Как было сказано выше, после предельных физических нагрузок у обследованных определяли фагоцитарную активность лейкоцитов крови.
В конце учебного года в опытной группе на фоне повышенной работоспособности наблюдался рост процента лиц с повышением показателей фагоцитоза с 36 до 62, что свидетельствовало о положительном воздействии тренировочного процесса на неспецифическую иммунологическую реактивность организма школьников, проживающих в условиях Заполярья. У учащихся контрольной группы в конце учебного года не отмечено существенных различий фагоцитарной активности лейкоцитов крови.
Исходя из изложенного, можно заключить, что физическая тренировка вырабатывает не только способность к максимальному усилению функций, но и развивает способность к устойчивому их поддержанию на определенном количественном и качественном уровне в соответствии с продолжительностью конкретной мышечной деятельности.
Таким образом, можно заключить, что в условиях Крайнего Севера, где суровая продолжительная зима и полярная ночь снижают двигательную активность детей и подростков, решающая роль в физической подготовке учащихся принадлежит организованной двигательной активности. Повышенный двигательный режим школьников Заполярья (5 уроков физкультуры в неделю) повышает их физическую работоспособность до уровня школьников Центральной полосы, улучшает функ-
циональное состояние сердечно-сосудистой системы, увеличивает ферментативную активность лейкоцитов крови и сопротивляемость их организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.
Литература. Берман В. М., Славская Е. М.— В кн.: Современные проблемы иммунологии. М., 1959, с. 33—46.
Кендыш И. Н.— Успехи совр. биол., 1972, т. 73, № 3, с. 342—363.
Нарциссов Р. П. Цитохимия ферментов лейкоцитов в педиатрии. Автореф. дис. докт. М., 1970. Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников. Автореф. дис. докт. М., 1972. Сухарев А. Г., Фетисов Г. В.— Вопр. антропол., 1970,
вып. 34, с. 55—64. Фетисов Г. В. Характеристика физического развития и физической подготовленности школьников Таймырского национального округа и обоснование средств и методов физического воспитания в начальных школах округа с учетом местных условий. Автореф. дис. канд. М., 1968.
Barker J. В., Summerson W. Н.— Цит. Покровский Л. А.— Биохимические методы исследования в клинике. М., 1969. с. 260—261.
Поступил» 14.10.81
Summary. Work capacity indices in schoolchildren of the Far North are twice lower compared to schoolchildren of the Central European part. Two-fold increase in the motor activity regime makes up for this lag and has a positive effect on the enzyme and phagocytic activity of the blood leukocytes, thus demonstrating high functional potentialities of the children's organism.
УДК «1М1727.1:644.3
М. А. Шарова, В. И. Белявская, Т. В. Шумкова, В. И. Петров
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СООТНОШЕНИЯ ДВУХ СВЕТОВЫХ ПОТОКОВ В СИСТЕМЕ СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва; Московский энерге»
тический институт
В последнее время в связи с унификацией ограждающих конструкций жилых и общественных зданий и изменением объемно-планировочных решений учебных помещений в строительстве школьных зданий широко применяется укрупненная сетка опор, вследствие чего увеличивается глубина заложения учебных помещений, что значительно ухудшает естественное освещение в них. В этих условиях средствами только естественного освещения невозможно добиться оптимальной световой обстановки в учебных помещениях, в связи с чем возникает необходимость совмещенного освещения.
Известно, что при устройстве совмещенного освещения должна быть создана принципиально новая система, при которой сочетается как единое целое естественное и искусственное освещение. В литературе имеются лишь единичные работы,
касающиеся устройства и применения совмещенного освещения в школьных зданиях (В. И. Петров; Е. 3. Маневич и соавт.; Норкт-воп; ОаЬшеп; КагПкоуа; КгШоуа и ЛЫоивек). Вместе с тем гигиенические аспекты совмещенного освещения в учебных помещениях школ до сих пор разработаны недостаточно. При этом важное значение имеет гигиеническое нормирование количественного соотношения двух световых потоков в системе совмещенного освещения.
В связи с этим задачей настоящей работы являлось гигиеническое изучение количественного соотношения основного и дополнительного световых потоков в системе совмещенного освещения учебных помещений общеобразовательных школ.
Работа выполнена в экспериментальной светотехнической лаборатории Московского энергети-
^
ческого института, где моделировались разные условия освещения при различных соотношениях света. При этом использованы специальные установки типа «светящий потолок» и «искусственное окно». «Искусственное окно» имитировало естественный свет, было оборудовано подъемно-поворотными жалюзи и создавало основной световой поток. Дополнительное искусственное освещение к основному потоку создавалось светильниками, расположенными линейно на потолке вдоль окна слева от рабочих мест учащихся.
В осветительных установках использованы люминесцентные лампы J1E-40 и J1E-65. Левосторонняя направленность дополнительного светового потока и спектральный состав искусственного света, создаваемый лампами J1E, были научно обоснованы ранее проведенными исследованиями. Моделирование различных соотношений двух световых потоков осуществлялось путем включения различного числа ламп, расположенных на потолке и в установке «искусственное окно», а также определенным поворотом жалюзи и размещением рабочих мест учащихся на различном расстоянии от источников света.
Изучали три варианта соотношений основного светового потока от бокового окна к дополнительному подсвету: I вариант — 2:1, II вариант — 1 : 1, III вариант— 1 : 2. При всех вариантах соотношений световых потоков уровень горизонтальной освещенности на партах составлял 300 лк, что соответствовало нормируемой освещенности для учебных помещений школьных зданий согласно СНиП II—4—79 «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».
Применяли комплекс светотехнических и физиологических методов исследования. Светотехнические исследования включали определение горизонтальной, цилиндрической и сферической освещенности, величины и направленности светового вектора, контрастности освещения, соотношений яркости и показателя дискомфорта. Функциональное состояние зрительного анализатора оценивали по устойчивости хроматического зрения, контрастной чувствительности глаза, критической частоте слияния световых мельканий, видимости, зрительно-моторной реакции, работоспособности.
Под наблюдением находилось 38 практически здоровых детей 14—15 лет, имеющих нормальную остроту зрения, эмметропическую рефракцию. При каждом варианте освещения проведено около 100 физиологических исследований по каждой применяемой методике до и после предъявления специальной зрительной нагрузки.
Анализ светотехнических данных показал, что по количественным показателям освещения I вариант создает большую насыщенность помещения светом. Так, цилиндрическая и сферическая освещенность при I варианте составляют 220 и 225 лк, а при II и III—соответственно 169, 170 и 188 и 180 лк (см. таблицу). По качественным показателям освещения, распределению яркостей и уров-
Показатели световой среды экспериментального помещения при различных вариантах количественного соотношения световых потоков в системе совмещенного освещения
Светотехнический показатель I вариант 11 вариант III вариант
2:1 1 :1 1 :2
Цилиндрическая освещенность (Ец) Сферическая освещенность (Есф) Контрастность освещения ( ЕСф ) Соотношение яркости Соотношение яркости С-пол^пот^'-ст) Вертикальный угол светового вектора (Ь), град. Горизонтальный угол светового вектора (<р), град. Показатель дискомфорта (М) 220 225 169 170 188 180
1,7 2.4 2,3
1,6:1 1,4:1 1,5:1
1:3,5:3,0 44 15 22 1:2,6:3,2 34 11 24 1:0,5:2,6 27 10 25
Примечание. Угол h характеризует отклонение направления светового вектора от вертикали, угол ф — отклонение горизонтальной проекции светового вектора от левостороннего (по отношению к наблюдателю) направления.
ню дискомфорта создаваемые варианты были примерно равны. Соотношение яркости различных поверхностей (Ьпол : LnoT : LCT) было в пределах
1 : 0,5 : 2—1 : 3,5 : 3, что, согласно литературным данным (Hopkinson, и др.), соответствует оптимальным значениям; показатель дискомфорта был значительно ниже нормы (М=40) и составлял 22—25.
В связи с этим при сравнении изучаемых вариантов освещения определяющими показателями являлись условия тенеобразования. В качестве критерия оценки тенеобразования использовали контрастность освещения, т. е. «мягкость» тени, направленность, а также ее длину. Контрастность освеще-
I е I
ния,характеризующаяся отношением—g— и косвенно определяющая «мягкость» тени, увеличивалась с ростом доли светового потока от 1,7 при I варианте до 2,3—2,4 при II и III. По направленности и длине тени, определяемым горизонтальным и вертикальным углами светового вектора, сравниваемые варианты существенно не различались.
Таким образом, по количественным и качественным светотехническим показателям освещения отмечалось преимущество I варианта с соотношением основного и дополнительного световых потоков
2 : 1.
Для окончательного определения оптимального варианта соотношения световых потоков были проведены физиологические исследования по изучению зрительной работоспособности учащихся.
Показатели функционального состояния зрительного анализатора учащихся при различных вариантах количественного соотношения световых потоков представлены на рисунке.
J и т
- 11 -
10 Fl
f
- 9 -
- в -
14 - 7
12 - 5 -
10 - S -
в - 4 -
6 - 3 -
4 - г -
г - 1 -
;
ft
i
Hi
123 4
+ÎÎ1
123 4
к
12 3 4
Z: 1
1 ¡1
V-Z
Показатели зрительных функций учащихся при различных вариантах соотношений световых потоков. По оси абсцисс — соотношение световых потоков; по оси ординат: / — видимость (в порогах). // — устойчивость хроматического зрения (в с); / — устойчивость хроматического зрения до работы: 2 — устойчивость хроматического зрения после работы: 3 — видимость до зрительной работы; 4 — видимость после зрительной работы.
Так, установлены достоверные сдвиги между I и II вариантом по ряду физиологических показателей: временного порога хроматического зрения до работы на 0,8 с (i=2,3), после работы на 2 с (¿=2,5), видимости до работы на 1,1 порога (i= =2,3), после работы на 0,9 порога (/=2) и зрительно-моторной реакции соответственно на 11 мс (t= =2,4) и 13 мс (t=2,9). Достоверные сдвиги по тем же физиологическим показателям выявлены также при сравнении I и III вариантов. Разннца показателей по большинству изучаемых параметров между II и III вариантом оказалась статистически недостоверной (¿<2). По другим изучаемым зрительным функциям (контрастной чувствительности глаза и критической частоте слияния световых мельканий) не обнаружено существенных и достоверных различий в зависимости от вариантов соотношения световых потоков.
Таким образом, наиболее благоприятные показатели функционального состояния зрительного анализатора имелись при работе учащихся в условиях преобладания основного потока света от бокового окна над дополнительным световым потоком при их количественном соотношении не менее 2 : 1.
Светотехнические расчеты показали, что реко-
мендуемое соотношение двух световых потоков (2:1) может быть обеспечено в системе совмещенного освещения в условиях учебных помещений общеобразовательных школ при наружной естественной освещенности 5000—10 000 лк. Это означает, что практически в течение всего учебного года, включая зимние месяцы, в учебных помещениях могут быть комфортные условия световой среды при доминирующей роли естественного освещения.
Выводы. 1. Сравнительное изучение различных вариантов соотношений двух световых потоков в системе совмещенного освещения показало, что наилучшие условия световой среды создаются при соотношении основного потока к дополнительному свету не менее 2:1. Это может быть обеспечено в учебных помещениях общеобразовательных школ при наружной естественной освещенности 5000—10 000 лк.
2. На основании результатов светотехнических и физиологических исследований установлены основные критерии оценки световой среды при системе совмещенного освещения. Светотехническими критериями являются показатели насыщенности светом помещения (сферическая и цилиндрическая освещенность) и условия тенеобразования. Наиболее информативными физиологическими показателями являются устойчивость хроматического зрения, видимость, латентный период зрительно-мо-торной реакции.
Литература. Маневич Е. 3., Звегельский A. M., Таблиашвили Н. В.— В кн.: Светопрозрачные ограждения общественных зданий. М., 1977, с. 22—34. Петров В. И. Совмещенное освещение общественных зданий с недостаточным естественным светом. Дис. канд. M..I970.
Dahmcn Е.— Lighttechnik. 1961. Bd 6, S. 311—316. Hopkinson R. G. Architectural Physics Lighting HMCO.
London, 1963. Karfikova Sv.— Csl. Hvg., 1972, v. 17, p. 162—165. Krlilova A., Matousck G.— Ibid., 1976, v. 21, p. 97—106.
Поступила 11.09.8!
Summary. Studies have been made of different variants of quantitative ratio between two luminous fluxes (main and supplementary) in the system of combined illumination of secondary school classrooms — 2:1, 1:1; 1:2. The investigations were performed in a pilot illumination-engineering laboratory where various illumantion conditions were modelled. Horizontal illumination of work places was 300 lk; luminescent lamps AE-40 and JIE-65 were used in the illumination unit. It has been established that the quantitative ratio between the main and supplementary luminous fluxes of not less than 2 : 1 creates optimal conditions for the visual work capacity in schoolchildren; this is achieved at outside natural light of 5000—10 000 lk. Major illumination-engineering criteria for assessing light medium in the system of combined illumination have been worked out (spheric and cylindral illumination; shade formation).