Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ОТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИХ ОРГАНИЗМА ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ'

ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ОТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИХ ОРГАНИЗМА ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPENDENCE OF THE RESULTS OF STUDIES OF THE SENIOR COURSES STUDENTS OF A MEDICAL INSTITUTE ON THE FUNCTIONAL STATE OF THEIR BODY IN DIFFERENT ORGANIZATION OF STUDIES

The paper contains results of a study of the working capacity of students in the senior courses of a medical institute. The finding was that different types of practical classes, with due regard for their length and specific features, had no significant effect on the functional state of the body. The examinations were an exception as they were carried out with a psychoemotional strain. A definite relation was found to exist between the results of studies and certain functional indices.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ОТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИХ ОРГАНИЗМА ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ»

the weight indices and the lowest one in the chest circumference indices. The acceleration of growth proceeds much more quickly among the children and adolescents of North Kazakhstan than among children and adolescents of the same age of the other towns. One of the main factors, causing the increase of the physical development indices, is the improvement of the living conditions of the population.

УДК 612-052.63:378.661

Канд. мед. наук Ю. А. Литвинова

ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ОТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИХ ОРГАНИЗМА лПРИ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца

Нашей задачей явилось изучение работоспособности и функционального состояния организма студентов старших курсов медицинского института в зависимости от типологии занятий — наиболее распространенной традиционной формы их (опрос, объяснение нового материала, работа в произвольном ритме), контрольного занятия (в условиях дефицита времени и значительного психо-эмоционального напряжения), семинарского занятия и других видов практических занятий (обход и разбор больных на клинических кафедрах), а также продолжительности занятий (2, 3, 4 и 6 ч) и специфики их по 6 различным дисциплинам. Исследованию подвергали одних и тех же лиц (82 студентов) в динамике обучения на V— VI курсах. Изучали объем и скорость переработки информации, латентные периоды зрительно-моторной реакции, функции памяти и внимания, частоту пульса и уровень систолического и диастолического давления, а также другие показатели гемодинамики (среднее, пульсовое и средне-динамическое давление, ударный и минутный объем сердца, периферическое сопротивление), определяемые расчетным методом. Полученные данные подвергли вариационно-статистической обработке с вычислением критерия достоверности различий.

С целью выявления зависимости между успеваемостью студентов и изучавшимися физиологическими показателями проведен множественный корреляционный анализ с вычислением полных и частных коэффициентов корреляции и коэффициентов уравнений регрессии (расчеты выполнены на ЭВМ).

Исследования свидетельствуют о том, что при традиционной форме организации практических занятий по различным дисциплинам существенных, статистически значимых различий в изменении физиологических функций в динамике не выявлено. Характер их изменения на практических занятиях, проводимых в одни и те же часы по традиционной схеме (опрос студентов, объяснение нового материала, последующая работа в довольно произвольном ритме), одинаков и не зависит от специфики дисциплины как теоретического, так и клинического плана. Аналогичные изменения отмечены и в динамике занятий типа семинара. Наиболее общими в динамике практических занятий были учащение пульса (на 3—8 в минуту), снижение систолического давления (на 4—9 мм рт. ст.), повышение диастол ического давления (на 2—4 мм рт. ст.) и уменьшение объема кратковременной памяти (на 0,2—0,4 ед.). Такие показатели, как латентные периоды условнодвигательных реакций и скорость переработки информации, изменялись разнонаправленно и в различной степени.

Неблагоприятные ответные реакции организма студентов отмечены при проведении контрольных занятий. Данные индивидуализирующего анализа показывают, что 3-часовые контрольные занятия (1ч — написание работы, 2 ч — разбор ошибок и дополнительный опрос студентов) приводят к ухудшению функционального состояния центральной нервной

системы. Так, у 59% студентов удлиняется латентный период простой зрительно-моторной реакции на 13—15 мс, у 53% снижается объем и у 54% скорость переработки информации, у 52% уменьшается объем кратковременной памяти. Ухудшаются показатели деятельности сердечно-сосудистой системы: у 30% обследованных повышается, а у 32% снижается систолическое давление (на 8—12 мм рт. ст.), у 46% повышается диастоличе-ское давление (на 5—8 мм рт. ст.) и у 56% уменьшается ударный объем сердца.

Изучение зависимости функциональных сдвигов в организме студентов от продолжительности занятий выявило следующее. Практические занятия продолжительностью 2 ч, проводимые утром, способствуют улучшению показателей функционального состояния организма: латентный период зрительно-моторной реакции укорачивается на 8,2 мс (Я < 0,05), скорость переработки информации увеличивается на 0,10 бит/с (Р <. 0,05), объем кратковременной памяти увеличивается на 1,5 ед. (Р < 0,05), пульс урежается на 7,8 в минуту (Р < 0,05). Уровень артериального давления практически не изменяется, т. е. наступает врабатывание. После 4 ч занятий показатели высшей нервной деятельности еще более улучшаются, что свидетельствует о сохранении устойчивого уровня работоспособности — увеличивается объем и скорость переработки информации (достоверно по сравнению с исходным уровнем), увеличивается объем памяти, причем показатели гемодинамики не изменяются. После 6 ч занятий в свободном ритме не отмечено признаков утомления организма студентов; более того, большинство показателей умственной работоспособности становится выше исходного уровня.

Занятия продолжительностью 3 ч не сопровождаются снижением работоспособности, хотя под их влиянием уже не наблюдается повышения работоспособности подобно тому, как это обнаруживается после 2-часового занятия; 3-часовые практические занятия во второй половине дня вызывают ряд изменений функционального состояния организма. И если при генерализующем методе оценки изучавшихся показателей (достоверность различия средних величин) не всегда четко выявляются статистически значимые изменения, то при индивидуализирующем методе обнаруживаются неблагоприятные сдвиги у большинства обследованных. Так, у 75,1% лиц удлиняется латентный период условнодвигательных реакций, у 63,8% уменьшается объем памяти, у 43,8% учащается пульс, у 56,7% снижается систолическое и повышается диастолическое давление, у 62,2% снижается пульсовое давление, у 54% повышается среднединамическое давление и у 64,9% уменьшается ударный объем сердца. Наблюдавшиеся нами изменения некоторых физиологических функций организма студентов старших курсов медицинского института в динамике практических занятий аналогичны тем, которые отмечаются у студентов различных вузов (Н. А. Шевелев и Э. Н. Шевелева; И. И. Пономаренко; Н. М. Павленко). Они отражают, с одной стороны, дневную периодику работоспособности, а с другой — влияние различной организации практических занятий.

При изучении взаимосвязи успеваемости студентов и отдельных изучавшихся показателей (вычислялись коэффициенты корреляции между средним баллом и функциональными показателями, исследовавшимися до начала занятий, после обычного практического занятия, до и после контрольного занятия) обнаружено следующее. Представленные в таблице данные о полных коэффициентах корреляции свидетельствуют о том, что связь между успеваемостью и отдельными показателями (при учете влияния всех других) слабая. Однако частные коэффициенты корреляции, отражающие взаимосвязь с отдельно взятыми показателями, для некоторых имели высокие значения: отмечена высокая степень корреляции с уровнем систолического давления, умеренная — с объемом кратковременной памяти, скоростью переработки информации и минутным объемом сердца. Значение множественного коэффициента корреляции успеваемости и показателей

2*

35

о

X -

ч а х е х х к х

>1

•е

■к

V

ч

: я к

V ч ' Ч О _

8В-гй

С§ох

А £ «

х о 5

О X £

* л « ч = О О я еГо."

£ Я =

1*8 о о £ и к о О « 4 =

3%

О X Ж X

3 ч

■ I а§

са

о » * о

41

я

о"

о о н _ к

О о X

ч*

х Щ

о X

ч о

с

о

- т со — о со

^ ю — сч о_

о о о

2 ю °'1

«О (N0 О — — СО —

СО о

да о со (О — <0

о

со еч ю да

о — — — о

о* о о о р

I I I

о —

сч о

— г-

со о

о" о"

Ю 00

<м оо

О СО

8 о со оо ю ю — О — О) о

? ? ? 11 1 г

0 СО О СО о о о — о о смсч — <м —

1 1 1 11

оо да чт ср оо оо ю-ч1 ООО оо — оо

О- о ^

- И СО О—" 00 г—

— — СЧ СЧ О — —О

т

1 т

г «

н

X

о.

«О з: Я X о. ^ I-

О га \о х <и га

о. са. а.

Щ 4,

С«й

„Он

5 1 с

з о. _

X о ?

Е к

X о

2 *§ х ж

V

г

0) си л о X

н _ «

х X я -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

га 2 2 о

а

£

«в о.

.0)

в £ я ^

X

О и О

■л и

V IТ

га 2 о ч л о

о 2 о Й %

о г а. к- £

га О \о

Ч х о

о и

и О

и

X «О

X о

с й

О Я

г. а>

_ о х

2

14

о

и

о

ЙС

ЕГ X

ч о

га X

э 2

I

СГ

3

Си V

и

я

0 г

1

о о

X

я

X 05 н

и ии

- - X - - ^ х а х >■ х о х х СХ V X Ч >» Ч 2

функционального состояния центральной нервной системы и высшей нервной деятельности (до начала занятий) составило 0,46. Следовательно, успеваемость студентов определяется на 22% (коэффициент детерминации /?2=0,2196) скоростью условнодвигательных реакций, объемом и скоростью переработки информации, объемом кратковременной памяти. Уравнение регрессии при этом имеет следующий вид:

Хг = 4,2238 — 0,00307 Х2 + + 0,00351 Х3 — 0,47805 Х4 + + 0,17861Х5

где Хх—балл успеваемости; Ха— время простой зрительно-моторной реакции (в мс); Х3 — объем переработки информации (в бит); — скорость переработки информации (в бит/с); X5— объем кратковременной памяти (в усл. ед.).

В то же время теснота связи показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы (пульс, уровень артериального, систолического и диастолического давления, минутный объем сердца) невелика — Я = 0,19, /?а = 0,0361. Уравнение регрессии имеет вид:

Ху = 4,8212 + 0,00795 Х2 — 0,00279 Хз— 0,00154 Х4 — — 0,00006 Хь,

где Хг — балл успеваемости; X2— пульс (в мин); Х3— уровень систолического давления (в мм рт. ст.); Х4— уровень диа-столического давления (в мм рт. ст.); Хь—минутный объем сердца (в мл).

При увеличении умственной нагрузки теснота связи между успеваемостью и изучавшимися показателями изменяется. После обычного занятия степень влияния показателей центральной нервной системы (высшей нервной деятельности) составляет 10%, перед контрольным занятием— 13%, после контрольно-

го занятия — 7,3%; степень влияния показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы составляет соответственно 4,8, 21,2 и 14,4%.

Полученные данные, вероятно, свидетельствуют об изменении регуляции и взаимоотношения различных функций в организме по мере увеличения сложности умственной нагрузки. Указания на значительные сдвиги деятельности сердечно-сосудистой и симпатико-адреналовой системы (принимающей непосредственное участие в регуляции сосудистого тонуса) во время экзаменов приводят Н. П. Волкова, О. В. Подольская и др.

Выводы

1. Специфика занятий по отдельным дисциплинам на старших курсах медицинского вуза не оказывает существенного влияния на работоспособность студентов.

2. Наибольшие изменения функционального состояния организма студентов отмечаются при контрольных занятиях, сдвиги на занятиях другой типологии менее значительны и в определенной мере отражают дневную периодику работоспособности.

3. Практические занятия продолжительностью 3 ч нецелесообразны во второй половине дня; наиболее рационально проводить 2-часовые занятия с перерывами между ними, что соответствует сложившемуся ранее динамическому стереотипу занятий.

4. Практические занятия на старших курсах медицинского вуза сопровождаются нерезко выраженными (в большинстве случаев) изменениями общей работоспособности и функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, что, вероятно, связано с хорошей адаптацией студентов старших курсов к учебной нагрузке.

5. Среди прочих факторов на успеваемость студентов влияет и функциональное состояние их организма.

ЛИТЕРАТУРА. Волкова Н. П. — В кн.: Физиологическая характеристика умственного и творческого труда. М., 1969, с. 32—33. — Павленко Н. М. — В кн.: Физиология труда. М., 1973, с. 277—278. — Подольская О. В. — Там же, с. 291—292. —Пономаренко Н. Н. — «Гиг. труда», 1971, № 7. с. 33—35. — Шевелев Н. А., Шевелева Э. Н. — В кн.: Материалы 4-й межвузовской научной конференции физиологов и морфологов пединститутов. Ярославль, 1970, с. 412—413.

Поступила 17/VI1975 г.

DEPENDENCE OF THE RESULTS OF STUDIES OF THE SENIOR COURSES STUDENTS OF A MEDICAL INSTITUTE ON THE FUNCTIONAL STATE OFTHEIR BODY IN DIFFERENT ORGANIZATION OF STUDIES Yu. A. Litvinova

The paper contains results of a study of the working capacity of students in the senior courses of a medical institute. The finding was that different types of practical classes, with due regard for their length and specific features, had no significant effect on the functional state of the body. The examinations were an exception as they were carried out with a psycho-emotional strain. A definite relation was found to exist between the results of studies and certain functional indices.

УДК ei2+613]-0S2.e3:378,«6!

Проф. О. П. Шепелин, Б. А. Алексеенко

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКЗАМЕНОВ СТУДЕНТОВ

Медицинский институт, Владивосток

Сделана попытка впервые подойти к физиолого-гигиеническому обоснованию организации учебного процесса студентов Владивостокского медицинского института, который за непродолжительную деятельность стал крупнейшим на Дальнем Востоке многофакультетным медицинским

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.