тельного торможения, неудовлетворительными реакциями со стороны сердечно-сосудистой системы, плохой успеваемостью или ее снижением, низкой учебной активностью и др.). Некоторые дети не прибавляли в массе. У части школьников, испытывавших затруднения в процессе адаптации, в течение 3 первых нед наблюдались хорошие показатели работоспособности (высокий коэффициент П, ц благоприятная динамика работоспособности), однако по мере обучения отмечалось снижение работоспособности, сопровождавшееся ухудшением функционального состояния организма, ухудшением успеваемости и учебной активности, нарушениями прибавки массы тела, жалобами на плохое самочувствие, недомогание, головную боль. Это говорило о том, что под влиянием учебной деятельности, возросших требований школы по сравнению с первыми неделями обучения у детей наступало утомление, что отражалось на функциональном состоянии ЦНС, работоспособности, самочувствии.
Результаты психологического обследования и изучения состояния здоровья свидетельствовали о том, что большинство школьников, не адаптировавшихся к школе, имеют различные психоневрологические нарушения в сочетании с соматической ослабленностью уже в исходном состоянии — до поступления в школу. Это снижает их работоспособность и способствует дисгармоничному развитию. В данную группу вошла значительная часть школьно-незрелых учеников.
Сравнительный анализ различных сочетаний функциональных изменений для установления физиологических критериев адаптации детей к школе
показал, что среди всех изученных показателей: работоспособности, учебной активности, двигательного беспокойства, характера условно-рефлекторной деятельности, вегетативных показателей, успеваемости, массы тела наиболее информативными и доступными являются показатели дневной динамики работоспособности, отражающие степень соответствия функциональных возможностей детей требованиям школы. В 85% наблюдений данные дневной динамики работоспособности, прослеженные у одних и тех же детей от недели к неделе учебного года, позволили судить о наступлении адаптации или ее отсутствии. Дневная динамика работоспособности в 82,5% случаев коррелировала с показателями успеваемости, в 76,2% случаев — с показателями условно-рефлекторной деятельности и в 63,7% — с показателями деятельности сердечнососудистой системы.
Таким образом, гигиеническим критерием адаптации детей к занятиям в школе является устойчиво благоприятная динамика работоспособности на протяжении первого учебного полугодия в сочетании с хорошей учебной успеваемостью (выше 3V2 баллов) и улучшением большинства физиологических показателей.
Поступила 12.10.81
Summary. Study ol adaptation of the first-formers to school revealed a various degree of their functional indices changes. Three groups of schoolchildren were specified: those adapted to school, conditionally adapted and not adapted. The hygienic criteria for adaptation are: stable favourable dynamics of work capacity in combination with good progress in school studies and improvement in the majority of physiological indices.
УДК »71.74
3. И. Сазанюк
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ 1-х КЛАССОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
В данной работе ставились задачи изучить влияние пребывания учащихся 1-х классов в группе продленного дня на функциональное состояние ряда систем организма и показатели их здоровья и наметить пути повышения эффективности пребывания детей в условиях продленного дня. Оценивалось воздействие как отдельных элементов, так и всей системы построения режима дня в соответствии с типовым положением «Об общеобразовательных школах с продленным днем и группах продленного дня» (1977).
Для решения поставленных задач изучали функциональное состояние ЦНС методом корректурных проб, оценку результатов которых проводили комплексно (С. М. Громбах, 1975), рефлексометрию на световой раздражитель, физическую работоспособность при работе на велоэргометре «Элема», со-
стояние здоровья, суточный бюджет времени учащихся. Помимо исследования основных показателей физической работоспособности при работе на велоэргометре, у части детей в состоянии покоя, сразу после нагрузки и на 30-й минуте отдыха определяли ферментативную активность миелоперок-сидазы (МП) нейтрофилов периферической крови как показатель, отражающий энергетический уровень клеток крови и тем самым функциональное состояние организма в целом. При оценке состояния здоровья определяли иммунологическую реактивность организма путем измерения фагоцитарной активности лейкоцитов (ФАЛ). Исследование состояния здоровья детей и распределение их по группам"здоровья проводили по методике, принятой в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР (С. М. Громбах, 1965; Г. Н. Сердю-
ковская). При оценке здоровья учитывали и изменения в состоянии здоровья школьника за учебный год, не выводящие ребенка из группы здоровья, к которой он был ранее отнесен (повышение или снижение количества гемоглобина в крови, улучшение или ухудшение реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, изменение функционального состояния нервной системы и общей реактивности). Осенью и весной определяли такие физиометрические показатели, как силу сжатия правой и левой кистей рук (в килограммах) и время задержки дыхания на вдохе (в секундах). В качестве массового показателя продуктивности учебной работы, отражающего состояние работоспособности, по текущим оценкам педагогов анализировали успеваемость.
В условиях естественного гигиенического эксперимента под наблюдением в течение 3 учебных лет находилось 99 первоклассников, посещающих группу продленного дня в школе № 330 Москвы. Группы продленного дня для учеников 1-го класса имели специальное помещение, куда входили 2 игровые, 2 спальные комнаты, помещения для переодевания, умывальная комната. Домашние задания готовились в закрепленном классе. В группе продленного дня было не более 25 человек. Гигиенические условия в помещениях соответствовали «Санитарным правилам по устройству и содержанию общеобразовательных школ» (1975), что позволило организовать работу в соответствии с типовым положением.
Режим продленного дня включал прогулку в течение 60—80 мин после учебных занятий, 1х/2-часовой дневной сон, приготовление уроков в течение 1 ч, занятия по интересам 30 мин, вторую 30-минутную прогулку перед уходом детей домой, трехразовое питание. Для оценки правильности организации режима пребывания детей на продленном дне после окончания учебных занятий изучали динамику функционального состояния ЦНС учащихся в течение дня, на протяжении недели и всего учебного года.
Исследования показали, что после окончания уроков в школе (табл. 1) все показатели работоспособности учащихся заметно ухудшались по сравнению с данными после 1-го урока. После прогулки работоспособность детей улучшалась по всем показателям; положительные, но менее значительные, изменения имелись и по результатам, исследования зрительно-моторной реакции (ЗМР) Дневной сон способствовал дальнейшему улучшению функционального состояния ЦНС детей. После сна показатели работоспособности достигали исходного уровня. На это указывали и наблюдения во время приготовления домашних заданий: дети не отвлекались, занимались с желанием, успевали приготовить уроки в установленное время.
Иная картина отмечалась у детей при несоблюдении отдельных компонентов режима продленного дня (см. табл. 1). Так, при замене прогулки статическими видами деятельности (просмотр диафиль-
мов, телепередач, чтение, беседы и др.), утомление учащихся, вызванное предшествующими учебными занятиями, полностью не снималось, а по многим показателям даже нарастало. Отмечалось чрезмерное возбуждение детей, нередко возникали ссоры, время засыпания удлинялось с 22 до 40 мин. В тех случаях, когда дневной сон отсутствовал, динамика функционального состояния ЦНС также была менее благоприятной. В конце дня отмеча- ^ лось ухудшение показателей работоспособности и ЗМР. При соблюдении всех элементов режима дня изменение работоспособности протекало более чем в половине случаев (52,4%) по благоприятному типу и только в 16,8% случаев — по неблагоприятному. В дни же с нарушениями в режиме дня неблагоприятные кривые работоспособности встречались почти в 2 раза чаще (в 32,9% случаев), а процент благоприятных был почти в 2 раза меньше (29,9%).
Положительная динамика физиологических функций учащихся была также выявлена в течение недели. Таким образом, пребывание детей на продленном дне способствует восстановлению работоспособности и сенсомоторной деятельности, сниженных под влиянием учебных занятий. Но благоприятное влияние на функциональное состояние детей проявляется только при условии соблю- " дения всех предусмотренных компонентов режима продленного дня. Приведенные материалы убедительно указывают на недопустимость замены прогулки и дневного сна другими видами деятельности. Однако в связи с тем, что даже при правильной организации режима не всегда полно восстанавливались функции и отмечалось ухудшение отдельных показателей (в 11,3% случаев наблюдалось ухудшение исходного уровня работоспособности и в 8,1% случаев уровня здоровья к концу года), мы изучали пути повышения эффективности пребывания учащихся в группе продленного дня.
Проведено сравнение трех форм организации от- « дыха после учебных занятий в школе и приготовления домашних заданий при сохранении всех остальных элементов режима дня. При первой форме (группа А) после учебных занятий 2 раза в неделю проводились часовые занятия плаванием и 3 раза в неделю — фигурное катание. Спортивные занятия заканчивались прогулкой со спокойными играми. При второй форме (группа В) организовывалась прогулка, насыщенная физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми, которая заканчивалась спокойными играми. В обеих группах после самоподготовки с 17 ч до 17 ч 30 мин дети выбирали игры по интересам, а перед уходом домой проводилась вторая прогулка со спокойными играми. При третьей форме (группа С) динамическая деятельность детей во время прогулки носила произвольный характер, • а после самоподготовки преобладали статические виды деятельности в помещении. Этот режим характерен для большинства групп продленного дня.
Таблица 1
Показатели функционального состояния ЦНС учащихся при соблюдении и нарушении режима дня
После 4-го урока В 14 ч после отдыха В 16 ч В 18 ч
Показатель После 1 - го урока после прогулки без прогулки < после сиа без сна < при режиме со сной при режиме без сна 1
Число корректурных проб 1027 1954 1608 473 — 1503 394 — 1452 419 —.
Среднее число просмотренных знаков 155,4±1,9 157,1± 1,95 163,9±1,6 142,4±1,8 3.7 145±1,4 132,1 ±1,8 5,6 159,1±1,9 130±1,9 10,3
Среднее число ошибок на 500 знаков 6,61 ±0,08 8,38±0,06 7,24±0,07 10,33±0,4 5.1 5,93±0,06 8,17±0,3 4.1 5,67±0,06 9,86±0,4 10,2
Коэффициент П 2,37 1,35 2,16 1,46 — 2,41 0,95 — 3,34 0,78 —
Число исследований ЗМР — 774 796 47 — 751 69 — 645 84 —
Средний латентный период ЗМР — 842,7± 10,8 820,9±7,8 945,6±33,5 3,6 776,8±9,9 908±37,8 3.1 758,8± 11,3 994,5±24,4 8,8
Таблица 2
Основные среднегодовые показатели работоспособности, ЗМР, успеваемости учащихся при разных формах организации свободного времени
Группа детей Число корректурных проб Коэффн -цнент П Сдвиги И? 9. в % Кривые работоспособности ЗМР Учебная успеваемость Жалобы на плохое самочувствие, в %
число наблюдений % благоприятных кривых % неблагоприятных кривых число наблюдений % срывов % случаев последовательного торможении число оценок средний оценочный балл % отличных и хороших оценок
А 2758 3,59 5,7±0,52 282 57,1±2,9 12,4±2,0 754 5,4±0,3 39,6±1,2 2022 4,28±0.04 86,1 ±0,8 16,0±1,6
В 2812 2,08 9,5±0,65 343 56,8±2,7 14,3±1.8 1442 8,4±0,2 40,5±0,9 5025 4,10±0,03 78,3±0,6 17.1±1,6
С 1974 1.0 23,2±1,2 183 36,6±3,5 28.4±3,3 764 Ю,6±0.4 45,9± 1,3 2215 3,84±0,04 65,6±1.0 35,1± 1,9
Динамический компонент в режиме продленного дня учащихся группы А составил 47,5%, группы В — 44,0%, группы С — только 26,4%. Наблюдения показали, что у детей групп А и В к концу учебного года достоверно увеличивались сила сжатия кисти рук и время задержки дыхания. У учащихся же группы С эти показатели на протяжении учебного года практически не изменились. У первоклассников групп А и В все показатели физической работоспособности при работе на велоэргометре от осени к весне существенно увеличились, а у представителей группы С изменения ряда показателей были в 2—4 раза меньше.
У учащихся группы А от начала к концу учебного года произошли существенные сдвиги и в реакции миелоидной ткани в ответ на физическую нагрузку на велоэргометре в сторону улучшения; у школьников группы С (с неорганизованной прогулкой) положительной динамики активности МП не отмечалось. Несмотря на принятое мнение о снижении показателей фагоцитоза весной, у учащихся группы А в конце учебного года большинство их (процент фагоцитоза, фагоцитарный индекс, индекс переваривания) достоверно увеличивалось. У учащихся же группы С показатели ФАЛ к весне остались без изменений.
В табл. 2 представлен ряд среднегодовых показателей основных изученных функций. Наиболее благоприятные данные выявлены у учащихся группы А. Сходные данные оказались у учащихся группы В (различия по большинству показателей между этими группами недостоверны, Я>0,05) и значительно худшие — у учащихся группы С (по всем показателям различия достоверны, Р<0,001).
Следовательно, комплексный анализ материала убедительно показал, что спортивные занятия и организованная прогулка с физическими упражнениями положительно влияют на организм детей.
Выводы. 1. Обучение и воспитание перво-
классников в условиях продленного дня при обязательном соблюдении основных элементов режима, предусмотренного типовым положением, в соответствующих гигиенических условиях обеспечивает достаточно высокий уровень работоспособности, благоприятные показатели здоровья в течение ^всего учебного года.
2. Усиление динамического компонента в режиме дня (введение часовых занятий фигурным катанием 3 раза и плаванием 2 раза в неделю, организация прогулок, насыщенных физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми в течение 1 ч) является средством повышения эффективности пребывания детей в группе продленного дня, способствующим улучшению здоровья, иммунологической реактивности организма, а также физической и умственной работоспособности.
Литература. Г ромбах С. М.— В кн.: Симпозиум по изучению состояния здоровья детей и подростков. Материалы. М , 1965. с. 20—34. Г ромбах С. М. Гигиеническая опенка обучения учащихся
в современной школе. М., 1975. Сердюковская Г. Н.— В кн.: Гигиена детей и подростков.
М., 1977, вып. 4. с. 3—13. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здо- % ровья школьников. М., 1979.
Поступила 01.12.81
Summary. The impact of both daily routine as a whole, and its individual components (with regard to the provisions contained in the resolution «On General Secondary Schools and Groups with Prolonged School Hours» (1977) on the functional state of a number of the organism's systems in first-formers has been studied. The hygienic importance of a rational pattern of the daily routine of first-formers attending groups with prolonged school hours is emphasized. Particular attention is given to the assessment of expediency of introducing systematic work aimed at the increase of motor activity (figure skating, swimming, active games during walks), which has a positive influence on the functional indices of first-formers and their state of health. 4
УДК 613.72-053.5<47 + 57)-17
Г. В. Фетисов, Л. А. Симонова
ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Считается, что физическая работоспособность человека характеризует функциональные возможности его организма, степень его физической подготовленности и характер адаптационных реакций при физических нагрузках. Особенно важное значение имеет изучение физической работоспособности школьников, проживающих в условиях сурового климата Крайнего Севера, так как продолжительная (до 9 мес) зима, пурги, полярная ночь на 40% снижают их двигательную активность, что в свою очередь отрицательно влияет на развитие детского организма.
Задачей данной работы являлось изучение физической работоспособности школьников-долган, представителей коренной национальности Таймырского автономного округа. Исследования проводили в интернате пос. Хатанга. Кроме того, учитывая дефицит двигательной активности у школьников Крайнего Севера в зимний период (А. Г. Су-* харев), мы создали экспериментальную группу с повышенным двигательным режимом. Цель эксперимента — установить влияние этого режима на уровень физическ' й работоспособности школьников, проживающих в условиях Заполярья. Опыт-