Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ'

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — А.А. Калашников, В.С. Сауткин, Л.В. Косова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It has been established that specially selected programmes of functional music played on the day of the examination make it possible to considerably reduce the nervous and emotional strain in the students, prevent the onset of fatigue and speed up relaxation after the examination.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ»

Таблица 4

Сопоставление величин ЫшсЬ и недействующих концентраций с СЕ™0,п ■ СЕ°0 при хроническом ингаляционном воздействии БМК по влиянию на морфологическое ■ функциональное состояние половой Х-хромосомы

Показатель « Величина, установленная традиционным способом. мг/ыл Величина, рассчитанная по методике вероятностной оценки, мг/и'

Llrach недействующая концентрация се50 се50

Количество полового хроматина в клеточных яд-

рах:

эпителия легочной ткани 1.2 0,5 0,19 0,095

(0,13—0,26) (0,07—0,13)

эпителия матки ч 1,2 0,5 0,57 0,29

(0,41—0,80) (0,21-0,41)

Активность Г-6-ФДГ:

в эпителии легочной ткани 1.2 0,5 0,77 0,45

(0,59—1.00) (0,34—0,59)

н эпителии матки 5,0 1.2 2.14 1,05

(1,40—2,86) (0,68—t ,40)

установленные традиционным способом и с помощью метода вероятностной оценки различаются незначительно. Однако следует отметить, что величина 0,1 мг/м3 установлена на глаз, а показатель 0,07 мг/м3 имеет вероятностный смысл.

Выводы. Фунгицид БМК, оказывая выраженное влияние на морфологическое и функциональное состояние половой Х-хромосомы органов и тканей белых крыс как при однократном, так и при хроническом ингаляционном воздействии, однако специфичность этого действия проявляется только в последнем случае.

2. Применение метода вероятностной оценки при учете специфического действия БМК на. процесс спирализации половой Х-хромосомы в градированной форме позволило более точно установить его пороговые и недействующие концентрации, а также ПДК, которая при незначительной разнице с традиционной имеет вероятностный смысл.

Лит ер а т у р а. Демк Ы О. Т., Ртецький Р. Т., Фе-

дик Я. Д. — Укр. ботан. ж., 1971, № 3, с. 309. Крестинская Т. В., Манусова Н. Б. — Цитология, 1969,

№ 1, с. 126. Пирс Э. Гистохимия. М., 1962.

Штабский Б. М., Красовский Г. НКудрина В. Н

и др. — Гиг. и сан., 1979, № 9, с. 41—45. Эфроимсон В. П. Введение в медицинскую генетику. М., 1968.

Вагг М. L„ Bertram Е. G. —¡, Nature, 1949, v. 163, p. 676.

Поступила 10.04.81

Summary. The effect of carbamine fungicide me-thyl-N(2-benzimidosolylcarbamate) (BMC) on the process of spirilization of sex X-chromosome after a single intragastric, and multiple inhalation administration to white random bred female rats has been studied. The morphological state of the sex X-chromosome in the cell nuclei of organs and tissues was evaluated by the changes in the number of nuclei with sex chromatine, and the function of the sex X-chromosome by the activity of its marker enzyme, glucoso-6-phosphate dehydrogenase. Threshold and no-effect concentrations were determined by the conventional technique, as well as by the probability evaluation method. BMC was found to produce a pronounced effect on the morphological and functional state of the sex X-chromosome after botha single and many-time inhalation exposure, but the specificity of this effect is manifested only after chronic exposure. The use of the probability evaluation method permitted a more accurate determination of the threshold and no-effect concentrations for the specific effect of BMC, as well as its MAC determination (0.07 mg/m3), which, being somewhat different from the MAC established by the conventional method (0,1 mg/m3), takes on a probability significance.

УДК 613.863-.371.711-057.875

A.A. Калашников, В. С. Сауткин, Л. В. Косова

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Выраженное нервно-эмоциональное напряжение, возникающее у студентов во время экзаменов, вызывает неблагоприятные функциональные изменения многих систем организма и препятствует проявлению в полной мере знания предмета (И. В. Савицкий и соавт.; С. М. Рашман; А. П. Се-

ливанов и соавт., и др.). Принимая во внимание сложность прогнозирования динамической ситуации экзамена, можно с большой вероятностью предположить, что эмоциональные конфликты, обусловленные этим моментом учебного процесса, всегда будут существовать.

В связи с этим для борьбы с подобным состоянием, по нашему мнению, важны не только меры, направленные на устранение самой причины нервно-эмоционального напряжения (замена безбилетной системы опросом по билетам, предварительная проработка экзаменационных задач и др.). но и средства, позволяющие снизить отрицательные проявления его влияния на организм.

В своем исследовании мы поставили задачу изучить бозможность применения специально составленных программ функциональной музыки с целью профилактики чрезмерного нервно-эмоционального напряжения во время экзаменов.

Нами обследована группа студентов-мужчин V курса медицинского института во время 3-дневной подготовки к экзамену и в период экзамена по гигиене труда по 2 режимам: контрольному (12 человек) и с применением функциональной музыки (13 человек). Изучали функцию сердечно-сосудистой системы по частоте сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое АД, функцию ЦНС по скорости простой зрительно-моторной реакции (ЗМР), критическую частоту слияния световых мельканий (КЧСМ) и скорость переработки зрительной информации (СПЗИ).

ЧСС определяли с помощью радиотелеметрического комплекса РЭК-1 за 30, 20 и 10 мин до экзамена, перед входом в экзаменационную комнату, в момент получения экзаменационной задачи, в период обдумывания ответа, во время ответа, после экзамена и в восстановительный период (дважды на протяжении 30 мин). АД и показатели состояния ЦНС измеряли через 10 мин после прихода на кафедру, перед входом в экзаменационную комнату, после экзамена и в восстановительный период.

Кроме физиологических исследований, проводили анкетный опрос с целью выяснения субъективного отношения исследуемых и остальных экзаменующихся к применению функциональной музыки.

График трансляции стереофонических музыкальных программ был следующим: пять 20-минутных передач усп.окаивающей музыки с 20-минутными паузами между ними и 20 мин музыки отдыха после окончания экзамена. Она звучала в учебной комнате и холле кафедры, где студенты ожидали входа в экзаменационную комнату. Были подобраны инструментальные и оркестровые

пьесы в исполнении лучших советских и зарубежных инструментальных ансамблей и оркестров. Для успокоения применяли имеющие ровный темп мягкие и мелодичные танцевальные и народные мотивы, для отдыха — бодрые и четкие ритмичные эстрадные мелодии. Уровень звукового давления транслируемой музыки находился в пределах 45— 50 дБ А.

Как показали результаты, полученные- в день экзамена при контрольном режиме, ЧСС на протяжении получаса между началом наблюдений и входом в экзаменационную комнату увеличилась с 89± 1,4 до 106±2,1 в минуту (Я<0,005). В момент получения контрольной задачи она составляла 125±2,1 в минуту, при обдумывании ответа снижалась до 116±2,0 в минуту (/><0,05) и вновь возрастала до 129±1,2 (/><0,01), а у отдельных испытуемых до 136—148 в минуту во время ответа экзаменатору. После экзамена ЧСС находилась на уровне 96± 1,8 в минуту, а в период отдыха стабилизировалась на уровне 86±1,3 в минуту. Исходное систолическое АД равнялось 127±1,4 мм рт. ст. и до окончания экзамена практически не изменялось. В период реституции оно неуклонно снижалось и к концу его было на 7 мм рт. ст. ниже исходного (Р<0,05). Динамика диастолнческого АД оказалась несколько иной: к моменту входа в экзаменационную комнату оно имело тенденцию к некоторому повышению и в дальнейшем, включая и период отдыха, не изменялось. Показатели функционального состояния ЦНС (см. таблицу) свидетельствовали о том, что в день экзамена скорость ЗМР до входа в экзаменационную комнату оставалась без изменений. После экзамена латентный период ЗМР увеличился на 22 мс (Р<0,05), за время отдыха несколько сократился, однако все же превышал исходный на 15 мс (Я<0,05).

По показателям КЧСМ, лабильность зрительного анализатора к моменту начала экзамена была на 1 Гц (Р<0,01) выше исходного уровня, а после его окончания снизилась на 2 Гц (Р<0,01) и оставалась без изменений до конца периода отдыха.

СПЗИ до входа в экзаменационную комнату имела тенденцию к увеличению, однако после экзамена была на 1,4 бит/с (Рс0,05) меньше, чем при первом измерении. В период отдыха намечалась тенденция к ее восстановлению, однако к 30-й минуте отдыха она все же не достигла исходной.

При применении специально составленных му-

Показатели функционального состояния ЦНС у студентов в день экзамена при различных режимах (М±т)

Контрольный режим Режим с функциональной музыкой

Время исследования ЗМР. мс КЧСМ. Гц СПЗИ. бит/е ЗМР, вс КЧСМ, Гц СПЗИ. бит/«

В период подготовки к экзаменам Перед началом экзамена Пекле экзамена Через 30 мин отдыха 268,0±1,1 268,0±1,1 290,0±1,0 283,0±1,2 8883 о о о о н-н-н-н- — о о о 8,9±0,2 9,1 ±0,1 7,5±0,3 8,5±0,1 260,4 ±2,0 253,1 ±2,1 256,4±2,6 248,6±2,5 33,0±0,1 32,8±0,2 31,4±0,2 31,8±0,2 8,8±0,1 9,4±0,3 8,4±0.3 8.9±0,2

2 Гигиена н санитария ."Л 2

— 33 —

зыкальных программ в величине и динамике изучаемых показателей наблюдались заметные различия с контролем.

До входа в экзаменационную комнату ЧСС во все моменты измерения была несколько меньшей, однако отличия от контрольного режима были недостоверны. Во время пребывания в экзаменационной комнате перед получением задачи ЧСС составляла 95±4,1 в минуту (в контроле 116±2,0 в минуту), при ответе экзаменатору — в среднем 97±4,4 в минуту (в контроле 129±1,2 в минуту). После сдачи экзамена ЧСС находилась на уровне 95±3,1 в минуту, а в период восстановления снижалась практически до исходной.

Со стороны систолического АД прослеживалась склонность к повышению, особенно заметная после сдачи экзамена, однако достоверных различий по сравнению с исходным уровнем не наблюдалось. Вместе с тем к 15-й минуте отдыха оно было на 6 мм рт. ст. ниже, чем до экзамена (Р<0,05), и оставалось таким до окончания периода отдыха. Диастолическое АД также имело тенденцию к повышению с максимумом после сдачи экзамена и практически восстанавливалось до исходного уже к 15-й минуте отдыха. В контрольном режиме диастолиЧеское давление имело тенденцию к повышению перед входом в экзаменационную комнату и в дальнейшем оставалось без изменений.

Показатели состояния ЦНС также имели отличия от имевшихся при контрольном режиме. В день экзамена латентный период ЗМР до момента входа в экзаменационную комнату имел заметную тенденцию к уменьшению. Ситуация ответа на экзамене не оказывала существенного' влияния на скорость ЗМР, а во время отдыха направленность к уменьшению латентного периода реакции еще более усиливалась. При контрольном режиме скрытый период ЗМР в динамике дня заметно возрастал и к концу отдыха не восстанавливался. Со стороны КЧСМ в направленности изменений существенных отличий от таковых при контрольном режиме не наблюдалось, однако отсутствовала фаза повышения лабильности в момент перед входом в экзаме-. национную комнату. В период реституции КЧСМ имела тенденцию к восстановлению, в то время как в контроле снижавшаяся после экзамена лабильность в дальнейшем не изменялась. СПЗИ до вы- , хода из экзаменационной комнаты по направленности изменений была такой же, как при контрольном режиме, однако после экзамена снижалась значительно меньше. В период отдыха СПЗИ полностью восстановилась до исходной.

Результаты анкетного опроса также свидетельствовали о том, что трансляция функциональной музыки благоприятно сказывается на субъективном состоянии студентов.

Положительно оценили влияние музыки перед сдачей экзамена 73 из 189 опрошенных, отрицательно — 15,8, не ощутили ее влияния в этот период 95%, 1,7% студентов не дали ответа. Среди положительных ответов преобладали следующие:

музыка создает спокойный эмоциональный фон, снимает нервное напряжение и повышает настроение, устраняет излишнее волнение, успокаивает и настраивает на рабочий лад, вселяет надежду на благоприятный исход экзамена, придает торжественность предстоящему экзамену.

Прослушивание музыкальных передач после экзамена положительно восприняли 95,2% опрошенных, равнодушно — 1,1%, не ответили 3,7%, отрицательной же оценки не было. Характерными ответами при положительной оценке влияния функциональной музыки были следующие: музыка снимает усталость, напряжение и ускоряет отдых, создает уверенность в благополучном исходе следующего экзамена, тонизирует, создает ощущение отдыха в домашней обстановке, освобождает от чувства напряжения и вызывает положительные эмоции, устраняет отрицательные моменты, сложившиеся во время экзамена и др.

Анализируя полученные результаты, мы вправе утверждать, что при контрольных исследованиях в день экзамена у испытуемых наблюдалось в значительной степени выраженное нервно-эмо-циональное напряжение, о чем свидетельствовали ЧСС и АД, стабильно превышающие во все моменты измерения среднеарифметические показатели в дни подготовки (соответственно 80±1,4 в минуту и 118/77±1,2 мм рт. ст.), причем признаки нервно-эмоционального напряжения имелись задолго до экзамена и возрастали по мере уменьшения оставшегося до него времени. Максимальная степень нервно-эмоционального напряжения отмечалась во время пребывания в экзаменационной комнате, приближаясь у отдельных испытуемых к стрессовому состоянию в момент ответа экзаменатору (пульс до 148 в минуту). Функциональные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, обусловленные предшествующим нервно-эмоциональным напряжением, не снимались и последующим положительным эмоциогенным раздражителем, в качестве которого выступало получение положительной оценки на экзамене (все обследованные экзамен сдали) — диастолическое АД не снижалось и в период восстановления, достоверно превышая средние показатели, имевшие-, ся в дни подготовки.

Кроме того, при анализе состояния сердечнососудистой системы обращает на себя внимание диссонанс в изменении АД в период реституции: устойчиво удерживающееся на более высоком по сравнению с днями подготовки диастолическое АД в сочетании с постоянно снижающимся систолическим. Данный характер изменения указанных показателей свидетельствует, на наш взгляд, о неснижающейся нагрузке на сердечную мышцу, хотя ЧСС и приблизилась к имевшейся в период подготовки к экзамену.

После экзамена значительно снизились и показатели состояния ЦНС: замедлились ответы на условный раздражитель, уменьшились КЧСМ и СПИ, что отражало наличие утомления, развившегося у

студентов на фоне выраженного нервно-эмоционального напряження. В период реституции полного восстановления функций не наблюдалось, хотя тенденция к этому (за исключением КЧСМ) имелась.

При применении функциональной музыки признаки нервно-эмоционального напряжения, по данным состояния сердечно-сосудистой системы, были значительно менее выраженными и за время отдыха практически полностью исчезали. Показатели функционального состояния ЦНС также изменялись в меньшей степени, что говорило о более'высоком уровне функционирования корковых структур, и полностью восстанавливались за время отдыха.

Результаты анкетного опроса подтверждают объективные данные о положительном влиянии функциональной музыки как во время экзамена, так и в период отдыха.

Выводы. 1. В день экзамена у студентов имелось выраженное нервно-эмоциональное напряжение, усиливающееся по мере приближения срока экзамена и достигающее максимума в момент ответа экзаменатору.

2. После сдачи экзамена развивалось заметное утомление на фоне нервно-эмоционального напряжения.

3. При контрольном режиме в период реституции показатели функционального состояния организма полностью не восстанавливались.

4. Применение в день экзамена специально составленных программ функциональной музыки позволило в значительной степени снизить нервно-эмоциональное напряжение студентов, предупредить утомление и сократить период нормализации состояния организма после экзамена.

Литература. Рашман С. М. Изменение функционального состояния организма студентов под влиянием различных видов учебной нагрузки. (К обоснованию

Физиологических критериев умственного напряжения.) втореф. дне. канд. Киев, 1970. Савицкий И. В., Гончарук Г. А., Загайский С. И. — В кн.: Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974, с. 169—170. Селиванов А. П., Агарков В. И., Томачинская Л. П. — Гиг. и сан.,. 1977, с. 39—42.

Поступила 20.03.81

Summary. It has been established that specially selected programmes of functional music played on the day of the examination make it possible to considerably reduce the nervous and emotional strain in the students, prevent the onset of fatigue and speed up relaxation after the examination.

УДК 371.71:613.867

В. И. Агарков, А. П. Селиванов

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ИНТЕНСИВНОЙ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

Донецкий медицинский институт

Успешное освоение математической информации во многом -зависит от уровня развития высших психических функций детей, а также прочности навыков и умения решать задачи и примеры. Поэтому выполнение математических заданий, особенно сложных, состоящих из нескольких задач и примеров различной трудности, представляет собой интенсивный умственный процесс, неравномерно протекающий во времени и способный затягиваться на продолжительный период. В такой ситуации гигиенически рациональный режим умственной работы является одной из первоочередных и кардинальных мер предупреждения чрезмерного функционального напряжения, преждевременного утомления и последующего переутомления учащихся.

Нашей задачей являлось изучение динамики функций организма школьников младшего возраста при активном решении математических примеров и задач с целью разработки гигиенически рационального режима работы в условиях интенсивной умственной деятельности.

Исследования проведены у 30 учащихся 2-го и 3-го классов. Функциональное состояние организма оценивали по латентному периоду зрительно-

моторной реакции (ЗМР) из 40 показателей реакции на красный свет, частоте пульса (ЧП), АД, порогу возбудимости зрительного анализатора (ПВЗА) через эффект фосферы и температуре кожи щеки (ТКЩ). Последний показатель свидетельствовал об уровне нервно-психического напряжения.

При выполнении учебных заданий по математике, состоящих из примеров и задач или примеров различной трудности (на 1—2 и 4—6 действий), отмечалось существенное нервно-психическое напряжение организма школьников: повышалась температура кожи лица, учащался пульс, а несколько позже увеличивалось диастолическое АД. Особенно значительно возрастала ЧП, которая удерживалась в течение первых 10 мин работы на уровне 100—110 в минуту. Такое изменение вегетативных функций организма наблюдалось на фоне благоприятного состояния ЦНС, о чем свидетельствовало отсутствие заметных сдвигов со стороны таких показателей, как латентный период ЗМР и ПВЗА. Подобная динамика развития функций имелась только на протяжении первых 10 мин умственной работы. В дальнейшем вегетативные изменения в организме нарастали параллельно ухуд-

— Я5 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.