тей ясельного и дошкольного возраста и быть использованы для дифференцированного подхода к вопросам подготовки ребенка к школе (имеется в виду создание рациональной системы воспитательных мероприятий с учетом отклонений в нервно-психическом и физическом развитии).
ЛИТЕРАТУРА. Апостол Л. П. — В кн.: Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975, с. 88—89. — Криворуч-к о Т. С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинев, 1976, с. 96.
Поступила 22/11 1977 г.
DEPENDENCE OF THE BODY STATE OF 7-YEAR OLD CHILDREN ON THE CONDITIONS OF BRINGING UP AND PHYSICAL DEVELOPMENT IN THE FIRST YEAR OF THEIR LIFE
L. P. Apostol
On the basis of an individualizing method of observing of 224 children (113 boys and 111 girls) in the first year of their life, and later at the age of seven years the author determined by means of a correlation and factor analysis the extent of dependence of the physical state of seven-year old children on the conditions of the microsccial media and the physical development of these children in their first year of life. The data obtained are of theoretical importance, they give a definite idea of the special plasticity of the preschool age child's body and, besides, they are practically useful for drawing up a plan of individual improvement of health of nursery and preschool age children and may serve as a basis for differential preparation of children for school.
УДК 612.821 + 613.865]:378.I46
Проф. А. П. Селиванов, кандидаты мед. наук В. И. Агарков и Л. П. То-мачинская
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СДВИГОВ У СТУДЕНТОВ
В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ
Медицинский институт им. А. М. Горького, Донецк
Целью настоящего исследования было изучение функционального состояния и умственной работоспособности студентов, адаптированных к экзаменационному процессу и имевших минимальное количество экзаменов в экзаменационном цикле.
Эксперимент охватывал весь экзаменационный цикл, состоящий из трех экзаменов, и был поставлен на студентах-медиках VI курса в период зимней сессии. Показатели регистрировали в течение всех дней подготовки. В одной группе (12 человек) это делали 2 раза в день (в 8 и 19 ч), а в другой (10 человек) — 4 раза в день (в 7—8, 12—13, 17—18 ч и в конце дня подготовки). В день экзамена исследования проводили в момент прихода студентов на кафедру, в период вызова на экзамен, в процессе экзамена и непосредственно по окончании его, а также по истечении 1—lVg, 2V2—3 и 5—6 ч после сдачи экзамена. В ходе эксперимента обследовано 78 человек. Оценивали возбудимость и лабильность центральной нервной системы (с помощью электронного стимулятора ИСЭ-01), скорость рефлекторных реакций на свет и звук, умственную работоспособность (по таблицам Анфимова), пульс и артериальное давление (общепринятым методом), температуру тела, кожи лба, щеки и кисти (по данным электротермометра ТЭМП-1). Кроме этого, проводились хронометражные исследования с целью изучения режима рабочего дня, объема, интенсивности и динамики умственной работы студентов.
Исследования показали, что при подготовке к экзаменам умственная работа студентов занимает 8—14 ч в день. За это время они осваивают 80—120 страниц учебного текста. В 25—30% случаев умственная нагрузка относительно равномерно распределяется по дням подготовки, в 35—40% случаев растет к предпоследнему дню с заметным снижением в предэкзаме-
национный день и в 30—40% случаев медленно повышается от первого к предпоследнему дню с резким подъемом в последний день подготовки.
В физиологическом отношении весь экзаменационный цикл разделяется для студентов на три периода: благоприятное состояние функции организма, нарастание утомления и выраженное утомление. Каждый период в определенной мере совпадает во времени с аналогичным по порядку отрезком экзаменационной сессии — с подготовкой и сдачей первого, второго и третьего экзаменов. Для 1-го периода характерна тенденция к ухудшению функций центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также умственной работоспособности к концу каждого дня (к 20 ч) и к последнему дню подготовки (5-й день). К утру функции полностью восстанавливаются. Во 2-м периоде (подготовка ко второму экзамену) уже к окончанию 1-го дня работы у исследуемых регистрируются достоверные функциональные сдвиги со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем, свидетельствующие о развитии утомления. К концу 2-го и особенно 3, 4 и 5-го дней подготовки физиологические сдвиги нарастают: увеличивается латентный период зрительно-моторной реакции на 12,5 мс, звукомоторной — на 14,1 мс, снижается возбудимость и лабильность центральной нервной системы, падает умственная работоспособность, повышается на 6,5 мм рт. ст. минимальное артериальное давление. После 1-го и 2-го дней работы функции организма восстанавливаются к утру у всех испытуемых, а после 3, 4 и 5-го дней — у 95—97%. При подготовке студентов к третьему экзамену (3-й период) выраженное утомление у них регистрируется к концу 1-го дня. Это проявляется в увеличении латентного периода реакций на свет и звук соответственно на 20,5 и 23,1 мс, снижении возбудимости лабильности центральной нервной системы и работоспособности (уменьшение количества просмотренных знаков и увеличение количества ошибок), нарушении биорнтмальной кривой температуры кожи. После 3, 4 и 5-го дней подготовки уровень функциональных сдвигов к концу дня возрастает, а к утру функции полностью не восстанавливаются.
Существует определенная зависимость функционального состояния и умственной работоспособности студентов от последовательности предметов в расписании экзаменов. Лучшее состояние исследуемых наблюдается при следующем порядке экзаменов: трудный — легкий — относительно трудный. Однако данный вопрос еще требует более детального изучения, так как необходима разработка методики классификации экзаменационных предметов по степени их трудности.
Особым моментом в физиологическом смысле является предэкзаменационный день. К его концу (18 ч), как правило, несколько повышается максимальное (на 10,5 мм рт. ст.) и минимальное (на 7,4 мм рт. ст.) артериальное давление, учащается пульс (на 10 в минуту), обостряется рефлекторная деятельность (сокращается скрытое время реакции на свет и звук соответственно на 8,9 и 10,1 мс). К утру следующего дня указанные явления не исчезают. Данное состояние, по нашему мнению, свидетельствует о том, что нервно-эмоциональный стресс, связанный с предстоящим экзаменом, заметно проявляется уже в предэкзаменационный день. Это и приводит, по-видимому, к тому, что студенты приходят на экзамен с наличием функциональных сдвигов в организме. Так, у них (по сравнению с нормальными для них физиологическими показателями) увеличено артериальное давление: максимальное на 5—8 мм рт. ст., минимальное на 5—6 мм рт. ст., учащен на 5—12 в минуту пульс, повышена возбудимость центральной нервной системы, укорочен латентный период сенсомоторных реакций, обострена функция внимания, повышена температура кожи щеки. В течение экзамена напряжение организма возрастает. Через час пребывания студентов в сфере экзамена (предэкзаменационное ожидание плюс собственно экзамен) пульс учащается на 9—12 в минуту, максимальное артериальное давление увеличивается на 9—12 мм рт. ст., минимальное — на 9—10 мм рт. ст., температура
кожи щеки повышается на 0,4—0,8°С. Через 2 ч эти сдвиги становятся более выраженными.
Наибольшее напряжение организма студентов, по данным пульсомет-рии, регистрируется в период непосредственной сдачи экзамена. Частота пульса в момент получения экзаменационных вопросов увеличивается до 93,0±1,5 в мннуту, в период подготовки ответа на поставленные вопросы пульс несколько урежается, но при ответе экзаменатору он резко учащается до 110,04; 1,8 в минуту и удерживается на этом уровне в течение всего процесса экзаменовки (15—25 мин), причем индивидуальные колебания частоты пульса находятся в пределах 90—140 в минуту.
Функциональное состояние организма зависит от длительности предэкзаменационного ожидания. Сравнительные физиологические исследования показали, что функции центральной нервной системы студентов, ожидающих начала экзамена в течение 25—30 мин, фактически не изменяются по сравнению с исходными, а со стороны сердечно-сосудистой системы отмечаются незначительное повышение артериального давления и учащение пульса. При продолжительности предэкзаменационного ожидания 70— 80 мин у студентов начинают увеличиваться латентный период сенсомотор-ных реакций, снижаются возбудимость и лабильность, что свидетельствует о развитии торможения в центральной нервной системе. Эти нейродинами-ческие процессы еще более заметны у студентов, находящихся в состоянии предэкзаменационного ожидания 105—125 мин.
Функциональное состояние и умственная работоспособность студентов определяются также общей длительностью их пребывания в сфере экзамена (предэкзаменационное ожидание плюс подготовка экзаменационных вопросов и изложение ответа экзаменатору). Наиболее хорошее состояние организма отмечается у студентов, которые находятся в экзаменационной сфере в течение 35—50 мин. У них удерживаются на высоком уровне функции центральной нервной системы, а сдвиги в сердечно-сосудистой системе хотя и заметны (пульс учащается на 8,6 в минуту, максимальное артериальное давление повышается на 5,8 мм рт. ст., минимальное — на 4,2 мм рт. ст.), но не стойки и через 1—2х/г ч исчезают. Аналогичное состояние организма и у студентов, пребывающих в сфере экзамена в течение 60—75 мин, хотя у них уже имеется тенденция к угнетению функций центральной нервной системы к концу экзамена.
У студентов, находящихся в сфере экзамена на протяжении 95— 180 мин, к концу экзаменационного процесса развивается заметно выраженное утомление, что проявляется в увеличении латентного периода зрительно- и звукомоторной реакции на 19—24 мс, уменьшении возбудимости нервной системы и снижении умственной работоспособности (количество просмотренных по корректурной пробе знаков уменьшается, а количество ошибок на 500 просмотренных знаков возрастает).
В сердечно-сосудистой системе этих студентов также наблюдаются резкие сдвиги: учащается пульс на 15—17 в минуту, повышается систолическое и диастолическое артериальное давление соответственно на 15—18 и 11 — 13 мм рт. ст. При этом сердечно-сосудистые сдвиги удерживаются в течение 5—6 ч, а у некоторых студентов сердечно-сосудистые функции восстанавливаются только к следующему дню.
Таким образом, проведенные исследования показывают, что функциональное состояние организма студентов от экзамена к экзамену снижается, причем более выражено это (независимо от трудности экзаменационного предмета) в период подготовки к третьему экзамену. Непосредственная сдача экзамена представляет собой выраженный нервно-эмоциональный стресс. Умственная работоспособность и функциональное состояние студентов в период сдачи экзамена зависят от длительности пребывания их в состоянии предэкзаменационного ожидания и в сфере экзамена в целом.
На основании полученных результатов можно дать некоторые рекомендации с целью гигиенического нормирования экзаменационного процесса.
Так, во время подготовки к экзаменам режим дня необходимо организовать таким образом, чтобы периоды работы своевременно чередовались с периодами отдыха, а объем умственной работы уменьшался к концу дня и равномерно распределялся от первого к предпоследнему дню подготовки. В предэкзаменационный день умственную работу следует вести по облегченному режиму, в котором вторая половина дня должна полностью посвящаться отдыху.
Количество экзаменов в экзаменационном цикле и дней подготовки к экзаменам следует строго гигиенически регламентировать. При этом количество дней подготовки желательно определять с учетом степени трудности учебного предмета и его места в экзаменационном расписании. В последнем целесообразно предусматривать возможность ведения экзамена по ступенчатому принципу, когда каждая группа численностью не более 8—10 человек имеет установленное время начала экзамена. Психофизиологическая организация экзаменационного дня должна осуществляться в направлении сокращения времени предэкзаменационного ожидания студентов до 20—30 мин, общего пребывания в сфере экзамена до 50—60 мин и создания благоприятного психологического климата на экзамене. После экзамена свободное время необходимо использовать для отдыха.
Поступила 11/1 1977 г,
HYGIENIC ASSESSMENT OF PHYSIOLOGICAL SHIFTS AMONG STUDENTS AT THE TIME OF EXAMINATIONS
A. P. Selivanov, V. I. Agarkov, L. P. Tomachinskaya
The author cbmonstrated the dynamics of mental strain and the functional state of the body in students at the time of preparation for examinations, analysed the features of development and recovery of the main body functions at the time of preparation for examinations, in the course and after passing them. The special physiological features of the examination stress effect and certain causes responsible for its intensity were displayed. Hygienic recommendations on organization of the examination process are given.
УДК 613.48:658.383.4:614.7*
Кандидаты мед. наук В. Л. Щербаков и А. С. Коростин (Москва)
ОБОСНОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ СПЕЦОДЕЖДЫ РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
Загрязнения, находящиеся на спецодежде, могут представлять опасность в связи с внешним облучением тела человека (если одежда загрязнена бета- или гамма-активными веществами) и поступлением радиоактивных веществ с ее поверхности на кожные покровы и внутрь организма. Дополнительное гамма-облучение кожи и тела работающего в пределах 0,1— 1,5 мкР/с возможно лишь при относительно высоком и длительном загрязнении спецодежды радиоактивными веществами (О. С. Андреева); то же относится к бета-облучению кожи. В связи с этим при обосновании допустимого уровня (ДУ) загрязнения спецодежды руководствуются данными о попадании радиоактивных веществ с поверхности спецодежды на кожные покровы и внутрь организма работающего.
При этом существуют следующие основные пути миграции радиоактивных загрязнений: проникновение непосредственно через одежду в подкос -тюмное пространство на поверхность кожи, переход в воздух с последующим ингаляционным поступлением в организм работающего, контактный перенос при соприкосновении загрязненной спецодежды с поверхностями помещения, оборудования, рук работающего и последующем алиментарном или ингаляционном поступлении в организм (С. М. Городинский).