Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА У УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФТЕХУЧИЛИЩА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА У УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФТЕХУЧИЛИЩА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES OF THE FUNCTIONAL STATE OF AN AUDITORY ANALYSER AMONG STUDENTS-TURNERS OF A SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL IN THE COURSE OF TRAINING

Under conditions of a field experiment the authors studied the daily and weekly dynamics of functional changes of the auditory analyser in young men, training as turners, in the course of a school week and at the time of continuous industrial training. The weekly dynamics shows a progressive deterioration of parameters of the investigated functions, that were most pronounced at the time of continuous industrial training.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА У УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФТЕХУЧИЛИЩА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 616.28-008.1-057.621.941-052.623:658.386.1

Канд. мед. наук А. Д. Храмцова, Б. И. Гутник, Л. А . Киселева

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА У УЧАЩИХСЯ-ТОКАРЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФТЕХУЧИЛИЩА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Отдел физиологии труда Всесоюзного научно-исследовательского института профтехобразования, Ленинград

Интенсивное развитие науки и техники, возрастающий в связи с этим объем информации предъявляют повышенные требования к качеству профессионально-технической подготовки, в основе которой лежит разработка путей и средств сохранения высокой работоспособности. Определение наиболее рационального режима труда и отдыха должно базироваться на точных сведениях о влиянии учебной нагрузки на развитие и формирование организма подростков. Одним из важных подходов, характеризующих функциональные возможности организма подростков, является состояние всех анализаторных систем, в частности слухового анализатора.

В литературе приводятся данные, характеризующие состояние слухового анализатора подростков в основном в процессе производственной деятельности (Е. А. Гельтищева и И. И. Пономаренко; Е. А. Гельтищева). Однако работ по изучению функционального состояния слухового анализатора в процессе теоретического обучения в доступной нам литературе мы не нашли. Нашей целью было изучение функциональных изменений слухового анализатора у учащихся-токарей в динамике учебно-производственного процесса. Исследования проводили на базе Среднего профессионального технического училища металлообрабатывающего профиля № 43 Ленинграда. Под наблюдением находилось 14 учащихся-токарей в возрасте 16— 17 лет. Ставился естественный эксперимент в период теоретического, производственного обучения и летней практики' Учебная нагрузка учащихся составила 39 ч в неделю. Проведена оптимизация учебного расписания (рациональное время производственного обучения — вторник и четверг, чередование предметов по трудности, отсутствие нулевых и сдвоенных уроков, урок физкультуры в середине дня и недели, распределение учебно-недельной нагрузки в соответствии с динамикой работоспособности). В режиме предусматривался обеденный перерыв продолжительностью 65 мин во время теоретического и 45 мин — во время производственного обучения.

Основным неблагоприятным фактором являлся производственный шум, интенсивность которого достигала 90—100 дБ (характер шума сплошной, с преобладанием в спектре высоких и средних частот). Исследовали функциональное состояние центрального и периферического отделов слухового анализатора посредством определения порогов слуховой чувствительности на высоких, средних и низких частотах, изучения критической частоты звуковых мельканий и памяти на частоту модуляции. Указанные функции изучали 3 раза в день (до занятий, через 3 ч и после занятий) на протяжении учебной недели.

Тональную аудиометрию проводили с помощью аудиометра АП-02 на частотах 125, 1000 и 4000 Гц. Полученные результаты обрабатывали методами непараметрической статистики (при помощи критерия Вилкин-сона — Манна — Уитни). Все обнаруженные изменения имели достоверный характер (0,05 > Р > 0,01).

При всех замерах до занятий в течение учебной недели отмечалось повышение порогов слуховой чувствительности от понедельника к субботе. Наиболее выраженным было повышение порога в процессе теоретического обучения на частоте 1000 Гц. По-видимому, это объясняется воздействием речевого раздражителя, являющегося, как правило, традиционным в процессе теоретического обучения. Наиболее выраженное изменение началь-

ных порогов в дни производственного обучения и летней практики наблюдалось на частоте 4000 Гц, что свидетельствует о воздействии специфического частотного характера шумового раздражителя на производстве. Изменения слуховой чувствительности характеризуют процесс утомления, кумулирующегося постепенно в течение недели.

При анализе слуховой чувствительности в динамике дня учебно-производственной недели и производственной практики наиболее значительное повышение порогов выявлено через 3 ч после начала занятий (на 10—16 дБ). После занятий чувствительность понижается по сравнению с предыдущими данными на 3—6 или 1—2 дБ, что, вероятно, является результатом организованного отдыха учащихся вне контакта с шумовым раздражителем, во время которого происходит частичное восстановление этой функции.

На аудиограммах, полученных на протяжении учебной недели, в дни производственного обучения при 2-м и 3-м обследованиях прослеживается 2 характерных пика, наиболее выраженных на частоте 4000 Гц. Такие результаты объясняются непосредственным воздействием интенсивного шумового раздражителя, в спектре которого в наибольшей степени представлены высокие частоты. На аудиограммах, полученных в период производственной практики, подобных пиков нет; пороги, зарегистрированные при 2-м и 3-м обследованиях, высоки, что связано с ежедневным воздействием шумового раздражителя на производстве.

В дни теоретического обучения наиболее существенные сдвиги в конце учебного дня обнаружены в понедельник (до 11 дБ в диапазоне 1000 Гц, что, по-видимому, объясняется периодом врабатывания, а также нерациональной организацией выходного дня по данным хронометражных наблюдений). В среду и пятницу сдвиги также значительны (10—11 дБ в диапазоне 1000 Гц), что, вероятно, связано с остаточными явлениями в слуховом анализаторе после предыдущих дней производственного обучения.

Менее выраженное повышение порогов в субботу (до 7 дБ) объясняется уменьшенной учебной нагрузкой, предусмотренной расписанием. В период производственной практики наибольшие сдвиги к концу дня отмечаются на частоте 4000 Гц в понедельник (до 24 дБ), что также можно объяснить указанными выше причинами.

Менее значительное повышение порогов к концу недели, возможно, является следствием удлинения обеденного перерыва до 1 ч, что способствует более полному функциональному восстановлению слухового анализатора и менее выраженным сдвигам в послеобеденный период, а также следствием сокращения рабочего дня до 6 ч и значительным объемом времени, затрачиваемым на вспомогательные работы вне воздействия шумового фактора.

Исследование КЧЗМ и памяти на заданную частоту модуляций мы проводили на приборе ФПС-01, где звуковым стимулом служил белый шум со стабильной частотой (1000 Гц) и интенсивностью (60 дБ) и отношением длительности паузы к длительности импульса 2 : 1 (±10%). При изучении памяти давали звуковой стимул с постоянной частотой модуляции 20 Гц. Заданную частоту изменяли в большую (в 3 раза) и меньшую (в 3 раза) сторону в диапазонах, не превышающих 50% исходной модуляции. Полученные данные согласуются с аудиометрическими исследованиями. Прослеживаются характерные пики снижения КЧЗМ и нарастания ошибок при поиске величины заданной модуляции в дни производственного обучения.

Наиболее выраженное ухудшение всех изучаемых показателей при теоретическом обучении и производственной практике отмечается в понедельник — снижение КЧЗМ на 30 модуляций в секунду, повышение ошибки на 0,4 модуляций в секунду. Причина таких явлений объяснена при оценке аудиометрических данных.

Менее выражены сдвиги изучаемых функций к концу недели, в частности, зарегистрировано снижение КЧЗМ до 7—8 модуляций в секунду, умеренное нарастание ошибок до 0,2 модуляций в секунду. Такие резуль-

таты, полученные во время теоретического, а также в отдельные дни производственного обучения можно объяснить оптимизацией учебно-производственного режима.

Выводы

1. Утомление слухового анализатора у подростков отмечается при различных видах учебно-производственной деятельности, в наибольшей степени оно проявляется при производственном обучении, что связано с характером труда и особенностями учебно-производственной среды.

2. Прогрессивное ухудшение исходных показателей в динамике недели является следствием кумуляции утомления слухового анализатора.

3. Во время теоретического обучения происходит значительное снижение слуховой чувствительности на частоте 1000 Гц, что объясняется воздействием речевого раздражителя, являющегося, как правило, традиционным в этот период.

4. Наиболее выраженные сдвиги всех показателей отмечаются через 3 ч учебно-производственной деятельности учащихся. В конце занятий в дни теоретического и производственного обучения наблюдаются менее значительные сдвиги со стороны слухового анализатора, что можно объяснить положительным влиянием обеденного перерыва, проводимого в середине учебного дня.

ЛИТЕРАТУРА. Гельтищева Е. А. — «Гиг. труда», 1973, .Ys 7. с. 5— 10. — Гельтищева Е. А., Поиомаренко'И. И. — В кн.: Материалы научной сессии по проблеме «Современные состояния учения о производственном шуме и ультразвуке, их влиянии на организм и профилактике вредного действия». Л., 1968, с. 33—35.

Поступила 30/XII 1975 г

CHANGES OF THE FUNCTIONAL STATE OF AN AUDITORY ANALYSER AMONG STUDENTS-TURNERS OF A SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL

IN THE COURSE OF TRAINING

A. D. Khramtsova, В. I. Gulnik, L. A. Kiseleva

Under conditions of a field experiment the authors studied the daily and weekly dynamics-of functional changes of the auditory analyser in young men, training as turners, in the course of a school week and at the time of continuous industrial training. The weekly dynamics shows a progressive deterioration of parameters of the investigated functions, that were most pronounced at the time of continuous industrial training.

УДК 613.96:371.71

Докт. мед. наук И. М. Слепушкина, канд. мед. наук В. А. Карева

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

Кафедра гигиены детей и подростков и общей гигиены Киевского медицинского

института

Организация подготовительных отделений при институтах имеет большое политическое и социальное значение, так как благодаря подготовке на этих отделениях значительно повышаются объем и уровень знаний рабочей и сельской молодежи, создаются благоприятные условия для мобилизации компенсаторных механизмов при переходе на новый стереотип деятельности. Нашей целью явилось изучение динамики работоспособности учащихся подготовительного отделения медицинского института в течение всего периода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.