Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — H.В. Алишев, А.Д. Храмцова, А.А. Эльяшев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The data on the assessment of CNS function by reflexometry in the students of vocational training schools, both during their studies, and in working conditions, have been presented. Active methods of teaching, the use of technical means and physical exercises in the training process were shown to produce a positive effect on the function of the CNS in students of the test group. Optimization of the training process by the use of active methods of teaching brought about a successful formation and acquisition of knowledge, skills and habits in the students of the test group, and, consequently, higher marks both during the academic year, and at the end of it.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ»

Требуют индивидуального подхода и слабовидящие дети с суженным полем зрения и снижением слуха. При снижении поля зрения независимо от анатомической причины слабовидения любая работа, требующая зрительного контроля, затруднена и выполняется при большом нервном напряжении. Значительные сложности встречаются при воспитании и обучении слабовидящих со снижением слуха. Поскольку деятельность слабовидящих в основном строится на активном участии слухового анализатора, необходимы поиски специфических методов воспитания и обучения детей с сочетанной патологией.

Для слабовидящих детей характерно не только снижение темпа восприятия подаваемого материала (М. И. Земцова; Н. Б. Лурье), но и значительное ухудшение скорости и точности работы. Так, если среднее число просмотренных за 1 мин знаков у здоровых детей 6—7 лет составляет 62,37± 1,72, то у слабовидящих — только 35,65±2,01 (Я<0,01). Число ошибок на 100 просмотренных знаков равно соответственно 3,25±0,36 и 4,90±0,41 (Р<0,01), коэффициент продуктивности (М. В. Антропова) — 5,19±0,18 и 2,79±0,22 (Р<0,01). Снижение интенсивности и качества работы, функциональной работоспособности корковых клеток и мышечной работоспособности, а также ухудшение показателей функционального состояния зрительного анализатора происходят значительно раньше у слабовидящих детей. Отрицательные изменения большинства изученных показателей при непрерывной зрительной работе в процессе проведения обязательных занятий становятся выраженными у слабовидящих детей 6—7 лет с комбинированной патологией, атрофией зрительного нерва, патологией сетчатой и сосудистой оболочек, некорригированной дальнозоркостью, высокой миопией уже в первые 5— 10 мин. При изучении недельной динамики функционального состояния и работоспособности слабовидящих детей отмечено непрерывное снижение показателей со вторника по пятницу включительно.

Таким образом, у большинства слабовидящих детей, помимо основного дефекта со стороны зрительного анализатора, имеются отклонения в сос-

тоянии психоневрологического и соматического статуса, снижение функционального состояния двигательного анализатора и сердечно-сосудистой системы. Функциональное состояние и динамика работоспособности слабовидящих детей находятся в непосредственной зависимости от характера и структуры зрительного дефекта и сопутствующих отклонений, что требует индивидуального подхода при проведении комплекса реабилитационных мероприятий.

Литература. Антропова М. В. Примерная программа и методики изучения режима дня, работоспособности и состояния здоровья школьников. М., 1974. Белецкая В. И. Гигиенические основы нормирования искусственного освещения в классах для слабовидящих. Автореф. дис. канд. М., 1967. Власова Т. А. — В кн.: Здоровье и воспитание детей дошкольного возраста. М., 1978, с. 29—33. Волощук А. С. Гигиеническое обоснование условий и режима обучения в школах-интернатах для слабовидящих детей. Автореф. дис. канд. Киев, 1973. Гнеушева А. Н. — В кн.: Слабовидящие дети. М., 1967, с. 75—79.

Земцова М. И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушениях зрения. М., 1978, с. 3—7. Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. М., 1979. Новикова Л. А. Особенности приема и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей. М., 1978.

Романова И. М. — В кн.: Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей. М., 1975, с. 99—108. Сермеев Б. В. — Дефектология, 1980, № 4, с. 36—43.

Поступила 30.07.81

Summary. Study on the state of health and the functional state of the CNS, visual and motor analyzers, cardiovascular system in 140 children with impaired vision in the age group from 4 to 7 years has shown that, apart from the major defect of the visual analyzer, most of the children had impairments in psychoneurological and somatic status , as well as a reduction of the functional state of the main analyzer systems. The functional state and working capacity of children with impaired vision are directly related to the character and structure of the visual defect and to the changes associated with them. Therefore, an individual approach to the child should become a necessary part in the complex of rehabilitation measures.

УДК 370.71:377.61:612.82

Н. В. Алишев, А. Д. Храмцова, А. А. Элья<шв

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ВНИИ профессионально-технического образования, Ленинград

Исследования выполнены на базе среднего профессионально-технического училища СПТУ № 125 Ленинграда в контрольной и экспериментальной группах учащихся в возрасте от 18 лет до 21 года, осваивающих профессию токаря и обучающихся по программе технического училища с одногодич-

ным сроком обучения. Весь учебно-производст-венный процесс в обеих группах проходил согласно расписанию, предусматривающему учебную нагрузку 38—41 ч в неделю (в разные периоды учебного года). Производственное обучение в контрольной группе проводилось в различные периоды

обучения в среду и субботу, понедельник и среду, вторник и четверг, занятия длились по 6 ч в день. В расписании была неравномерно распределена нагрузка в дни теоретического обучения, в каждый учебный день бывали сдвоенные уроки, не учитывалась необходимость распределения уроков по трудности в течение дня и недели.

В отличие от традиционного, широко практикующегося проведения производственного обучения на протяжении целого дня (6 ч) в экспериментальной группе теоретическое и производственное обучение сочеталось в течение дня 3 раза в неделю (понедельник, среду, пятницу) в первом полугодии, 5 раз в неделю (понедельник — пятницу) — во втором. Первые 3 часа отводились на теоретическое обучение, далее следовал обеденный перерыв продолжительностью 65 мин с использованием элементов функциональной музыки, после чего следовало производственное обучение в течение 4—41/2 ч. Уроки теоретического обучения распределялись в расписании с учетом их трудности и динамики работоспособности учащихся. С целью ускорения вхождения учащихся в деятельность (вра-батывание) перед началом занятий проводилась вводная гимнастика. Для снятия утомления в процессе урока учащиеся переключались на выполнение физических упражнений на 25-й минуте 3-го и 5-го уроков, эти физкультпаузы длились от 3 до 5 мин. Учебный процесс в экспериментальной группе носил интенсивный характер с широким использованием методов и форм проблемного обучения программированного контроля знаний, уроков-лекций, уроков-семинаров, лабораторно-практиче-ских работ, зачетно-контрольных уроков, учащиеся получали задания, направленные на активизацию деятельности, применялся комплекс технических средств обучения при их гигиеническом нормировании.

Целью данного исследования явились комплексная оценка учебного режима учащихся технического училища при использовании активных форм

обучения и разработка рациональных физиолого-гигиенических рекомендаций по его оптимизации. Функциональное состояние ЦНС изучали методом рефлексометрии. Исследования проводили в начале, середине и конце учебного года до занятий, в середине дня и после занятий.

Вариант рефлексометрии, избранный в данном исследовании, основан на реакции выбора и предусматривает изучение латентного периода зрительно-моторных реакций (ЗМР) и числа ошибок на дифференцировку раздражителей. Программа исследования была рандомизована и включала равное число положительных и отрицательных диффе-ренцировочных сигналов (всего 20). Положительным раздражителем служил белый свет, отрицательным дифференцировочным — красный. Во избежание запоминания последовательности сигналов разработано 6 равноценных вариантов программы.

Представляет интерес сравнение динамики показателей рефлексометрии у лиц контрольной и экспериментальной групп на протяжении учебного дня и учебной недели. Так, латентный период ЗМР от утреннего обследования к заключительному изменялся незначительно. В отдельные дни у учащихся обеих групп этот показатель утром был больше, чем по окончании занятий, однако сдвиги находились в пределах доверительных интервалов. Число ошибок на дифференцировку раздражителей (среднее за неделю) возрастало от утреннего обследования к заключительному лишь у лиц контрольной группы при первых двух обследованиях, составляя соответственно 1,5 и 5,7, 3,8 и 4,7%. Наибольший латентный период ЗМР при всех исследованиях у лиц обеих групп отмечен в понедельник утром. При третьем исследовании учащихся экспериментальной группы в этот день утром зарегистрировано наибольшее за неделю число ошибок на дифференцировку раздражителей (11 %). Такие данные не столько характеризуют врабаты-вание, сколько, по данным хронометражных на-

Таблица 1

Данные рефлексометрии учащихся контрольной и экспериментальной групп в середине учебного года

День недели

До занятий

скрытый период ЗМР. ыс

% ошибок на дифференцировку раздражителей

В середине дня

скрытый период ЗМР. ыс

% ошибок на дифференцировку раздражителей

После занятий

скрытый период ЗМР. мс

% ошибок на дифференцировку раздражителей

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота X

419 380 414 361 363 356 382

366 347 320 315 337 340 337

53 33 94 46 26 16 45

2.7 5,0 2,5 4,5 4,2 4,0

3.8

1,0 О О 1.0 3,0 3,0 1,3

1.7 5,0 2,5 3,5 1.2 1.0 2,5

421 340 410 365 372 348 376

364 348 309 326 320 308 329

57 —8 101

39 52

40 47

0,9 0,8 3,3 7,0

2.5 7,0

3.6

1.0 2,2 2,5

4.0 2,0 1.0

2.1

-1.0 -1.4 0.8 3,0 0.5 6,0 1.5

385 368 363 354 351 348 362

361 325 365 344 321 305 337

24 43

—2 10 30 43

25

2,2 7,0 8,0

5.5 6,0 5,0

5.6

2.5 1.1 2.5 4.0 2.0 2.0 2.4

-0,3 5,9 5,5 1,5 4,0 3,0 3,2

Примечание. Здесь и в табл. 2 К — контроль; Э — эксперимент; Р — разность.

Таблица 2

Данные рефлексометрин учащихся контрольной и экспериментальной групп в конце учебного года

День недели До занятий В середине дня После занятий

скрытый период ЗМР. мс % ошибок на диф-ференцировку раздражителей скрытый период ЗМР. мс % ошибок на дифференцнровку раздражителей скрытый период ЗМР. мс % ошибок на дифференцнровку раздражителей

К э Р К Э Р К Э Р К э Р К Э Р К э Р

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота X 407 383 377 380 393 357 383 396 360 364 370 337 334 360 11 23 137,5 10 56 23 23 1,8 3,3 7,5 3,3 8,3 4,2 4,7 11.0 1.1 3,0 2,0 2,0 7,5 4,4 — 9,2 2.2 4,5 1,3 6,3 -3,3 0,3 418 374 387 366 373 340 376 392 398 376 348 347 340 367 26 —24 11 18 26 0 9 4,2 4.2 1.7 3.3 10,0 5,0 4,7 0 2,2 3.0 1.1 1,0 0 1.2 4,2 2,0 — 1.3 2,2 9,0 5,0 3.5 397 338 359 367 378 333 362 389 351 359 338 318 370 364 8 — 13 0 29 60 — 37 8 4,2 1,8 5,0 5,0 4.2 5,8 4.3 4,0 2,2 4,4 0 3,0 3,3 2,8 0,2 —0,4 0.6 5,0 1,2 2,5 1,5

блюдений, свидетельствуют о недостаточности или нерациональной организации отдыха учащихся.

Наиболее пок азательны результаты сопоставления данных рефлексометрин на протяжении 3 исследований. В табл. 1 и 2 приводятся латентные периоды ЗМР, процент ошибок на дифференцнров-ку раздражителей, а также разность между этими ' показателями в эксперименте и контроле.

При первом исследовании в подавляющем большинстве случаев латентный период ЗМР был примерно одинаков, разность незначительна и разнонаправленна по знакам. Статистически достоверны (Р<0,05) только различия процента ошибок на дифференцнровку раздражителей после занятий.

Характер полученных результатов позволяет ограничиваться в этом случае приведением только средних данных за неделю.

Показатели рефлексометрин у учащихся обеих групп в начальном периоде обучения чрезвычайно близки между собой. Естественно, что за короткий I срок, прошедший с начала учебного года, изменения ряда факторов учебно-производственного режима не могли проявиться в полной мере. Вместе с тем близость исходных показателей делает правомерным сравнение данных последующих исследований.

Из сопоставления латентного периода ЗМР по дням недели следует, что этот показатель в утреннее время у лиц экспериментальной группы достоверно меньше: средний латентный период ЗМР за неделю до начала занятий в контроле составил 382 мс, в эксперименте — 337 мс (/><0,01). В середине и конце дня такая закономерность наблюдалась в подавляющем большинстве случаев; латентного периода ЗМР (среднее за неделю) в контроле в середине дня был равен 376 мс, в опыте — 329 мс (Р<0,05), после занятий—соответственно 362 и , 337 мс (Р<0,05).

Количество ошибок на дифференцнровку раздражителей в недельном цикле было постоянно меньше у учащихся подопытной группы; для утреннего и заключительного исследований различия оказа-

лись статистически достоверны (Р<0,05); в середине дня статистической достоверности не установлено, хотя разность средних данных была положительна (3,6% ошибок в контроле и 2,1% в эксперименте). Разность между количеством ошибок у учащихся контрольной и экспериментальной групп утром была положительна на протяжении всех дней недели, а в середине и конце дня — в большинстве случаев.

Следовательно, динамика показателей рефлексометрин у лиц экспериментальной группы характеризовалась более коротким латентным периодом ЗМР и одновременно меньшим количеством ошибок на дифференцнровку раздражителей, что свидетельствовало о лучшем функциональном состоянии ЦНС учащихся этой группы, успешной адаптации их к учебно-производственному процессу, сохранении высокой работоспособности.

Данные рефлексометрин, полученные при заключительном исследовании, проведенном в конце учебного года, сходны с предыдущими (см. табл. 2). Так, латентный период ЗМР до начала занятий у лиц экспериментальной группы был меньше, чем в контроле на протяжении всей недели. В середине и конце дня такая тенденция наблюдалась в большинстве случаев. Сходная картина отмечена и в отношении количества ошибок на дифференцнровку раздражителей. Наибольшая разница имелась в середине и конце учебного дня. Среднее за неделю количество ошибок в середине дня и контроле было равно 4,7%, в эксперименте 1,2%, после занятий — соответственно 4,3 и 2,8%. Материалы заключительного исследования свидетельствовали о том, что функциональное состояние ЦНС учащихся экспериментальной группы, занимавшихся с применением активных методов обучения, оставалось лучшим, чем у лиц контрольной группы.

О положительном влиянии активных методов обучения при оптимизации учебного режима у учащихся экспериментальной группы свидетельствовали данные, полученные при анализе успеваемости (текущей, итоговой), а также результаты

государственных квалификационных экзаменов.Так средний балл по теоретическому обучению у лиц экспериментальной группы на экзаменах составил 4,3, в контроле 3,9; по производственному обучению итоговая успеваемость была соответственно 4,04 и 3,87 балла. Повышенные квалификационные разряды присвоены 4 учащимся экспериментальной группы и 1 из контрольной группы.

Выводы. Результаты комплексного исследования свидетельствуют о том, что динамика показателей рефлексометрин у учащихся экспериментальной группы характеризуется более коротким латентным периодом ЗМР и одновременно меньшим количеством ошибок на дифференцировку раздражителей, что указывает на хорошее функциональное состояние ЦНС учащихся, успешную адаптацию их к учебно-производственному процессу, сохранение высокой работоспособности.

2. Оптимизация уроков теоретического и произ-

водственного обучения, применение активных методов обучения, комплекса технических средств обучения, элементов физкультуры способствовали успешному формированию и закреплению знаний, умений и навыков, что выразилось в повышении текущей и итоговой успеваемости учащихся.

Поступила 23.07.81

Summary. The data on the assessment of CNS function by reflexometry in the students of vocational training schools, both during their studies, and in working conditions, have been presented. Active methods of teaching, the use of technical means and physical exercises in the training process were shown to produce a positive effect on the function of the CNS in students of the test group. Optimization of the training process by the use of active methods of teaching brought about a successful formation and acquisition of knowledge, skills and habits in the students of the test group, and, consequently, higher marks both during the academic year, and at the end of it.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613.2:658.386.3

И. А. Карплюк, И. А. Волкова, Л. А. Окунева, В. И. Попов

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ НА ЦИКЛАХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ

ЦОЛИУВ, Москва

В последние годы большое внимание уделяется повышению качества подготовки кадров здравоохранения с высшим образованием, расширению и улучшению системы подготовки врачей различного профиля. Для выполнения задач в области улучшения подготовки кадров в системе последипломного обучения, интенсивно отрабатываются новые, более эффективные, формы преподавания, современные методы контроля знаний обучающихся, совершенствуются учебные планы и программы для последипломного обучения врачей различного профиля, в том числе санитарно-ги-гиенического. Кафедра гигиены питания ЦОЛИУВ в течение ряда лет занимается изучением состояния последипломного обучения санитарных врачей по гигиене питания, а также совершенствованием учебных программ обучения врачей по этой специальности (И. А. Карплюк и соавт.). С этой целью изучена эффективность преподавания на циклах, различных по тематике и форме проведения.

Эффективность преподавания гигиены питания изучалась на 11 циклах: 1) циклы общего усовер-

шенствования (3-месячный); 2) очно-заочные циклы с предцикловой подготовкой (Р/2-месячный); 3) очные циклы тематического усовершенствования «Избранные вопросы гигиены питания» (Помесячные); 4) очные циклы тематического усовершенствования «Гигиена предприятий мясной, молочной и пищевой промышленности» (2-месячный); 5) выездные циклы (1-месячные). Численность руководящего состава врачей по гигиене питания (заведующие отделениями гигиены питания республиканских, краевых, областных, городских и районных санитарно-эпидемиологических станций, заведующие санитарными отделами) на этих циклах (за исключением выездных) была равна в среднем 70%.

Для проведения работы были составлены тестовые задания по И основным разделам гигиены питания, которые входят в программу преподавания на кафедре. Всего врачу-курсанту предлагается ответить на 212 вопросов. При построении тестового задания учитывались соответствие теста учебной информации, однозначность и надежность теста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.