Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study on the state of health and the functional state of the CNS, visual and motor analyzers, cardiovascular system in 140 children with impaired vision in the age group from 4 to 7 years has shown that, apart from the major defect of the visual analyzer, most of the children had impairments in psycho-neurological and somatic status , as well as a reduction of the functional state of the main analyzer systems. The functional state and working capacity of children with impaired vision are directly related to the character and structure of the visual defect and to the changes associated with them. Therefore, an individual approach to the child should become a necessary part in the complex of rehabilitation measures.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Результаты настоящей работы доказывают качественное своеобразие умственной деятельности детей разного пола и свидетельствуют о том, что наряду с общим для обоих полов воспитанием и обучением необходима разработка специфических для каждого пола методов.

Литература. Ананьев Б. Г. — В кн.: Возрастная * психология взрослых, Л., 1971, с. 3—75.

Блинов С. М., Глезер И. И. Мозг человека в цифрах и таблицах. М., 1964. Кантонистова Н. С. Роль гено- и паратипических факторов в формировании отдельных сторон интеллектуальной деятельности. Автореф. дис. канд. М., 1978. Панасюк А. Ю. — Ж. невропатол. и психиатр., 1973,

№ 10, с. 1538. Панасюк А. Ю. — В кн.: Социальная среда и здоровье

подрастающего поколения. М., 1974, с. 80—84. Anastasi А. — J. genet. Psychol., 1952, v. 81, p. 147. Backer S. W., Erhcrdt A. A. — In: Sex Differences in

Behavior. New York, 1974, p. 53. Bayley N.. Schaefer E. — Monogr. Soc. Res. Child. Develop., 1964, v. 29, p. 1—80. Bayley N. — Child. Develop., 1965, v. 36, p. 379—411. Guttman R. — Behav. Genet., 1974, v. 4, p. 273.

Leherke R. — Am. J. ment. Defic., 1972, v. 76, p. 611. Maccoby E. The Development of Sex Differences. Stanford, 1966.

Norman R. — J. consult. Psychol., 1953, v. 17, p. 411. Rdsler H., Bleck H., Feichmann H. — Arztl. Jugendk.,

1976, Bd 67, S. 366. Svancara J. — Stud. Psychol., 1979, v. 21, p. 269.

Поступила 06.07.81

Summary. The features of the intellectual development of children of the both sexes in 2 age groups (7—8 and 11— 12) have been studied. Statistically significant evidence shows the boys from the both groups to be intellectually superior to the dirls, according to most of intellectual development indices studied: in the senior age groups this superiority is more pronounced. When applied to the boys, most of the studied parameters are characterized by higher sig-mal deviation values, compared to the girls. The results of the study on the interrelationships of individual intellectial characteristics revealed a difference in the qualitative composition of the basic functions of mental activity in the boys and the gils. The obtained data prove that there are features in the mental activity of children of different sex and point to the necessity of developing methods which would be specific for each sex, in addition to the education and training methods common for the both sexes.

УДК 6I3.865:617i7«053.4

В. Г. Маймулов

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Наличие основного дефекта со стороны зрительного анализатора, а также характер вторичных отклонений в значительной степени затрудняют или делают невозможным успешное воспитание слабовидящих детей в детских садах общего профиля. С 1972 г. в системе Министерства просвещения СССР организуются специальные дошкольные учреждения, задачей которых является проведение лечебных, воспитательных и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление утраченных функций или коррекцию дефекта развития с последующей подготовкой детей к обучению в школе.

Однако до настоящего времени комплексные работы по изучению морфофункционального состояния и работоспособности организма слабовидящих детей в специализированных дошкольных учреждениях не проводились. Единичные исследования в данном направлении посвящены психолого-педагогическим вопросам обучения (Т. А. Власова; М. И. Земцова) или касаются медико-физиологических аспектов воспитания слабовидящих детей школьного возраста (В. И. Белецкая; А. С. Во-лощук; А. Н. Гнеушева; Л. А. Новикова; И. М. Романова; Б. В. Сермеев).

Задачей наших исследований являлось изучение состояния здоровья, функционального состояния организма и работоспособности слабовидящих детей в условиях специализированного дошкольного учреждения.

Изучено состояние здоровья (физическое развитие, заболеваемость, патологическая поражен-ность), уровень школьной зрелости (интегральный тест Керна — Ирасека), функциональное состояние ЦНС (хронорефлексометрия), зрительного (критическая частота слияния световых мельканий — КЧССМ, адаптометрия, цветовая контрастная чув» ствительность) и двигательного (кистевая динамометрия, динамография, тремометрия, сила мышц плечевого пояса и шеи, степень развития моторики) анализаторов, сердечно-сосудистой системы (пулы сометрия, АД, данные ЭКГ) у 140 слабовидящих детей в возрасте 4—7 лет. Проведено также изучение работоспособности (фигурные таблицы), двигательной активности в процессе пребывания в детском учреждении (шагометрия).

Для сопоставления данных аналогичные исследования выполнены в дошкольных учреждениях общего профиля. При изучении этиологических факторов происхождения слабовидения установлено, что на долю врожденных приходится 80,2% всех случаев, в том числе 10,7% принадлежит генетическим факторам. На причины слабовидения, возникшего после рождения ребенка, приходится 8,9%. В 10,9% случаев непосредственный этиологический фактор в патологии органа зрения установить не удалось. У детей среди наследственных заболеваний глаз, приводящих к слабовидению, следует отметить атрофию зрительного нерва, врож-

2*

— 35 —

денную катаракту, миопию, дегенерацию сетчатки. В период беременности и родов наиболее часто причиной поражения органа зрения являются недоношенность (60%) и родовая травма (13,6%).

Наиболее частыми клинико-анатомическими причинами слабовидення у обследованных детей являлись миопия (41%), высокая дальнозоркость с астигматизмом и амблиопия (20,4%), атрофия зрительного нерва (10,2%), врожденная катаракта (10,2%), микрофтальм (8,2%), заболевания сетчатой и сосудистой оболочек (5,2%).

Результаты психоневрологического обследования слабовидящих детей свидетельствовали о поражении со стороны ЦНС, а также стволовых структур мозга. Так, задержка психического развития установлена у 22% детей, эпилепсия — у 2,4%, нарушения речи — у 20%. У подавляющего большинства (92,5%) слабовидящих выявлены многоочаговая неврологическая симптоматика, а также различные отклонения в соматическом состоянии (нарушения опорно-двигательного аппарата, патология ЛОР-органов и др.). При этом следует отметить, что наиболее выраженные отклонения наблюдались у детей, тяжело болевших на первом году жизни (пневмонией, отитом, сепсисом и др.). Слабовидящие дети значительно чаще здоровых болеют острыми инфекционными заболеваниями, среди которых наибольший удельный вес имеют заболевания верхних дыхательных путей (острые респираторные, бронхиты, ангины, ларинготрахеиты), пневмонии, отит, воздушно-капельные инфекции.

При изучении степени функциональной готовности детей со слабовидением к обучению в школе (6—7 лет) выявлено значительное число «незрелых» (43,7% против 17,3% среди практически здоровых детей, Р<0,01).

У слабовидящих значительно чаще встречались отклонения физического развития. Так, рост ниже среднего и низкий был у 25,2% слабовидящих против 8,2% у здоровых (Р<0,01), масса тела — соответственно у 18,55 и 6,7% (Р<0,01). Гармоничное физическое развитие имели только 45,9% детей со слабовидением и 64,8% здоровых (Я<0,01).

Слабовидящие дети всех изученных возрастных групп отставали по показателям силы и выносливости, причем более значительно — к старшему дошкольному возрасту. Так, если в 4 года показатели силы отдельных мышечных групп и выносливости мышц кисти к статическому усилию у слабовидящих детей по сравнению со здоровыми ниже соответственно на 2—12 и 5—15%, то в возрасте 7 лет эта разница составляет 10—24,5 и 14—32%. Слабовидящие дети имеют и худшие скоростно-силовые качества (бег, прыжки в длину, метание мяча). Очевидно, нарушения зрения, частичное поражение ЦНС и связанное с ними ограничение двигательной активности (по данным шагометрии спонтанная двигательная активность у слабовидящих дошкольников в 3—4 раза ниже, чем у здоровых) отрицательно сказываются на физическом развитии

и функциональном состоянии двигательного анализатора.

У слабовидящих детей наблюдались более выраженные сдвиги функциональных показателей сердечно-сосудистой системы под влиянием физической нагрузки, а также замедленное их восстановление. Если у большинства (82,3%) здоровых детей частота сердечных сокращений и АД при стандартной нагрузке (20 приседаний за 30 с) восста- * навливались в течение 3—4 мин, то у слабовидящих за то же время —только у 34,4%. На ЭКГ у слабовидящих определялись более выраженные изменения интервалов Р<2 и (¡КБ и амплитуд зубцов Р и /?. Видимо, снижение функционального состояния двигательного анализатора у слабовидящих детей приводит к ослаблению функциональной деятельности сердечно-сосудистой системы, что проявляется в увеличении реактивности организма на физическую нагрузку и удлинении восстановительного периода.

Функциональное состояние зрительного анализатора (по КЧСМ, световой чувствительности, цветовой контрастной чувствительности, данные хро-норефлексометрии) довольно вариабельно и зависит от тяжести поражения в первую очередь сенсорной части зрительного анализатора. В целом « можно выделить ряд групп патологии у слабовидящих дошкольников в порядке степени ухудшения функционального состояния и снижения работоспособности. Сюда в первую очередь относят аномалии рефракции без патологических изменений глазного дна. Дети с этой аномалией по функциональным параметрам и работоспособности имеют наиболее высокие показатели, близкие к таковым у здоровых детей при условии тщательной коррекции. Острота зрения детей данной группы была в пределах 0,1—0,4. Для детей с помутнением преломляющих сред (катаракта) характерно снижение световой и цветовой контрастной чувстви- , тельности. Выделена и группа детей, имеющих аномалию рефракции с патологическими изменениями глазного дна. При выраженном снижении световой и цветовой контрастной чувствительности у них было менее выраженное ухудшение показателей хронорефлексометрни и КЧСМ. Кроме того, выделена группа детей с болезнями сетчатой и сосудистой оболочек и атрофией зрительного нерва. У детей данной группы были значительно ограничены функциональные возможности органа зрения. Встречалось и сочетание слабовидения с нерезко выраженным аномальным развитием ЦНС (задержка умственного развития, цереброастенические состояния, психофизический инфантилизм и др.), что проявлялось в нарушении различных форм познавательной деятельности, снижении объема внимания и в его неустойчивости, эмоционально- ^ волевыми сдвигами, двигательной возбудимостью. Показатели функционального состояния и работоспособности у большинства детей данной группы были значительно ниже, чем у слабовидящих без сопутствующих нарушений ЦНС.

Требуют индивидуального подхода и слабовидящие дети с суженным полем зрения и снижением слуха. При снижении поля зрения независимо от анатомической причины слабовидения любая работа, требующая зрительного контроля, затруднена и выполняется при большом нервном напряжении. Значительные сложности встречаются при воспитании и обучении слабовидящих со снижением слуха. Поскольку деятельность слабовидящих в основном строится на активном участии слухового анализатора, необходимы поиски специфических методов воспитания и обучения детей с сочетанной патологией.

Для слабовидящих детей характерно не только снижение темпа восприятия подаваемого материала (М. И. Земцова; Н. Б. Лурье), но и значительное ухудшение скорости и точности работы. Так, если среднее число просмотренных за 1 мин знаков у здоровых детей 6—7 лет составляет 62,37± 1,72, то у слабовидящих — только 35,65±2,01 (Я<0,01). Число ошибок на 100 просмотренных знаков равно соответственно 3,25±0,36 и 4,90±0,41 (Р<0,01), коэффициент продуктивности (М. В. Антропова) — 5,19±0,18 и 2,79±0,22 (Р<0,01). Снижение интенсивности и качества работы, функциональной работоспособности корковых клеток и мышечной работоспособности, а также ухудшение показателей функционального состояния зрительного анализатора происходят значительно раньше у слабовидящих детей. Отрицательные изменения большинства изученных показателей при непрерывной зрительной работе в процессе проведения обязательных занятий становятся выраженными у слабовидящих детей 6—7 лет с комбинированной патологией, атрофией зрительного нерва, патологией сетчатой и сосудистой оболочек, некорригированной дальнозоркостью, высокой миопией уже в первые 5— 10 мин. При изучении недельной динамики функционального состояния и работоспособности слабовидящих детей отмечено непрерывное снижение показателей со вторника по пятницу включительно.

Таким образом, у большинства слабовидящих детей, помимо основного дефекта со стороны зрительного анализатора, имеются отклонения в сос-

тоянии психоневрологического и соматического статуса, снижение функционального состояния двигательного анализатора и сердечно-сосудистой системы. Функциональное состояние и динамика работоспособности слабовидящих детей находятся в непосредственной зависимости от характера и структуры зрительного дефекта и сопутствующих отклонений, что требует индивидуального подхода при проведении комплекса реабилитационных мероприятии.

Литература. Антропова М. В. Примерная программа и методики изучения режима дня, работоспособности и состояния здоровья школьников. М., 1974. Белецкая В. И. Гигиенические основы нормирования искусственного освещения в классах для слабовидящих. Автореф. дис. канд. М., 1967. Власова Т. А. — В кн.: Здоровье и воспитание детей дошкольного возраста. М., 1978, с. 29—33. Волощук А. С. Гигиеническое обоснование условий и режима обучения в школах-интернатах для слабовидящих детей. Автореф. дис. канд. Киев, 1973. Гнеушева А. Н. — В кн.: Слабовидящие дети. М., 1967, с. 75—79.

Земцова М. И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушениях зрения. М., 1978, с. 3—7. Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. М., 1979. Новикова Л. А. Особенности приема и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей. М., 1978.

Романова И. М. — В кн.: Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей. М., 1975, с. 99—108. Сермеев Б. В. — Дефектология, 1980, № 4, с. 36—43.

Поступила 30.07.81

Summary. Study on the state of health and the functional state of the CNS, visual and motor analyzers, cardiovascular system in 140 children with impaired vision in the age group from 4 to 7 years has shown that, apart from the major defect of the visual analyzer, most of the children had impairments in psychoneurological and somatic status , as well as a reduction of the functional state of the main analyzer systems. The functional state and working capacity of children with impaired vision are directly related to the character and structure of the visual defect and to the changes associated with them. Therefore, an individual approach to the child should become a necessary part in the complex of rehabilitation measures.

УДК 370.71:377.61:612.82

Н. В. Алишев, А. Д. Храмцова, А. А. Элья<шв

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ВНИИ профессионально-технического образования, Ленинград

Исследования выполнены на базе среднего профессионально-технического училища СПТУ № 125 Ленинграда в контрольной и экспериментальной группах учащихся в возрасте от 18 лет до 21 года, осваивающих профессию токаря и обучающихся по программе технического училища с одногодич-

ным сроком обучения. Весь учебно-производст-венный процесс в обеих группах проходил согласно расписанию, предусматривающему учебную нагрузку 38—41 ч в неделю (в разные периоды учебного года). Производственное обучение в контрольной группе проводилось в различные периоды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.