Научная статья на тему 'Интеллектуальное развитие дете й 6-7 лет с дефицитом внимания и гиперактивностью'

Интеллектуальное развитие дете й 6-7 лет с дефицитом внимания и гиперактивностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2821
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / ТЕСТ ВЕКСЛЕРА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА / ДЕТИ 6-7 ЛЕТ / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / ADHD / WECHSLER TEST / PSYCHOPHYSIOLOGICAL STRUCTURE OF INTELLIGENCE / 6-7 YEAR OLD CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безруких М. М., Логинова Е. С.

С помощью теста Векслера выявлялись особенности интеллектуального развития детей с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Показано, что психофизиологическая структура интеллекта детей 6-7 лет без признаков СДВГ характеризуется высоким уровнем сформированности и тесным взаимодействием вербального и невербального компонентов. У их сверстников с дефицитом внимания и гиперактивностью она отличается недостаточным уровнем сформированности зрительнопространственного восприятия, произвольной организации и регуляции деятельности и более низким уровнем взаимосвязей вербального и невербального компонентов. Значимые различия между вербальным и невербальным интегральными показателями также свидетельствуют о дефиците произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности и сохранности операциональной структуры разных видов познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INTELLIGENCE IN 6-7 YEARS OLD CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

Wechsler test revealed the peculiarities of intellectual development of children with Attention-Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD). It is shown that the psychophysiological structure of intelligence in 6-7 year old children without any signs of ADHD is characterized by a high level of development and close interaction between verbal and nonverbal components. Their peers with ADHD demonstrate an insufficient level of development of visual-spatial perception, voluntary activity organization and regulation, and a lower level of interaction between verbal and nonverbal components. Significant differences between verbal and nonverbal integral indices are the evidence of the deficit in voluntary attention and voluntary regulation and in the integrity of operational cognitive structures.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное развитие дете й 6-7 лет с дефицитом внимания и гиперактивностью»

УДК [159.922.72:612.831.3]-053.2

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

© 2010 г. М. М. Безруких, Е. С. Логинова

Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва

С помощью теста Векслера выявлялись особенности интеллектуального развития детей с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Показано, что психофизиологическая структура интеллекта детей 6-7 лет без признаков СДВГ характеризуется высоким уровнем сформированности и тесным взаимодействием вербального и невербального компонентов.

У их сверстников с дефицитом внимания и гиперактивностью она отличается недостаточным уровнем сформированности зрительнопространственного восприятия, произвольной организации и регуляции деятельности и более низким уровнем взаимосвязей вербального и невербального компонентов. Значимые различия между вербальным и невербальным интегральными показателями также свидетельствуют о дефиците произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности и сохранности операциональной структуры разных видов познавательной деятельности.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, синдром дефицита внимания и гиперактивности, тест Векслера, психофизиологическая структура интеллекта, дети 6-7 лет.

Несмотря на длительную историю исследований когнитивных процессов при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), данные об особенностях интеллектуального развития гиперактивных детей противоречивы. Большинство исследователей [5, 20, 22] отмечают отсутствие выраженных нарушений интеллекта.

Известно, что общим для всех форм СДВГ являются нарушения процессов регуляции деятельности и внимания, т. е. фоновых компонентов психофизиологической структуры интеллектуальной деятельности, которые в значительной степени определяют сформированность вербальной и невербальной структуры интеллекта [2] и являются центральным звеном в формировании любой познавательной деятельности [21].

Также имеются данные, свидетельствующие о влиянии состояния регуляторных структур на операциональную сторону высших психических функций. В этих работах показано, что незрелость фронто-таламической регуляторной структуры отрицательно сказывается на выделении категориальных признаков при восприятии и запоминании речевого материала и зрительно-пространственной информации [11, 15, 16].

Нейрофизиологические исследования показали, что в младшем школьном возрасте происходят качественные преобразования в мозговой организации когнитивных процессов, формируются функциональные системы, обеспечивающие произвольную избирательную регуляцию деятельности и произвольное внимание, что дает основание рассматривать этот период как сенситивный для развития управляющих функций мозга [11, 12, 15].

В то же время известно, что не все дети с СДВГ испытывают трудности в обучении. Нарушения познавательных процессов, связанные с дефицитарностью управляющих функций (executive functions) мозга, которые в значительной степени могут обусловливать трудности обучения, также наблюдаются не у всех гиперактивных детей [17, 18].

Вместе с тем, учитывая данные наших исследований о тесной взаимосвязи структурных компонентов интеллектуальной деятельности [2, 3, 11] и произвольной организации деятельности, можно предположить, что регуляторные нарушения, свойственные детям с СДВГ, оказывают влияние на формирование психофизиологической структуры интеллекта.

Цель исследования заключалась в сопоставлении уровня интеллектуального развития и функционального состояния регуляторной структуры мозга у детей 6—7 лет с признаками СДВГ и детей контрольной группы.

Методы

В исследовании приняли участие праворукие дети (n = 47, 6 лет, 9 мес.) в возрасте 6—7 лет (22 ребенка с признаками СДВГ и 25 детей контрольной группы) без выраженных трудностей обучения, изменений фоновой элек-

трической активности мозга и неврологических нарушений в анамнезе. Все дети обучались в массовой школе.

В соответствии с задачами исследования для выявления детей с признаками дефицита внимания и гиперактивного поведения среди учащихся общеобразовательных школ были применены критерии, разработанные в DSM IV. Методика состояла из двух оригинальных опросников — оценочных шкал для родителей и учителей. Заключение о наличии СДВГ давалось при совпадении мнения родителей (не менее 8 баллов) и учителя (не менее 11 баллов для девочек и 15 — для мальчиков) о наличии отклонений в поведении ребенка и при данных анамнеза. Родители этих детей также заполняли поведенческий опросник; анкета для учителя в этих случаях заполнялась специалистом, наблюдающим и консультирующим ребенка.

Для диагностики уровня интеллектуального развития был использован детский вариант методики Д. Векслера в модификации А. Ю. Панасюка (1973). Тестирование проводилось по 12 субтестам: 6 вербальным (1—6) и 6 невербальным (7—12).

Вербальные субтесты характеризуют способность ребенка воспринимать и анализировать обращенную к нему речь и отражают развитие тех психических функций, которые обеспечивают выполнение задания. Невербальные субтесты — это преимущественно задания, требующие пространственных умений и основанные на практически-образном действенном мышлении.

Для анализа психофизиологической структуры интеллекта была использована разработанная нами психофизиологическая структура субтестов теста Д. Векслера [2, 8].

Результаты и их обсуждение

Анализ среднегрупповых значений вербального и невербального компонентов интеллекта у детей 6—7 лет контрольной группы (группа 1) и детей с СДВГ (группа 2) показал, что уровень сформированное™ психофизиологических функций, определяющих эффективность реализации вербальных и невербальных задач, имеет у них свои особенности (табл. 1).

Так, у детей контрольной группы выявлены высокий для возраста уровень развития вербальнологического мышления, достаточный запас сведений и знаний, хорошо сформированная долговременная и рабочая память. В среднем по группам значения субтестов 1, 2, 3 и 4 («Осведомленость», «Понятливость», «Арифметика» и «Сходство») выше верхних границ нормативных значений.

Следует отметить, что у учащихся контрольной группы вербальные субтесты 1, 2 и 6 («Повторение цифр»), в психофизиологическую структуру которых входят речевое развитие и разные виды памяти, выполнялись эффективнее, и показатели их выполнения значимо (р < 0,05) отличались от данных детей с СДВГ. Это свидетельствует о том, что регулирующая функция речи, кратковременная слухоречевая память и внимание играют важную роль в реализации вербальных видов деятельности.

Таблица 1

Показатели вербального и невербального интеллекта у детей 6—7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и детей контрольной группы

(средние значения по группам в баллах)

Субтест Группа учащихся M ± m G Границы нормативных значений

1* 1 17,42±0,63 3,97 7,9 14,7

2 14,20±1,23 4,75

2* 1 14,25±0,68 4,32 7,4 12,6

2 10,80±1,39 5,37

3 1 15,22±0,55 3,47 9,2 14,4

2 13,87±1,13 4,39

4 1 19,00±0,33 2,09 7,0 13,4

2 18,20±0,78 3,00

5 1 11,12±0,46 2,90 9,2 14,8

2 9,60±0,90 3,50

6* 1 11,50±0,31 1,95 6,5 12,9

2 9,70±0,65 2,53

7 1 13,60±0,50 3,14 7,9 14,7

2 14,40±0,82 3,16

8 1 14,10±0,51 3,21 7,4 12,6

2 13,27±0,75 2,92

9** 1 15,38±0,55 3,45 9,2 14,4

2 10,07±1,24 4,79

10 1 13,65±0,51 3,22 7,2 11,6

2 11,73±0,86 3,33

11 1 10,93±0,43 2,70 8,0 12,3

2 11,00±0,72 2,80

12 1 14,38±0,41 2,62 7,4 11,8

2 12,60±1,05 4,07

ВИП*** 1 129,50±2,23 14,10 70,3 136,7

2 118,00±4,98 19,20

НИП* 1 125,43±2,23 14,12 80,9 119,3

2 114,80±4,10 15,84

ОИП* 1 130,43±2,23 14,10 84,0 121,6

2 117,93±4,42 17,14

Примечания: 1 - дети контрольной группы; 2 - дети с СДВГ; 1-6 — вербальные субтесты; 7-12 — невербальные субтесты; ВИП - вербальный интегральный показатель; НИП - невербальный интегральный показатель; ОИП - общий групповой интеллектуальный показатель; различия статистически значимы при: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

В группе детей с СДВГ показатели выполнения вербальных субтестов «Осведомленность», «Понятливость», «Арифметика» и «Сходство» также достаточно высоки. Вместе с тем необходимо отметить, что вербальные субтесты 1, 2 и 6 выполнялись у них с более низким качеством и показатели их выполнения значимо (р < 0,05) различались по сравнению с данными детей контрольной группы. У детей с СДВГ выявлены низкие, на нижней границе нормы, результаты выполнения субтеста 5 («Словарь»). Достоверно более низкие показатели выполнения вербальных субтестов 5 и 6 (р < 0,05) свидетельствуют о недостаточном уровне развития структурных компонентов интеллекта, обеспечивающих речевое регулирование деятельности и мнестическое обеспечение оперативных процессов.

При анализе показателей невербального интеллекта выявлено, что дети обеих групп успешно справлялись с невербальными субтестами. В среднем по группам результаты выполнения практически всех невербальных субтестов находятся или в верхних границах нормативных значений, или даже выше них. Согласно литературным данным [5, 18, 19], это свидетельствует о развитии таких важных функций, как наглядно-образное мышление и пространственное восприятие, зрительная память и внимание, конструктивное мышление [2, 8]. В то же время в группе детей с СДВГ субтест 9 («Кубики Кооса») имеет средний групповой показатель на нижней границе нормативных значений и значимо (р < 0,01) отличается от показателя этого теста у детей контрольной группы. Это согласуется с результатами некоторых исследований, свидетельствующих о том, что у детей с СДВГ существуют особенности формирования зрительного и зрительно-пространственного восприятия [7, 19].

Таким образом, у детей с СДВГ выявлены трудности при решении перцептивных задач, обусловленные как дефицитом зрительно-пространственных функций, так и несформированностью регуляторных компонентов познавательной деятельности.

При сопоставлении интегральных показателей интеллекта выявлены значимые различия между показателями исследуемых групп детей по ВИП, НИП и общему интегральному показателю (ОИП). В контрольной группе они значимо выше, чем у детей с СДВГ. Достоверные отличия между ВИП и НИП позволяют предположить, что это связано с сохранностью операциональной структуры разных видов деятельности, но дефицитом организации внимания и произвольной регуляции деятельности.

Более подробную качественную информацию об особенностях интеллектуального развития дает индивидуальный анализ успешности выполнения заданий теста детьми с СДВГ и детьми контрольной группы.

Динамика качественных показателей выполнения вербальных и невербальных субтестов у детей 6-7 лет с СДВГ и детей контрольной группы представлены в табл. 2, 3.

Как видно из данных табл. 2, пять из шести вербальных субтестов («Осведомленность», «Понятливость», «Арифметика», «Сходство», «Повторение

Таблица 2

Успешность выполнения вербальных субтестов у детей 6-7 лет, %

Субтест Дети с СДВГ Дети контрольной группы

с показателями Мах и выше с показателями Min и ниже с показателями Мах и выше с показателями Мш и ниже

1 73,1±8,7 7,7±5,2 83,8±6,1 7,7±4,4

2 57,7±9,7 15,4±7,1 70,3±7,5 10,8±5,1

3 57,7±9,7 15,4±7,1 70,3±7,5 2,7±2,7

4 96,1±3,8 - 97,3±2,7 -

5 19,2±7,7 42,3±9,7 16,2±6,1 24,3±7,1

6 50,0±9,8 15,4±7,1 40,5±8,1 -

цифр») успешно выполнялись детьми обеих групп. Доля детей, имеющих высокие и очень высокие показатели выполнения субтестов, в основе которых лежат произвольная регуляция деятельности, вербальнологическое мышление и вербально-мнестические операции, а также характеризующих общий запас сведений и знаний и эмоционально-волевую зрелость, колеблется от 50,0 до 73,1 % у детей с СДВГ и от 40,5 до 97,3 % у детей контрольной группы.

Для детей с СДВГ субтест «Словарь» оказался наиболее сложным. Минимальные и ниже показатели выполнения имеют 42,3 % детей с СДВГ. В контрольной группе доля детей, имеющих трудности выполнения данного субтеста, значительно ниже - 24,3 %. Успешное выполнение этого субтеста зависит от актуального словарного запаса, умения оперировать вербальной информацией и строить развернутое высказывание. Долевое соотношение высоких (выше верхней границы нормативных значений) результатов выполнения субтеста 5 не имеет существенных различий в сравниваемых группах и составляет 19,2 и 16,2 % соответственно.

Учитывая, что показатели выполнения субтеста «Словарь» характеризуют сложные виды интегративной вербальной деятельности (долговременная память, вербально-логическое мышление, регулирующая функция речи), трудности реализации его заданий свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности именно регулирующей функции речи у детей 6-7 лет с СДВГ

Следует отметить, согласно результатам анализа индивидуальных данных, самые низкие (на нижней границе нормы или даже ниже) показатели выполнения практически всех вербальных субтестов встречаются у детей с комбинированным типом СДВГ (гиперактивность, невнимательность и импульсивность).

Анализ показателей невербального интеллекта показал, что дети двух групп справлялись с невербальными субтестами успешнее, чем с вербальными (табл. 3).

Согласно литературным данным [5, 18, 19], это свидетельствует о развитии таких важных функций, как наглядно-образное мышление и пространственное восприятие, зрительная память и внимание, конструктивное мышление.

Таблица 3

Успешность выполнения невербальных субтестов и интегральных показателей интеллекта у детей 6-7 лет, %

Дети с СДВГ Дети контрольной группы

Субтест с показателями Мах и выше с показателями Мш и ниже с показателями Мах и выше с показателями Мш и ниже

7 80,8±7,7 3,8±3,7 70,3±7,5 10,8±5,1

8 76,9±8,3 3,8±3,7 75,7±7,0 -

9 50,0±9,8 30,8±9,0 70,3±7,5 2,7±2,7

10 84,6±7,1 7,7±5,2 83,8±6,1 2,7±2,7

11 46,1±9,8 15,4±7,1 51,3±8,2 18,9±6,4

12 80,8±7,7 3,8±3,7 91,9±4,5 -

ВИП 42,3±9,7 - 45,9±8,2 -

НИП 61,5±9,5 - 70,3±7,5 -

ОИП 61,5±9,5 - 78,4±6,8 -

От 70,3 до 91,9 % учащихся контрольной группы и от 76,9 до 84,6 % детей с СДВГ имели показатели выполнения выше верхних нормативных границ [2, 8].

В то же время только 46,1 и 50,0 % детей с СДВГ успешно справились с субтестами 11 и 9 («Кодирование» и «Кубики Кооса»), а у 30,8 и 15,4 % их выполнение вызывает трудности.

Средний групповой показатель субтеста 9 в группе детей с СДВГ также находился на нижней границе нормативных значений и значимо (р < 0,01) отличался от показателя этого теста у детей контрольной группы. Это согласуется с нашими наблюдениями и результатами некоторых исследований, свидетельствующих о том, что у детей с СДВГ существуют особенности развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций [7, 19]. В психофизиологической структуре субтеста «Кубики Кооса» ведущую роль играют произвольная организация и регуляция деятельности, схематическое представление о пространстве, операции пространственного анализа и конструктивное мышление (необходимо мысленно расчленить образец на части, соответствующие элементам конструкции, т. е. заранее наметить принцип построения конструкции).

Среди ребят контрольной группы 18,9 % также испытывали трудности при реализации заданий субтеста «Кодирование». Успешное выполнение данного субтеста обеспечивается достаточной зрелостью произвольной регуляции деятельности, сложнокоординированных движений рук (находятся в стадии формирования) способностью к выработке новых перцептивных навыков (удержание в памяти последовательности символов), т. е. кратковременной зрительной рабочей памятью и зрительно-моторными координациями. Степень сформированности этих функций является фактором, мешающим успешному выполнению этого субтеста детьми обеих групп.

Кроме того, хочется отметить, что низкие оценки чаще встречаются у мальчиков. Возможно, это связано с тем, что девочки больше рисуют и охотнее выполняют задания, направленные на развитие мелкой моторики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С субтестом 10 («Сложение фигур») успешно справились 84,6 и 83,8 % детей 6—7 лет соответственно.

Результаты выполнения заданий субтеста «Сложение фигур» у детей с СДВГ выше, чем субтеста «Кубики Кооса», и находятся на верхней границе нормативных значений. В основе выполнения субтеста 10 ведущим является непосредственно зрительнопространственное восприятие (требуется быстро определить целое и соотношение его частей). Расхождение оценок в субтестах 9 и 10 может свидетельствовать о преимущественном развитии или недостаточности (не-сформированности) одного из указанных компонентов зрительно-пространственной деятельности.

Обобщенное представление о пространстве необходимо для формирования понятия числа и им-прессивной речи — понимания некоторых логикограмматических конструкций, которые относятся к

функциям левого полушария [4, 14]. В связи с этим сочетание низких оценок в субтестах 5, 6 и 9 может свидетельствовать о несформированности или дефиците пространственных функций.

Таким образом, у детей с СДВГ выявлены трудности при решении перцептивных задач, обусловленные как дефицитом зрительно-пространственных функций, так и несформированностью регуляторных компонентов познавательной деятельности.

Из сравнения результатов интегральных показателей видно, что достоверных различий между группами нет и нет детей, чьи результаты были ниже границы нормативных значений. Высокие результаты по ВИП выявлены у 42,3 и 45,9 % учащихся соответственно. Больше половины детей 6—7 лет имеют показатели невербального и интегрального коэффициента интеллекта выше верхних нормативных значений — 61,5, 70,3 и 78,4 %.

При сопоставлении среднегрупповых значений по интегральным показателям интеллекта выявлены значимые различия между исследуемыми группами детей по ВИП, НИП и ОИП. В контрольной группе они значимо выше, чем у детей с СДВГ. Достоверные отличия между ВИП и НИП позволяют предположить, что это связано с сохранностью операциональной структуры разных видов деятельности, но дефицитом организации внимания и произвольной регуляции деятельности.

Корреляционный анализ позволил получить дополнительные данные о внутренней структуре и взаимосвязи отдельных показателей интеллекта. Анализ коэффициентов корреляции свидетельствует о том, что теснота корреляционных связей по своей структуре и количеству значимых коэффициентов корреляций качественно отличается в исследуемых группах. В контрольной группе корреляционное взаимодействие вербальных и невербальных субтестов по числу образованных статистически значимых связей почти в два раза выше (70), чем в группе детей с СДВГ (44).

На рис. 1 представлена структура взаимосвязей внутри вербальных компонентов интеллекта у детей 6— 7 лет с признаками СДВГ и детей контрольной группы.

Рис. 1. Взаимодействие внутри вербальной структуры интеллекта у детей 6—7 лет контрольной группы (А) и детей с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (Б)

У детей контрольной группы (см. рис. 1А) наибольшее количество корреляционных связей имеют субтесты «Осведомленность», «Понятливость», «Сходство» и «Словарь» (г = 0,320 — 0,729). Успешное

выполнение заданий этих субтестов, по-видимому, зависит от степени сформированности вербальнологического и абстрактного мышления, долговременной слухоречевой памяти, уровня речевого развития и способности к построению развернутого высказывания, умения обобщать, анализировать, синтезировать и оперировать понятиями.

У детей с признаками СДВГ (см. рис. 1Б) фокус связей приходится на субтесты 1, 3 и 6 (г = 0,537 — 0,864). Общими компонентами психофизиологической структуры этих субтестов являются произвольная организация и регуляция деятельности, долговременная и кратковременная рабочая память, сформированность механизмов вербально-мнестической деятельности, а также зрительно-пространственное восприятие и зрительноречевая память (объем и умение оперировать вербальной информацией — общий запас сведений и знаний).

Таким образом, как видно из рис. 1, внутри вербальной составляющей интеллекта структура корреляционных связей, а следовательно, и возможность поддержания недостаточно сформированных (звеньев) компонентов интеллекта у детей двух групп существенно отличаются по значимости и количеству. Так, у детей контрольной группы на первое место (фокус связей) выходит речевое опосредование психической деятельности (субтесты «Осведомленность», «Понятливость», «Сходство» и «Словарь»), а у детей с СДВГ — зрительно-пространственное восприятие (субтесты «Осведомленность», «Арифметика» и «Повторение цифр»), произвольное внимание и произвольная регуляция и организация деятельности, так как именно эти компоненты психофизиологической структуры интеллекта обеспечивают их успешное выполнение.

На рис. 2 представлена структура взаимосвязей внутри невербальных компонентов интеллекта у детей 6— 7 лет с признаками СДВГ и детей контрольной группы.

10 10

Рис. 2. Взаимодействие внутри невербальной структуры интеллекта у детей 6—7 лет контрольной группы (А) и детей с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (Б)

Многочисленные литературные источники [2, 4, 10, 13] и наши многолетние исследования структуры интеллекта свидетельствуют о том, что у детей 6—7 лет невербальный интеллект служит базой для развития интеллекта и имеет менее жесткую по сравнению с вербальным структуру, содержащую более независимые характеристики [6, 8, 10, 13]. Видимо, это связано с тем, что в онтогенезе невербальные функции активно

формируются в дошкольный период и к моменту поступления в школу (6—7 лет) являются наиболее зрелыми [3]. У детей контрольной группы их взаимодействие между собой больше, чем у детей с признаками СДВГ У детей 6—7 лет без признаков СДВГ фокус связей среди невербальных задач приходится на субтесты «Последовательные картинки», «Кубики Кооса» и «Сложение фигур», в психофизиологической структуре которых ведущими являются произвольное (зрительное) внимание и произвольная организация и регуляция деятельности, зрительно-пространственное восприятие и пространственный анализ и синтез, наглядно-образное и вербально-логическое мышление (см. рис. 2А).

В группе детей с признаками СДВГ (см. рис. 2Б) субтесты 8, 9 и 10 также выступают на первый план.

Таким образом, для успешного решения перцептивных задач необходимо не только сформированное пространственное восприятие, но и психофизиологическая зрелость структурных компонентов организации деятельности и процессов, обеспечивающих произвольность саморегуляции.

На рис. 3 представлена структура взаимосвязей между вербальными и невербальными компонентами интеллекта у детей 6—7 лет с признаками СДВГ и детей контрольной группы.

А Б

Рис. 3. Взаимодействие между вербальной и невербальной структурами интеллекта у детей 6—7 лет контрольной группы (А) и детей с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (Б)

Как видно из рис. 3А, у детей контрольной группы вербальные субтесты 1, 2, 3 и 4 наиболее тесно коррелируют с невербальными субтестами 7 («Недостающие детали»), 8, 9 и 10, при этом фокус связей приходится на субтесты 3, 4, 7 и 10. Вербальный субтест 5 коррелирует с невербальным субтестом 7, а субтест 6 — с субтестами 10 и 11.

Взаимосвязь этих вербальных и невербальных субтестов определяется общими психофизиологическими компонентами. Развитие импрессивной речи, понимание логико-грамматических конструкций и временных отношений определяют успешное выполнение заданий субтестов 7 и 8, а обобщенное представление о пространстве необходимо для вербально-мнестической деятельности и формирования понятия

числа — субтесты 3 и 10. Это дает основание считать, что успешное решение перцептивных задач также зависит и от регулирующей функции внутренней речи.

Различные структурные компоненты и свойства внимания, объединяющие субтесты 6, 10 и 11 и входящие в состав, объясняют их корреляционное взаимодействие.

Можно предположить, что тесное взаимодействие вербальных и невербальных структур интеллекта у детей контрольной группы связано с сформированностью регулирующей функции речи. В то же время изучение процесса становления регулирующей роли речи показало, что правильное понимание и воспроизведение вербальной инструкции необходимо сопровождать организацией ориентировки в материале (дополнительные опоры), с которым предстоит работать ребенку. Речь становится регулятором действия не сама по себе, а только во взаимодействии с практическим действием [9, 22].

Данные настоящего исследования согласуются с полученными нами результатами при анализе структуры интеллекта у детей 6—7 лет с разной успешностью обучения [8].

У детей с признаками СДВГ (см. рис. 3Б) корреляционное взаимодействие между вербальной и невербальной структурами интеллекта существенно ниже по количеству значимых коэффициентов корреляции и возможности поддержания менее сформированных функций за счет более зрелых.

Таким образом, анализ корреляционного взаимодействия между вербальной и невербальной структурами интеллекта показал, что для детей контрольной группы характерны достаточно высокий уровень сформирован-ности вербально-логического мышления и зрительнопространственного восприятия, сформированность структурных компонентов организации деятельности и процессов, обеспечивающих произвольность саморегуляции; а для детей с признаками СДВГ — недостаточный уровень сформированности зрительнопространственного восприятия, произвольного внимания и произвольной организации и регуляции деятельности.

Выводы

1. Достоверно более низкие вербальные и невербальные интегральные показатели у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности связаны с дефицитом организации внимания и произвольной регуляции деятельности при сохранности операциональной структуры различных видов познавательной деятельности. Очень низкие показатели выполнения всех вербальных субтестов отмечены у детей с комбинированным типом синдрома дефицита внимания и гиперактивности, у которых выявлены гиперактивность, невнимательность и импульсивность.

2. Психофизиологическая структура интеллекта детей 6—7 лет контрольной группы характеризуется достаточно высоким для возраста уровнем сформиро-ванности познавательных функций и тесным взаимодействием вербального и невербального компонентов.

3. Психофизиологическая структура интеллекта детей 6—7 лет с синдромом дефицита внимания и ги-

перактивности характеризуется недостаточным уровнем сформированности зрительно-пространственного восприятия, произвольной регуляции и организации деятельности и более низким уровнем взаимосвязей вербального и невербального компонентов.

Список литературы

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. — М. : Просвещение, 1975. — 222 с.

2. Безруких М. М. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальной школы с разной успешностью обучения / М. М. Безруких, Е. С. Логинова // Физиология человека. — 2006. — Т. 32, № 1. — С. 15—25.

3. Безруких М. М. Физиология развития ребенка / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. — М., 2000. — 312 с.

4. Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей. Ней-ропсихологические аспекты / Т. Б. Глезерман. — М. : Наука, 1983. - 231 с.

5. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь / под ред. М. М. Безруких. — М. : Изд-во МПСИ, 2009. - 248 с.

6. Зырянова Н. М. Использование теста Векслера при исследовании структуры интеллекта старших дошкольников / Н. М. Зырянова // Новые исследования в психологии. — 1989. — № 6. — С. 32—36.

7. Кинтанар Л. Анализ зрительно-пространственной деятельности у детей дошкольного возраста с синдромом нарушения внимания / Л. Кинтанар и др. // Физиология человека. — 2006. —Т. 32, № 1. — С. 45—30.

8. Логинова Е. С. Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта детей 6—7 и 9—10 лет с разной успешностью обучения : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Логинова Екатерина Сергеевна. — М., 2003. — 20 с.

9. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия.

— М. : Изд-во МГУ, 1969. — 504 с.

10. Марютина Т. М. Особенности интеллекта школьников с различным уровнем развития свойств внимания / Т. М. Марютина // Новые исследования в психологии. — 1987. — № 2(37). — С. 28—33.

11. Мачинская Р. И. Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с разной степенью зрелости регуляторных систем мозга / Р. И. Мачинская, О. А. Семенова // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. — 2004. — Т. 40, № 5. — С. 427—435.

12. Мачинская Р. И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста / Р. И. Мачинская // Физиология человека. — 2006. — Т. 32, № 1. — С. 26—36.

13. Панасюк А. Ю. Структурно-уровневый анализ динамики интеллектуального развития умственноотсталых и здоровых детей : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Панасюк А. Ю. — Л., 1976. — 18 с.

14. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий /

Э. Г. Симерницкая. — М. : Изд-во МГУ, 1978. — 93 с.

15. Фарбер Д. А. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности /Д. А. Фарбер, Т. Г Бетелева и др. // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. — М., 2000. — С. 82—104.

16. Fisher K. Dynamic development of coordination of components in brain and behaviour: а framework for theory / K. Fisher, S. Rose // Human Behaviour and Developing Brain

/ eds. G. Dawson. K. Fisher. — New York; London : Guilford Press, 1994. — P. 3—60.

17. Lazar J. W, Frank M. // J. Neuropsychiatry. - 1998.

- Vol. 10, N 2. - P. 160.

18. Lubar J. F. // Biofeedback Self Regul. - 1991. -Vol. 16, N 3. - P. 201.

19. Njiokiktjien Ch., Verschoor C. A. // J. Human. Physiol. - 1998. - Vol. 24, N 2. - P. 16-22.

20. Pennington B. F. // J. Child Psychol. Psychiatry. -1996. - Vol. 37, N 1. - P. 51-87.

21. PoznerM. I., Peterzen S. E. // Annu. Rev. Neurosci. -1990. - N 13. - P. 25-42.

22. Westby C. // Semin. Speech. Lang. - 2004. - Vol. 25, N 3. - P. 241-254.

THE DEVELOPMENT OF INTELLIGENCE IN 6-7 YEARS OLD CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

М. Bezrukhih, Е. Loginova

Institute of Developmental Physiology of Russian Academy of Education, Moscow

Wechsler test revealed the peculiarities of intellectual development of children with Attention-Deficit Hyperactivity

Disorder (ADHD). It is shown that the psychophysiological structure of intelligence in 6-7 year old children without any signs of ADHD is characterized by a high level of development and close interaction between verbal and nonverbal components. Their peers with ADHD demonstrate an insufficient level of development of visual-spatial perception, voluntary activity organization and regulation, and a lower level of interaction between verbal and nonverbal components. Significant differences between verbal and nonverbal integral indices are the evidence of the deficit in voluntary attention and voluntary regulation and in the integrity of operational cognitive structures.

Key words: intellectual development, ADHD, Wechsler Test, psychophysiological structure of intelligence, 6-7 year old children.

Контактная информация:

Логинова Екатерина Сергеевна — кандидат биологических наук, зав. лабораторией возрастной психофизиологии и диагностики развития Института возрастной физиологии РАН

Адрес: 119121, г. Москва, ул. Погодинская д. 8, корп. 2

Тел. 8 (499) 245-04-33

Е-mail: ivfrao@ yandex.ru

Статья поступила 02.09.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.