Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ НАТРИЯ В СЛЮНЕ ПРИ НЕКОТОРЫХ ВИДАХ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ'

СОДЕРЖАНИЕ НАТРИЯ В СЛЮНЕ ПРИ НЕКОТОРЫХ ВИДАХ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — И.И. Пономаренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concentration of electrolytes, particularly. sodium, in the saliva is, to a considerable degree, speciffed by the activity of the sympathetic adrenal system; therefore, this concentration can be used as an indirect evidence of the body function in the process of human activity. Flame photometry was used for assaying sodium in the saliva and chronoreflexometry for determining the CNS stress index are fairly informative and easily available tests used in extensive field observations. These techniques permit one to differentiate the peculiarities of changes and interactions of the nervous and sympathetic adrenal systems functions depending on the initial state of the organism as well as on the intensity, duration and nature of the intellectual activity, degree of the nervous-emotional stress, and psychological motivation in the students.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ НАТРИЯ В СЛЮНЕ ПРИ НЕКОТОРЫХ ВИДАХ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ»

физиологические функции и физическую работоспособность.

2. Умственная работа приводит к увеличению выносливости к статическим усилиям, мышечной силы кистей и физической работоспособности, сопровождается понижением силы мышц спины и скорости сложной реакции и не нарушает способности к простым двигательным реакциям и точно-

* сти движения.

3. Физическая деятельность заметно изменяет психофизиологические функции и физическую работоспособность: понижает скорость простой реакции, выносливость к статическим усилиям, точность движений, мощность выполняемой мышечной работы. В то же время умеренная физическая работа способствует сохранению мышечного тонуса (с повышением силы мышц спины в большей степени) и улучшению способности аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий (сложные двигательные реакции).

4. При построении режима учебно-тренировочной работы студентов физкультурных вузов более рациональным является проведение учебных занятий в утренние часы (до физической нагрузки), а тренировок — в вечернее время (после 15—16 ч).

• 5. Проведение занятий по физической подготовке или тренировочных занятий допустимо в короткие сроки после умственной работы и способствует восстановлению ряда важных психофизиологических функций организма студентов.

6. Рациональная организация режима учебно-тренировочной деятельности студентов физкультурных вузов является важным условием эффективной

учебы и спортивной деятельности, роста спортивных достижений и укрепления и сохранения здоровья.

Литература. Абалаков В. М. Новая аппаратура для

изучения спортивной техники. М., 1960, Афанасьев В. 3., Зверев С. М., Лосева О. Н. — В кн.: Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. Таллин, 1975, с. 16—19. Пашкявичус Э. А. — В кн.: Гигиенические основы спортивной деятельности. М., 1980, с. 129—132. Пратусевич Ю. М., Сухарев А. Г., Чернов А. И. —

Там же, с. 135—138. Скородумова А. Н., Озолин Н. Н., Калинин В. К■ —

Теор. и практ. фкз. культуры, 1975, № 9, с. 26—29. Сухарев А. Г. — В кн.: Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. Таллин, 1975, с. 160—164. Сухарев А. Г., Симонова Л. А. — В кн.: Актуальные вопросы гигиены физических упражнений и спорта. М., 1968, с. 74—75. Эмишян Н. Д. — Там же. с. 209—211.

Поступила 18.12.81

Summary. Research on the intellectual and physical work of students from the Institute of Physical Culture showed that the studies (intellectual work) were associated with an increase in the tolerance to static efforts, muscular tension of the hand and work capacity; at the same time they resulted in decreased muscular tension of the back and composite reaction rate. Physical activity caused, on the one hand, a decrease in the basic reaction rate, tolerance to static efforts, accuracy of movement and muscular work power; on the other hand, it enhanced a composite reaction capacity and muscular tension of the hands and the back. Physical work can be a means of overcoming the impairments of certain psychophysiological functions caused by the fatigue from mental work and connected with the analytical-synthetic activity and general tonicity of the cerebral cortex.

УДК 612.825.8-08:612.313.1.015.31:546.33

И. И. Пономаренко

СОДЕРЖАНИЕ НАТРИЯ В СЛЮНЕ ПРИ НЕКОТОРЫХ ВИДАХ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Нервно-эмоциональное напряжение характерно для многих видов умственной деятельности. Недостаточность приспособительных реакций при этом проявляется в изменении функционального состояния многих систем организма, особенно ЦНС и симпатико-адреналовой системы (А. О. Навакати-кян; Л. Я- Зыбковец и В. П. Соловьева, и др.).

Среди методов оценки состояния симпатико-адреналовой системы определение концентрации натрия в слюне — простой и доступный тест для широких натурных исследований. Однако он еще не нашел должного использования в гигиенических исследованиях. Поскольку в литературе недостаточно освещены его оценочные критерии, особенно в зависимости от степени нервно-эмоционального напряжения, психологической мотивации и др., мы предприняли попытку восполнить этот пробел.

Теоретическую предпосылку к практическому

применению данного метода составляют данные о том, что концентрация электролитов, особенно натрия, в слюне в значительной степени обусловлена активностью симпатико-адреналовой системы, поэтому он может использоваться для косвенной характеристики ее функционального состояния в процессе работы человека. Снижение содержания натрия в слюне принято рассматривать как показатель возрастания активности симпатико-адреналовой системы, характеризующий повышение функционального напряжения организма (Т. Д. Семенова, и др.).

Под наблюдением находилось 47 студентов 18— 19 лет, обучающихся на II курсе технического вуза. Исследования выполняли в динамике дня, недели, года и проводили сравнение полученных данных в зависимости от видов умственной деятельности (лекции, практические занятия), степени эмоционального напряжения (контрольные работы,

зачеты, экзамены). Для оценки напряжения ЦНС использовали метод хронорефлексометрин на световые раздражители разной силы (И. И. Понома-ренко), активность симпатико-адреналовой системы определяли по содержанию натрия в слюне методом пламенной фотометрии (Н. С. Полуэктов).

Условия обучения студентов соответствовали СНиП П-68-78 «Высшие учебные заведения. Нормы проектирования». Объем двигательной активности, условия проживания, режим питания и дня у всех обследованных в целом были приблизительно одинаковы.

Определенные различия имелись в характере труда и нервно-эмоционального напряжения студентов при различных видах учебных занятий. Работа студентов на лекциях состоит в преимущественном записывании излагаемого лектором материала, выполняется в быстром темпе, сопровождается стереотипными движениями мышц предплечья и кисти, значительным статическим напряжением, требует внимания, аккуратности и четкости действий и характеризуется высокой плотностью рабочей загрузки (95—98% всей продолжительности занятия). На практических занятиях и коллоквиумах, помимо названных факторов, имеется более высокое нервно-эмоциональное напряжение, обусловленное состоянием постоянной готовности к ответу в условиях дефицита времени. Во время контрольных работ увеличивается продолжительность и степень нервно-эмоционального напряжения, к чему также добавляется психологическая значимость конечного результата работы. Сдача зачетов и экзаменов характеризуется совокупностью перечисленных факторов, действие которых особенно усиливается психологической мотивацией, что создает стрессовые ситуации и обусловливает наибольшую степень нервно-эмоционального напряжения. При динамических исследованиях состояния ЦНС студентов определяли скрытое время двигательной реакции на слабый и сильный световые раздражители, количественные и качественные показатели силовых взаимоотношений основных нервных процессов, индекс напряжения ЦНС (частное от деления времени реакции после сильного раздражителя на время реакции после слабого раздражителя). В дальнейшем анализировали только индекс напряжения ЦНС, так как из всех изученных характеристик он наиболее информативен.

По результатам исследований студентов на протяжении ряда лет (700 человеко-дней) установлено, что критерием нормального функционирования нервной системы в состоянии относительного покоя (в начале дня) следует считать индекс напряжения ЦНС, равный 0,89±0,015, дальнейшее же повышение его свидетельствует о напряжении нервной системы.

При сравнении индекса напряжения ЦНС у студентов под влиянием изученных факторов выявлены некоторые различия (см. таблицу). Так, до занятий в динамике недели он увеличивался от нормального до повышенного — с 0,92±0,01 в по-

недельник до 0,96±0,01 в субботу (Р<0,5), что указывало на нарастание напряжения нервной системы студентов к концу недели. Однако в динамике дня в отдельные дни недели индекс изменялся по-разному. Под влиянием практических занятий по нематематическим дисциплинам существенных сдвигов не происходило. Аналогичное действие оказывали лекции по математическим предметам. Практические занятия и контрольные работы по математическим дисциплинам сопровождались минимальным, но статистически достоверным снижением индекса, при сдаче зачетов или экзаменов по математическим предметам степень сдвига показателя удваивалась.

Интересен тот факт, что с увеличением длительности нервно-эмоционального состояния (при двух подряд практических занятиях по математическим предметам) нарушалось нормальное функционирование нервной системы и возрастал индекс напряжения ЦНС. Двухфазный характер изменения индекса отчетливо проявлялся и во время экзамена: снижение во время экзамена с последующим повышением в течение 30—60 мин реституции и нормализацией лишь через 2 ч после экзамена. Очевидно, при практических занятиях длительность нервно-эмоционального напряжения оказалась решающим фактором в снижении функциональной адаптации нервной системы. Во время экзаменов, которые также продолжаются 3—4 ч, по-видимому, решающее значение в сохранении нормального функционирования нервной системы имело волевое усилие, снятие которого после экзамена обусловило противоположный характер реакции.

Концентрация натрия в слюне студентов была в пределах нормы. Однако в динамике недели в исходном состоянии отчетливо проявлялось снижение показателя, свидетельствующее о более высоком уровне активности симпатико-адреналовой системы, т. е. о нарастании ее функционального напряжения к концу недели.

В то же время занятия по нематематическим предметам и лекции сопровождались повышением концентрации натрия и, следовательно, ослаблением функционального напряжения. Это согласуется с данными об отсутствии напряжения со стороны ЦНС при указанных видах умственного труда. Практическое занятие по математическому предмету, как было указано выше, повышало активность ЦНС, но за счет напряжения компенсаторных механизмов симпатико-адреналовой системы. Повторное аналогичное занятие усугубляло степень и длительность нервно-эмоционального состояния студентов, что сопровождалось дальнейшим повышением активности симпатико-адреналовой системы. Очевидно, напряжение компенсаторных механизмов в течение 4 ч достигало высокой степени и оказывалось недостаточным, поэтому возникало напряжение функционального состояния ЦНС. Такая же направленность и выраженность снижения концентрации натрия в слюне студентов отмечена при зачетах по математическим предметам. При сдаче экзаменов

Динамика индекса напряжения ЦНС и концентрации натрия в слюне (в мг%) у студентов при различных видах умственной

деятельности

Индекс напряжения Концентрация натрия, мг %

Характер деятельности Время исследования Число обследованных М±т Р М±т Р

Понедельник

Практические занятия по нематематическим предметам

Практические занятия по математическим предметам

Лекции по математическим предметам

До занятии После занятии

До занятий После 1 занятия После 2 занятии

До занятий

1 лекция

2 лекция

12

12

15 15 15

0,92±0,01 0,93±0,02

Среда

0.94±0,01 0,91*0,01 1,00±0,01

Пятница

15 15 15

0,95±0,01 0,95±0,02 0,91±0,01

>0,5

<0,5 <0,1

>0,5 <0,5

Суббота

24,0±0.9 27,0*1.0

22,0±0,5 19.0±0,9 15.3± 1,2

18.2±0,9 20,6± 1,02 25,3± 1,30

<0,5

<0.1 <0.001

>0,5 <0,01

Контрольная работа по до 16 0,96±0,01 20,9± 1,12

математическому после 16 0,93±0,01 <0,5 15,8:+: 1,05 <0,001

предмету

Зачет по математичес- До зачета 20 0,95±0,01 20,4± 1,0

скому предмету После зачета 20 0,87±0,01 <0,001 15,0± 1,3 <0,01

Экзамены по математи- До зачета 50 0,94±0,01 17.7±0,3

ческим предметам После 30 мин 50 0,89±0,01 <0.01 14,2±0,6 <0,001

отдыха 42 1.00±0,01 <0,01 —

После 1 ч отдыха 40 0,98±0,01 <0,5 —

После 2 ч отдыха 40 0,89±0,01 <0,01 —

Экзамены по нематема- ДО 19 — 20,8± 1,0

тическим предметам после 19 — 18.5±1,2 >0,5

Примечан ие. (—) — исследование не проводили.

по этим предметам были наиболее низкие показатели до и после экзамена, что указывало на наибольшую степень активизации компенсаторных механизмов. Этим, по-видимому, обеспечивалось нормальное функционирование ЦНС во время экзамена на максимально высоком функциональном уровне. На экзаменах по нематематическим дисциплинам нервно-эмоциональное напряжение организма, вероятно, ниже, поэтому происходит умеренное снижение концентрации натрия.

Роль психологической мотивации становится более понятной при индивидуальном анализе направленности и степени изменения концентрации натрия в слюне студентов при сдаче экзаменов по математическим предметам. Из общего числа обследованных 5 получили неудовлетворительную оценку. Все они до экзамена имели самое низкое содержание натрия в слюне (в среднем 14,0±1,3 мг%), что свидетельствовало о более выраженном функциональном напряжении. Но, взяв билет, они, по-видимому, убедились в недостаточности своих знаний и очевидной бесполезности каких-либо волевых усилий для получения хорошей оценки. Поэтому после экзамена у них обнаружено повышение концентрации натрия до 19,1 ±1,2 мг% при нормальном индексе напряжения ЦНС (0,89±0,01). Почти такой же низкий показатель (в среднем 14,6±0,5 мг%) имели до экзамена 24 студента, получивших хорошие и отличные оценки. После экзамена у 21% (5) из

них концентрация натрия не изменилась, у 25% повысилась и у 54% снизилась. При этом индивидуальные изменения количества натрия были несущественны (в пределах 7°о), в результате чего снижение в среднем для лиц этой группы составило всего 1,0±0,6 мг% (Р>0,5). Для этих обследованных было характерно естественное напряжение функционального состояния организма до экзамена, что подтверждал и высокий индекс напряжения ЦНС (0,94±0,03). Но при сдаче экзамена доминировала уверенность в своих знаниях, ибо иначе нельзя математику сдать на отлично. Поэтому сам процесс сдачи экзамена не вызывал у них значительного напряжения функциональных способностей нервной системы и компенсаторных механизмов Наоборот, резкое снижение уровня натрия с 22,7± ±0,7 до 13,8±0,6 мг% выявлено у 17 из 18 студентов, получивших удовлетворительную оценку. Это, по-видимому, указывало на максимальную концентрацию волевых усилий и напряжение компенсаторных возможностей для достижения положительного результата экзамена при недостаточно надежных знаниях.

Выводы. 1. Концентрация натрия в слюне и индекса напряжения ЦНС — информативный показатель при оценке влияния различных видов умственного труда и нервно-эмоциональных состояний.

2. Выявлены особенности изменения и взаимосвязи функциональной активности ЦНС и снмпати-

ко-адреналовой системы студентов в зависимости от исходного состояния организма, интенсивности и длительности работы, характера умственной деятельности, степени нервно-эмоционального напряжения и психологической мотивации.

Литература. Зыбковец Л. Я-, Соловьева В. П. —

Гиг. и сан., 1978, № 2, с. 110—113. Навакатикян А. О. — Гиг. труда, 1980, № 6, с. 5—9. Полуэктов Н. С. Методы анализа по фотометрии пламени. М., 1967.

Пономаренко И. И. — Гиг. и сан., 1977, № 12, с. 42—45. Семенова Т. Д. — В кн.: Управление и информационные процессы в живой природе. М., 1971, с. 242—247.

Поступила 21.04.81

Summary. The concentration of electrolytes, particularly. sodium, in the saliva is, to a considerable degree, specified by the activity of the sympatheticoadrenal system; therefore, this concentration can be used as an indirect evidence of the body function in the process of human activity. Flame photometry was used for assaying sodium in the saliva and chronoreflexometry for determining the CNS stress index are fairly informative and easily available tests used in extensive field observations. These techniques permit one to differentiate the peculiarities of changes and interactions of the nervous and sympatheticoadrenal systems funkctions depending on the initial state of the organism as well as on the intensity, duration and nature of the intellectual activity, degree of the nervous-emotional stress, and psychological motivation in the students.

УДК 612.821.3:612.6.06

H. С. Кантонистова

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Половой диморфизм относится к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека, видоизменяющимся лишь по степени интенсивности. Как указывает Б. Г. Ананьев, сопоставление данных, характеризующих возрастно-половые модификации психических функций, позволяет считать, что явление полового диморфизма постоянно перекрывает общие возрастные изменения мозга и свидетельствует о том, что эти изменения связаны с эволюцией не только рефлекторных приспособлений к внешней среде, но и аналогичных приспособлений к внутренней среде организма.

В норме различия полов по умственным способностям, изучаемые при помощи тестовых методик, редко бывают значительными. В большой мере это обусловлено самой структурой тестов, стандартизованных с целью элиминирования тестов, неравнозначных для обоих полов. Вопреки попыткам исключить неравнозначные тесты, ряд авторов отмечают тенденцию к превосходству девочек по общему интеллекту в дошкольные годы (Maccoby) и юношей в высшей школе (Bayley). Что касается первичных умственных способностей, то в ряде работ отмечается превосходство лиц мужского пола в арифметических способностях (Norman) и пространственном мышлении (Guttman) и превосходство лиц женского пола в отношении вербальных функций (Anastasi).

Как показали С. М. Блинов и И. И. Глезер, во все периоды раннего онтогенеза процентное отношение массы полушарий к общей массе головного мозга выше у девочек. Как и у мальчиков, у девочек наблюдается некоторое различие в приросте массы левого и правого полушарий, но оно носит однозначный характер: во все периоды увеличение массы левого полушария обгоняет аналогичное увеличение массы правого полушария. До 4—5 лет эта тенденция сохраняется с поразитель-

ным постоянством, что свидетельствует о более раннем созревании доминантного в речевом и психомоторном отношении полушария у девочек. У мальчиков на этом этапе наблюдается смена трех типов отношений между обоими полушариями.

По-видимому, именно опережение девочек в психофизическом развитии играет основную роль в том, что вопреки противоречивым данным, полученным при сравнении тестовых оценок, девочки обычно лучше учатся в школе (Rosier и соавт.). Попытки объяснить эти данные лучшим прилежанием девочек не явились исчерпывающими, поскольку превосходство девочек в школьных успехах в отличие от превосходства по поведению является временным и наиболее существенным в пубертатном периоде. Вероятно, более ранне;е психофизическое развитие девочек обеспечивает им лучшую выносливость и работоспособность.

В настоящей работе исследовались особенности интеллектуального развития детей разного пола в различные возрастные периоды.

Материал настоящего исследования составили данные психологического обследования 144 детей: 36 мальчиков и 33 девочек в возрасте 7—8 лет и 39 мальчиков и 36 девочек в возрасте 11—12 лет. В исследование вошли данные о практически здоровых детях, посещающих массовую школу. Группы детей подбирались методом случайного отбора. Уровень интеллектуального развития детей определялся с помощью адаптированного к условиям нашей страны варианта тестовой методики Вексле-ра (А. Ю. Панасюк, 1973). Метод состоит из 12 методик — субтестов, позволяющих определить уровень развития способностей к отдельным видам мыслительной деятельности путем оценки успешности выполнения ребенком дозированной субтестами интеллектуальной работы. Первые шесть субтестов направлены на исследование вербального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.