Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РАЗЛИЧНЫХ СВЕТОКЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ СССР'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РАЗЛИЧНЫХ СВЕТОКЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE TIME OF USE OF NATURAL LIGHTING IN CHILDREN’S PRESCHOOL INSTITUTIONS AND SECONDARY SCHOOLS

On the basis of new data on the light climate of various regions of the country and the standard indices of natural lighting the authors determined by means of calculation the length of use of natural lighting and drew up a light calendar, fixing the time of turning on the artificial lighting in the group rooms of children’s preschool institutions and in class-rooms of secondary schools.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РАЗЛИЧНЫХ СВЕТОКЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ СССР»

Выводы

1. Работа монтеров пути на добыче асбестовых руд относится к числу тяжелых и напряженных и характеризуется периодическим воздействием локальной и общей вибрации, шума, асбестсодержащей пыли, а также выхлопных и отпалочных газов.

2. У женщин — монтеров пути значительно чаще встречаются опущение влагалища и матки, ретродевиации матки, а также кольпиты.

3. Для предупреждения вредного влияния производственных факторов на женскую половую сферу монтеров пути целесообразно ограничить использование женского труда в данной профессии. Наряду с этим следует проводить гигиенические и медицинские мероприятия, соответствующие выявленным неблагоприятным условиям труда.

\

ЛИТЕРАТУРА. Бабаджанян М. Г., Костина Е. И., Чирков В. Я. — «Гиг. и сан.», 1957, № 11, с. 21—23. — Б а р с у к о в а О. И. О влиянии вибрации на женские половые органы. Автореф. дис. докт. Воронеж, 1970. — Г о р -н и к В. М., Таливанова Р. В., Стрижевская И. Е. — «Методические материалы и научн. сообщения Всесоюзн. научн.-исслед. ин-та железнодорожной гигиены», 1970, вып. № 35, с. 39—41. — Гольдман Э. И., Д о р ф м а н А. А. — Там же, № 32, с. 7—13. — Гольдман Э. И. — В кн.: Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. М., 1972, с. 14—16. — Демина Д. M., Р а т н е р Е. М., Вейцман Э. Б. — «Методические материалы и научн. сообщения Всесоюзн. научн. исслед. ин-та железнодорожной гигиены», 1970, № 33, с. 3—8. — Елизаров Б. Б., Тюрин М. С. — В кн.: Материалы объединенной научной сессии Всесоюзного научн.-исслед. ин-та железнодорожной гигиены и санитарно-эпидемиологических станций сети дорог МПС. М., 1965, с. 52—53. — К а р а б а н о в В. С. — Там же, с. 117—119. — Повжитков В. А., Борисенко Г. А., Фельдман X. М. и др. — В кн.: Материалы научно-практической конференции врачей Дорожной объединенной больницы (Врачебно-сан. служба Октябрьской ж. д.). Л., 1970, с. 158—160.

Поступила 27/IX 1976 г.

LABOUR CONDITIONS OF WOMEN BUILDERS OF RAILROADS IN ASBEST

MINES

F. M. Kogan, A. G. Deminov, E. E. Troitskaya, T. H. Kolesnikova, M. V. Кору to va,

T. T. Polyakova

The authors noted unfavorable labour conditions, particularly the combined effect of hard physical work and vibration, that were responsible for a high incidence of anomalies of the sex organs' position and colpitis among women builders of railroads. Certain measures of preventing these diseases are suggested.

УДК 613.165:362.7

М. А. Шарова, В. И. Белявская, И. П. Никольская

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РАЗЛИЧНЫХ СВЕТОКЛИМАТИЧЕСКИХ

РАЙОНОВ СССР

Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва; Московский университет им. М. В. Ломоносова

В главах СН и П 11-А-6-72 «Строительная климатология и геофизика» и 11-А-8-72 «Естественное освещение. Нормы проектирования» даны карта светоклиматического районирования территории СССР и таблицы суточного и годового хода рассеянной и суммарной освещенности горизонтальной поверхности в различных районах страны, с помощью которых можно рассчитать продолжительность использования естественного освещения в виде светового календаря в течение дня, недели, месяца и года при нормируемом значении коэффициента естественного освещения (КЕО). Разработка свето-

Таблица 1

Световой календарь

для помещений общеобразовательных школ с учетом светового климата СССР

Период использования искусственного освещения в течение учебного дня и года для различных светоклиыатических поясов

I пояс II пояс

Месяц Декада

время включения (ч. мин)

ва 130 лк на 300 лк на 150 лк на 300 лк

Сентябрь 1 17 Весь день 17.30 8.35 и 15.05

II 8.10 и 15.50 — 16.20 9.30 и 14.20

III Весь день » » - 15.15 Весь день

Октябрь I » » 9 и 14.05 » »

II » » > 10.20 и 12.50 » »

III > » > Весь день » >

Ноябрь I ' II » » » » » 1 > » » » »

Декабрь III I II » > > » 1 » » 1 > > » > » » » » » >

Январь III I II » » » 1 » » » » 1 » » » > » » » » » » > >

Февраль III I > » » » » » > » » » » » » » »

II 10.50 И 13.10 » » 11 и 13.15 » »

III 10 и 14 » » 9.40 и 14.40 » >

Март 8.50 и 15.20 » » 8.45 и 15.30 » »

11 — 16 9.50 и 14.10 — 16.20 9.25 И 14.45

III — 17 8.50 и 15.30 - 17 8.55 И 15.30

Апрель I — 17.40 — 16.35 — 17.40 8.15 И 16.10

II — 18.20 - 17.10 — 18.05 17

III — 18.40 — 17.50 — 18.30 — 17.30

Май I — 18.45 — 18.15 — • 18.45 18.10

II — — - 18.45 — — — 18.35

III ч

Продолжение табл. 1

Период использования искусственного освещения в течение учебного дня и года для различных светоклинатических поясов

Декада

III пояс

IV пояс

V пояс

время включения (ч. мин)

на 150 лк

на 300 лк

на 150 лк

на 300 лк на 150 лк на 300 лк

16.15 17.40 _ 16.50

_ 16 _ 17.15 — 16.30

— 15.30 — 16.55 — 16.10

_ 14.55 _ 16.35 _ 15.50

_ 14.15 _ 16.15 — 15.30

Весь день — 16 8.25 И 15.05

> » _ 15.50 8.55 и 14.45

» » _ 15.50 9.15 и 14.30

» » — 15.40 10 и 14

» » 8.30 И 15.40 10.30 и 13.30

» » 9 И 15.40 11.10 и 12.50

» » Весь день Весь день

» э > > 1 »

11 И 12.45 8.50 и 15.10 10.35 и 13.30

10.35 и 13.10 8.40 и 15.30 10.15 и 13.35

10.05 и 13.45 8.30 и 15.50 9.55 и 14.10

9.30 "И 14.15 8.10 и 16.10 9.45 и 14.35

9.05 и 14.50 — и 16.30 9.25 и 15

8.50 и 15.15 _ 16.40 9 и 15.15

8.25 и 15.45 _ 16.55 8.40 и 15.30

16 — 17 8.20 и 15.55

_ 16.15 _ 17.15 _ 16.05

_ 16.35 _ 17.25 — 16.15

— 16.55 — 17.35 — 16.35

— 17.30

— 17

— 16.15

— 15.40 8.45 15

Весь день

То же

9.20 8.30

15.10 15.30

16.10 16.30

17

17.20 17.30

18

8.30 и Весь день

11.20 10.10

9.20 8.30

15.55 15

12.55 14

14.55 15.30 16

16.25 16.35 16.55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Весь день

9.05 9.30

9

8.40 8.10

17.15 16.40 16.05

15.50 15.30

14.25

15

15.30

16 16.10

16.20 16.30 17

17.10 18.30 18.45

ЮЮО ООО Ю <—1 со со со со (DSN t^ t-^

i ч

I

Cl t;

4

5

lili

s

О ООО

—- oí со со C^ 00 oó oó oó oó

4

s

inmm o

O <N СО Ю

t^ r^ r^ oo oo

4

s

III III

I I I I

8

OO ОЮЮ

-co egco-ч-t^ oo oo oo oo

I I

4 g

I I I I

III III

к *

oi 4 Cf

вого календаря с учетом времени использования естественного освещения в помещении имеет важное гигиеническое и экономическое значение.

В связи с новыми данными о световом климате различных районов страны мы разработали новый световой календарь для групповых комнат дошкольных учреждений и учебных помещений общеобразовательных школ. При составлении светового календаря для указанных выше помещений в качестве нормируемой величины естественного освещения для учебных помещений общеобразовательных школ и групповых комнат детских дошкольных учреждений было принято значение КЕО, равного 1,5%, согласно действующему в настоящее время СНиП 11-А-8-72 «Естественное освещение. Нормы проектирования». В качестве нормируемой величины искусственного освещения для учебных помещений общеобразовательных школ, согласно СНиП 11-А-9-71 «Искусственное освещение. Нормы проектирования», был принят абсолютный уровень освещенности на рабочей поверхности 150 лк для ламп накаливания, что соответствует по расчетным данным нормируемому значению КЕО. В то же время известно, что уровень освещенности для люминесцентных ламп равен 300 лк. Поэтому мы считали необходимым рассчитать время включения искусственного освещения в соответствии с данным уровнем освещенности. Это было продиктовано тем, что люминесцентное освещение по своему спектральному составу ближе к естественному свету, наиболее благоприятно для зрения и является перспективным видом освещения для детских и подростковых учреждений.

Согласно данным нормам, для групповых комнат детских дошкольных учреждений нормируется уровень искусственной освещенности для ламп накаливания 100 лк и соответственно 200 лк для люминесцентных ламп. В соответствии с указанными уровнями освещенности по аналогии со школьными зданиями были произведены расчеты времени включения искусственного освещения для групповых комнат детских дошкольных учреждений.

Исходя из указанных выше данных, расчетные величины критической наружной освещенности для 5 светоклиматических поясов определяли по формуле:

i 2 S

£в-юо

-■■«ф- КЕО-/я •

26

V

где £н.кр — наружная критическая освещенность; Ев — нормируемый уровень искусственной освещенности; КЕО — нормируемый уровень естественной освещенности; т — коэффициент светового климата, учитывающий вероятность солнечного сияния (СНиП 11-А-8-72, табл. 4).

На основании данных суточного хода наружной суммарной освещенности для 5 светоклиматических поясов нами, согласно СНиП 11-А-8-72, были составлены соответствующие графики для следующих поясов: для

1 светоклиматического пояса, по данным светового климата, — Архангельска, г. Мостаха, для II светоклиматического пояса — Ленинграда, Игарки, Среднеколымска; для III светоклиматического пояса — Москвы, Новосибирска, Охотска; для IV светоклиматического пояса — Целинограда, Хабаровска и для V светоклиматического пояса, по данным светового климата, — Ашхабада. Суммарная освещенность была принята нами исходя из наилучшей ориентации на южные румбы горизонта всех светоклиматических поясов для детских дошкольных учреждений и школьных зданий. При этом в помещение проникает рассеянная и прямая солнечная радиация, так как освещенность внутри помещения обеспечивается за счет суммарной наружной естественной освещенности.

По данным наружной естественной освещенности строили графики суточного хода освещенности для каждого указанного выше города и определяли продолжительность использования естественного освещения, а также время включения искусственного освещения для групповых детских дошкольных учреждений и учебных помещений общеобразовательных школ с учетом величины критической наружной освещенности для данного района.

В табл. 1 представлен световой календарь для учебных помещений общеобразовательных школ с учетом светового климата СССР. Как видно из табл. 1, для того чтобы обеспечить уровень освещенности на рабочей поверхности парт 150 лк, в I светоклиматическом поясе искусственное освещение в течение всего дня начинают использовать с конца сентября, а во II, III, IV поясах — с конца октября. В I светоклиматическом поясе полностью исключается возможность использования естественного света до февраля. В наилучших условиях освещения естественным светом находятся общеобразовательные школы в V светоклиматическом поясе, где период использования искусственного света в течение всего учебного дня ограничивается одной декадой декабря и января. При расчете на 300 лк постоянное включение искусственного освещения для I светоклиматического пояса осуществляется с начала сентября, II и III поясов — с конца сентября, IV — с конца октября и для V пояса — с конца декабря. Таким образом, продолжительность использования естественного освещения при расчете на 300 лк для всех светоклиматических районов значительно меньше по сравнению с расчетами на 150 лк. Так, для I пояса, чтобы обеспечить освещенность 300 лк, время использования искусственного освещения составляет 6 мес, а при расчете на 150 лк — только 4 мес.

Как показывают данные натурных измерений естественной освещенности в классных помещениях общеобразовательных школ, уровни освещенности на первом ряду парт в 3—4 раза выше, на втором ряду парт в 1,5—

2 раза выше, чем на третьем ряду. Подобная закономерность распределения показателей естественной освещенности по учебному помещению наблюдается для всех светоклиматических поясов.

Ввиду неравномерности освещения на рабочих поверхностях в классном помещении включение искусственного освещения в них должно быть раздельным по рядам парт. В первую очередь искусственное освещение включается над третьим рядом парт, а затем над вторым и, наконец, над первым. При этом в настоящее время отсутствует согласованность между включением искусственного освещения и существующими условиями естественного освещения для создания постоянного нормируемого уровня освещенности. В связи с этим возникает вопрос о возможности применения совмещенного освещения для учебных помещений школ, которое характеризуется постоян-

^Таблица 2

Световой календарь для детских дошкольных учреждений с учетом светового климата СССР

Период использования искусственного освещения различных светоклиматическнх поясов

I пояс П II пояс III пояс

вреыя включения (ч. мин)

- в* 100 лк ва 200 лк на 100 лк ва 200 лк на 100 лк

Январь I II III Весь день > » > » Весь день > » 1 » Весь день > > » » Весь день » » » 1 - Весь день 10.20 9.40 В в 13.50 14.35

Февраль I II III » » 9.30 8.45 и и 14.30 15.15 » > > » » » » » 9.50 9 В в 14.15 15.15 » » > » > » 9.5 8.35 8 и в в 15.10 15.40 16.15

Март I II III 8.10 7.40 в и н 16 16.30 17.15 » » 8.15 7.30 и и 16 16.40 8.30 7.45 в в в 16 16.35 17.10 » » 8.30 7.50 В и 15.50 16.40 7.35 7.10 в и и 16.50 17.20 17.40

Апрель I II III — и и 18 18.50 в в 17.30 18.10 18.35 — в 17.50 18.10 18.30 7.10 в 17.20 17.50 18.15 — в 18 18.20 18.35

Май I II — • — — 18.55 — 18.50 — 18.40 — 18.50

III — — — — _ _ _ _ _ _

Июнь I — — — _ _ _ _ _ _

II — — — — — - _ _ _ _

III — — <— — — - — - _ _

Июль I — — — — _ 1 _ _ _

II III — _ I 18.50 — - ___ 18.45 • — —

Август I II III — 18.10 — 18.30 18 17.10 — 18.55 18.50 18.20 — 18.25 18.05 17.25 — 18.40

Сентябрь I II III 7.20 8.15 и и 17 16.20 15.25 8.25 и 16 9.35 и 15 Весь день 7.25 я 17.40 17 16 7.30 8.20 9.5 в в и 16.25 15.30 14.25 — 18.10 17.25 16.40

I

II I

II I

II

9.10 10.10 Весь день

14.20 13.30

8

8.30 Весь день

15 14

8.45

Весь день >

14.55

7.25 и 15.30

7.25 я 15

7.55 и 15

8.30 и 14.15

9 и 13.30

Весь день

Продолжение табл. 2

Период использования искусственного освещения различных светоклиыатических поясов

Месяц Декада IV пояс V пояс

время включения (ч. мин)

на 200 лк на 100 лк на 200 лк и 100 лк яа 200 лк

Январь I Весь день Весь день Весь день Весь день Весь день

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II » > 9.25 И 14.40 10.25 И 13.25 8.25 И 15.45 9.30 И 14.40

III > » 8.50 и 15.20 9.40 н 14. 5 8.10 и 16. 5 9.10 и 15

Февраль I » » 8.30 и 15.50 9.10 к 14.40 8 и 16.25 8.55 и 15.25

II 9.50 и 14.30 8.10 и 16.10 8.45 и 15.10 7.50 и 16.40 8.35 .и 15.40

III 9.20 И 15.10 7.50 и 16.30 8.15 и 15.45 7.35 и 17 8.25 и 16

Март I 8.35 и 15.45 7.30 и 16.50 7.55 и 16.10 7.20 и 17. 5 8. 5 и 16.15

II 8 и 16.15 7.15 и 17.10 7.30 и 16.35 • 7,10 и 17,15 8 и 16.30

III 7.2 и 16.40 — и 17.20 — 16.55 — 17.30 7.45 и 16.50

Апрель I 17 — и 17.50 _ 17.10 _ 17.50 7.20 и 17

II — 17.25 — 18 — 17.30 — 18 — 17.10

III — 17.50 — 18.15 — 17.40 — 18 — 17.30

Май I _ 18.10 _ 18.30 __ 18 _ 18 _ 17.40

II — 18.30 — 18.45 _ 18 18.5 _ 18

III — 18.40 — — — 18.15 — 18.15 —. 18.5

Июнь I _ 18.55 _ _ _ 18.30 _ 18.20 _ 18.15

II _ _ _ _ _ 18.40 _ 18.30 _ 18.25

III ■ 18.35 18.30 18.25

Продолжение табл. 2

Период использования искусственного освещения различных светоклиматических поясов

Месяц Декада IV пояс V пояс

время включения (ч. мин)

на 200 лк на 100 лк ва 200 лк ва 100 лк ва 200 лк

Июль I 18.30 18.30 18.15

II — 18.60 _ _ _ 18.25 _ 18.25 — 18

III — 18.30 — — — 18.5 — 18.20 — 18

Август I _ • 18.50 _ 18.50 _ 17.50 _ 18.20 _ 17.55

II — 18 _ 18.30 _ 17.25 — 18.10 — 17.50

III — 17.35 — 18 — 17 — 18 — 17.30

Сентябрь I 7.15 И 17.10 _ 17.30 _ 16.30 _ • 17.35 17.20

II 7.30 И 16.45 _ 17 7.25 и 16.10 — 17.15 . _ 17

III 8 15.55 — 16.35 7.35 н 15.40 — 16.55 7.20 и 16.45

Октябрь I 8.30 и 15 _ 16.10 8 и 15.20 _ 16.35 7.40 и 16.25

II 9.10 и 14.20 7.30 и 16 8.10 и 14.55 7.15 и 16.30 8 и 16

III Весь день 7.50 и 15.40 8.30 и 14.30 7.50 и 16.20 8.10 и 15.45

Ноябрь I I » 8.25 и 15.10 8.50 и 14.15 7.35 и 16.5 8.25 и 15.30

II » » 8.55 и 14.50 9.25 и 14 7.45 и 16 8.35 и 15.15

III » » 9.25 и 14.25 9.55 и 13.45 8 и 15.55 9 и 14.55

Декабрь I » > 9.40 и 14 10 и 13.35 8. 5 и 15.50 9.30 и 14.30

II » > 10.10 и 13.55 10.25 и 13.30 8.25 и 15.40 9.45 и 14.20

III > » Весь день Весь день Весь день Весь день

ным дополнением искусственного к недостаточному естественному свету при обеспечении высоких требований к качеству освещения и спектральному составу света в помещении. Однако до сих пор проблема применения совмещенного освещения для учебных помещений школьных зданий не получила должного гигиенического обоснования, что требует в ближайшее время проведения специальных экспериментальных исследований и научного решения.

В табл. 2 представлены данные светового календаря для детских дошкольных учреждений. Из табл. 2 видно, что от I к V светоклиматическому поясу общая продолжительность использования естественного освещения увеличивается при расчете как на 100 лк, так и на 200 лк. Однако для V пояса в летние месяцы (май — июль) с 18 ч сохраняется необходимость включения искусственного света в связи с характерными особенностями светового климата (раннее наступление сумерек).

В типовых зданиях детских дошкольных учреждений в основном применяется двустороннее освещение с торцов, при котором нормируется среднее значение КЕО и обеспечивается более равномерное освещение в групповой комнате. Поскольку в режиме дня детских дошкольных учреждений предусмотрены обязательные занятия, которые осуществляются в групповых комнатах, как правило, в зоне, расположенной вблизи окон, и эти занятия проводятся в утренние часы (с 9 до 11 ч), то время использования естественного освещения в этой зоне помещения максимально. Кроме того, в соответствии с режимом дня детских дошкольных учреждений предусматривается различная деятельность детей в течение дня, которая осуществляется в различных зонах помещения групповых комнат, поэтому при наступлении критической наружной освещенности должны одновременно включаться все светильники искусственного света.

Приведенные данные по световому климату и световой календарь для общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений имеют большое практическое значение для улучшения условий освещения в детских учреждениях.

Поступила 13/1X 1976 р.

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE TIME OF USE OF NATURAL LIGHTING IN CHILDREN'S PRESCHOOL INSTITUTIONS AND SECONDARY SCHOOLS

M. A. Sharova, V. I. Belyavskaya, N. P. Nikolaevskaya

On the basis of new data on the light climate of various regions of the country and the standard indices of natural lighting the authors determined by means of calculation the length of use of natural lighting and drew up a light calendar, fixing the time of turning on the artificial lighting in the group rooms of children's preschool institutions and in class-rooms of secondary schools.

УДК 378.661

Проф. H. Ю. Тарасенко, проф. В. Н. Кардашенко, А. И. Киколов,

Э. Э. Саркисянц

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ПУТИ ИХ УЛУЧШЕНИЯ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова; Научно-исследовательский институт проблем высшей школы, Москва

Состоянию здоровья студенчества в нашей стране уделяется большое внимание. Отдельные вопросы этой проблемы решаются в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова, Киевском медицинском институте, Шауляйском педагогическом институте и др.; начаты исследования во вновь организованном Институте проблем высшей школы Министерства высшего и среднего специального образования. Вышли в свет моногра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.