го занятия — 7,3%; степень влияния показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы составляет соответственно 4,8, 21,2 и 14,4%.
Полученные данные, вероятно, свидетельствуют об изменении регуляции и взаимоотношения различных функций в организме по мере увеличения сложности умственной нагрузки. Указания на значительные сдвиги деятельности сердечно-сосудистой и симпатико-адреналовой системы (принимающей непосредственное участие в регуляции сосудистого тонуса) во время экзаменов приводят Н. П. Волкова, О. В. Подольская и др.
Выводы
1. Специфика занятий по отдельным дисциплинам на старших курсах медицинского вуза не оказывает существенного влияния на работоспособность студентов.
2. Наибольшие изменения функционального состояния организма студентов отмечаются при контрольных занятиях, сдвиги на занятиях другой типологии менее значительны и в определенной мере отражают дневную периодику работоспособности.
3. Практические занятия продолжительностью 3 ч нецелесообразны во второй половине дня; наиболее рационально проводить 2-часовые занятия с перерывами между ними, что соответствует сложившемуся ранее динамическому стереотипу занятий.
4. Практические занятия на старших курсах медицинского вуза сопровождаются нерезко выраженными (в большинстве случаев) изменениями общей работоспособности и функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, что, вероятно, связано с хорошей адаптацией студентов старших курсов к учебной нагрузке.
5. Среди прочих факторов на успеваемость студентов влияет и функциональное состояние их организма.
ЛИТЕРАТУРА. Волкова Н. П. — В кн.: Физиологическая характеристика умственного и творческого труда. М., 1969, с. 32—33. — Павленко Н. М. — В кн.: Физиология труда. М., 1973, с. 277—278. — Подольская О. В. — Там же, с. 291—292. —Пономаренко Н. Н. — «Гиг. труда», 1971, № 7. с. 33—35. — Шевелев Н. А., Шевелева Э. Н. — В кн.: Материалы 4-й межвузовской научной конференции физиологов и морфологов пединститутов. Ярославль, 1970, с. 412—413.
Поступила 17/VI1975 г.
DEPENDENCE OF THE RESULTS OF STUDIES OF THE SENIOR COURSES STUDENTS OF A MEDICAL INSTITUTE ON THE FUNCTIONAL STATE OFTHEIR BODY IN DIFFERENT ORGANIZATION OF STUDIES Yu. A. Litvinova
The paper contains results of a study of the working capacity of students in the senior courses of a medical institute. The finding was that different types of practical classes, with due regard for their length and specific features, had no significant effect on the functional state of the body. The examinations were an exception as they were carried out with a psycho-emotional strain. A definite relation was found to exist between the results of studies and certain functional indices.
УДК ei2+613]-0S2.e3:378,«6!
Проф. О. П. Шепелин, Б. А. Алексеенко
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКЗАМЕНОВ СТУДЕНТОВ
Медицинский институт, Владивосток
Сделана попытка впервые подойти к физиолого-гигиеническому обоснованию организации учебного процесса студентов Владивостокского медицинского института, который за непродолжительную деятельность стал крупнейшим на Дальнем Востоке многофакультетным медицинским
вузом. Для решения поставленной задачи изучали в динамике режим дня и суммарную нагрузку студентов разных курсов и факультетов по данным анкетного опроса и хронокартам, а также исследовали в течение учебного дня и недели по отдельным периодам семестра функциональное состояние нервной и сердечно-сосудистой систем с применением комплекса методов (хронорефлексометрии, адаптометрии, корректурных тестов, топометрии и др.).
С помощью специально разработанных анкет опрошено 200ь студентов, значительная часть которых дополнительно заполняла в течение недели листы индивидуальных фотографий рабочего дня. Установлено, что многие исследуемые показатели заслуживают серьезного внимания в смысле более рационального регламентирования бюджета времени студентов для разностороннего и гармонического развития их творческих способностей. Так, у значительной части обследованных по всем факультетам длительность сна не превышает 7 ч в сутки (М,3—31,6%), что способствует развитию у них переутомления и неполному усвоению учебной программы. Это становится еще более очевидным, если учесть, что у большей части студентов (25,4% — на лечебном, 57,3% — на санитарно-гигиеническом факультете и 95,5% — на вечернем отделении лечебного факультета) длительность занятий превышает 6 ч в течение дня. Много времени (от 1 ч 30 мин до 2 ч) приходится тратить опрошенным на прием пищи в учебное время. По всем факультетам количество таких студентов варьирует от 49,6 до 52,3%, что объясняется недостаточно развитой сетью буфетов и столовых на различных базах института. Все это ограничивает возможности студентов иметь достаточное время для физического отдыха и самостоятельной подготовки к занятиям. Так, многие из них (от 31,5 до 42% по разным факультетам) не занимаются систематически физической культурой, а процент занятых в спортивных секциях колеблется от 16,8 (санитарно-гигиенический факультет) до 18,4 (лечебный факультет). Перегруженность учебными занятиями отрицательно сказывается также на общественно-полезной деятельности опрошенных.
При изучении расписания занятий выявлена большая неравномерность учебной нагрузки. В отдельные дни предусмотрены практические занятия и 2 лекции, в другие дни — 6 ч практических занятий, а иногда занятия удлиняются до 8 ч.
Для того чтобы установить влияние структуры времени и учебной нагрузки на динамику работоспособности студентов, мы использовали физиологические методы с оценкой репрезентативности данных; статистическую обработку материала производили в сравнительном аспекте — до и после практических занятий и лекций, в начале и конце недели и семестра, до и после экзаменов. Обследовано 240 студентов III—IV курсов лечебного, педиатрического и санитарно-гигиенического факультетов. Исследования проводили в лаборатории кафедры за 30—10 мин до начала занятий и сразу же после их окончания.
Таблица 1
Гемодинамические показатели у студентов III—IV курсов
Период наблюдений
Показатель до занятий после занятий Р до экзаменов после экзаменов Р
Частота сердечных сокращений в минуту Артериальное давление (в мм рт. ст.) 68±0,87 Максимальное 116,3+0,88 Минимальное 69,7+0,66 64,0+0,91 124,0+1,73 75,4± 1,62 <0,01 <0,01 <0,01 68,0+0,91 114,4+1,18 70,2+0,89 81,0+1,72 135,9+1,77 84,6± 1,99 <0,01 <0,01 <0,01
Таблица 2
Работоспособность студентов по данным корректурного теста в течение семестра
Начало семестра Конец семестра
Изменение показателей до занятий после занятий Р до занятий после занятий Р
Уменьшение Увеличение 478+11,4 380±7,2 354,2+7,75 494±9,6 <0,01 <0,01 436+14,9 308±8,6 318+14 416+46 <0,01 <0,01
Гемодинамические показатели у обследованных приведены в табл. 1.
Как видно из таблицы, к концу учебных занятий частота сердечных сокращений у студентов всех 3 факультетов достоверно снижается в среднем на 4—6 в минуту. После сдачи экзаменов пульс, напротив, учащается на 10—13 в минуту, что свидетельствует о значительной нервно-эмоцио-нальной нагрузке на экзаменах.
Артериальное давление достоверно повышается к концу занятий (Я С < 0,01), но наибольшее увеличение его наблюдается после экзаменов (систолического—на 21,5 мм рт. ст., диастолического в среднем—на 14,4 мм рт. ст.), что указывает на совершенно определенное влияние экзаменов как на общий эмоциональный фон, так и на перестройку работы коры головного мозга и тесно связанную с ней функцию сердечно-сосудистой системы обследованных. Неоднородные по направленности изменения установлены и с помощью широко применяемого корректурного'теста (табл. 2).
Установлено, что при исследованиях в начале семестра работоспособность увеличивается к концу занятий у 49,23% студентов, уменьшается у 50,77%. В табл. 2 это показано по количеству просмотренных знаков в заданный отрезок времени. В том и другом случае изменения статистически достоверны (61,5% вместо 50,77% в начале семестра). Это, по-видимому, связано с функциональной кумуляцией корковых сдвигов в процессе семестровой учебной нагрузки, определяющих динамику развития утомления. Неоднородность изменений связана также и с различным уровнем индивидуальных нервно-психологических реакций у студентов по курсам и факультетам.
Анализ данных, полученных с помощью хронорефлексометрии, показал, что латентный период двигательной реакции на свет к концу занятий увеличивается в среднем на 11—15 мс, на звук — на 8—11 мс. После сдачи экзаменов латентный период двигательной реакции на свет и звук удлиняется более существенно, составляя соответственно 20 и 19 мс. Однонаправленные изменения выявлены и при исследовании оптической хронаксии: после лекций и практических занятий она удлиняется на 9—19% по отношению к фону. Заслуживают внимания результаты исследования нарастания световой чувствительности в процессе адаптации к темноте. Зафиксировано снижение этого показателя на 15—19% к концу занятий, что в комплексе с полученными выше данными свидетельствует о развитии процессов торможения в коре головного мозга у студентов к концу занятий.
Таким образом, материалы наблюдений с помощью физиологических методов говорят о значительных сдвигах в состоянии центральной нервной системы студентов к концу занятий, что объективно проявляется в снижении их работоспособности. Обнаруженные изменения не могут не влиять на успешное усвоение информативных нагрузок на лекциях и занятиях и в конечном итоге на успеваемость студентов. Полученные даннне указывают на необходимость творческого подхода к составлению расписаний занятий, оптимальному чередованию различных по интенсивности учебных нагрузок в условиях многофакультетного вуза.
Результаты исследований легли в основу разработки методических рекомендаций по НОТ в учебном процессе.
Поступила 29/У1975 г.
HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE REGIMEN OF STUDIES AND EXAMINATIONS OF STUDENTS
0. P. Shepelin, B. A. Alekseenko
The paper presents data on the first complex assessment of the organization of studies and that of the working capacity of students on the basis of results of physiological investigations carried out at the Vladivostok Medical Institute, one of the largest institutions of higher education in the Far East. The physiological investigations revealed the existence of a correlation between the conditions of teaching students and the physiological shifts noted in their organs, that were responsible for the fall of their working capacity. The results obtained form a basis for elaborating the physiologic hygienic aspects of the scientific organization of work in the teaching process.
УДК 614.73:546.799.6.02.252
С. В. Степанов
К ВОПРОСУ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ОБОСНОВАНИИ ДОПУСТИМОГО
СОДЕРЖАНИЯ С1*и ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ И ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
В настоящей работе приведены материалы экспериментов по распределению и выведению радиоактивного калифорния (СР62) у крыс после интра-трахеального введения. На основе экспериментальных данных рассчитаны предельно допустимое содержание (ПДС) в организме человека и среднегодовая допустимая концентрация (СДК) в воздухе для персонала.
Группе белых беспородных крыс-самок средним весом 200±20 г вводили интратрахеально раствор азотнокислой соли СР62 рН 3 в количестве 0,0058 мкк/г в объеме 0,3 мл. Другой группе крыс при тех же условиях изотоп вводили внутривенно. Крыс, от 5 до 7 на «точку», забивали в сроки от 5 мин до 210 сут после введения. Внутренние органы, пробы тканей (кровь, мышцы, кожа) и бедро подвергали радиометрии по ^-излучению, предварительно приготовив парафиновый эталон. Методом графической интерполяции рассчитаны эффективные периоды полувыведения из печени, почек и легких. Весь экспериментальный материал обработан статистически и представлен средними величинами. Достоверность разности результатов оценивали по критерию Стьюдента (Я=0,05).
Результаты опыта по распределению азотнокислого калифорния при интратрахеальном введении представлены в табл. 1. Процесс выведения калифорния из легких продолжается в течение всего срока наблюдения и хорошо описывается следующим уравнением:
„„ -1,70500/ „ „„„ -0,08220/ „ —0,00873/ 0^ = 0,6086 +0,3б5е +0,037е . (1)
Из уравнения (1) следует, что 60,8% радионуклида резорбируется из легких с эффективным периодом полувыведения (Г8ф)=9,8 ч, 36,5% — с 7'вф=8,4 дня и только 3,7% — с 7^=79,4 дня. Наличие 3 долей, выводящихся с различной скоростью, указывает на 3 разнородных процесса выведения калифорния из легких. Величина резорбции С!"2 из легких, определенная к моменту максимального суммарного содержания изотопа в органах вторичного депонирования (скелет, печень, почки), составляет 68,5% введенного количества. В крови калифорний определяли до 8 сут. Кинетика выведения из крови описывается уравнением:
0,693 0,693 0.693-.
(?, = <),514е 0>038 + 0,317е °-26 + 0,169« 6-09 . (2)
Основными органами, накапливающими СР62 являются скелет, печень и почки. После 8 сут с момента введения содержание изотопа в скелете находится на одном уровне (разница между средними величинами по срокам недостоверна, Р>0,05) и равно в среднем 29,2% введенного количества. Равновесие в печени и почках наступает раньше, чем в скелете, т. е. с 12 ч