Научная статья на тему 'Оценка развития малого и среднего предпринимательства в рсо-алания'

Оценка развития малого и среднего предпринимательства в рсо-алания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ENTREPRENEURSHIP / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / STATE SUPPORT / TAXATION / SPECIAL TAX REGIME / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тускаева Мадина Руслановна, Кайтмазов Владимир Артурович, Гасанова Зарема Алановна

Представлен анализ малого и среднего бизнеса на территории РФ. Исследуются вновь созданные и ликвидированные малые и средние предпринимательские структуры на территории РФ, и в частности в РСО-Алания. Определены суммы налоговых поступлений по специальным налоговым режимам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тускаева Мадина Руслановна, Кайтмазов Владимир Артурович, Гасанова Зарема Алановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the development of small and medium-sized businesses in RSO - Alania

The article is devoted to the analysis of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The analysis of newly created and liquidated small and medium-sized business structures on the territory of the Russian Federation, and in particular in the RSO Alania. The amounts of tax revenues under special tax regimes are determined.

Текст научной работы на тему «Оценка развития малого и среднего предпринимательства в рсо-алания»

УДК 336.02 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10423

ББК 65.050 © М.Р. Тускаева, В.А. Кайтмазов, З.А. Гасанова, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РСО — АЛАНИЯ

Мадина Руслановна Тускаева, заведующая кафедрой «Налоги. Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук, доцент

Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (362002,

Владикавказ, ул. Молодежная, д. 7)

E-mail: madina.tuskaewa@yandex.ru

Владимир Артурович Кайтмазов, магистрант 2 курса

Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (362002, Владикавказ, ул. Молодежная, д. 7)

Зарема Алановна Гасанова, студентка 3 курса бакалавриата, группы ИУСБД-01-17 Российский университет дружбы народов (117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Представлен анализ малого и среднего бизнеса на территории РФ. Исследуются вновь созданные и ликвидированные малые и средние предпринимательские структуры на территории РФ, и в частности в РСО-Алания. Определены суммы налоговых поступлений по специальным налоговым режимам.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, государственная поддержка, налогообложение, специальный налоговый режим, налоговая система.

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED

BUSINESSES IN RSO — ALANIA

Madina R. Tuskaeva, head of Department "Taxes. Accounting", candidate of economic sciences, associate professor

Vladikavkaz branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (362002,

Vladikavkaz, ul. Molodezhnaya, d. 7)

E-mail: madina.tuskaewa@yandex.ru

Vladimir A. Kaytmazov, undergraduate of 2nd course

Vladikavkaz branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (362002, Vladikavkaz, ul. Molodezhnaya, d. 7)

Zarema A. Gasanova, student of 3rd course of baccalaureate, group IUSBD-01-17 RUDN University (117198, Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 6) E-mail: office@unity-dana.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The analysis of newly created and liquidated small and medium-sized business structures on the territory of the Russian Federation, and in particular in the RSO — Alania. The amounts of tax revenues under special tax regimes are determined. Keywords: entrepreneurship, small and medium business, state support, taxation, special tax regime, tax system.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Тускаева М.Р., Кайтмазов В.А., Гасанова З.А. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в РСО — Алания. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):285-8.

Когда говорят о состоянии малого и среднего предпринимательства в целом по России, необходимо учитывать каждый отдельно взятый регион. Республика Северная Осетия — Алания относит-

ся к числу небольших по размеру субъектов, но с высокой плотностью населения, и входит в состав Северо-Кавказского Федерального округа [3].

Основными отраслями промышленности явля-

ются — цветная металлургия, горнодобывающая, стекольная, пищевая промышленности и машиностроение.

Республиканская структура разделения видов деятельности характеризуется следующими показателями: обрабатывающие производства — 17%, строительство — 8%, оптовая и розничная торговля — 19%, транспорт и связь — 6%, сельское хозяйство — 18%.

Согласно официальным статистическим данным на 2018 год в Республике Северная Осетия — Алания зарегистрировано 15162 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за тот же период в 2017 году этот показатель составил 15392, а в 2016 году — 15313 единиц, что говорит о сложном экономическом периоде для предприятий.

Количество малых предприятий за исследуемый период снизилось на 31 единицы и составило 367 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в 2018 году. Такая же ситуация наблюдается и в разрезе по микропредприятиям, исследуемый показатель ниже на 231 единицы, чем в 2017 году. Другая тенденция наметилась по средним предприятиям, тут выявился незначительный рост на 4 единицы в 2018 году.

Согласно среднесписочной численности работников, можно сделать вывод, что за прошедший год увеличилось число работников данной сферы. Так, например, официально зарегистрированных работников микропредприятий стало больше на 954 человека в 2018 году.

Анализ таблицы 1 показывает, что наибольшая доля в 2017 году приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования — 21049,3 млн. руб., что составляет 45,9 % от общего числа всех малых предприятий республики. Однако в фактическом выражении в прошлом году этот показатель составлял 26667,5 млн. руб., что на 5618,2 млн. руб. выше. На втором месте по числу малых предприятий в РСО-Алания 2017 года закрепилось обрабатывающее производство — 12694,1 млн. руб., что составляет 27,7 %. В 2016 же году оборот по данному виду деятельности в фактическом выражении составлял 5219,8 млн. руб., что на 7474 млн. руб. ниже уровня 2017 года.

Сельское хозяйство является достаточно эффективной отраслью и почти полностью обеспечивает текущие потребности населения региона. Та-

кой вид деятельности в 2016 году принес бюджету РСО — Алании в фактическом выражении 2878,5 млн. руб., что на 44,9 млн. руб. меньше уровня следующего года, и составлял 6,4% от общего уровня видов деятельности. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в регионе — 3,1 тыс. кв. км (38 % от общей площади территории), из которых более половины (61 %) приходится на пашни.

Цветная металлургия представлена богатыми залежами свинца, цинка, молибдена, серной кислоты и медного купороса. На долю региона приходится 21,6 % всего производства шампанских и игристых вин в стране, 17,9 % виноградных вин, 5,2 % водки и ликероводочных изделий. Структура экономики республики ориентирована по большей части на экспорт производимой продукции. Однако, не смотря на положительную динамику развития, в регионе сохраняется проблема безработицы граждан. Вызвано это несогласованностью объемов и профилей подготовки кадров в учебных заведениях с существующими потребностями экономики. Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Северная Осетия — Алания.

На основании проведенного анализа (табл. 2), можно сделать вывод, что, опираясь на объем доходов бюджетов, наиболее эффективным и предпочитаемым специальным налоговым режимом в Северной Осетии Алании является УСН. Так в 2015 году в рамках применения УСН поступило в фактическом выражении 50849 тыс. рублей, что составило 56,3% от общей суммы налогов по специальным налоговым режимам, в 2016 год. — 562995 тыс. рублей (58%), в 2017 год — 657361 тыс. рублей (59%).

На втором месте по востребованности в РСО-Алании ЕНВД и ЕСХН. Так в 2016 году в фактическом выражении поступило 381196 тыс. рублей по ЕСХН и 25949 тыс. рублей по ЕНВД, в 2017 году ситуация изменилась и поступило в фактическом выражении 372217 тыс. рублей и 21879 тыс. рублей соответственно.

В РСО — Алания предпринимательство призвано решить ряд важных общественно-экономических задач — это составление разумной структуры экономики, создание среднего класса, понижение безработицы, расширение прибыльной доли бюджетов всех уровней, обеспечение финансовой устойчивости в обществе и ряд иных проблем.

Таблица 1

Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2016-2017 г. млн. руб.

Наименование показателей 2016 г. 2017 г.

млн. руб. % к итогу млн. руб. % к итогу

Всего в экономике 44762 100 45879 100

в том числе по видам экономической деятельности:

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 2878,5 6,4 2923,4 6,4

добыча полезных ископаемых 240,9 0,5 232,8 0,5

обрабатывающие производства 5219,8 11,7 12694,1 27,7

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 1445,9 3,2 1091,2 2,4

строительство 2812,8 6,3 2487,8 5,4

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 26667,5 59,6 21049,3 45,9

транспортировка и хранение 462,9 2,8 180,4 0,4

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 1066,5 2,4 1411,4 3,1

деятельность финансовая и страховая 74,8 0,2 183,2 0,4

деятельность по операциям с недвижимым имуществом 2513,6 5,6 913,5 2

образование 7,8 0 8,5 0

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 265,2 0,6 288 0,6

предоставление прочих видов услуг 317,4 0,7 136,9 0,3

Таблица 2

Сумма налоговых поступлений по специальным налоговым режимам, подлежащим уплате в бюджет за 2015-2017 гг. в РСО — Алании [1] тыс. руб.

Специальный налоговый режим 2015 г. 2016 г. 2017 г. Относ. откл. (%)

УСН 508849 562995 657361 116,7614

ЕНВД 377335 381196 372217 97,64452

ЕСХН 16747 25949 21879 84,31539

ПСН Х Х 59374 Х

Основной предпосылкой, в связи которой появляются данные трудности, кроме инфляции и высокого уровня налогообложения, считается недоступность эффективно функционирующей структуры региональной системы инфраструктурного обеспечение малого и среднего бизнеса. РСО-Алания использует разные способы помощи предпринимательства, такие как на базе элементов модернизации, реструктуризации и реинжиниринга, создан ряд институтов помощи бизнесменов [4].

Особое внимание стоит уделить государственной и республиканской программам РСО-Алании «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-

Алания» на 2017 — 2019 годы. При этом субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются следующие виды поддержки: информационная, консультационная, образовательная, финансовая, инфраструктурная.

Общий объем финансирования Государственной программы составляет 949581,30 тыс. руб., в том числе:

1) средства федерального бюджета — 697114,90 тыс. руб., в том числе: подпрограммы 1 — 97114,90 тыс. руб.,

из них: 2017 г. — 30918,43 тыс. руб.;

2018 г. — 35196,50 тыс. руб.;

2019 г. — 31000,00 тыс. руб.;

подпрограммы 2 — 600000,00 тыс. руб., из них: 2017 г. — 200000,00 тыс. руб.; 2018 г. — 200000,00 тыс. руб.; 2019 г. — 200000,00 тыс. руб.;

2) средства республиканского бюджета — 252466,40 тыс. руб., в том числе:

подпрограммы 1 — 168404,20 тыс. руб.,

из них: 2017 г. — 84792,10 тыс. руб.;

2018 г. — 61710,10 тыс. руб.;

2019 г. — 21902,00 тыс. руб.;

подпрограммы 2 — 89062,20 тыс. руб., из них:

2017 г. — 23172,00 тыс. руб.;

2018 г. — 47200,40 тыс. руб.;

2019 г. — 18689,80 тыс. руб.

Несмотря на наличие положительной динамики показателей развития по субъектам малого и среднего предпринимательства, по ряду показателей существует комплекс проблем в республике, сдерживающих хорошее функционирование малого и среднего предпринимательства [2].

Реализация Государственной программы должна улучшить стартовые условия для ведения бизнеса, значительно повысить показатели инвестиционной привлекательности республики, стимулировать предпринимателей к наращиванию производственных мощностей и решению социальных задач путем создания новых дополнительных рабочих мест, что в дальнейшем приведет к увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку.

На основании анализа состояния предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания и оценки государственной и муниципальной помощи позволяет прийти к следующим выводам:

1. Малое и среднее предпринимательство урезано в доступности к значительной доли ресурсов (объектам недвижимости, природным ресурсам и так далее), необходимых, в первую очередь, для развития предпринимательской деятельности.

2. Не определено участие субъектов малого предпринимательства в исполнении государственного заказа, что смогло бы «удержать на плаву» существенное число начинающих бизнесменов.

3. Республиканские программы государственной помощи малого и среднего предпринимательства в РСО-Алания с каждым годом не финансируются в планируемых размерах.

4. Отсутствует контроль над финансированием малого и среднего предпринимательства.

5. Необходим учет целевого расходования вы-

деленных средств на развитие данных видов предпринимательства.

Однако, пока в Республике Северная Осетия-Алания, малый и средний бизнес развиваются недостаточно интенсивно. Фирмы обладают невысокой конкурентоспособностью, и, как следствие, их взнос в социально-экономическое развитие региона очень низок.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (ред. от ред. от 29.09.2019).

2. Тускаева М.Р. Частно-государственное партнерство в ходе реализации программ по поддержке малого бизнеса в муниципальных образованиях // Труды молодых ученых Владикавказского научного центра РАН. 2011. № 3-4. С. 161-166.

3. Тускаева М.Р., Гоконаева Д.А., Ревазова Э.Т. Налоговое регулирование малого предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-3. С. 648-651.

4. Тускаева М.Р., Мирзабекова М.Ю., Бизико-ва Е.Б. Местные бюджеты как важнейшая финансовая база органов местного самоуправления // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1 (69). С. 333-337.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. The Tax Code of the Russian Federation, part one of July 31, 1998 No. 144-FZ (as amended by as amended on September 29, 2019).

2. Tuskaeva M.R. Public-private partnership in the implementation of programs to support small business in municipalities // Proceedings of young scientists of the Vladikavkaz Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2011. No. 3-4. S. 161-166.

3. Tuskaeva M.R., Gokonaeva D.A., Revazova E.T. Tax regulation of small business // Fundamental research. 2015. No. 12-3. S. 648651.

4. Tuskaeva M.R., Mirzabekova M.Yu., Bizikova E.B. Local budgets as the most important financial base of local governments // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 4-1 (69). S. 333-337.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.