Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC PROBLEMS OF UP-TO-DATE SCHOOL TEXTBOOKS

On the basis of experience in elaboration of recommendations for the designing of school textbooks the author presents principles to be taken into account in further solution of hygienic problems in this field. The designing of school textbooks should be accomplished with the mutual collaboration of hygienists, teachers, psychologists, painters, polygraphists and publishers.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

A HYGIENIC STUDY OF THE WORKING CAPACITY OF STUDENTS AT A PREPARATORY SECTION OF" A MEDICAL INSTITUTE

I. I. Slepushkina, V. A. Kareva

The investigations performed showed the studies at a preparatory section to cause 110 unfavourable shifts by the end of the year in the functioning of the central nervous, cardiovascular and respiratory systems of students. Studies at the preparatory section tended to improve the body functions and to increase the students' working capacity.

УДК 617.7-083-053.5:371.671.1

Канд. мед. наук Н. М. Попова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Основные гигиенические рекомендации к оформлению школьных учеб" ников продиктованы прежде всего заботой об охране зрения школьников, направлены на устранение вредных моментов, затрудняющих зрительное восприятие текста и утомляющих глаза. Кроме того, при составлении рекомендаций гигиенисты исходили из того, что внешнее ск}юрмление книги, особенно качество бумаги и переплета, определяет и ее санитарное состояние.

Возрастные особенности развития зрительного анализатора и постепенность формирования навыка чтения требуют возрастного принципа в подходе к разработке рекомендаций. Особенно велико значение оформления книги для детей младшего школьного возраста потому, что сам по себе процесс чтения для них труден и утомителен. Несмотря на продолжающееся развитие навыка чтения и рационализации движений глаз с возрастом, даже у старших школьников чтение не достигает такого совершенства, как у взрослых читателей, движения глаз менее организованы, менее ритмичны и регулярны, характеризуются значительным числом возвратных движений. В связи с этим нормативы оформления изданий, принятые для взрослых, не могут быть безоговорочно перенесены на книги для старших школьников.

Многочисленными экспериментальными исследованиями физиологов, психологов и полиграфистов (А. Г. Шицгал; ЬасМ550П, и др.) доказано, что рисунок шрифта влияет на удобочитаемость и прежде всего у неопытных читателей. Психолого-физиологическими исследованиями 1974—1975 гг. (Н. М. Попова) установлено соответствие «букварной гарнитуры»1 и «азбуки» особенностям зрительного восприятия, зрительной работоспособности и удобочитаемости первоклассников. Тем самым доказана целесообразность набора букварей и первых книг для чтения этими рисунками шрифта.

Для учащихся 2-х классов, перешедших к приемам целостного зрительного восприятия, определенные преимущества для зрительной работы создает школьная гарнитура, графические особенности которой, а именно наличие серифов (черточек) на концах букв, облегчают переход к связному чтению.

Хорошую удобочитаемость для школьников среднего и старшего возраста, имеющих определенные навыки чтения, обеспечивает литературная гарнитура (В. А. Головин и др.). Как показали наши данные, в среднем и старшем школьном возрасте не выявлено различий в зрительной работоспособности при чтении текстов, набранных литературной и школьной гарнитурами. Лишь для учащихся 5-го класса установлено преимущество школьной гарнитуры, что связано с переходом школьников этого возраста

1 Гарнитура — типографский термин, обозначающий рисунок, начертание шрифта.

«а пользование шрифтом меньшей величины (10 кегель 2). Зрительное восприятие и работоспособность в таких условиях облегчаются, вероятно, за счет большей цветовой насыщенности школьной гарнитуры. С учетом значения рисунка шрифта для удобочитаемости и обеспечения устойчивости зрительной работоспособности без выраженного утомления новые рисунки шрифта, создаваемые художниками, нуждаются в специальной проверке на удобочитаемость и утомляемость при чтении, прежде чем они могут быть рекомендованы для детей.

Предложения полиграфистов и издателей о некотором уменьшении величин шрифта в учебниках, что, по их мнению, поможет повысить процент полезного использования бумаги в целях ее экономии, частично проверены изучением зрительного утомления при чтении в зависимости от величины шрифта и возраста школьников. Принято считать, что чем моложе читатель, тем крупнее должен быть шрифт. По мере формирования навыка чтения и развития зрительных функций рекомендуется постепенно переходить от крупного кегеля к меньшему. В связи с наметившейся тенденцией к уменьшению высоты шрифта (снижению кегля шрифта) встал вопрос о возможности набирать учебники для 3—4-го классов не 12-м, а 10-м кеглем, т. е. об уменьшении величины букв для учащихся этого возраста ниже 2 мм. Для проверки этого нами были проведены физиологические исследования группы школьников 3-го класса при 2 вариантах величины шрифта в 2,1 мм (12 кегль) и 1,75 мм (10 кегль) при прочих равных условиях оформления (школьная гарнитура, длина строки 124—126 мм, интерлиньяж 2,6—2,75 мм).

Результаты анализа записи движений глаз методом электроокулогра-фии показали, что при уменьшении высоты шрифта до 1,75 мм затрудняется восприятие — суммарная длительность фиксаций взора при чтении 300 печатных знаков повышается на 3—4 с, т. е. увеличивается время рассматривания слов и замедляется чтение. На возникающие при этом затруднения указывает и происходящее в 2 раза чаще снижение видимости, определенной при помощи поляризационного измерителя М-53А, по сравнению с чтением шрифта в 2,1 мм. Поэтому 10-й кегль не может быть использован в качестве основного шрифта в учебниках для 3—4-го классов и даже для набора вопросов, ответов и заданий в учебниках, предназначенных для более младшего возраста, так как процесс чтения сопровождается чрезмерным напряжением зрительных функций.

Исследования, проведенные гигиенистами И. С. Коркиным и позднее Л. В. Михайловой, установили, что для учащихся 5-го класса наиболее благоприятной высотой шрифта, обеспечивающей максимальную скорость чтения, является 1,75 мм, т. е. 10-й кегль.

Результаты исследований нами учащихся среднего и старшего школьного возраста при чтении ими текста с меньшей величиной шрифта (9-й кегель), чем общепринятая, позволяют утверждать, что она затрудняет восприятие зрительной информации. Почти в 2 раза увеличивается время рассматривания, определяемое по средней длительности фиксации взора по данным электроокулографии, замедляется узнавание слов при чтении. Против снижения шрифта в старшем школьном возрасте говорят и данные о значительном числе учащихся, страдающих близорукостью. Рассматривание мелкого шрифта при больших объемах чтения учебного и внеучеб-ного материала ухудшит условия зрительной работы, что может повести к дальнейшему ухудшению зрения.

Данные, полученные в последние годы гигиенистами, позволили рекомендовать оптимальное сочетание таких основных элементов оформления книг, как высота шрифта и величина печатной строки в соответствии с возрастом школьников, ибо именно сочетание основных элементов определяет

1 Кегль — типографский термин, обозначающий высоту площадки литеры, выра' женной в типографских пунктах (типографский пункт равен 0,376 мм).

2 Гигиена и санитария № 10

33

зрительную нагрузку на этапе зрительного восприятия при чтении. Для таких малолетних читателей, как младшие школьники, при крупном шрифте на 20, 16, 14 кеглей определенное преимущество для зрительной работоспособности имеет относительно большая длина печатной строки — 126—130 мм. С возрастом, при уменьшении шрифта до 12—10 кеглей рекомендуются относительно короткие строки — 98—113 мм.

Анализ опыта издания школьных учебников за рубежом показал, что в учебниках для старших школьников ряда стран используется двухколонный набор печатного текста (Швеция, ФРГ и другие страны). Это открывает большие возможности для художников и издателей в отношении рационального расположения иллюстративного материала и текста. Исследование пробного варианта отечественного учебника в таком оформлении и изучение зрительной нагрузки у школьников во время чтения его показало, что при двухколонном наборе текста чрезмерно уменьшается длина читаемой строки, учащаются переносы взора от строки к строке, что создает дополнительные трудности для двигательной функции глаз. Так, чтение одинакового по объему текста при двухколонном оформлении осуществляется за счет большего числа движений глаз (в среднем больше на 113 глазных движений при чтении 6 тыс. печатных знаков), чем при обычно принятом оформлении строки. Если в старшем школьном возрасте при достаточном развитии глазодвигательных функций и увеличенном объеме фиксаций эти трудности не столь велики, что допускает использование двухколонного набора в отдельных учебниках по предметам, не требующим длительного чтения, то в младшем и среднем возрастах он неприемлем. Несовершенство двигательного аппарата органа зрения у этих групп школьников, недостаточность навыка чтения приводят к тому, что при частом движении глаз от строки к строке происходят потери строк, поиски потерянной строки, возврат взора на уже прочитанный текст, что замедляет чтение, ухудшает его осмысливание и утомляет читающего. Кроме того, двухколонное расположение текста влечет за собой применение меньшей величины шрифта, чем это рекомендовано для школьников младшего и среднего возраста.

Обобщение научных достижений в области психологии зрительного восприятия и формирования навыка чтения, всей предшествующей исследовательской деятельности гигиенистов, направленной на обеспечение оптимальных условий для зрительной работы школьников с учетом перспективы развития полиграфии и издательского дела в стране, позволило врачам в содружестве с работниками крупнейшего издательства учебной литературы для детей — издательства «Просвещение» разработать санитарные правила оформления школьных учебников, в которых изложены современные требования. Подходы и принципы, использованные при разработке настоящих требований, могут быть применены и на путях дальнейшего усовершенствования оформления учебника в соответствии с новыми достижениями полиграфической техники и с повышением уровня развития гигиенической науки. Работа над санитарными правилами и обсуждение их на межведомственных совещаниях в издательстве «Просвещение» показала, что не все еще рекомендации гигиенистов внедрены в практику, а ряд положений нуждается в научном обосновании.

Возникла необходимость решить вопрос о создании специальных сортов бумаги для учебников, которые бы удовлетворяли требованиям гигиенистов и художников и соответствовали технологии работы современного полиграфического оборудования. Из существующих сортов бумаги ни один не подходит для этих целей, вследствие чего ухудшается качество печати. Требования к качеству бумаги и печати достаточно разработаны и обоснованы в многочисленных исследованиях офтальмологов, гигиенистов, психологов (Г. Кон; А. Ф. Никитин; И. С. Коркин; Л. В. Михайлова; и др.).

Актуальным представляется применение переплетов для учебных книг из современных синтетических материалов. Такие переплеты прочны и гигиеничны, что имеет большое значение при постоянном пользовании деть-

ми учебниками. Но какие из новых синтетических материалов могут быть рекомендованы для этой цели с технологических позиций и в то же время безвредны для детей?

Требует научной разработки вопрос о рекомендуемом весе школьного учебника. Как показывает издательсткая практика, в решении этого вопроса в зависимости от местных условий существует большое многообразие. Так, гигиеническое обследование, проведенное в 1971 г. (А. А. Крюкова и соавт.), показало, что за 10 лет в связи с изданием для начальных классов в БССР учебников в завышенном объеме и на чрезмерно плотной бумаге вес их в среднем увеличился на 27,4 %; в то же время вес аналогичных учебников, изданных в РСФСР, уменьшился на 3 %. По данным авторов, вес ученического ранца с полным набором учебников и письменных принадлежностей у учеников 2-го класса варьирует от 3,5 до 5 кг. Такая нагрузка не безразлична для организма младшего школьника и прежде всего для его формирующейся осанки. Дальнейшая работа над определением оптимального объема материала в учебнике в зависимости от предмета в сопоставлении с гигиеническими требованиями к нормированию нагрузки в школе и дома, применение облегченных переплетов и бумаги, уточнение возрастных гигиенических нормативов веса книги — таковы направления решения проблемы.

Не решен еще окончательно вопрос об использовании в учебниках цветной печати и цветных плашек (цветовой фон) для текстовых выделений и заголовков, рациональной цветовой гаммы иллюстративного материала. В то же время при издании учебников для начальной школы и изготовления ряда учебных предметов для школьников среднего возраста уже используется многокрасочная офсетная печать, на которую намечается перевести все учебники. Требует научной разработки применение оптимальных цветовых сочетаний при оформлении учебников с точки зрения физиологии и психологии зрительного восприятия. Научные данные по определению распознаваемости букв и удобочитаемости в зависимости от цветовых сочетаний шрифта и фона (Sachsenweger, и др.) хотя и не дали однозначных результатов, однако позволили наметить пути решения вопроса.

Над многими аспектами внешнего оформления школьных книг предстоит еще поработать специалистам различного профиля, чтобы улучшить оформление детских изданий и, в частности, школьных учебников.

ЛИТЕРАТУРА. Белостоцкая Е. М. — В кн.: Состояние здоровья школьников и организация их обслуживания. М.р 1973, с. 49.— Кон Г. Гигиена глаз в школах. Полтава, 1887. — Крюкова А. А., КувшинниковаЛ. А., Л е -щинский Д. С. — «Гиг. и сан.», 1973, № 4, с. 40. — М и х а й л о в а Л. В. — «Изв. Акад. лед. наук. РСФСР», 1959, № 101, с. 213. — Никитин А. Ф. Исследование учебных книг в гигиеническом отношении и его методика. СПБ., 1907. — Попова Н. М. — В кн.: Гигиена обучения детей школьного возраста. М., 1969, с. 97. — Ш и ц г а л А. Г. Шрифтовое, оформление современной книги СССР зарубежных стран. М., 1964. — S а с h s е п w е g е г R. — «Dtsch. Gesundh.-Wesen» Z., 1956, Bd 16, S. 517—519. — Lachrisson B. Studies in the Legibility of Printed Text. Stokholm, 1965.

• Поступила 26/1 1976 г.

HYGIENIC PROBLEMS OF UP-TO-DATE SCHOOL TEXTBOOKS N. M. Popova

On the basis of experience in elaboration of recommendations for the designing of school textbooks the author presents principles to be taken into account in further solution of hygienic problems in this field. The designing of school textbooks should be accomplished with the mutual collaboration of hygienists, teachers, psychologists, painters, polygraphists and pub-1 ishers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.