Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА'

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the intellectual development of children of the both sexes in 2 age groups (7—8 and 11— 12) have been studied. Statistically significant evidence shows the boys from the both groups to be intellectually superior to the girls, according to most of intellectual development indices studied: in the senior age groups this superiority is more pronounced. When applied to the boys, most of the studied parameters are characterized by higher signal deviation values, compared to the girls. The results of the study on the interrelationships of individual intellectual characteristics revealed a difference in the qualitative composition of the basic functions of mental activity in the boys and the gils. The obtained data prove that there are features in the mental activity of children of different sex and point to the necessity of developing methods which would be specific for each sex, in addition to the education and training methods common for the both sexes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА»

ко-адреналовой системы студентов в зависимости от исходного состояния организма, интенсивности и длительности работы, характера умственной деятельности, степени нервно-эмоцнонального напряжения и психологической мотивации.

Литература. Зыбковец Л. Я-, Соловьева В. П. —

Гиг. и сан., 1978, № 2, с. 110—113. Навакатикян А. О. — Гиг. труда, 1980, № 6, с. 5—9. Пом/эктов Н. С. Методы анализа по фотометрии пламени. М., 1967.

Пономаренко И. И. — Гиг. и сан., 1977, № 12, с. 42—45. Семенова Т. Д. — В кн.: Управление и информационные процессы в живой природе. М., 1971, с. 242—247.

Поступила 21.04.81

Summary. The concentration of electrolytes, particularly. sodium, in the saliva is, to a considerable degree, specified by the activity of the sympatheticoadrenal system; therefore, this concentration can be used as an indirect evidence of the body function in the process of human activity. Flame photometry was used for assaying sodium in the saliva and chronoreflexometry for determining the CNS stress index are fairly informative and easily available tests used in extensive field observations. These techniques permit one to differentiate the peculiarities of changes and interactions of the nervous and sympatheticoadrenal systems funkctions depending on the initial state of the organism as well as on the intensity, duration and nature of the intellectual activity, degree of the nervous-emotional stress, and psychological motivation in the students.

УДК 612.821.3:612.6.06

H. С. Кантонистова

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Половой диморфизм относится к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека, видоизменяющимся лишь по степени интенсивности. Как указывает Б. Г. Ананьев, сопоставление данных, характеризующих возрастно-половые модификации психических функций, позволяет считать, что явление полового диморфизма постоянно перекрывает общие возрастные изменения мозга и свидетельствует о том, что эти изменения связаны с эволюцией не только рефлекторных приспособлений к внешней среде, но и аналогичных приспособлений к внутренней среде организма.

В норме различия полов по умственным способностям, изучаемые при помощи тестовых методик, редко бывают значительными. В большой мере это обусловлено самой структурой тестов, стандартизованных с целью элиминирования тестов, неравнозначных для обоих полов. Вопреки попыткам исключить неравнозначные тесты, ряд авторов отмечают тенденцию к превосходству девочек по общему интеллекту в дошкольные годы (Maccoby) и юношей в высшей школе (Bayley). Что касается первичных умственных способностей, то в ряде работ отмечается превосходство лиц мужского пола в арифметических способностях (Norman) и пространственном мышлении (Guttman) и превосходство лиц женского пола в отношении вербальных функций (Anastasi).

Как показали С. М. Блинов и И. И. Глезер, во все периоды раннего онтогенеза процентное отношение массы полушарий к общей массе головного мозга выше у девочек. Как и у мальчиков, у девочек наблюдается некоторое различие в приросте массы левого и правого полушарий, но оно носит однозначный характер: во все периоды увеличение массы левого полушария обгоняет аналогичное увеличение массы правого полушария. До 4—5 лет эта тенденция сохраняется с поразитель-

ным постоянством, что свидетельствует о более раннем созревании доминантного в речевом и психомоторном отношении полушария у девочек. У мальчиков на этом этапе наблюдается смена трех типов отношений между обоими полушариями.

По-видимому, именно опережение девочек в психофизическом развитии играет основную роль в том, что вопреки противоречивым данным, полученным при сравнении тестовых оценок, девочки обычно лучше учатся в школе (Rosier и соавт.). Попытки объяснить эти данные лучшим прилежанием девочек не явились исчерпывающими, поскольку превосходство девочек в школьных успехах в отличие от превосходства по поведению является временным и наиболее существенным в пубертатном периоде. Вероятно, более ранне;е психофизическое развитие девочек обеспечивает им лучшую выносливость и работоспособность.

В настоящей работе исследовались особенности интеллектуального развития детей разного пола в различные возрастные периоды.

Материал настоящего исследования составили данные психологического обследования 144 детей: 36 мальчиков и 33 девочек в возрасте 7—8 лет и 39 мальчиков и 36 девочек в возрасте 11—12 лет. В исследование вошли данные о практически здоровых детях, посещающих массовую школу. Группы детей подбирались методом случайного отбора. Уровень интеллектуального развития детей определялся с помощью адаптированного к условиям нашей страны варианта тестовой методики Вексле-ра (А. Ю. Панасюк, 1973). Метод состоит из 12 методик — субтестов, позволяющих определить уровень развития способностей к отдельным видам мыслительной деятельности путем оценки успешности выполнения ребенком дозированной субтестами интеллектуальной работы. Первые шесть субтестов направлены на исследование вербального

Таблица 1

Интеллектуальные показатели у детей разного пола в возрасте 7—8 лет

Е . Субтест

Обследован- "а я Е;5 ,

ные 1 2 3 4 5 в 7 8 9 10 11 12 вип НИП ОИП

Мальчики м 8,97 12,02 11,19 9,00 8,86 9,44 11,50 9,58 11,66 9,22 10,91 9,36 99,16 102,66 100,88

(п=36) ±т 0,61 0,45 0,48 0,46 0,54 0,41 0,47 0,34 0,46 0,44 0,41 0,22 2,02 1,38 1,39

±а 3,66 2,73 2,89 2,80 3,27 2,51 2,85 2,06 2,81 2,67 2,49 1,35 12,13 8,33 8,37

Девочки М 8,39 9,63 11,15 8,96 7,57 9,30 10,06 8,21 10,87 7,69 10,60 8,69 94,81 96,39 95,15

л=33) ±т 0,58 0,61 0,42 0,46 0,47 0,40 0,48 0,35 0,41 0,57 0,37 0,35 2,26 1,81 1,81

±0 3,35 3,53 2,43 2,69 2,71 2,35 2,77 2,02 2,36 3,29 2,17 2,03 13,02 10,43 10,41

Т 0,68 3,16 0,06 0,06 1,77 0,23 2,12 2,78 1,25 2,12 0,54 1,62 1,43 2,77 2,52

Р — 0,01 — — — — 0,05 0,01 — 0,05 — — — 0,01 0,05

Примечание. Здесь и в табл. 2 прочерк — различие статистически незначимо (Р> 0,05).

мышления, остальные шесть — на изучение нагляд-но-действенного (невербального) мышления. На основании 12 субтестовых оценок выводятся 3 интегральных интеллектуальных показателя: вербальный интеллектуальный показатель (ВИП), характеризующий вербальное мышление, невербальный (НИИ), оценивающий наглядно-действенное мышление, невербальный (НИП), оценивающий наглядно-действенное мышление, и общий интеллектуальный показатель (ОИП), определяющий уровень развития интеллектуальной деятельности в целом (в пределах заданий, предлагаемых методикой). При определении средних значений интеллектуальных показателей в разных выборках просчитывались основные статистические параметры: средняя (М), ошибка средней (т) и среднее квад-ратическое отклонение (а), по каждой выборке.

Для выявления структурного своеобразия интеллекта у мальчиков и девочек нами был использован алгоритм анализа взаимовлияний, позволяющий описать каждый признак с точки зрения его влияний на другие признаки и его независимости (А. Ю. Панасюк, 1974). Этот алгоритм основан на преобразовании корреляционной матрицы в матрицу «влияний», что достигается путем преобразования коэффициентов корреляции в коэффициенты регрессии.

Средние показатели по 12 параметрам интеллек-

туальной деятельности и 3 интегральным оценкам мальчиков и девочек в возрасте 7—8 и 11—12 лет, а также достоверность различий средних значений показателей отдельных групп между собой представлены в табл. 1, 2.

По нашим данным, в рассматриваемых возрастных группах по большинству изучаемых интеллектуальных параметров наблюдается превосходство мальчиков. В возрастной группе 7—8 лет статистически значимыми являются различия в пользу мальчиков по таким вербальным параметрам интеллекта, как способность к пониманию общественных норм жизни (2), и таким невербальным параметрам, как наблюдательность (7), способность к логическому мышлению на невербальном уровне (8) и способность к синтезу на предметном уровне (10), а также по интегральным параметрам НИП и ОИП.

Отметим также, что у мальчиков в возрасте 7— 8 лет имеет место большая дисперсия для показателей субтестов 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, что составляет 60% от всех рассматриваемых интеллектуальных параметров.

В возрасте 11—12 лет наблюдается статистически значимое превосходство мальчиков по таким вербальным характеристикам интеллектата, как эрудиция, способность к приобретению знаний (1), способность к пониманию общественных норм жиз-

Таблица 2

Интеллектуальные показатели у детей разного пола в возрасте II—12 лет

2 Ь | Субтест

Обследо- У <= « -■ГС <0

вание £ * 3 5 и?§ я 1 2 3 4 6 е 7 8 9 1 0 11 12 вип НИП оип

Мальчики

(л= 39) м 13,07 11,69 11,43 10,74 10,23 9,76 10,94 10,35 11,56 9,05 9,43 8,66 107,12 100,02 104,07

±ш 0,74 0,50 0,43 0,59 0,61 0,46 0,58 0,43 0,40 0,44 0,44 0,36 2,55 2,22 2,09

±а 4,63 3,13 2,70 3,73 3,85 2,93 3,62 2,71 2,53 2,79 2,78 2,30 15,98 13,87 13,07

Девочки

(л= 36) М 11,16 10,33 11,50 8,94 7,72 9,52 10,66 8,55 10,44 7.8 10,72 8,22 99,08 96,00 97,22

±т 0,58 0,46 0,35 0,44 0,43 0,48 0,44 0,36 0,40 0,41 0,43 0,41 2,02 1,65 1,58

±а 3,49 2,76 2,10 2,65 2,61 2,91 2,69 2,20 2,45 2,47 2,60 2,51 12,12 9,90 10,49

Т 2,00 1,98 0,12 2,39 9,27 0,37 0,37 3,14 1,94 2,04 2,07 0,79 2,43 1,43 2,57

Р 0,05 0,05 0,05 0,01 — 0,01 — 0,05 0,05 — 0,05 — 0,05

2 Гигиена и санитария 5

— 33 —

ни (2), способность к аналогиям и обобщению (4), запас слов, значение которых испытуемый может определить (5), и невербальным — таким, как способность к логическому мышлению на невербальном уровне (8), способность к синтезу на предметном уровне (10), а также по ВИП и ОИП. Девочки в этом возрасте превосходят мальчиков (превосходство статистически значимо) по способности к переключению внимания, которая лежит в основе выполнения субтеста 11 —«кодирование».

Большими значениями дисперсий в этой возрастной группе характеризуются все интеллектуальные показатели мальчиков, исключая показатели субтеста «лабиринты» (12), что составляет 93,3% от всех показателей.

Таким образом, на основании полученных нами результатов и данных литературы (Буапсага) можно говорить о превосходстве мальчиков по большинству интеллектуальных параметров начиная с 7 лет. Следовательно, к школьному возрасту мальчики успевают не только догнать девочек, но и опередить их. Примечательно, что если в возрасте 7—8 лет мальчики превосходят девочек только по одному из вербальных параметров — способности к пониманию общественных норм жизни, то к 11— 12 годам мальчики имеют более высокие показатели (различия статистически значимы) по 4 параметрам вербального мышления, относящимся к субтестам, «общая осведомленность» (1), «понятливость» (2): «аналогии — сходство» (4), «словарь» (5) и по ВИП, характеризующему вербальное мышление в целом. По-видимому, на этом этапе онтогенеза в связи с особенностями нейрогуморального развития, обусловленного факторами полового диморфизма, происходят изменения в сравнительном развитие левого полушария у мальчиков и девочек в пользи первых, что и приводит к превосходству мальчикоу в вербальном мышлении. Интересно отметить, что по нашим данным, для большинства параметров интеллекта в обеих возрастных группах у мальчиков наблюдаются более высокие значения сигмаль-ных отклонений, нежели у девочек.

Более значительная дисперсия интеллектуальных параметров определяется, по-видимому, большей чувствительностью мальчиков к воздействию внешней среды, поскольку проведенные нами ранее близнецовые исследования (Н. С. Кантонистова), позволяющие оценить долю средовой и генетической компоненты в формировании общей феноти-пической дисперсии интеллектуальных показателей у мальчиков и девочек, свидетельствуют о большей роли среды в вариабельности характеристик интеллекта у мальчиков. Бблыная чувствительность интеллекта мальчиков к воздействиям внешней среды подтверждается также данными Вау1еу и БсЬаеГег, которые показали, что корреляция между приемными детьми и их биологическими родителями для мальчиков ниже, чем для девочек, т. е. ниже роль генетической компоненты, а средовой — соответственно выше.

Результаты изучения взаимовлияний отдельных

характеристик интеллекта на развитие ¡друг друга позволили выявить в каждой группе детей ведущие (наиболее значимые) характеристики, а также те, роль которых в умственной деятельности наименьшая.

Эти данные показали, что у мальчиков в возрасте 7—8 лет к числу наиболее значимых психических характеристик в умственной деятельности относятся способность оперировать с числами (3) и кратковременная и оперативная память (6), а наименьшая роль в развитии различных сторон умственной деятельности принадлежит способности к синтезу на предметном уровне (10) и способности выявлять последовательность (8). У девочек в возрасте 7—8 лет наибольшее значение в интеллекте имеют запас слов, значение которых они могут определить (5), и способность выявлять пространственные отношения (9), а наименьшее — способность к переключению внимания (11) и способность к синтезу на предметном уровне (10).

У детей в возрасте 11—12 лет состав ведущих функций оказался уже иным, чем у 7—8-летних. На развитие различных сторон умственной деятельности мальчиков в возрасте 11—12 лет наибольшее влияние оказывают способность выделять пространственные отношения и зрительно-моторная координация. Наименее значимыми являются кратковременная и оперативная память и способность выделять последовательность.

У девочек в возрасте 11—12 лет к числу ведущих функций относятся объем слов, значение которых они могут определить, и способность оперировать числами, а наименее значимыми являются наблюдательность и общая осведомленность.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать заключение о разной структуре интеллектуальной деятельности у мальчиков и девочек. Установленные различия имеют в своей основе, с одной стороны, явление полового диморфизма, связанного с действием генов, контролирующих, уровень гормональной секреции мужского или женского направления. Прямым доказательством влияния половых гормонов на уровень развития познавательных способностей явились данные Backer и Erhardt, показывающие, что интеллект девочек с андрогенитальным синдромом (т. е. с повышенным содержанием мужских половых гормонов) несколько повышен. Половой диморфизм определяет различную скорость созревания кортикальных структур, разную чувствительность к воздействиям внешней среды и связанную с Х-хромосомой наследственность.

Другой причиной различной структуры интеллектуальной деятельности у детей разного пола, по-видимому, являются такие социальные факторы, как различная опека по отношению к детям разного пола, поощрение и профилирование в решении тех задач, которые соответствуют представителям разных полов в общественной жизни, моделирование детьми деятельности своих родителей.

Результаты настоящей работы доказывают качественное своеобразие умственной деятельности детей разного пола и свидетельствуют о том, что наряду с общим для обоих полов воспитанием и обучением необходима разработка специфических для каждого пола методов.

Литература. Ананьев Б. Г. — В кн.: Возрастная * психология взрослых, Л., 1971, с. 3—75.

Блинов С. М., Глезер И. И. Мозг человека в цифрах и таблицах. М., 1964. Кантонистова Н. С. Роль гено- и паратипических факторов в формировании отдельных сторон интеллектуальной деятельности. Автореф. дис. канд. М., 1978. Панасюк А. Ю. — Ж. невропатол. и психиатр., 1973,

№ 10, с. 1538. Панасюк А. Ю. — В кн.: Социальная среда и здоровье

подрастающего поколения. М., 1974, с. 80—84. Anastasi А. — J. genet. Psychol., 1952, v. 81, p. 147. Backer S. W., Erhcrdt A. A. — In: Sex Differences in

Behavior. New York, 1974, p. 53. Bayley N.. Schaefer E. — Monogr. Soc. Res. Child. Develop., 1964, v. 29, p. 1—80. Bayley N. — Child. Develop., 1965, v. 36, p. 379—411. Guttman R. — Behav. Genet., 1974, v. 4, p. 273.

Leherke R. — Am. J. ment. Defic., 1972, v. 76, p. 611. Maccoby E. The Development of Sex Differences. Stanford, 1966.

Norman R. — J. consult. Psychol., 1953, v. 17, p. 411. Rdsler H., Bleck H., Feichmann H. — Arztl. Jugendk.,

1976, Bd 67, S. 366. Svancara J. — Stud. Psychol., 1979, v. 21, p. 269.

Поступила 06.07.81

Summary. The features of the intellectual development of children of the both sexes in 2 age groups (7—8 and 11— 12) have been studied. Statistically significant evidence shows the boys from the both groups to be intellectually superior to the dirls, according to most of intellectual development indices studied: in the senior age groups this superiority is more pronounced. When applied to the boys, most of the studied parameters are characterized by higher sig-mal deviation values, compared to the girls. The results of the study on the interrelationships of individual intellectial characteristics revealed a difference in the qualitative composition of the basic functions of mental activity in the boys and the gils. The obtained data prove that there are features in the mental activity of children of different sex and point to the necessity of developing methods which would be specific for each sex, in addition to the education and training methods common for the both sexes.

УДК 6!3.865:617i7«053.4

В. Г. Маймулов

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Наличие основного дефекта со стороны зрительного анализатора, а также характер вторичных отклонений в значительной степени затрудняют или делают невозможным успешное воспитание слабовидящих детей в детских садах общего профиля. С 1972 г. в системе Министерства просвещения СССР организуются специальные дошкольные учреждения, задачей которых является проведение лечебных, воспитательных и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление утраченных функций или коррекцию дефекта развития с последующей подготовкой детей к обучению в школе.

Однако до настоящего времени комплексные работы по изучению морфофункционального состояния и работоспособности организма слабовидящих детей в специализированных дошкольных учреждениях не проводились. Единичные исследования в данном направлении посвящены психолого-педагогическим вопросам обучения (Т. А. Власова; М. И. Земцова) или касаются медико-физиологических аспектов воспитания слабовидящих детей школьного возраста (В. И. Белецкая; А. С. Во-лощук; А. Н. Гнеушева; Л. А. Новикова; И. М. Романова; Б. В. Сермеев).

Задачей наших исследований являлось изучение состояния здоровья, функционального состояния организма и работоспособности слабовидящих детей в условиях специализированного дошкольного учреждения.

Изучено состояние здоровья (физическое развитие, заболеваемость, патологическая поражен-ность), уровень школьной зрелости (интегральный тест Керна — Ирасека), функциональное состояние ЦНС (хронорефлексометрия), зрительного (критическая частота слияния световых мельканий — КЧССМ, адаптометрия, цветовая контрастная чув» ствительность) и двигательного (кистевая динамометрия, динамография, тремометрия, сила мышц плечевого пояса и шеи, степень развития моторики) анализаторов, сердечно-сосудистой системы (пулы сометрия, АД, данные ЭКГ) у 140 слабовидящих детей в возрасте 4—7 лет. Проведено также изучение работоспособности (фигурные таблицы), двигательной активности в процессе пребывания в детском учреждении (шагометрия).

Для сопоставления данных аналогичные исследования выполнены в дошкольных учреждениях общего профиля. При изучении этиологических факторов происхождения слабовидения установлено, что на долю врожденных приходится 80,2% всех случаев, в том числе 10,7% принадлежит генетическим факторам. На причины слабовидения, возникшего после рождения ребенка, приходится 8,9%. В 10,9% случаев непосредственный этиологический фактор в патологии органа зрения установить не удалось. У детей среди наследственных заболеваний глаз, приводящих к слабовидению, следует отметить атрофию зрительного нерва, врож-

2*

— 35 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.