Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА'

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.В. Фетисов, Л.А. Симонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work capacity indices in schoolchildren of the Far North are twice lower compared to schoolchildren of the Central European part. Two-fold increase in the motor activity regime makes up for this lag and has a positive effect on the enzyme and phagocytic activity of the blood leukocytes, thus demonstrating high functional potentialities of the children’s organism.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

Динамический компонент в режиме продленного дня учащихся группы А составил 47,5%, группы В — 44,0%, группы С — только 26,4%. Наблюдения показали, что у детей групп А и В к концу учебного года достоверно увеличивались сила сжатия кисти рук и время задержки дыхания. У учащихся же группы С эти показатели на протяжении учебного года практически не изменились. У первоклассников групп А и В все показатели физической работоспособности при работе на велоэргометре от осени к весне существенно увеличились, а у представителей группы С изменения ряда показателей были в 2—4 раза меньше.

У учащихся группы А от начала к концу учебного года произошли существенные сдвиги и в реакции миелоидной ткани в ответ на физическую нагрузку на велоэргометре в сторону улучшения; у школьников группы С (с неорганизованной прогулкой) положительной динамики активности МП не отмечалось. Несмотря на принятое мнение о снижении показателей фагоцитоза весной, у учащихся группы А в конце учебного года большинство их (процент фагоцитоза, фагоцитарный индекс, индекс переваривания) достоверно увеличивалось. У учащихся же группы С показатели ФАЛ к весне остались без изменений.

В табл. 2 представлен ряд среднегодовых показателей основных изученных функций. Наиболее благоприятные данные выявлены у учащихся группы А. Сходные данные оказались у учащихся группы В (различия по большинству показателей между этими группами недостоверны, Я>0,05) и значительно худшие — у учащихся группы С (по всем показателям различия достоверны, Р<0,001).

Следовательно, комплексный анализ материала убедительно показал, что спортивные занятия и организованная прогулка с физическими упражнениями положительно влияют на организм детей.

Выводы. 1. Обучение и воспитание перво-

классников в условиях продленного дня при обязательном соблюдении основных элементов режима, предусмотренного типовым положением, в соответствующих гигиенических условиях обеспечивает достаточно высокий уровень работоспособности, благоприятные показатели здоровья в течение ^всего учебного года.

2. Усиление динамического компонента в режиме дня (введение часовых занятий фигурным катанием 3 раза и плаванием 2 раза в неделю, организация прогулок, насыщенных физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми в течение 1 ч) является средством повышения эффективности пребывания детей в группе продленного дня, способствующим улучшению здоровья, иммунологической реактивности организма, а также физической и умственной работоспособности.

Литература. Г ромбах С. М.— В кн.: Симпозиум по изучению состояния здоровья детей и подростков. Материалы. М , 1965. с. 20—34. Г ромбах С. М. Гигиеническая опенка обучения учащихся

в современной школе. М., 1975. Сердюковская Г. Н.— В кн.: Гигиена детей и подростков.

М., 1977, вып. 4. с. 3—13. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здо- % ровья школьников. М., 1979.

Поступила 01.12.81

Summary. The impact of both daily routine as a whole, and its individual components (with regard to the provisions contained in the resolution «On General Secondary Schools and Groups with Prolonged School Hours» (1977) on the functional state of a number of the organism's systems in first-formers has been studied. The hygienic importance of a rational pattern of the daily routine of first-formers attending groups with prolonged school hours is emphasized. Particular attention is given to the assessment of expediency of introducing systematic work aimed at the increase of motor activity (figure skating, swimming, active games during walks), which has a positive influence on the functional indices of first-formers and their state of health. 4

УДК 613.72-053.5<47 + 57)-17

Г. В. Фетисов, Л. А. Симонова

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Считается, что физическая работоспособность человека характеризует функциональные возможности его организма, степень его физической подготовленности и характер адаптационных реакций при физических нагрузках. Особенно важное значение имеет изучение физической работоспособности школьников, проживающих в условиях сурового климата Крайнего Севера, так как продолжительная (до 9 мес) зима, пурги, полярная ночь на 40% снижают их двигательную активность, что в свою очередь отрицательно влияет на развитие детского организма.

Задачей данной работы являлось изучение физической работоспособности школьников-долган, представителей коренной национальности Таймырского автономного округа. Исследования проводили в интернате пос. Хатанга. Кроме того, учитывая дефицит двигательной активности у школьников Крайнего Севера в зимний период (А. Г. Су-* харев), мы создали экспериментальную группу с повышенным двигательным режимом. Цель эксперимента — установить влияние этого режима на уровень физическ' й работоспособности школьников, проживающих в условиях Заполярья. Опыт-

ная группа состояла из 15 мальчиков в возрасте

13 лет. В отличие от детей контрольной группы, занимающихся физкультурой только по школьной программе (2 урока в неделю, или 70 ч в год), учащиеся опытной группы с октября по май дополнительно занимались по 60 мин 2 раза в неделю в секции общей физической подготовки при дви-гательной плотности занятий в среднем 75%.

г' Рассматривая организм как единое целое со сложным взаимодействием его элементов (систем), мы изучали их реакцию на предельные физические нагрузки. Выбор этих систем обусловлен участием их в адаптационных реакциях организма. Физическую работоспособность определяли методом вело-эргометрии при работе на велоэргометре «Монарк» с учетом реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку во время работы и в восстановительном периоде. Общую иммунологическую реактивность устанавливали по фагоцитарной активности лейкоцитов крови (метод В. М. Бер-ман и Е. М. Славской в модификации А. П. Волковой и О. Г. Алексеевой). Цитохимические исследования лейкоцитов крови проводили, изучая активность сукцинатдегидрогеназы (СДГ) и а-глицеро-фосфатдегидрогеназы (а-ГФДГ) по Р. П. Нарцис-

* сову, гликолитические процессы — по концентрации молочной кислоты в крови (метод Barker и Summerson).

Для оценки уровня физической работоспособности использовали следующие показатели: объем выполненной работы (VA) в килограмм-метрах, мощность предельной нагрузки (N) в килограмм-метрах в 1 мин, общую продолжительность работы (t.i) в минутах, мощность физической нагрузки в килограмм-метрах в минуту, вызывающей частоту сердечных сокращений 170 в минуту. По принятой международной терминологии этот показатель именуется как тест PWC170.

» С целью выявления влияния суровой продолжительной зимы Заполярья исследования выполняли в начале (осенью) и в конце (весной) учебного года. Показатели физической работоспособности школьников Таймырского автономного округа сопоставляли с аналогичными данными школьников Москвы. Оказалось, что у мальчиков-долган 11—

14 лет (VA) и N в 2 раза меньше, чем у школьников Москвы. В возрасте 15—16 лет эта разница значительно меньше — 21%. Так, в 11 лет VA у маль-чиков-долган равен 2936 кг-м, N —307 кг-м/мин, PWCjio — 221 кг-м/мин, а у московских мальчиков — соответственно 6290 кг-м, 590 кг-м/мин и 400 кг-м/мин. В 13 лет у первых VA 3925 кг-м, N 368 кг-м/мин, PWC170 255 кг-м/мин, у вторых соответственно 7892 кг-м, 750 кг-м/мин, 467 кгХ Хм/мин. Примерно такие же различия отмечены

Ф у девочек Таймырского автономного округа в возрасте 11—16 лет по сравнению с девочками Москвы. Указанные различия уровня физической работоспособности школьников-долган по сравнению со школьниками Центральной полосы можно объяснить тем, что климатические условия

продолжительной зимы Заполярья снижают двигательную активность детей и подростков, что отрицательно влияет на их функциональное развитие. В то же время организация физического воспитания в школах Таймырского автономного округа осуществляется без учета климатических условий Крайнего Севера. Помимо снижения физической работоспособности школьников Крайнего Севера, у них более низкий уровень развития основных физических качеств, чем у школьников Центральной и Южной полос (Г. В. Фетисов; А. Г. Сухарев и Г. В. Фетисов).

При изучении физической работоспособности мы определяли содержание молочной кислоты в крови у школьников после предельных физических нагрузок как в начале, так и в конце учебного года. После предельной физической нагрузки у школьников всех возрастных групп значительно увеличивалось содержание молочной кислоты в крови (Р<0,01) с различной степенью восстановления к 30-й минуте отдыха.

В конце учебного года в ответ на предельную физическую нагрузку, объем которой был несколько меньше, чем в начале учебного года, повышение уровня молочной кислоты было больше у детей обоего пола. О тяжести нагрузки в конце учебного года свидетельствуют также и показатели недовосстановления уровня молочной кислоты до исходного к 30-й минуте отдыха. У мальчиков почти всех возрастных групп к концу учебного года при большем приросте количества молочной кислоты в крови процент ее недовосстановления значительно выше, чем в его начале.

Лнмфоидная ткань, согласно современным представлениям, играет важную роль в регуляции ведущих функций организма (И. И. Кендыш).По данным Р. П. Нарциссова, она отражает состояние целостного организма. Изменение окислительно-восстановительных ферментов — СДГ н а-ГФДГ в лимфоцитах у школьников 11 —16 лет после предельных физических нагрузок протекает по двум типам: повышение (I тип)—неблагоприятный и снижение (II тип)—неблагоприятный. Полученные данные показали, что картина изменения ферментативной активности в конце учебного года резко отличается от имеющейся в начале учебного года, т. е. весной у большинства школьников всех возрастных групп отмечается уменьшение активности как СДГ, так и а-ГФДГ, т. е. после полярной ночи снижается функциональная возможность лимфоидной ткани у школьников всех возрастных групп.

Показатели фагоцитоза у школьников Крайнего Севера были более низкие, чем у московских, весной во всех возрастных группах установлено дальнейшее снижение этих показателей.

Как отмечалось выше, для обоснования необходимости повышения уровня двигательной активности школьников Таймырского автономного округа и определения его влияния на физическую

Показатели физической работоспособности школьников 13 лет с разным урэвнгм дзигательнэй активности (М±т)

Группа Сезон года Число обследованных УА, кг-м N. кг'м/мик 1, мнн Р\№С„а, кг-ы/мнн

Контрольная Осень 11 3925±491,5 369±19,5 13 25"±1,1 255±20,8

Весна и 4764±528,1 404±25.8 15 02"±1,1 304±30,7

Осень 15 4113±280,3 350± 17,3 13 20"±1,0 260±15,6

Опытная Весна 15 7693±361,2 687± 16,5 20 24"±1,1 406±16,7

работоспособность учащихся была создана экспериментальная группа.

В начале и конце учебного года у школьников обеих групп исследовали уровень физической работоспособности, содержание молочной кислоты в крови до работы, после выполнения предельной физической нагрузки и на 30-й минуте восстановительного периода, а также ферментативную и фагоцитарную активность лейкоцитов крови.

Результаты исследований (см. таблицу) показали, что у школьников контрольной группы к концу Учебного года все показатели физической работоспособности увеличились незначительно — на 8— 17% (Р>0,05), а у школьников опытной группы — значительно (/><0,001). Например, объем выполненной работы и мощность предельной нагрузки увеличились почти в 2 раза. Кроме того, школьники опытной группы в конце учебного года выполнили почти такой же объем работы, как и их московские сверстники.

О тяжести нагрузки свидетельствует и содержание молочной кислоты. Данные о его приросте и недовосстановлении у школьников обеих групп после предельных физических нагрузок в начале и конце учебного года представлены на рисунке. В начале учебного года у школьников как контрольной, так и опытной группы прирост уровня молочной кислоты и процент недовосстановления были примерно одинаковыми (пои этом если учесть,

140 120

100 80 60 40 20 О

39

1

13

зв

16

1 г

3 4

I г

3 4

Прирост (в %) уровня молочной кислоты в крови и его недовосстановление к 30-й минуте отдыха у школьников контрольной (/, 2) и опытной (3, 4) групп после предельных физических нагрузок в начале и конце учебного года.

что школьники опытной группы выполнили незначительно больший объем работы и соответственно процент повышения уровня молочной кислоты был выше). К концу учебного года лица контрольной группы выполнили работу 4760 кг-м, а лица опытной группы — почти вдвое больше (7693 кг-м). На рисунке видно, что у школьников опытной группы на больший объем выполненной работы прирост уровня молочной кислоты был такой же, как в контроле. К 30-й минуте процент восстановления был вдвое меньше, чем в контроле. Полученные результаты могут указывать на развитие у школьников опытной группы адаптационных механизмов к выполнению предельных физических нагрузок в результате тренировочного процесса, что свидетельствует об экономизации энергетических функций в организме.

- С целью выявления влияния повышенного уровня двигательной активности на ферментативную и иммунологическую активность лейкоцитов периферической крови мы определяли активность СДГ и а-ГФДГ в лимфоцитах, а также фагоцитарную активность лейкоцитов крови у школьников обеих групп.

В начале учебного года в обеих группах после предельной физической нагрузки примерно у одинакового числа лиц возрастала и снижалась активность окислительно-восстановительных ферментов — СДГ и а-ГФДГ — в лимфоцитах. Однако совершенно иная картина наблюдалась в конце учебного года. В контрольной группе повышение активности СДГ отмечено лишь у 20% лиц, а активности а-ГФДГ — у 10%, у остальных 80—90% выявлено уменьшение ферментативной активности лимфоцитов с недовосстановлением показателей к 30-й минуте отдыха. В экспериментальной группе активность данных ферментов снижалась у 10% учащихся с невосстановлением показателей к 30-й минуте отдыха, а у 90% она увеличивалась с неполным восстановлением к этому сроку

Таким образом, результаты исследований свидетельствуют о том, что у большинства школьников опытной группы к концу учебного года отмечались благоприятные изменения активности окислительно-восстановительных ферментов, что говорит о более высоких функциональных возможностях лимфоидной ткани. Следует отметить, что данные изменения происходили после выполнения ими большего объема работы по сравнению со школьниками контрольной группы.

Как было сказано выше, после предельных физических нагрузок у обследованных определяли фагоцитарную активность лейкоцитов крови.

В конце учебного года в опытной группе на фоне повышенной работоспособности наблюдался рост процента лиц с повышением показателей фагоцитоза с 36 до 62, что свидетельствовало о положительном воздействии тренировочного процесса на неспецифическую иммунологическую реактивность организма школьников, проживающих в условиях Заполярья. У учащихся контрольной группы в конце учебного года не отмечено существенных различий фагоцитарной активности лейкоцитов крови.

Исходя из изложенного, можно заключить, что физическая тренировка вырабатывает не только способность к максимальному усилению функций, но и развивает способность к устойчивому их поддержанию на определенном количественном и качественном уровне в соответствии с продолжительностью конкретной мышечной деятельности.

Таким образом, можно заключить, что в условиях Крайнего Севера, где суровая продолжительная зима и полярная ночь снижают двигательную активность детей и подростков, решающая роль в физической подготовке учащихся принадлежит организованной двигательной активности. Повышенный двигательный режим школьников Заполярья (5 уроков физкультуры в неделю) повышает их физическую работоспособность до уровня школьников Центральной полосы, улучшает функ-

циональное состояние сердечно-сосудистой системы, увеличивает ферментативную активность лейкоцитов крови и сопротивляемость их организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.

Литература. Берман В. М., Славская Е. М.— В кн.: Современные проблемы иммунологии. М., 1959, с. 33—46.

Кендыш И. Н.— Успехи совр. биол., 1972, т. 73, № 3, с. 342—363.

Нарциссов Р. П. Цитохимия ферментов лейкоцитов в педиатрии. Автореф. дис. докт. М., 1970. Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников. Автореф. дис. докт. М., 1972. Сухарев А. Г., Фетисов Г. В.— Вопр. антропол., 1970,

вып. 34, с. 55—64. Фетисов Г. В. Характеристика физического развития и физической подготовленности школьников Таймырского национального округа и обоснование средств и методов физического воспитания в начальных школах округа с учетом местных условий. Автореф. дис. канд. М., 1968.

Barker J. В., Summerson W. Н.— Цит. Покровский Л. А.— Биохимические методы исследования в клинике. М., 1969, с. 260—261.

Поступил» 14.10.81

Summary. Work capacity indices in schoolchildren of the Far North are twice lower compared to schoolchildren of the Central European part. Two-fold increase in the motor activity regime makes up for this lag and has a positive effect on the enzyme and phagocytic activity of the blood leukocytes, thus demonstrating high functional potentialities of the children's organism.

УДК «1М1727.1:644.3

М. А. Шарова, В. И. Белявская, Т. В. Шумкова, В. И. Петров

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СООТНОШЕНИЯ ДВУХ СВЕТОВЫХ ПОТОКОВ В СИСТЕМЕ СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва; Московский энерге»

тический институт

В последнее время в связи с унификацией ограждающих конструкций жилых и общественных зданий и изменением объемно-планировочных решений учебных помещений в строительстве школьных зданий широко применяется укрупненная сетка опор, вследствие чего увеличивается глубина заложения учебных помещений, что значительно ухудшает естественное освещение в них. В этих условиях средствами только естественного освещения невозможно добиться оптимальной световой обстановки в учебных помещениях, в связи с чем возникает необходимость совмещенного освещения.

Известно, что при устройстве совмещенного освещения должна быть создана принципиально новая система, при которой сочетается как единое целое естественное и искусственное освещение. В литературе имеются лишь единичные работы,

касающиеся устройства и применения совмещенного освещения в школьных зданиях (В. И. Петров; Е. 3. Маневич и соавт.; Норкт-воп; ОаЬшеп; КагПкоуа; КгШоуа и ЛЫоивек). Вместе с тем гигиенические аспекты совмещенного освещения в учебных помещениях школ до сих пор разработаны недостаточно. При этом важное значение имеет гигиеническое нормирование количественного соотношения двух световых потоков в системе совмещенного освещения.

В связи с этим задачей настоящей работы являлось гигиеническое изучение количественного соотношения основного и дополнительного световых потоков в системе совмещенного освещения учебных помещений общеобразовательных школ.

Работа выполнена в экспериментальной светотехнической лаборатории Московского энергети-

^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.