Научная статья на тему 'Совершенствование налогового законодательства в целях стимулирования малого и среднего предпринимательства'

Совершенствование налогового законодательства в целях стимулирования малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / малый и средний бизнес / государственная поддержка / налогообложение / налоговые каникулы. / entrepreneurship / small and medium business / state support / taxation / tax holidays

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мадина Руслановна Тускаева

Одной из актуальных проблем развития малого и среднего предпринимательства можно назвать проблему неналоговых платежей, которые взимаются многочисленными органами власти, регулирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при подаче заявок на получение разрешений и сертификатов для бизнеса, необходимость в которой установлена нормативными актами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TAX LEGISLATION IN ORDER TO STIMULATE SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

One of the urgent problems of the development of small and medium businesses can be called the problem of non-tax payments, which are collected by numerous authorities, regulatory and Supervisory authorities, municipal and state enterprises and institutions, in particular, when applying for permits and certificates for business, the need for which is established by regulations

Текст научной работы на тему «Совершенствование налогового законодательства в целях стимулирования малого и среднего предпринимательства»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 336.2 ББК 65.050

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10269 © М.Р. Тускаева, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЦЕЛЯХ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Мадина Руслановна Тускаева,

заведующий кафедрой «Налоги. Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук, доцент, Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

(362002, Владикавказ, ул. Молодежная, д. 7) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Одной из актуальных проблем развития малого и среднего предпринимательства можно назвать проблему неналоговых платежей, которые взимаются многочисленными органами власти, регулирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при подаче заявок на получение разрешений и сертификатов для бизнеса, необходимость в которой установлена нормативными актами.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, государственная поддержка, налогообложение, налоговые каникулы.

IMPROVEMENT OF TAX LEGISLATION IN ORDER TO STIMULATE SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

Madina R. Tuskaeva,

Vladikavkaz branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

(362002, Vladikavkaz, ul. Molodezhnaya, d. 7)

Abstract. One of the urgent problems of the development of small and medium businesses can be called the problem of non-tax payments, which are collected by numerous authorities, regulatory and Supervisory authorities, municipal and state enterprises and institutions, in particular, when applying for permits and certificates for business, the need for which is established by regulations.

Keywords: entrepreneurship, small and medium business, state support, taxation, tax holidays.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Тускаева М.Р. Совершенствование налогового законодательства в целях стимулирования малого и среднего предпринимательства. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):340-2.

Одной из основных проблем развития россий- • формирование благоприятного делового клима-

ского предпринимательства на современном эта- та, устранение нормативно-правовых, админи-

пе является недоступность кредитных ресурсов стративных и организационных барьеров;

коммерческих банков и схем лизинга для них, как • расширение доступа малого бизнеса к финансо-

правило, из-за отсутствия необходимого обеспече- вым ресурсам;

ния для средне- и долгосрочных проектов малого и • планомерное развитие инфраструктуры для ока-

среднего бизнеса. Чтобы преодолеть эту проблему, зания комплексной финансовой, материальной,

в большинстве стран мира с развитой экономикой информационной, консультационной и органи-

были созданы государственные предприятия, и зационно-методической помощи малым пред-

успешно действуют различные схемы распределе- приятиям.

ния рисков в сфере кредитования малого и среднего В настоящее время наиболее значительными

бизнеса. Участие государства в распределении ри- последствиями функционирования малых и сред-

сков наряду с заемщиком и самим кредитным фи- них предприятий во всех регионах являются рост

нансовым учреждением осуществляется, как пра- рабочих мест и доходов бюджета, позволяющий

вило, в лице специально созданной организации с решить комплекс социальных проблем. Поэтому

доминирующим государственным участием. социальную эффективность малого бизнеса на ре-

Основные направления государственной под- гиональном уровне можно оценить по следующей

держки, которые позволяют реализовать потенци- системе показателей: снижение уровня безрабо-

альный эффект развития малого бизнеса: тицы; рост выручки; увеличение доходов бюд-

жета за счет малого бизнеса. Достижение этих важнейших целей, преследуемых государством в поддержке малого бизнеса, может в определенной степени рассматриваться как основной социальный результат государственной поддержки. В то же время административное насаждение социально значимых видов деятельности в малом бизнесе является незаконным и неэффективным [4, с. 333—337].

Необходимо устранить административные ограничения для развития среднего и малого бизнеса, которые негативно влияют на деловой климат. Иными словами, ограничение административного вмешательства государства в хозяйственную деятельность малых и средних предприятий должно быть установлено на законодательном уровне.

Одной из актуальных проблем развития малого и среднего предпринимательства можно назвать проблему неналоговых платежей, которые взимаются многочисленными органами власти, регулирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при подаче заявок на получение разрешений и сертификатов для бизнеса, необходимость в которой установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи за выделение земли, получение разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т.д. Необходимо рассмотреть возможность законодательного ограничения предоставления платных услуг государственными органами и бюджетными учреждениями для субъектов малого бизнеса, которые связаны с выполнением своих функций.

Кроме того, эта проблема имеет важное значение для ускорения и радикального снижения налоговой нагрузки, особенно для начинающих предпринимателей. Для этих целей необходимо применять решительные меры:

• введение налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого бизнеса — медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.д.;

• введение моратория на внесение изменений в налоговое законодательство, которые бы ухудшали положение субъектов малого и среднего предпринимательства, до разработки новой налоговой системы;

• дальнейшее упрощение налоговой системы для малых и средних предприятий и разработка упрощенных форм налоговых деклараций для предпринимателей и юридических лиц, которые относятся к категории малого бизнеса;

• отмена требования обосновать необходимые расходы при расчете налогооблагаемой базы, поскольку для этого необходимо иметь значительный штат бухгалтеров;

• также возможно установить минимальный порог для регистрации налога на добавленную стоимость (НДС). Малые предприятия с оборотом, не превышающим определенного уровня (например, 50 000 долларов в год), не могут быть плательщиками НДС. Это изменение в налоговом законодательстве будет хорошим стимулом для малого и среднего предпринимательства, особенно для сферы услуг;

• целесообразно освободить от налогообложения средства, выделяемые субъектами малого предпринимательства на развитие собственного производства;

• можно установить такую систему налогообложения, как уменьшение суммы налоговых платежей для определенного процента каждого заявленного работника, при условии, что его зарплата находится на среднем уровне по России, можно установить не только льготы для малого бизнеса, но и также решаются проблемы занятости и обеспечения надлежащего уровня заработной платы работникам [5, с. 808— 811].

Налоги с малого и среднего предпринимателя должны полностью перечисляться в региональный и местный бюджеты. Таким образом, регионы будут заинтересованы в сборе таких платежей и, следовательно, в развитии малого бизнеса. В то же время предельные налоговые ставки для малых предприятий должны быть установлены на федеральном уровне. В этом случае малый и средний бизнес будет защищен от чрезмерного давления в регионах [3, с. 648—651].

№ 4 / 2019

Вестник экономической безопасности

341

В сфере налогообложения малого и среднего предпринимателя совершенствование законодательной базы должно быть направлено на:

• применение дифференцированной ставки налога на прибыль в зависимости от размера прибыли, полученной налогоплательщиком за налоговый период с минимальной ставкой налога 0%;

• расширение перечня производственных издержек, которые вычитаются из налогооблагаемой базы, в том числе использование методов ускоренной амортизации для них для увеличения суммы вложенного капитала в основные средства и нематериальные активы;

• введение повышающего коэффициента в учет затрат на исследования и разработки;

• радикальное упрощение налоговой отчетности для субъектов малого предпринимательства, а также организация бюджетных консультативных центров по применению действующего налогового законодательства на основе существующих налоговых проверок;

• предоставление рассрочек или отсрочек с уплатой налогов экономически нестабильным субъектам малого предпринимательства, включая задержки в аренде в течение финансового года. Часть вторая Налогового кодекса Российской

Федерации (НК РФ) должна быть принята в новой редакции, поскольку многие нормы этой части нечеткие, есть много взаимоисключающих положений, некоторые из них описаны непонятно даже с точки зрения языкознания.

Необходимо кардинально изменить положения действующей главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на предприятий организаций», поскольку среди всех российских налогов налог на прибыль является наиболее «саморегулируемым» налогоплательщиком, т.е. с целью «обнуления» к концу квартала малые и средние предприятия занимаются наполнением затратной составляющей своей деятельности [2].

На практике это отражается в том, что в последние дни квартала организации пытаются максимально рассчитываться с контрагентами по денежным обязательствам, чтобы выровнять баланс выручки с суммой фактических затрат на конец периода.

Кроме того, хозяйствующие субъекты могут совершать всевозможные притворные и мнимые сделки с целью преобразования своей прибыли в

конкретные расходы, нормативно установленные статьями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Формально такие расходы фактически превращаются в неучтенные денежные доходы, персональные услуги для определенных категорий работников, оформляемые как услуги производственного характера, выполняемые по контракту в личных целях, но оформляемые как производственные работы.

Следовательно, при подготовке изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации необходимо будет отразить решение фундаментального вопроса о том, направляет ли сейчас малый и средний бизнес свою «теневую» прибыль на развитие [1].

Речь идет о направлении прибыли на реализацию мероприятий, которые расширяют производство особо необходимых товаров, работ, услуг, создание новых рабочих мест, а также на замену бюджетных расходов, понесенных субъектами публичного права, для решения ряда социально-экономических проблем территорий [4, с. 333—337].

Реализация изложенных рекомендаций по совершенствованию законодательства позволит повысить эффективность финансовых, кредитных и налоговых механизмов для стимулирования деятельности сектора малого и среднего предпринимательства и обеспечить увеличение его вклада в социально-экономическое развитие страны в среднесрочной перспективе.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от ред. от 01.05.2019).

2. Налоговый кодекс РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019).

3. Тускаева М.Р., Гоконаева Д.А., Ревазова Э.Т. Налоговое регулирование малого предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-3.

4. Тускаева М.Р., Мирзабекова М.Ю., Бизико-ва Е.Б. Местные бюджеты как важнейшая финансовая база органов местного самоуправления // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1 (69).

5. Тускаева М.Р., Саркисян А.А. Характеристика налоговой нагрузки в Российской Федерации и Зарубежом // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.