студентов на фоне выраженного нервно-эмоционального напряження. В период реституции полного восстановления функций не наблюдалось, хотя тенденция к этому (за исключением КЧСМ) имелась.
При применении функциональной музыки признаки нервно-эмоцйонального напряжения, по данным состояния сердечно-сосудистой системы, были значительно менее выраженными и за время отдыха практически полностью исчезали. Показатели функционального состояния ЦНС также изменялись в меньшей степени, что говорило о более'высоком уровне функционирования корковых структур, и полностью восстанавливались за время отдыха.
Результаты анкетного опроса подтверждают объективные данные о положительном влиянии функциональной музыки как во время экзамена, так и в период отдыха.
Выводы. 1. В день экзамена у студентов имелось выраженное нервно-эмоциональное напряжение, усиливающееся по мере приближения срока экзамена и достигающее максимума в момент ответа экзаменатору.
2. После сдачи экзамена развивалось заметное утомление на фоне нервно-эмоционального напряжения.
3. При контрольном режиме в период реституции показатели функционального состояния организма полностью не восстанавливались.
4. Применение в день экзамена специально составленных программ функциональной музыки позволило в значительной степени снизить нервно-эмоциональное напряжение студентов, предупредить утомление и сократить период нормализации состояния организма после экзамена.
Литература. Рашман С. М. Изменение функционального состояния организма студентов под влиянием различных видов учебной нагрузки. (К обоснованию
Физиологических критериев умственного напряжения.) втореф. дис. канд. Киев, 1970. Савицкий И. В., Гончарук Г. А., Загайский С. И. — В кн.: Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974, с. 169—170. Селиванов А. П., Агарков В. И., Томачинская Л. П. — Гиг. и сан.,. 1977, с. 39—42.
Поступила 20.03.81
Summary. It has been established that specially selected programmes of functional music played on the day of the examination make it possible to considerably reduce the nervous and emotional strain in the students, prevent the onset of fatigue and speed up relaxation after the examination.
УДК 371.71:613.867
В. И. Агарков, А. П. Селиванов
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ИНТЕНСИВНОЙ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ
Донецкий медицинский институт
Успешное освоение математической информации во многом -зависит от уровня развития высших психических функций детей, а также прочности навыков и умения решать задачи и примеры. Поэтому выполнение математических заданий, особенно сложных, состоящих из нескольких задач и примеров различной трудности, представляет собой интенсивный умственный процесс, неравномерно протекающий во времени и способный затягиваться на продолжительный период. В такой ситуации гигиенически рациональный режим умственной работы является одной из первоочередных и кардинальных мер предупреждения чрезмерного функционального напряжения, преждевременного утомления и последующего переутомления учащихся.
Нашей задачей являлось изучение динамики функций организма школьников младшего возраста при активном решении математических примеров и задач с целью разработки гигиенически рационального режима работы в условиях интенсивной умственной деятельности.
Исследования проведены у 30 учащихся 2-го и 3-го классов. Функциональное состояние организма оценивали по латентному периоду зрительно-
моторной реакции (ЗМР) из 40 показателей реакции на красный свет, частоте пульса (ЧП), АД, порогу возбудимости зрительного анализатора (ПВЗА) через эффект фосферы и температуре кожи щеки (ТКЩ). Последний показатель свидетельствовал об уровне нервно-психического напряжения.
При выполнении учебных заданий по математике, состоящих из примеров и задач или примеров различной трудности (на 1—2 и 4—6 действий), отмечалось существенное нервно-психическое напряжение организма школьников: повышалась температура кожи лица, учащался пульс, а несколько позже увеличивалось диастолическое АД. Особенно значительно возрастала ЧП, которая удерживалась в течение первых 10 мин работы на уровне 100—110 в минуту. Такое изменение вегетативных функций организма наблюдалось на фоне благоприятного состояния ЦНС, о чем свидетельствовало отсутствие заметных сдвигов со стороны таких показателей, как латентный период ЗМР и ПВЗА. Подобная динамика развития функций имелась только на протяжении первых 10 мин умственной работы. В дальнейшем вегетативные изменения в организме нарастали параллельно ухуд-
2»
— 3S —
Таблица 1
Динамика функциональных изменений в организме школьников при выполнении математических заданий
Показатель Исходные данные Время выполнения задания, мни
10 20 30
ЗМР, мс 227,4 ±2,0 221,3±1,8 242,6±2,0 248,5±2,1
Р <0,05 <0,001 <0,001
АД, мм рт. ст.:
систолическое 102,5±1,8 100,3±1,6 94,3±2,0 90,2±2,0
Р — <0,01 <0,001
диастолическое 52,4±1,8 54,2±1,7 59,8±2,0 62,4±2,3
Р — <0,02 <0,01
ПВЗА, В 2,5±0,1 2,6±0,1 3,0±0,1 3,5±0,2
Р — • <0,01 <0,001
ЧП, в минуту 88,1 ±2,0 104,3±3,0 96,1 ±2,0 92,1 ±2,1
Р <0,001 <0,01 —
Р, — <0,05 <0,01
ТКЩ, °с 27,5±0,1 28,2±0,1 28,7±0,2 28.6±0,2
Р <0,001 <0,001 <0,001
Примечание. Р— достоверность различий с исходными данными, Р, — достоверность различий с 10-й минутой.
шению состояния ЦНС (увеличивался латентный период ЗМР и повышался ПВЗА), что служило доказательством у учащихся умственного утомления. Развитие центрально-нервного утомления у школьников сказывалось и на характере вегетативных изменений в организме. Так, пульс несколько угнетался, систолическое АД снижалось на основе повышенного диастолического, температурная реакция организма стабилизировалась. В отдельных случаях вместе с систолическим АД снижалось и диастолическое, а также падала температура кожи лица, однако подобные изменения чаще всего отмечались после продолжительной или малоактивной умственной работы, при которой наблюдалась слабая температурная реакция организма, незначительно учащался пульс и почти не возрастало диастолическое АД.
В динамике времени (табл. 1) заметное ухудшение функций организма, указывающее на утомление детей, регистрировалось после 20 мин напряженной умственной работы, а по истечении 30 мин эти процессы становились выраженными.
Если после 20 мин работы учащимся предоставляется 10-минутный физически активный отдых на свежем воздухе, то функции практически восста-
навливаются до исходного уровня; при повторной работе функциональные сдвиги в конце второго 20-минутного периода значительнее. Более прочное восстановление функций ЦНС наступало после такого же по организации, но 15-минутного отдыха. Об этом говорило то, что в ходе второго 20-минутного периода работы не менялась (по сравнению с первым) динамика функций ЦНС и отсутствовали различия между конечными функциональными сдвигами. Оптимальность для детей 15-минутного отдыха более заметна при режиме с 30-минутными периодами работы. При такой длительности умственной работы 10-минутный отдых не восстанавливал полностью функции ЦНС, особенно после вторых 30 мин работы, тогда как 15-минутный отдых достаточно хорошо восстанавливал ЦНС детей и при работе такой продолжительности. При более длительной умственной нагрузке требовался и больший отдых. Так, после 40 мин напряженной умственной деятельности функций ЦНС учащихся нормализовались только после 20— 25 мин отдыха, причем достаточный восстановительный эффект функций ЦНС отмечался только тогда, когда дети отдыхали на свежем воздухе и активно. Отдых в помещении, физически пассив-
Таблица 2
Динамика функций ЦНС школьников при различных режимах умственной работы
Показатель Исходные данные Режим I Режнм 11
после первых 20 мин работы после отдыха после вторых 20 мин работы после первых 30 мин работы после отдыха после вторых 30 мин работы
10 мин • 15 мни 1 0 мни 15 мин
ЗМР. мс Р . ПВЗА. В Р 227.4 ±2,0 2,5 ±0.1 242,6 ± 2,0 <0,001 3.0±0,1 <0.01 229,3±1,8 2,5 ±0,2 225,2 ±2,0 2, 4 ± 0,1 248,3 ± 2,1 248,3 ±2,4 <0. 001 3,5 ± 0, 2 <0.001 236,5±2,0 <0.01 3.0±0.2 <0.05 228.8±1.9 2.6±0.1 263. 8 ± 2. 1
241 .2 ±1 ,9 3. 3 ± О*. 2 248.3 ±1.9 • 3.9 ± 0.2
2.9 ±0.2 3.4 ±0,1
Примечание. В числителе — показатели при режиме с I 0-минутнмм отдыхом, в знаменателе — с 15 -минутным.
ный или малоактивный в течение 10—15 мин после 20—30 мин интенсивной умственной работы, не дает полного восстановления функций ЦНС детей и последующая работа ухудшает ее состояние (табл. 2).
Таким образом, выполнение учебных заданий по математике, связанных с активным решением примеров и задач, вызывает существенное напряжение функций организма и приводит к быстрому умственному утомлению детей. Оптимальные периоды работы — 20 мин с 10- или лучше 15-минутным отдыхом. Допустима непрерывная работа и на протяжении 30 мин при условии обязательного
дальнейшего отдыха не менее 15 мин. Функции ЦНС учащихся после интенсивной умственной работы хорошо восстанавливаются только в условиях физически активного отдыха на свежем воздухе. Малоактивный отдых в помещении (даже если он необходимой длительности) оказывает слабое нормализующее действие на функции ЦНС.
Поступила 17.03.81
Summary. 20-30 minutes of intensive intellectual activity followed by 10 or 15 minutes of active rest in the open air were found to be the optimal periods of work for younger schoolchildren. Low-activity rest indoors does not ensure a sufficiently normalizing effect on the CNS functions.
УДК 371.71
Н. М. Молчанова, И. Б. Топоркова
РЕЖИМ ДНЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА школы полного дня
Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена
Разработка научно обоснованного режима в школах и группах продленного дня является важной проблемой дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебных учреждениях данного типа. Целью нашей работы являлось создание научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию режима дня учащихся младших классов школы полного дня.
В ранее проведенном в 1-м классе школы № 345 Ленинграда исследовании (Н. М. Молчанова и И. Б. Топоркова) опробован экспериментальный режим, который оказался более рациональным По
сравнению с типовым, принятым в данной школе. В частности он обеспечивал лучшую работоспособность учащихся во все режимные моменты, взятые под контроль. В 1978/79 учебном году во 2-м классе этой же школы был экспериментально проверен и опытный режим. Его основное отличие от экспериментального заключалось в уменьшении динамической паузы до 1 ч 10 мин. Кроме того, в соответствии с циркулярным письмом Министерства просвещения РСФСР от 19/1У 1978 г. в режим дня до учебных занятий была включена гимнастика. Наблюдения проводили при двух вариантах ре-
Варианты режима дня учащихся 2-го класса
Таблица 1
Первый вариант Второй вариант*
время элемент режима время - элемент режима
8 ч 00 мин 8 ч 50 пин* Прием детей в игровой комнате 8 ч 00 мин 8 « 50 мин Прием детей
9 ч 00 мин — 9 ч 45 мин 1-й урок 8 ч 50 МИН — 9 ч 55 чин* Гимнастика до уроков
9 ч 45 мин — 9 ч 55 мин 1-я перемена (завтрак) 9 ч 00 мин — 9 щ 45 мин 1-й урок
9 ч §5 мин — 10 ч 40 мин 2-й урок 9 ч 45 мин — 9 ч 55 мин 1-я перемена
10 ч 40 мин — 11 ч 00 мин 2-я перемена 9 ч 55 мин — 10 ч 40 мин 2-й урок
11 ч 00 мин — II ч 45 мин» 3-й урок 10 ч 40 мин — И ч 00 мин 2-я перемена (завтрак)
11 ч 45 мин — 12 ч 30 мин 3-я перемена (обед) 11 ч 00 мин — И ч 45 мин* 3-й урок
12 ч 30 мин — 13 ч 45 мин Динамическая пауза, сон для 11 ч 45 мин — 12 ч 05 мин 3-я перемена
ослабленных детей 12 ч 05 мин — 12 ч 50 мин* 4-й урок
13 ч 45 мин — 13 ч 55 мин* 4-я перемена 12 ч 50 мин — 13 ч 00 мин 4-я перемена (обед)
13 ч 55 мин — 14 ч 40 мин 4-й урок 13 ч 00 мин — 13 ч 30 мин
14 ч 40 мин — 14 ч 50 мин* 5-я перемена 13 ч 30 мин — 14 ч 50 мин Динамическая пауза, сои для ослабленных детей
14 ч 50 мин — 15 ч 50 мин* Самоподготовка
15 ч 50 мин — 16 ч 00 мин 6-я перемена 14 ч 50 мни — 15 ч 00 мин* 5-я перемена
16 ч 00 мин — 16 ч 20 мин Полдник 15 ч 00 мин — 16 ч 00 мин* Самоподготовка
16 ч 20 мин — 17 ч 00 мин Воспитательная работа 16 ч 00 мин — 16 ч 20 мин 6-я перемена
17 ч 00 мин — 18 ч 00 мин Прогулка Полдник
'18 ч 00 мин — 19 ч 00 мин Игры в помещении, уход домой 16 ч 20 мин — 17 ч 00 ишн Развивающая деятельность
17 ч 00 мин — 18 ч 00 мин Прогулка
18 ч 00 мин 19 ч 00 ыин Игры в помещении, уход домой
Примечание. Звездочка — время исследования умственной работоспособности; динамическая пауза — подвижные игры на открытом воздухе.