питания. 1957, № 6, с. 18.— Ефремов В В. Важнейшие авитаминозы человека. М.—Л., 1939.— Он же. Авитаминозы. М., 1944.— Он же. Вопр. питания, 1955, № 2, с. 8. — Он же. Там же, 1960, № 3, с. 8.— Он же. Вести. АМН СССР, 1964, № 5, с. 34.— Е ф-р е м о в В. В., Борисов И. М. В кн.: Материалы Конференции «Витамин А и каротины> Черновцы, 1969, с. 38.— Золотухин В. Д. Тезисы докл. 8-й Научной студенческой конференции институтов физической культуры. М., 1961, с. 20.— Л е у т с к и й K.M. Витамин А. Черновцы, 1959.— Натансон А. О. Витамин А и А-витаминная недостаточность. М., 1931.— Нюренберг М. А. Воен.-мед. ж., 1953, № 12, с. 64.— Яковлев H.H.B кн.: Методические материалы для врачей сборных команд СССР, союзных республик и ведомств. М., 1966, с. 51.— Berger S., D i е t 1 В., Roczn. Zak. Hig. (Warsz.), 1956, т. 7, с. 435.— BicknellF., PrescottF., The Vitamins in Medicine. New-York, 1946.—С am bell D. A.. Tonks E.L., Brit. med. J., 1949, v. 11, p. 1499,—Diet 1 В., Opuszynska Т., Roczn. Zak. Hig. (Warsz.), 1961, т. 12, с. 431.— FAO/WHO 1967. Requirements of Vitamin A., Thiamine, Riboflavine and Niacin. Report of a Joint FAO/WHO Expert Group. Genewa, 1967.— Gräfe H. K-. Ernährungsforschung, 1963, Bd 8, S. 517.— G u e r r a n t N. B. et al. J. Nutr., 1939. v. 17, p. 473— Halden W„ Prokop L., Sport und Ernährung. Freiberg, 1956.— H i 1 1 m a n R., R о s n e r M. C., J. Nutr., 1958, v. 64, p. 605.— James W. H., E 1 g i n d i I. M., Science, 1953, v. 118, p. 629.— Lewis J. M. et al. J. Nutr., 1942, v. 23, p. 351.— К e i t h M. H., M i t s h e I 1 H. H., Am. J. Physiol., 1923, v. 65, p. 128.— Kimble M. S., Gordon E. S., J. biol. Chem., 1939, v. 128, p. 775.—P г о k о p L., Lebensmittel und Ernährung, 1958, Bd 11, S. 2,— S с h j о t h A. E., Scand. J. clin. Lab. Invest., 1965, v. 17, p. 275.— Segal P., В e r-ger S., Acta physiol. pol., 1956, т. 7, с. 51.
Поступила 21/1V 1970 г.
VITAMIN A AND PHYSICAL LOADS /. M. Borisov, A. A. Minkh
An optimal daily dose of Vitamin A is recommended as the result of a study of the Vitamin A requirement during physical loads.
УДК 378.661:371.74Д78
К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ РЕЖИМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКЗАМЕНОВ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
А. 3. Белоусов, И. Г. Дьячкова, Т. III. Миннибаев, Э. Э. Саркисянц
Кафедра гигиены детей и подростков I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова
В последние годы внимание гигиенистов и педагогов направлено на поиски оптимальных форм организации обучения в высших учебных заведениях нашей страны. Появился ряд работ (И. И. Беляев, 1966, 1969; Н. С. Лобойко, Б. Рубин и Ю. Колесников; В. П. Стоногина и С. В. Попов, и др.), указывающих на большую недельную нагрузку студентов различных вузов и значительные нарушения в их режиме дня. Эффективная постановка учебного процесса требует совершенствования системы организационных и педагогических мероприятий, которые должны базироваться на данных динамики работоспособности студентов.
Нами была предпринята попытка подойти к гигиеническому обоснованию организации учебных занятий и экзаменационной сессии студентов медицинского института. Под наблюдением находились 2 группы (50 человек) первокурсников, занимающихся по разным вариантам недельного расписания в течение семестра с разным распределением экзаменов во время весенней сессии.
Для решения поставленной задачи изучались режим дня и суммарная нагрузка студентов по недельным хронокартам, проводились хронометраж-ные наблюдения во время практических занятий и лекций, изучались вегетативные функции (частота сердечных сокращений и уровень артериального давления) и нейродинамика (хронорефлексометрия и корректурные тесты).
Хронометражные наблюдения и данные анкет выявили ряд нарушений режима дня первокурсников: длительные, до 8—10 часов, перерывы между приемами пищи, отсутствие времени для отдыха на воздухе, сокращение продолжительности сна. В учебные дни 56% студентов спят 6—7 часов в сутки, 19% — менее 6 часов, и только у 25% студентов сон был нормальной продолжительности. Время сна оказывалось сокращенным в основном за счет позднего отхода ко сну: 52% студентов ложатся в 24 часа, 29% — в 1—2 часа ночи.
Анализ хронограмм показал, что эти нарушения в режиме дня студентов прежде всего являются следствием большой суммарной учебной нагрузки и переездов, связанных с занятиями на кафедрах, расположенных в разных районах города. На учебную работу в институте и дома вместе с дорогой туда и обратно уходит в среднем 12—13 часов в сутки. Студенты, как правило, возвратясь домой и пообедав, сразу же садятся за приготовление заданий и занимаются до 23—24 часов, а нередко засиживаются за полночь.
Суммарная учебная нагрузка еще более увеличивается в зачетный период, когда, помимо подготовки к текущим занятиям, приходится готовиться к сдаче очередного зачета. В это время 74% студентов тратят на домашние занятия по 5—7 часов в день, а нередко и больше, и лишь 36% студентов занимаются не более 4 часов. Объем заданий часто так велик, что приходится заниматься в воскресные дни не только в зачетный период, но и в течение семестра. Продолжительность воскресных занятий составляет 5—8, нередко 10 часов. Таким образом, у первокурсника почти не остается времени для отдыха. Можно с большой вероятностью предполагать, что многие нарушения в режиме дня связаны еще и с неумением планировать свое время.
Первый курс любого института является особым курсом: бывшие школьники, привыкшие к определенной системе, поступая в институт, сталкиваются с различными требованиями в зависимости от специфики кафедр. Приспособление к этим требованиям происходит на фоне перестройки всего режима, связанной со значительной удаленностью института от места жительства, с меньшими возможностями наладить правильный режим питания и отдыха, с отсутствием навыков к самостоятельной работе и пр. Вместе с тем нельзя забывать и о том, что функциональные способности организма первокурсников снижены, так как большинству из них пришлось дважды (в школе и в институте) держать ответственные экзамены, и, естественно, у них не было достаточного летнего отдыха. И действительно, как показали исследования, 73% студентов-первокурсников имели различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Поэтому на I курсе особенно важно правильно построить учебный процесс. Введя рациональное расписание семинарских, лабораторных и лекционных занятий, можно достигнуть более равномерной нагрузки в течение недели, правильно организовать не только учебное время студента, но и питание и т. д.
При изучении расписания занятий студентов-медиков I курса выявлена большая неравномерность учебной нагрузки. В некоторые дни имеется одно практическое занятие и 2 лекции, в некоторые — только 6 часов практических занятий, иногда вместо обычных 6 занимаются 8 часов. Нами прослежена работоспособность студентов в различные дни, а также изучена реакция на суммарную учебную нагрузку в институте и дома. Кроме указанных выше методов оценки функционального состояния организма, в недельную хронокарту были введены вопросы о субъективной оценке учебного дня с точки зрения его трудности. Результаты исследований выявили прямую связь между объективными показателями функционального состояния организма, субъективной оценкой трудности учебного дня и расписанием занятий.
Мы изучали у 50 человек динамику частоты сердечных сокращений и артериального давления на протяжении учебного дня и недели в начале
и в середине семестра. Во время исследования, которое проводили за 30— 10 мин. до начала занятий и сразу же после их окончания, студенты находились в положении сидя.
Как видно из табл. 1, к концу учебных занятий в целом по группе отмечается замедление пульса и некоторое снижение артериального давления, что можно рассматривать как проявление тормозного влияния из корковых отделов головного мозга.
Таблица 1
Средние данные динамики частоты пульса и артериального давления в течение учебных
занятий
Юноши Девушки
Показатель функционального состояния до занятий после занятий разница до занятий после занятий разница
Частота сердечных сокращений в 1 мин. Артериальное давление (в мм рт. ст.): максимум минимум . . . 80,7± 2,6 117,8±2,8 67,4± 1,4 73,1 ±2,7 113,3±3,2 67,8±2,7 -7,6 -4,5 +0,4 84,6± 2,6 107,8± 3,5 63,1± 1,8 79,5±3,3 105,3±3,0 63,9± 1,9 -5,1 —2,5 +0,8
Изучение нейродинамики путем определения скорости зрительно-мо-торной реакции и корректурных тестов подтвердило, что конец учебных занятий характеризуется усилением или проявлением тормозных процессов в центральной нервной системе. Как правило, к концу учебных занятий отмечалось удлинение скрытого времени реакции и ослабление дифферен-цировочного торможения, а в корректурных тестах — некоторое (недостоверное) уменьшение объема выполняемой работы и увеличение числа сделанных ошибок (табл. 2).
Таблица 2
Средние показатели скорости зрительно-моторных реакций и корректурных тестов на протяжении семестра
Латентный Корректурный текст
Время исследования период зрительно-моторной реакции (в м сек) число просмотренных знаков число сделанных ошибок
М±т
До занятий....... После занятий ..... Разница ........ 184±7,3 231 ±10,9 +47 781±19,3 750± 42,0 —31 8,5± 1,08 12,0± 1,26 +3,5
Анализ показателей функционального состояния организма студентов в различные по учебной нагрузке дни позволил дать сравнительную характеристику расписания занятий. Для одной из наблюдаемых групп (А) наиболее утомительным оказался четверг, когда заниматься приходилось 8 часов, на что указывали в анкете почти все студенты (91 %). В этот день выявлены и наиболее существенные функциональные сдвиги. Значительнее, чем в другие дни, снизились после занятий частота сердечных сокращений и показатели артериального давления, увеличился латентный период зрительно-моторной реакции (почти на 40% исходного уровня) и отмечен довольно высокий процент (87) корректурных проб, показавших утомление. Очевидно, 8-часовые занятия для первокурсников являются чрезмерной нагрузкой, и их не должно быть. Тяжелыми оказались и те дни, когда все 6 часов продолжались практические занятия (табл. 3).
га а
<
я с
В >.
Для студентов другой группы (Б) довольно тяжелым оказался день, начинавшийся с 8 часов занятиями по физкультуре на стадионе или в спортивном зале. Они приезжали на практические занятия к 11 часам уже усталыми, и к концу учебного дня (15 часов) у 92% из них по корректурному тесту было установлено утомление, а 70% отмечали, кроме того, и субъективную усталость.
В ,гпериод экзаменационной сессии режим жизни, как правило, несколько налаживался: студенты тратили меньше времени на дорогу, регулярнее питались, достаточно спали (за исключением дн^ перед экзаменом). Подготовка к экзаменам в течение дня, согласно анкет- £ ным данным, у 58% обследован-ных занимала 6—8 часов, у 26%—8—10 часов, у 16% — более 10 часов. >.
Результаты исследований функционального состояния организма студентов в период § экзаменационной сессии значительно отличались от результатов, полученных в период обычных занятий, что согласуется с исследованиями других авторов (В. П. Стоногина и С. В. Попов, и др.). х
Это можно объяснить особым эмоциональным напряже- * нием, связанным с мобилиза- « цией всех сил. Напряжение особенно проявлялось накануне экзамена. Оно сказывалось прежде всего на сне: каждый 5-й студент спал в эту ночь менее 4 часов, 33% — менее 6 часов. В день сдачи экзамена зарегистрировано значительное учащение пульса, достигавшее у некоторых девушек 140 в минуту (в среднем 101,6), у юношей — 130 в минуту (в среднем 93,4).
Корректурные тесты в день экзамена характеризовались увеличением количества просмотренных знаков, но наряду с этим значительно увеличивалось число пропущенных ошибок.
х
Суббота Биология Иностранный язык Латинский язык 10 10 00
Пятница Органическая химия История КПСС (семинар) Физкультура (с 14 до 16 часов) 13 13 67
Четверг Биология Физика (лекция) Гражданская оборона Органическая химия 91 90 87
Среда Гистология Анатомия (лекция) Анатомия 31 51 62
Вторник Латинский язык Физика Неорганическая химия 44 63 80
Понедельник Анатомия Гистология (лекция) История КПСС (лекция) Физкультура (с 16 до 18 часов) 18 61 80
Часы занятий и показатели С 9 до 11 часов » 11 » 13 » »13 >15 » » 15 » 17 » Число студентов, оценивших день как трудный (в %) Число студентов, отметивших усталость ( %) Выявленное утомление прн корректурной пробе (в %)
Выводы
1. Вследствие большой суммарной учебной нагрузки у преобладающего большинства студентов отмечаются существенные нарушения в режиме дня в виде увеличения перерывов между отдельными приемами пищи, сокращения продолжительности сна и времени пребывания на воздухе.
2. Существующий режим обучения приводит к неблагоприятным сдвигам в организме первокурсников, особенно в дни, когда расписанием предусмотрены только практические занятия, а также в дни с 8-часовыми занятиями.
ЛИТЕРАТУРА
Беляев И. И. Гиг. и сан., 1966, №6, с. 91.— О н ж е. Там же, 1969, № 9, с. 78,— Лобойко Н. С. Опыт применения метода рефлексометрин для гигиенической оценки умственного утомления. Автореф. дисс. канд. Львов, 1966.— Рубни Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов-на-Дону, 1968.— Стоногнна В. П., Попов С. В. Гнг. и сан., № 3, с. 53.
Поступила 13/V 1970 г.
HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE REGIMEN OF DAILY STUDIES AND EXAMINATIONS OF STUDENTS AT A MEDICAL INSTITUTE
A. 2. Belousov, N. G. Diyakova, T. Sh. Minnibaev, E. E. Sarkisyanis
A study of the working capacity of students during studies and especially examinations revealed a deterioration of the body functions (lengthening of the latent period in the oculomotor reaction, decrease of the volume of the timed task simultaneously with increase of the number of mistakes, etc). These disturbances were so much more pronounced on days when there were 8 hours of lectures of 6 hours of practical classes.
УДК 612.52/.65-053.5
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕПЛООБМЕНА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е. И. Кореневская, Н. Г. Дьячкова, М. П. Ронжина, Г. В. Терентьева
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Теплообмен и его регуляция у детей имеют свои характерные особенности, наиболее четко выраженные в раннем постнатальном периоде. Данные, касающиеся теплообмена у школьников, довольно скудны. Многие авторы вообще склонны считать, что терморегуляторные реакции в этом возрасте и у взрослых существенно не отличаются (Я. Куно; Н. А. Попова). Однако детский организм pacref постепенно и правильнее было бы говорить не о возрастных особенностях теплообмена, а о возрастной его эволюции, о характерном для каждого возрастного периода уровне развития органов и систем, обеспечивающих постоянство температуры внутренней его среды. Все авторы, занимающиеся изучением потоотделения у детей, отмечают его большую, чем у взрослых, интенсивность в одинаковых термических условиях, несмотря на морфологическую незавершенность развития ротовых желез (И. А. Гольдберг; К. А. Калантаевская; А. Н. Кондратьев; О. А. Крылов; Я. Куно).
Выраженная вегетативная неустойчивость у детей младшего и среднего школьного возраста (3. И. Бирюкова-Коларова) обеспечивает крайнюю лабильность и вариабельность абсолютных значений показателей, характеризующих дыхательную, сердечно-сосудистую, потоотделительную системы и отсутствие четких возрастных их различий у школьников в покое (Л. И. Абросимова).
В данной работе возрастную эволюцию теплообмена изучали в целях гигиенического нормирования примерно у 450 здоровых школьников в воз-