таты, полученные во время теоретического, а также в отдельные дни производственного обучения можно объяснить оптимизацией учебно-производственного режима.
Выводы
1. Утомление слухового анализатора у подростков отмечается при различных видах учебно-производственной деятельности, в наибольшей степени оно проявляется при производственном обучении, что связано с характером труда и особенностями учебно-производственной среды.
2. Прогрессивное ухудшение исходных показателей в динамике недели является следствием кумуляции утомления слухового анализатора.
3. Во время теоретического обучения происходит значительное снижение слуховой чувствительности на частоте 1000 Гц, что объясняется воздействием речевого раздражителя, являющегося, как правило, традиционным в этот период.
4. Наиболее выраженные сдвиги всех показателей отмечаются через 3 ч учебно-производственной деятельности учащихся. В конце занятий в дни теоретического и производственного обучения наблюдаются менее значительные сдвиги со стороны слухового анализатора, что можно объяснить положительным влиянием обеденного перерыва, проводимого в середине учебного дня.
ЛИТЕРАТУРА. Гельтищева Е. А. — «Гиг. труда», 1973, .Ys 7. с. 5— 10. — Гельтищева Е. А., Пономаренко'И. И. — В кн.: Материалы научной сессии по проблеме «Современные состояния учения о производственном шуме и ультразвуке, их влиянии на организм и профилактике вредного действия». Л., 1968, с. 33—35.
Поступила 30/XII 1975 г
CHANGES OF THE FUNCTIONAL STATE OF AN AUDITORY ANALYSER AMONG STUDENTS-TURNERS OF A SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL
IN THE COURSE OF TRAINING
A. D. Khramtsova, В. I. Gulnik, L. A. Kiseleva
Under conditions of a field experiment the authors studied the daily and weekly dynamics-of functional changes of the auditory analyser in young men, training as turners, in the course of a school week and at the time of continuous industrial training. The weekly dynamics shows a progressive deterioration of parameters of the investigated functions, that were most pronounced at the time of continuous industrial training.
УДК 613.96:371.71
Докт. мед. наук И. М. Слепушкина, канд. мед. наук В. А. Карева
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Кафедра гигиены детей и подростков и общей гигиены Киевского медицинского
института
Организация подготовительных отделений при институтах имеет большое политическое и социальное значение, так как благодаря подготовке на этих отделениях значительно повышаются объем и уровень знаний рабочей и сельской молодежи, создаются благоприятные условия для мобилизации компенсаторных механизмов при переходе на новый стереотип деятельности. Нашей целью явилось изучение динамики работоспособности учащихся подготовительного отделения медицинского института в течение всего периода обучения.
Под наблюдением находились 26 здоровых людей в возрасте от 18 до 22 лет (82% мужчин и 18% женщин). Для оценки функционального состояния организма и работоспособности мы применяли методики, характеризующие состояние центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыха-\ тельной систем. Как известно, метод хронорефлексометрии позволяет судить о функциональной подвижности основных нервных процессов в коре головного мозга и силе внутреннего коркового торможения. Скорость перехода от процессов возбуждения к торможению и, наоборот, от процессов торможения к возбуждению в коре головного мозга, зависит от индивидуальной подвижности этих процессов и характеризует способность к переключению функции внимания. Функцию внимания мы изучали при помощи методики отыскивания цифр в таблицах Платонова. В любой трудовой деятельности, связанной с восприятием внешних сигналов, главенствующее значение имеет зрительный анализатор, способный принимать и перерабатывать информацию. Скорость переработки информации определяли по методу, предложенному А. А. Генкиным и соавт.
Организация исследований была следующая. За 10—15 мин до начала занятий и после их окончания изучали латентный период зрительно-мотор-ной реакции на дифференцированные раздражители, скорость переработки информации зрительным анализатором, функцию внимания. Наряду с этим определяли функциональное состояние вегетативных систем по частоте сердечных сокращений, максимальному и минимальному артериальному давлению; времени задержки дыхания на вдохе и выдохе и частоте дыханий за минуту. Исследования проводили в начале и конце учебной недели, а в некоторые недели ежедневно. Хронометрировали время, затрачиваемое на выполнение различных видов учебной работы, перерывы, дневной и ночной отдых.
Экспериментальный материал подвергли вариационно-статистической обработке с вычислением средней ошибки и доверительного коэффициента.
Занятия на подготовительном отделении продолжаются 7 мес — с 1/ХП по 1/УП, после чего учащиеся сдают экзамены и без дополнительной проверки знаний зачисляются в институт. Сравнительный анализ показывает, что режим обучения на подготовительном отделении существенно отличается от режима обучения в школе и институте, имеет специфические особенности.
Как известно, общая продолжительность учебного времени школьников ^ старших классов составляет 4,8 ч, времени отдыха — 1 ч 10 мин. Длительность урока — 45 мин, перерывы после 1-го, 4-го и 5-го уроков — по 10 мин, а после 2-го и 3-го уроков — 20 мин. Расписанием занятий учащихся старших классов предусмотрено большое количество разнообразных предметов. Общая продолжительность времени учебных занятий на подготовительном отделении — 4,5 ч, времени отдыха — 1,5 ч. Через каждые 45 мин занятий предусмотрен 10-минутный перерыв, между 2 занятиями — 30-минутный перерыв. Количество изучаемых на занятиях предметов значительно меньше, чем в школе (русский язык, биология, физика, химия, обществоведение и физкультура). Введены элементы лекционного и практического преподавания биологии и химии, 3 раза читаются лекции. Это приближает организацию обучения к вузовскому.
Однако предметов изучается меньше, чем на I курсе института, причем они знакомы учащимся. Все это создает возможности постепенного перехода от школьной к вузовской системе обучения, в чем мы усматриваем большое оздоровительное и важное дидактическое значение.
Проведение однотипных занятий, предусмотренных расписанием, не вызывает у учащихся утомления, поскольку характер деятельности на % лекциях и практических занятиях различен. В первом случае он связан с воздействием на вторую сигнальную систему, а во втором — преимущественно на первую. В целом расписание занятий на подготовительном отделении составлено рационально с учетом гигиенических требований.
с
р и
о
§ X
о
«в X
к
8* я о
V ^
4 У!
I-
Я К О X
о. о.
Я V Й-5а
о-в-
в X
л
ч
о н
о
и Ч О С
X X
3 в
«о о
о <о а
х я
о
р
с о
>> -6-
к Я
V я
V я
с г н
О. Я
о} о
* а
о С. ^
ей <»
&&
к а а
о»
X ?! * а ^ о
с «■£.
л 5 I И й-о
г- =
<? я
Я я
а в
о с
4 3
СО Ч
и о
Я а
а ч 5 о
с и
4 я
5 4
г р
Я я
Ч ш я ч
£ ° я и
3 а
а ч 5 ° о и
Ч я я ч =• О
а я щ ч 5 °
о
ч я 2 ч Е 0
2 и
" Р
х я
ЕС
О.
и
>- * ё
и ° й я с «;
не н я
и *
00 ¡.^^ из
V
из из <м
сосч-ч-'о"
V
а>
<мО
00 о из то <оо
иЗ О — о*
из
оосч ооо г-"—*о*
Л
1,3 _
05 . — да
«з из „.-•Ооо® ст> со <>Го
V
с-'00-— оо
— из <м —. — оо_ счо'со о*
V
из -г из о — о"
^ не-,а.
ч
Й о
X
о
и
_ О оо со о*
V
из со
со«-— из С4
см из сп сч — о
л
"3_
с 00
— из
СО о о Г- о
V
из —
СО^.-О
V
СО
- Ч$<
сч -сч со ся
— сч из_©_
V
00 ~
м-"5, со <о
см г— из — о*—о"
л
Г- 05
<©о
5 Е^о, +1
о о >о
и
Результаты наблюдений динамики изменения работоспособности по дням учебной недели показали, что статистически достоверных изменений, свидетельствующих о функциональном нарушении исследуемых систем, в течение учебного дня не отмечается. В середине учебной недели наблюдается тенденция к ухудшению физиологических реакций центральной нервной системы, но эти изменения не выходят за пределы сдвигов в функциональном состоянии организма, обычно отмечаемых у учащихся. Возникновение утомления и изменение физиологических реакций связаны с продолжительной нагрузкой одних и тех же участков коры головного мозга и развитием в них охранительного торможения. По данным ¡ряда гигиенистов (М. В. Антропова; С. М. Громбах, и др.), переключение внимания учащихся на разнородные по характеру предметы способствует сохранению работоспособности и лучшему усвоению дисциплин. В этом отношении особенно эффективное действие оказывают занятия физкультурой. Мы наблюдали, что в пятницу после проведения таких занятий в конце учебного дня у учащихся улучшались физиологические реакции центральной нервной системы — уменьшился латентный период зрительно-моторной реакции и время отыскивания цифр по таблицам Платонова, увеличилась скорость переработки информации зрительным анализатором (Р < 0,05).
Анализ экспериментального материала по изучению работоспособности учащихся подготовительного отделения в начале и конце учебной недели показал, что признаки снижения работоспособности и напряжения вегетативных систем в процессе адаптации в конце недели не отмечаются.
Известно, что в процессе умственной работы происходят
многофазные изменения функционального состояния центральной нервной системы. Первая фаза изменений, т. е. фаза инерционного торможения, возникает в начале работы, соответствует периоду врабатываемости. Вторая фаза —состояние рабочего возбуждения; длительность ее зависит от степени напряжения умственного труда. Третья фаза — состояние вторичного или охранительного торможения, вызванное утомлением. Изучая динамику работоспособности студентов педагогического института в течение учебного года, Э. Ю. Гринене установила, что исходный уровень показателей умственной работоспособности низкий, затем она улучшается (период врабаты-вания) и остается на высоком уровне, а в конце года постепенно снижается.
Анализируя результаты изучения динамики изменения работоспособности учащихся подготовительного отделения, мы наблюдали у них улучшение функционального состояния центральной нервной системы в конце учебного года. Так, повысилась функция внимания, увеличились объем и скорость переработки информации зрительным анализатором, улучшилась подвижность нервных процессов в коре головного мозга, о чем свидетельствовало сокращение латентного периода зрительно-моторной реакции. Улучшилось функциональное состояние дыхательной системы, что проявилось в увеличении времени задержки дыхания на вдохе и выдохе (Р < 0,05). Положительные изменения указанных систем отмечались как до начала занятий, так и после их окончания (см. таблицу). Повышение работоспособности учащихся подготовительного отделения в конце учебного года, вероятно, объясняется рациональной организацией учебного процесса, способствующего функциональному совершенствованию организма учащихся, а также нарастанием периода врабатываемости и удлинением периода «рабочей установки».
Изучение хронометражных карт бюджета учебного времени учащихся подготовительного отделения показало, что структура режима дня у большинства из них соответствует возрастным гигиеническим требованиям. Продолжительность ночного отдыха у 62% учащихся составляла 8 ч, у 27 % — 7 ч и у 11 % — меньше 7 ч; 76 % учащихся проводили 30-минут-ные перерывы между занятиями на открытом воздухе. Это обеспечивало высокую активность познавательной деятельности. На практических занятиях активно работали 93% учащихся, а на лекциях — 89%. В начале занятий 97 % учащихся отмечали хорошее самочувствие, а после окончания занятий признаки утомления наблюдались только у 5% учащихся; обычно это было связано с заболеваниями простудного характера.
Выводы
1. Учебная нагрузка на подготовительном отделении медицинского института равномерна и не вызывает к концу учебного года неблагоприятных функциональных сдвигов центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
2. Организация подготовительных отделений при медицинских институтах является прогрессивной формой подготовки молодежи к обучению в высшей школе.
ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. (ред.) Гигиена трудового и политехнического обучения в восьмилетней и средней школе. М., 1963. — Генккн А. А. и др. — «Вопр. психол.», 1963, № 1, с. 104—110. — Гринене Э. Ю. Закономерности приспособления организма студентов на разных этапах обучения в педагогическом институте. Автореф. дис. докт. Вильнюс, 1972. — Тромбах С. М. Гигиена учебных занятий в школе. М., 1959.
Поступила 30/ХП 1975 г.
A HYGIENIC STUDY OF THE WORKING CAPACITY OF STUDENTS AT A PREPARATORY SECTION OF" A MEDICAL INSTITUTE
I. I. Slepushkina, V. A. Kareva
The investigations performed showed the studies at a preparatory section to cause 110 unfavourable shifts by the end of the year in the functioning of the central nervous, cardiovascular and respiratory systems of students. Studies at the preparatory section tended to improve the body functions and to increase the students' working capacity.
УДК 617.7-083-053.5:371.671.1
Канд. мед. наук Н. М. Попова
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Основные гигиенические рекомендации к оформлению школьных учеб" ников продиктованы прежде всего заботой об охране зрения школьников, направлены на устранение вредных моментов, затрудняющих зрительное восприятие текста и утомляющих глаза. Кроме того, при составлении рекомендаций гигиенисты исходили из того, что внешнее ск}юрмление книги, особенно качество бумаги и переплета, определяет и ее санитарное состояние.
Возрастные особенности развития зрительного анализатора и постепенность формирования навыка чтения требуют возрастного принципа в подходе к разработке рекомендаций. Особенно велико значение оформления книги для детей младшего школьного возраста потому, что сам по себе процесс чтения для них труден и утомителен. Несмотря на продолжающееся развитие навыка чтения и рационализации движений глаз с возрастом, даже у старших школьников чтение не достигает такого совершенства, как у взрослых читателей, движения глаз менее организованы, менее ритмичны и регулярны, характеризуются значительным числом возвратных движений. В связи с этим нормативы оформления изданий, принятые для взрослых, не могут быть безоговорочно перенесены на книги для старших школьников.
Многочисленными экспериментальными исследованиями физиологов, психологов и полиграфистов (А. Г. Шицгал; ЬасМ550П, и др.) доказано, что рисунок шрифта влияет на удобочитаемость и прежде всего у неопытных читателей. Психолого-физиологическими исследованиями 1974—1975 гг. (Н. М. Попова) установлено соответствие «букварной гарнитуры»1 и «азбуки» особенностям зрительного восприятия, зрительной работоспособности и удобочитаемости первоклассников. Тем самым доказана целесообразность набора букварей и первых книг для чтения этими рисунками шрифта.
Для учащихся 2-х классов, перешедших к приемам целостного зрительного восприятия, определенные преимущества для зрительной работы создает школьная гарнитура, графические особенности которой, а именно наличие серифов (черточек) на концах букв, облегчают переход к связному чтению.
Хорошую удобочитаемость для школьников среднего и старшего возраста, имеющих определенные навыки чтения, обеспечивает литературная гарнитура (В. А. Головин и др.). Как показали наши данные, в среднем и старшем школьном возрасте не выявлено различий в зрительной работоспособности при чтении текстов, набранных литературной и школьной гарнитурами. Лишь для учащихся 5-го класса установлено преимущество школьной гарнитуры, что связано с переходом школьников этого возраста
1 Гарнитура — типографский термин, обозначающий рисунок, начертание шрифта.