ЕС и внутри страны. Таможенная администрация - Главное управление по таможенным и косвенным налогам. По типу таможенного администрирования французская таможня является таможенным органом, занимающим отдельное место в структуре государственных органов.

Организационно французская таможня состоит из Главного управления, которому подчиняется 12 межрегиональных отделений и 7 национальных департаментов: таможенная администрация, управление инвестициями и таможенной информацией, управление набором и профессиональным обучением, управление статистикой и международной торговлей, центр информационных технологий, таможенные лаборатории и национальный таможенный музей. В структуре таможенных органов выделяются информационно-статистическая, технологическая, социально-кадровая и финансовая составляющие, образующие комплексный механизм управления таможенной деятельностью по функциональному принципу [5].

Согласно рейтингу международной торговли Всемирного банка DoingBusiness (2018а), Германия заняла 22-е место среди 190 стран [3]. В Германии на оформление документов по экспортной и импортной деятельности требуется всего 1 час, тогда как в странах ОЭСР на заполнение документов требуется в среднем 2,4 и 3,5 часа соответственно. В свою очередь, стоимость и время прохождения пограничного и таможенного контроля при импорте, а также стоимость документального оформления импортных операций равны нулю, тогда как в странах ОЭСР - 111,6 и 25,6 долларов соответственно, а процедуры длятся 8,7 часа.

Согласно Индексу эффективности логистики, который ежегодно составляется Группой Всемирного банка (2018Ь), Германия заняла 1-е место среди 159 стран мира [4]. Таким образом, Германия занимала довольно высокие позиции в ведущих международных рейтингах. Особо следует отметить лидирующие позиции в рейтинге эффективности логистики, что свидетельствует, прежде всего, о высоком уровне таможенного управления безопасностью международных цепей поставок и оперативности обслуживания внешнеэкономических субъектов на основе упрощения таможенных процедур. Ключевой задачей таможенных органов Германии является

Современные тенденции формирования таможенных ..

предоставление эффективных таможенных услуг бизнес-структурам и обеспечение национальной безопасности в соответствии с европейскими стандартами. Стоит отметить, что немецкая таможня играет важную роль в обеспечении стабильного социально-экономического развития страны, повышении уровня национальной безопасности и защите населения от опасных или некачественных товаров. Таможня Германии позиционируется как государственный орган со сбалансированным акцентом на функции безопасности, масштабирования и обслуживания [6].

Таможенная администрация в Германии называется Центральной таможенной службой, которая подчиняется национальному министерству финансов. Следует отметить, что нынешняя организационная структура Министерства финансов Германии состоит из 11 генеральных управлений, каждое из которых состоит из департаментов. Таможенными вопросами занимается Главное управление, которое состоит из трех отделов:

1. Отдел III А - Департамент стратегического управления операционными функциями таможенной администрации.

2. Отдел III В - таможня и таможенные посты; таможенные платежи; транспортный налог и авиационный налог; международное сотрудничество.

3. Отдел III C - НДС и операционные налоги (национальные и международные), в том числе европейские; страховые сборы.

Каждый из департаментов состоит из специализированных подразделений, которые занимаются конкретными таможенными вопросами.

В 2020 г. в рейтинге Всемирного банка Doing Business 1-е место среди 190 стран в контексте развития международной торговли заняла Польша [3]. Стоит отметить, что практически все показатели оценки экспорта и импорта страны, касающиеся времени и затрат на пограничное и таможенное оформление, находятся на должном уровне, так, оформление документов для проведения международных торговых операций в этой стране занимает всего 1 час. Такие показатели указывают на высокий уровень развития польской таможенной администрации и эффективность ее работы, поскольку данные показатели значительно превышают средние значения соответствующих показателей для стран ОЭСР. Согласно Индексу эффективности логистики Всемирного банка (2018b), Польша заняла 33-е место из 159 стран по параметру таможни [4].

Реформа таможенных органов в Польше состоялась 1 марта 2017 г. и была связана с присоединением польской таможенной службы и налоговой службы к структуре Государственного налогового управления. Ключевая идея данной реформы заключалась в оптимизации использования человеческих, организационных и финансовых ресурсов. До этого времени Таможенная служба Польши функционировала как независимый орган

и подчинялась Министерству финансов. Таможенную службу возглавлял ее председатель, который, соответственно, подчинялся одному из двух заместителей министра финансов. Организационно Таможенная служба Польши состояла из 16 таможенных палат, 45 таможен и 145 таможенных постов.

Современная таможенная среда постоянно меняется под влиянием процессов глобализации и интеграции. Посредством создания прогрессивной таможенной системы в каждой стране возможно оперативно решать возникающие проблемы. Авторами исследованы существующие тенденции развития международной и европейской таможенной среды, что позволило выявить наиболее распространенные типы организационных структур таможенных администраций в мире. Кроме того, авторами проанализированы выполняемые функции таможенных администраций на примере Франции, Германии и Польши. В частности, оценены позиции стран в ведущих международных рейтингах, выделены ключевые показатели таможенной деятельности и особенности организационного построения таможенных органов по функциональному принципу. Это позволило авторам выделить основную цель таможенного администрирования, которая связана с упрощением процедур торговли и ее продвижением.

Для эффективного выполнения основной цели таможенного администрирования необходимы функции, которые в дальнейшем могут быть разделены на основные (контроль, обеспечение безопасности и рост экономики) и вспомогательные (функции управления, связи, информации и статистики, ресурсной поддержки и международного сотрудничества). Это дает возможность унифицировать функциональную структуру таможенного администрирования. При определении приоритета каждого элемента такой системы следует учитывать территориальные, экономические, социальные и другие особенности развития государства [7], а также единые и гармонизированные принципы, правила и стандарты работа в международной и таможенной среде.

Библиографический список:

1. Pancenko E.,Ivanova Т. Evaluation of the Export Potential of Latvia with EU CountriesCategorised by Groups of Good // Forum Scientiae Occonomia. 6(4). 2018. С. 37-50.

2. Гриненко Г.П. Экономические аспекты таможенной-логистики // Наукоёмкие технологии и инновации: юбилейная Международная научно-практическая конференция, посвящённая 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова (XXI научные чтения). Т. 7, Белгород, 9-10 октября 2014 г. Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2014. С. 117-121.

3. Отчет Всемирного банка «Легкость ведения бизнеса» // Официальный сайт Всемирного банка, 2019. URL: https://russian.doingbusiness.org/ru/

rankings?region=oecd-high-income (дата обращения: 04.10.2020).

4. Отчет Всемирного банка «Индекс эффективности логистики» // Официальный сайт Всемирного банка, 2018. URL: https://openknowledge.worldbank.org/ bitstream/handle/10986/29971/LPI2018.pdf (дата обращения: 04.10.2020).

5. Bourke E., Kovacova M., Kliestikova J. and Rowland Z.. Smart Industrial Internet of things Devices, Services, and Applications: Ubiquitous Sensing and Sensory Data, Predictive Analytics Algorithms, and Cognitive Computing Technologies // Analysis and Metaphysics № 18. 2019. С. 50-56.

6. Vimbai L., Michelle J.. Adopting a Harmonized Regional Approach to Customs Regulation for the Tripartite Free Trade Agreement. Hamburg: Anchor Academic Publishing. 2017. URL: https://blackwells. co.uk/bookshop/product/Adopting-a-Harmonized-Regional-Approach-to-Customs-Regulation-for-the-Tripartite-Free-Trade-Agreement-by-Jana-Vimbai-Lisa-Michelle/9783960671909 (дата обращения: 12.10.2020).

7. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е. Применение методологии таможенной логистики в повышении качества таможенных услуг // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 1. С. 101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.