Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC EVALUATION OF MIXED ILLUMINATION IN SCHOOL CLASSROOMS

Physiologic studies have shown that the most suitable source of additional, artificial light in classrooms using mixed (natural plus artificial) illumination are fluorescent lamps of the LE type that generate light whose spectral composition is closer to that of daylight than with other types of lamp. It has also been found that LPO-23 lamps are more light efficient than ShOD-2X40 lamps.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ»

Выводы

1. Неблагоприятные условия труда в цехах по производству комбикормов и премиксов при неполной механизации и несовершенстве вентиляции имеются на участках загрузки, дозировки и дробления сырья.

2. По комплексу физиологических показателей труд операторов на линиях приготовления и выдачи продукции отнесен к работам легким и напряженным, труд завалыциков, дробильщиков и выбойщиков — к тяжелым умеренной напряженности, труд грануляторщиков, магнитчиков и слесарей — к работам средней тяжести малонапряженным.

3. Наиболее выраженные физиологические сдвиги в течение смены наблюдаются у операторов и завалыциков. Эти сдвиги характеризуются ухудшением показателей деятельности сердечно-сосудистой ^системы и высшей нервной деятельности.

4. Основные мероприятия по оздоровлению условий труда в цехах по производству комбикормов и премиксов должны быть направлены на механизацию и герметизацию процессов загрузки сырья, нормализацию воздушной среды производственных помещений и операторских, обеспечение личной гигиены и возможности полноценного кратковременного отдыха в благоприятных с гигиенической точки зрения условиях.

ЛИТЕРАТУРА

Баевский P.M. — В кн.: Теоретические и прикладные аспекты анализа временной

организации биосистем. М., 1976, с. 88—111. Просверницын С. Л. — В кн.: Гигиенические вопросы современных животноводческих

комплексов. Саратов, 1976, с. 77—82. Святославова В. В. — В кн.: Вопросы гигиены села. Саратов, 1975, с. 166—171.

Поступила 16/1 1979 г.

OCCUPATIONAL HYGIENE IN THE MANUFACTURE OF MIXED FEEDS AND

PREMIXES

E. P. Orlovskaya, A. P. Okhrimenko, V. S. Golenko, P. N. Vitte, and N. J. Tur-

kova

Parameters of various unfavourable factors operating at the main facilities of a factory manufacturing mixed feeds and premixes are presented. On the basis of an evaluation of the totality of physiologic indices, the work of operators is described as light but stressful and that of chargers, crushers and knockers as heavy and moderately stressful, and that of granulators and fitters as medium heavy and not stressful. In developing health-promoting measures, particular attention was paid to the mechanization and hermetic sealing of the loading of components of mixed feeds and premixes.

УДК 613.165:371.6

М. А. Шарова, В. И. Белявская

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВМЕЩЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

В настоящее время в СССР и за рубежом стало широко осуществляться проектирование и строительство общеобразовательных школ с укрупненной сеткой опор, что увеличивает глубину заложения учебных помещений и ухудшает световой режим в них. При возросших требованиях к световой среде учебных интерьеров средствами только искусственного и естественного освещения невозможно добиться создания комфортных условий освещения в учебных помещениях. В связи с этим возникает необходимость внедрения в практику проектирования и строительства школьных зданий новой системы совмещенного освещения, что даст архитекторам большие

возможности в разработке интересных и экономичных планировочных решений.

Сущность совмещенного освещения в том, что в дневное время наряду с естественным светом, играющим доминирующую роль, действует установка искусственного освещения, согласованная с ним по уровню освещенности, спектру, расположению и яркости осветительных приборов (А. И. Па-нуров; Н. М. Гусев).

В литературе имеется значительное число сообщений о влиянии отдельно искусственного (Ю. Д. Жилов, и др.) и естественного освещения на растущий организм, однако отсутствуют работы о совмещенном освещении и его действии на функциональное состояние детей и подростков. В связи с этим изучение возможности применения и воздействия совмещенного освещения на организм учащихся в процессе школьного обучения является важной проблемой в гигиене детей и подростков.

В настоящее время при разработке архитектурно-планировочных решений учебных помещений с большой глубиной заложения (квадратные и поперечные классы) в случае наличия устройства совмещенного освещения отмечается тенденция к уменьшению нормируемого коэффициента естественного освещения (КЕО) согласно СНиП П-А.8-72 «Естественное освещение. Нормы проектирования».

Учитывая огромное биологическое действие света, способствующее росту и развитию ребенка, формированию рефракции глаза и сохранению высокого уровня зрительной работоспособности в процессе учебной деятельности, снижать действующие нормативы естественного освещения с гигиенических позиций недопустимо. Однако в связи с унификацией ограждающих конструкций и применением укрупненной сетки опор появились учебные помещения, в которых увеличилась глубина заложения до 8—9 м и, естественно, возникли зоны с недостаточным естественным освещением. Измерение КЕО в учебном помещении квадратной конфигурации при глубине заложения 8 м показало, что нормируемый КЕО (1,5%) обеспечивается на расстоянии 5 м от окна, остальная же трехметровая по глубине зона помещения имеет довольно низкие КЕО.

На основании изложенного задачей настоящей работы являлось гигиеническое изучение световой среды в учебных помещениях школьных зданий при системе совмещенного освещения и его влияние на зрительную работоспособность учащихся. Кроме того, проведено сравнительное изучение влияния двух видов спектров искусственной составляющей совмещенного освещения с учетом их качественных параметров. Для решения поставленных задач был применен принцип комплексного изучения ряда физиологических показателей: состояния зрительных функций, функционального состояния центральной нервной системы и общей работоспособности.

Работу выполняли на базе общеобразовательной школы № 42 г. Люберцы Московской области. Одно классное помещение в этой школе было оборудовано экспериментальной установкой искусственного освещения, дополнительного к естественному свету (С. П. Соловьев и Е. 3. Маневич). Установка состояла из 2 линий светильников ЛПО-23, расположенных над 3-м рядом парт и на противоположной к окнам стене класса. Кроме того, в квадратном классном помещении (7,8x7,8 м) действовала и обычная система искусственного освещения в виде 3 линий светильников, каждая из которых была из 5 ИЮД-2Х40. Схема расположения линий светильников представлена на рис. 1.

Путем последовательного включения различного числа линий светильников создавались различные варианты условий световой среды классного помещения, при которых проводили светотехнические и физиологические исследования. Для физиологических исследований было отобрано 16 практических здоровых учащихся 4-го класса с нормальной остротой зрения и эмметропической рефракцией (по данным офтальмологического осмотра, проведенного Л. А. Борисовой).

Большое значение в улучшении освещения рабочих мест учащихся имеет продолжительность применения естественного освещения. В связи с этим было рассчитано время пользования естественным освещением в течение дня и года для 5 светоклиматических районов СССР согласно новым данным о световом климате СССР (Т. В. Евневич и соавт.). Указанные расчеты проводили с учетом действующего в настоящее время нормируемого показателя КЕО, равного 1,5% по СНиП П-А.8-72 «Естественное освещение. Нормы проектирования», и уровня искусственной освещенности 300 лк по СНиП П-А.9-71 «Искусственное освещение. Нормы проектирования».

Полученные данные показывают, что в I и II светоклиматических поясах в течение 5V2 мес на протяжении первой и второй смен учебных занятий не обеспечивается нормируемый уровень естественной освещенности на партах и еще 1 мес естественное освещение используется только в течение 50% времени. В 111 светоклиматическом поясе время использования естественного освещения на протяжении всего дня составляет 41/» мес. В IV светоклиматическом поясе продолжительность использования естественного освещения за учебный год равна 7 мес, а в V — почти полностью году. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в учебных помещениях I, II и III светоклиматических поясов применение системы совмещенного освещения необходимо для обеспечения оптимального уровня освещенности на рабочих местах учащихся.

Поскольку при различном состоянии небосвода размер зоны классного помещения с недостаточным естественным освещением в течение дня меняется, представляло интерес изучить режим включения дополнительного искусственного освещения по рядам парт в зависимости от различных условий наружной освещенности. На рис. 2 указаны уровни освещенности на партах при естественном и совмещенном освещении в зависимости от наружной освещенности. При наружной освещенности до 10 ООО лк уровни естественной освещенности рабочих поверхностей ниже нормируемых отмечаются, начиная со второго ряда парт, при 10 000—20 000 лк — с третьего ряда, а при более чем 20 Ö00 лк — только на четвертом ряду.

На основании результатов исследований с учетом оптимальных условий световой среды в классном помещении был установлен режим раздельного включения линий светильников по рядам парт: при наружной естественной освещенности до 10 000 лк следует включать не менее 3 линий светильников над вторым — четвертым рядом, при 10 000—20 000 лк — не менее 2 линий над третьим и четвертым рядами, при освещенности 20 000 лк—

1 линию светильников над четвертым рядом парт.

Большое теоретическое и практическое значение имеет научное обоснование пригодности различных источников света с учетом их спектрального состава для системы совмещенного освещения. В связи с этим изучены показатели функционального состояния зрительного анализатора и работоспособности учащихся в зависимости от различного спектрального состава люминесцентных ламп (ЛБ и ЛЕ) при лучшем виде светильников ЛПО-23 в системе совмещенного освещения (рис. 3). Из рис. 3 видно, что при аналогичных условиях освещенности у учащихся, занимающихся при лампах ЛЕ, имелись значительно лучшие показатели физиологических реакций: так, при лампах ЛЕ видимость в порогах составляла до работы 25,45, после работы— 25,89, при лампах ЛБ — соответственно 11,0 и 12,18 (/>2,0). Латентный период зрительно-моторной реакции при лампах ЛЕ до работы был

2 Гигиена и санитария № И »33

□ □ □ □ □

□ □ □ □ □

щ го

[|] [

Ш [

С;] [

Q0 Ш

^ 4 3 2 1

Рис. 1. Схема размещения светильников в экспериментальном классном помещении. 1.3 — линии светильников ЛПО-23; 2. 4. 5 — линии светильников ШОД-2 X 40.

1 700 1600 1500 1400 1300 1200 1100 1ООО 900 800 700 600 600 400 ЭОО 200 100

В Б А

ш

Рис. 2. Уровни освещенности на партах при естественном и совмещенном освещении в зависимости от наружной освещенности.

По оси абсцисс — ряды парт; по оси ординат — освещенность (в лк); 1,2,3 — естественное освещение; 4, 5, 6 — совмещенное освещение; /, 4 — наружная освещенность до 10 ООО лк; 2, 5 — наружная освещенность 10 000—20 000 лк: 3, 6 — наружная освещенность более 20 000 лк.

ЗОО 290 280 210 260 250 240 230 220 210 200

-

-7О - 70-

-60 - 60-

-50 -50-

-40 40-

-30 -зо-

-20 20 -

-10 -10 -

--г

Рис. 3. Показатели'зрительной работоспособности у учащихся при совмещенном и искусственном освещении в зависимости ,от различного спектрального состава люминесцентных ламп (ЛБ и ЛЕ).

По оси абсцисс — до (/) и после <//) уроков; по оси ординат: А — видимость (в порогах): Б — работоспособность (в с); В — зрительно-моторная реакция (в мс): 1,3,5 — при лампах ЛЕ; 2, 4, 6 — при лампах Л Б; 1, 2 — видимость; 3, 4 — работоспособность; 5,6 — зрительно-моторная реакция.

равен 277 мс, после нее — 273 мс, а при лампах ЛБ — соответственно 288 и 296 мс (¿>2,0). Время выполнения дозированной работы при лампах ЛЕ составляло 53,8 с до работы и 52,9 с после нее, а при лампах ЛБ — соответственно 63,9 и 58,9 с.

Следовательно, при устройстве системы совмещенного освещения для учебных помещений должны применяться люминесцентные лампы ЛЕ, спектральный состав света которых наиболее близок к дневному свету, благодаря чему достигается наибольшая согласованность двух световых потоков (искусственного и естественного света) и наилучшая зрительная работоспособность учащихся.

Таким образом, проблема гигиены совмещенного освещения для учебных помещений школьных зданий требует дальнейшего изучения, особенно в плане проведения научных исследований по изучению направленности и согласованности двух световых потоков искусственного и естественного света как основного элемента устройства системы совмещенного освещения.

Выводы

1 Расчетным методом установлено, что зона'помещения с достаточным естественным светом в классе квадратной конфигурации 5 м от окна, в связи с чем для других зон классного помещения, находящихся за пределами 5 м, необходимо дополнительное искусственное освещение (совмещенное).

2. Определение времени использования естественного освещения для учебных помещений общеобразовательных школ в различных светоклимати-ческих поясах показало, что в I и 11 поясах естественное освещение не обеспечивает нормируемого уровня освещенности на рабочих местах учащихся

в течение 5Уг—6х/2 мес, в III поясе — в течение 4г/г мес, а в IV и V — на протяжении 1/2—2V4 мес.

3. При исследовании функционального состояния зрительного анализатора у учащихся при совмещенном освещении с использованием различного спектрального состава люминесцентных ламп (ЛБ и ЛЕ) при аналогичных уровнях освещенности установлены лучшие показатели видимости, латентного периода зрительно-моторной реакции и работоспособности при лампах ЛЕ. В связи с этим, при устройстве системы совмещенного освещения должны применяться люминесцентные лампы ЛЕ.

ЛИТЕРАТУРА

Гусев Н. М. — Труды ин-та строительной физики Госстроя СССР, 1975, вып. 13, с. 4— 12.

Жилое Ю. Д. Проблема искусственного светового и ультрафиолетового климата в гигиене детей и подростков. Дис. докт. М., 1969. Понурое А. И.— Труды ин-та строительной физики Госстроя СССР, 1974, вып. 9, с. 83—91.

Соловьев С. П., Маневич Е. 3. — В кн.: Светопрозрачные ограждения общественных зданий. М., 1977, с. 12—21.

Поступила 25/111 1979 г.

HYGIENIC EVALUATION OF MIXED ILLUMINATION IN SCHOOL CLASSROOMS

M A. Sharova and V. J. Belyavskaya

Physiologic studies have shown that the most suitable source of additional, arti ficial light in classrooms using mixed (natural plus artificial) illumination are fluorescent lamps of the LE type that generate light whose spectral composition is closer to that of daylight than with other types of lamp. It has also been found that LPO-23 lamps are more light efficient than ShOD-2X4Q lamps.

УДК 612.821.2-057.875:378.637

А. И. Емец

ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Луцкий педагогический институт им. Леси Украинки

Для выявления особенностей умственной работоспособности студентов факультета физического воспитания педагогического института на протяжении обучения в вузе, а также зависимости показателей умственной работоспособности от спортивной специализации и уровня мастерства мы провели эксперимент со студентами Луцкого педагогического института им. Леси Украинки. Обследовано 206 студентов факультета физического воспитания всех 4 курсов. По наиболее массовым спортивным специализациям картина на каждом курсе была следующей: на I курсе занимающихся легкой атлетикой было 39,6%, спортивными играми — 29,3%, остальными видами спорта (гимнастикой, велоспортом — 31,1%, на IJ курсе — 43,7, 29.1 и 27,2%, на III курсе — 37,5, 31,2 и 31,3%, на IV курсе — 28,8, 36,5 и34,4% соответственно.

В качестве показателей умственной работоспособности исследовали параметры краткосрочной памяти. Последняя обладает большой информативностью в плане умственной работоспособности и может быть положена в основу объективной оценки напряжения умственной деятельности. Мы применяли методику, основанную на установлении числа сигналов, которые человек может освоить с одного предъявления (И. А. Кулак).

Длй определения показателей умственной работоспособности использовали 10 семисигнальных комплексов, состоящих из гласных букв (О, И, А, Ю, Е, Ы, У). Эксперименты проводили в отдельной аудитории для 4 че-

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.