Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ 11 — 13 ЛЕТ КЛАССА КОРРЕКЦИИ'

ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ 11 — 13 ЛЕТ КЛАССА КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ 11 — 13 ЛЕТ КЛАССА КОРРЕКЦИИ»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1992 УДК 371.7

Е. В. Орлова, Н. Н. Фомкина, Ж. Н. Зеллис, Е. В. Костюк

ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ 11 — 13 ЛЕТ

КЛАССА КОРРЕКЦИИ

ВНИЦ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Минздрава СССР, Москва

Научные данные убедительно свидетельствуют о связи между состоянием здоровья, работоспособностью и успешностью обучения детей и подростков [4|. Так, среди неуспевающих число детей с хроническими заболеваниями составляет 64,7 %, 28 % имеют различные функциональные отклонения. Уже в начале школьного обучения дети одного и того же возраста имеют выраженные индивидуально-типологические различия [4]. Эти различия определяются уровнем морфологического и функционального созревания, зависят от условий жизни и развития ребенка до школы. Примерно 20 % детей [4] имеют те или иные морфофункциональные нарушения. По данным ВОЗ, количество таких детей достигает 25 %. При существующей организации учебного процесса учебные нагрузки, посильные для здоровых детей, оказываются чрезмерными для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, развитии, воспитании. Часто с первых лет обучения эти дети становятся неуспевающими, трудно адаптируются в окружающей их среде и составляют как для врачей, так и для педагогов группу риска [1—3].

Организация коррекционных классов в школах позволяет дифференцированно обучать детей с учетом их индивидуальных способностей, что можно рассматривать как средство профилактики отклонений в нервно-психическом здоровье (НПЗ) [2, 3]. Впервые оценка эффективности обучения детей младшего школьного возраста в коррекционных классах была проведена во ВНИЦ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Минздрава СССР. Было показано положительное влияние обучения в этих классах на состоянии НПЗ, работоспособность, эмоциональный тонус детей, их успеваемость [5].

Цель данной работы заключалась в изучении влияния обучения в классах коррекции на здоровье, функциональное состояние и работоспособность учащихся среднего школьного возраста.

Исследования были проведены в одной из московских школ. Всего под наблюдением было 56 учащихся 5-х классов — коррекционного и контрольного. Коррекционный класс был сформирован из учащихся начальной школы, отобранных по медицинским критериям и психолого-педагогическим характеристикам.

Результаты медицинского обследования (с участием психоневролога) учащихся 5-х классов и анкетный опрос родителей о самочувствии детей позволили распределить их на 3 группы в зависимости от состояния их НПЗ.

В I группу * вошли здоровые, гармонично раз-

* В коррекционном классе детей с I группой НПЗ не

было.

витые, не предъявляющие никаких жалоб дети. В коррекционном классе они составляли 30 %, а в контрольном — 47%. Во II группу вошли дети с неярко выраженными реакциями, такими, как быстрое утомление, нарушение засыпания и др. Опрос родителей показал, что эти дети часто легковозбудимы или, наоборот, пассивны. Таких детей в коррекционном классе было 45 %, в контрольном — 32 %. Анализ анамнестических данных из анкет по социально-бытовым условиям жизни школьников позволил установить, что одним из факторов, вызвавших отклонения в НПЗ, было систематическое нарушение режима дня. Нарушение сна, чаще встречающееся у детей класса коррекции, как правило, было обусловлено неблагоприятными бытовыми условиями. В контрольном классе жалобы на быстрое утомление, головные боли в основном были у тех. кто имел дополнительные нагрузки: занятия иностранным языком, музыкой и т. д.

III группу составили дети с астеноневротиче-ским синдромом при умеренно выраженных неврологических проявлениях, с черепно-мозговыми травмами в анамнезе. Число таких детей было примерно одинаковым в коррекционном и контрольном классах и составляло соответственно 25 и 21 %. Для детей этой группы характерны повышенная утомляемость, частые головные боли, патологические привычки, повышенная возбудимость, колебания настроения, непереносимость духоты, укачивание в транспорте.

Большинство занимающихся в коррекционном классе детей имели высокую двигательную активность на занятиях, были беспокойны, не могли длительное время работать сосредоточенно [2, 5].

Таким образом, из приведенных данных видно, что число детей с нарушениями НПЗ было большим в коррекционном классе, чем в контрольном, но разница не столь значительна, как в начале обучения. В коррекционном классе II группу НПЗ имели 33,3%, III—66,7% учащихся. В то же время в контрольном классе распределение детей по группам НПЗ было следующим: I группа — 48,4 %, II группа — 32,3 %, III группа — 19,3 %.

Изменения в распределении детей по группам НПЗ к 5-му классу объясняются положительным влиянием обучения в коррекционном классе начальной школы.

Для оценки функционального состояния учащихся проводили хронометраж учебной деятельности, учет успеваемости, изучение работоспособности методом коррекционных проб.

Исследование функционального состояния центральной нервной систем (ЦНС) было проведено по методике хронорефлексометрии. Данные, получаемые с помощью хронорефлексометрии, характеризуют целостную реакцию организма и являются адекватными показателями для интегральной

/

770 260 ZSO Ж)

гзо

720

гю 200 190 180 ПО 160 ISO

I

2.____

ж

- 7

- S -в

1

m fi ш

н с к иск

Динамика показателей работоспособности учащихся среднего школьного возраста коррекционного и контрольного классов в течение учебного года.

По осям ординат: I -- число прослеженных знаков; II — число допущенных ошибок на 500 знаков: III — комплексный показатель работоспособности: н — начало учебного дня; с — середина учебного дня; к - - конец учебного

дня.

а — начало учебного года; б — конец учебного года. 1.3- число прослеженных знаков в контрольном (!) и коррекцнонном (3) классах; 1. 4 — число ошибок на 500 знаков в кон-рольном (2) и коррекцнонном (4) классах. Заштрихованные столбики — комплексный показатель работоспособности в коррекцнонном классе; светлые столбики — комплексный показатель работоспособности в контрольном классе.

оценки состояния UHC и выявления умственного утомления. Измерение латентных периодов слухо-моторной и зрительно-моторной реакции дает возможность охарактеризовать взаимодействие процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга. Введение дифференцировочного раздражителя позволяет судить о состоянии тормозного процесса; наличие последовательного торможения — о степени концентрации нервных процессов.

Исследование ЦНС проводилось на универсальном хронорефлексометре ХР — 83/1М. Наши наблюдения показали, что у учащихся коррекционного класса со II группой НПЗ повышенная исто-щаемость нервной системы проявлялась в двигательном беспокойстве, у учащихся с III группой НПЗ — даже в двигательной расторможенности.

У школьников коррекционного класса число прослеженных знаков колебалось в I четверти от 150 до 170, в III четверти в диапазоне 170—180, в IV четверти — 170—190. Число допущенных при этом ошибок увеличивалось незначительно (с 2 до 3,4 на 500 знаков), за исключением IV четверти, где возрастание двигательного возбуждения (беспокойства) детей сказывалось на качестве выполнения корректурных заданий. При увеличении скорости снижалась точность. Комплексный показатель работоспособности в IV четверти стал ниже по сравнению с I четвертью (1 против 3,5) (см. рисунок).

В контрольном классе скорость работы в 2 раза выше, а точность выполнения заданий в 3 раза хуже, чем в коррекцнонном. В контрольном

классе в I и III четвертях в большей степени выражена тенденция к снижению скорости работы. В IV четверти эта тенденция нарушилась и на фоне увеличения скорости работы произошло снижение количества работ, выполненных без ошибок, что получило отражение в комплексном показателе работоспособности, который по-прежнему остался в пределах единицы. В динамике недели у учащихся коррекционного и контрольного классов снижение работоспособности начиналось во вторник и сохранялось в среду.

Функциональное состояние ЦНС к концу дня у школьников коррекционного класса несколько ухудшалось, что выражалось в увеличении числа срывов дифференцировочных реакций на фоне укорочения латентного периода зрительно-мотор-ной и слухомоторной реакций и в некотором ухудшении показателей тремометрии. Все это в большей степени выражено на начальном этапе обучения (в I четверти), что отражает адаптацию к предметному обучению и новым учителям. Однако адаптация к учебным нагрузкам легче протекала у учащихся коррекционного класса, численность учащихся в котором составила 15—19 против 37—40 в контрольном. Это обусловило возможность индивидуального подхода к каждому ученику в коррекционном классе.

У учащихся контрольного класса от начала учебного года к его окончанию отмечалась та же тенденция в динамике функционального состояния ЦНС, что и у учащихся коррекционного класса, т. е. увеличение числа срывов дифференцировочных реакций на фоне укорочения латентного периода зрительно-моторной и слухомоторной реакций при незначительном ухудшении показателей тремометрии.

Таким образом, формирование коррекционных классов для учащихся среднего школьного возраста с индивидуальным подходом к каждому ученику способствует тому, что функциональное состояние ЦНС и работоспособность учащихся этих классов соответствуют динамике и уровню таковых у учащихся в контрольных классах.

Литература

1. Лебединская К. С. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей — М., 1982.— С. 5— 21.

2. Отстающие в учении школьники (проблемы психического здоровья) / Под ред. 3. И. Калмыковой, И. ¡О. Кулагиной,— М., 1985.

3. Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред. Н. А. Ченчинской.— М., 1970.

4. Сердюковская Г. Н. Школа и психическое здоровье учащихся,— М., 1988.

5. Сорокина Т. Н., Орлова Е. В. // Всесоюзная конф. Физиология развития человека. 4-я: Тезисы докладов.— М., 1990,-С. 271.

Поступила 16.08.91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.