Доцент А.П.Спицин
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кафедра нормальной физиологии КГМА
Необходимость приспособления при поступлении в ВУЗ к новым факторам среды, межличностным отношениям и учебному стереотипу предъявляет повышенные требования к адаптивным механизмам деятельности висцеральных и поведенческих систем студентов младших курсов [1,2,5,7.9]. В связи с этим повышается риск срыва адаптации и развития состояний предболезни и болезни [3,4,6.8].
Целью данной работы являлось выявление ранних критериев диагностики преморбидных состояний организма. Так как умственная деятельность студентов характеризуется необходимостью переработки большого объема информации в условиях дефицита времени, особое внимание уделено изучению показателей умственной работоспособности в процессе разных форм учебной деятельности (практическое занятие, зачет, экзамен).
Были обследованы студенты 1-2 курсов в дневное и вечернее время. Индикаторами утомления центральной нервной системы (ЦНС) служили показа тели кратковременной памяти, внимания и простая зрительно- моторная реакция (ПЗМР). Степень психического напряжения оценивалась по уровню общей и ситуативной тревожности по Спилбергу, тестам САН, Люшера. Для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС) был использован математический анализ ритма сердца. Осуществлялась компьютерная обработка ритмограммы По исходному динамическому ряду RR интервалов рассчитывали следующие статистические характеристики CP: М (математическое ожидание), среднее квадратическое отклонение (СКО), коэффициент вариации С^), вариационный размах (BP), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), асимметрию (As), эксцесс (Ех). индекс вегетативного равновесия (ИBP), показатель адекватности процессов регуляции (11АПР), вегетативный показатель ри тма (ВИР), индекс 40 напряжения регуляторных систем (ИН). Для выявления и оценки периодических составляющих сердечного ритма проводили спектральный анализ, который позволяет вычленить колебания ритма сердца различной периодичности.
Определяли гемодинамические
параметры: пульсовое давление (ПД), среднее динамическое давление (СДД), ударный объем (УО), минутный объем кровообращения (МОК), общее периферическое сопротивление сосудов (ОПСС). Рассчитывали адаптационный потенциал сердечно сосудистой системы (ИФИ).
Выявлено, что максимальные сдвиги отмечены в вечерние часы и в период сдачи зачетов и экзаменов. Показатели оперативной памяти после практических занятий снижались, особенно в вечерние часы, что свидетельствует о развитии утомления ЦНС. После зачета объем кратковременной памяти увеличивается из-за стрессовой активации ЦНС. Во время экзамена показатели кратковременной памяти снижаются из-за дезорганизующей роли стресса. Возможно, это обусловлено усилением активности левого речевого полушария и торможением правого, отвечающего за обработку предъявляемых невербальных сигналов.
Скорость зрительно-моторной реакции уменьшается в конце ссместра на всех курсах Известно, что увеличение латентных периодов ПЗМР свидетельствует о развитии утомления и неблагоприятном уровне функционирования ЦНС. На это также указывали низкие значения таких критериев как ФУС, УР и УФВ.
Необходимый уровень функционирования организма студентов достигается за счет мобилизации функциональных резервов путем соответствующего напряжения регуляторных систем. На основе анализа показателей ритмограммы была выявлена различная степень напряжения регуляторных систем испытуемых разного пола. Она проявлялась усилением синусовой аритмии, повышением тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС), активацией центрального контура управления ритма сердца у юношей, и умеренным повышением тонуса парасимпатического отдела ВНС, преобладанием активности межсистемного уровня центрального контура регуляции над внутрисистемным у девушек. В В начале января у 24% обследованных студентов было значительное снижение настроения, а у 4%- глубокое (субдепрессия). Неудовлетворительная адаптация (ИН<30 усл.
ед.), обнаружена у 50% обследованных студентов первого курса и у 25%- второго.
Сравнительный анализ показателей системы кровообращения во время различных форм учебного процесса выявил увеличение напряженности регуляторных механизмов работы сердца, которое заключалось в повышении ЧСС, САД. ОПСС.
Суточный анализ гемодинамических показателей выявил большее увеличение напряженности регуляторных механизмов деятельности сердца у студентов во второй половине учебного дня, которое проявлялось увеличением ЧСС, снижением ДАД. Более значительные изменения отмечались во время зачетов и экзаменов, в виде снижения УО и роста МОК, что можно объяснить лабильностью ВНС, а также не сформировавшимися механизмами адаптации к влиянию повышенных эмоциональных нагрузок.
Во время итоговых занятий уровень психо эмоционального напряжения у студентов повышается. Так, на первом курсе высокий уровень JIT по Спилбергеру (свыше 46 баллов) наблюдался практически у 60% обсле дованных, а низкий - не зарегистрирован ни у одного из студентов. В этот период зарегистрировано снижение устойчивости и концентрации внимания (уменьшение количества правильно вычеркнутых знаков, оценках точности и устойчивости внимания), что косвенно указывает и на снижение умственной работоспособности.
Данные анализа ритма сердца свидетельствовали об усилении синусовой аритмии во время зачета и экзамена в сравнении с исходным состоянием, повышении активности симпатического отдела ВНС. У девушек происходило повышение роли центрального контура управления ритмом сердца при снижении активности автономного. Активность межсистемного уровня регуляции деятель ности сердца над внутрисистемным преобладала у юношей и снижалась у девушек.
Таким образом, такие показатели, как индекс напряжения регуляторных систем (ИН), индекс функциональных изменений системы кровообращения (ИФИ), показатели кратковременной памяти и ПЗМР позволяют объективно оценить функциональное состояние организма на различных этапах приспособления человека к действию стрессорных учебных факторов и могут служить прогностическими критериями оценки корригирующих средств и резервных возможностей человека.
Изучение особенностей адаптации к учебному процессу студентов младших курсов позволяет рекомендовать систему профилактических мер по оптимизации учебного процесса, которая включает проведение практических занятий в утренние часы, организации 10-ти минутных пауз с выполнением локальных физических упражнений для мышц лица и кистей и самомассажем воротниковой зоны.
Список литературы:
КАгаджанян Н.А., Ионова Т.В., Сауткин М.Ф. Формирование оптимального функ ционального уровня неспецифичной резистентности в период адаптации студентов к условиям вуза // Физиология человека. -1994. - Т.20. - № 3. - С. 144-150.
2.Антипова О.С., Сергиенко А.В., Яковлев В.Н. Зависимость умственной работоспособ ности студентов от разных форм учебной деятельности // Эколого-физиологические проблемы адаптации. Материалы 8 междуна родного симпозиума. - М. - 1998. - С. 23-24.
3. Афонская Т.А. Повышение стрес- сустойчивости детей при обучении по личностно-ориентированной методике обучения // Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции "Образование и здоровье. - Калуга, 1998. - С. 21-22.
4.Барбараш Н.А.. МиляеваМ.В.. Тимощук Г.И. и др. Стресс-реакции и факторы риска заболеваний у лиц молодого возраста. И Физиология человека. - 1994. - Т.20. - № 1. - С. 115-211.
5.Белов А.Ф., Лапкин М.М.. Яковлев Н.В. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференпиально-психилогический аспект // Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - №1. - С. 81-86
6. Иванов Г.Г., Воронцов В.Н. Характеристика состояния здоровья студентов за годы обучения в Вузе // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Тезисы V Международной научно-практической конференции. - 1996. - С. 40.
7.Катаева Л.Н., Катаев С.И. Влияние учебной нагрузки на умственную работоспособность студентов. // Образ жизни и здоровье студентов. Материалы первой Всероссийской научной
конференции,- М.: 1988,- С.78-79.
8.Ляхович А.В., Ахмерова С.Г., Курмаева А.А. Концептуальная модель формирования здоровья студентов в условиях педагогического вуза // Гигиена и санитария. - 1996.-№ 2-С. 52-56.
9.Филатов О.М., Щедрина А.И. Роль индивидуальной изменчивости организма в формировании здоровья студенток // Гигиена и санитария. - 1996. - № 6. - С. 29-32.
ADAPTATION OF JUNIOR STUDENTS OF KIROV STATE MEDICAL ACADEMY TO THEIR EDUCATIONAL ACTIVITIES A.P. Spitsm Kirov State Medical Academy
Dynamic changes of the cardiovascular system and vegetative regulation of heart rhythm were studied in 317 junior medical students of Kirov State Medical Academy. Evaluation included analysis of visual motor reactions, the method of mathematical analysis of heart rhythm, and reography. High anxiety, maximal changes in hemodynamic peculiarities, and tension of heart regulation were revealed in the evening and during tests and exams. Sexual differential peculiarities of hemodynamic patterns were revealed. The centra] level of heart beat regulation dominated in female students. The mathematical analysis of heart rhythm allows to estimate the functional status at different stages of adaptation to educational activities.