профессор А.П.Спицин, к.б.н. П.Г.Чупраков
ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСПЕВАЕМОСТИ
Кафедра патофизиологии КГМА
Проблема здоровья студентов в последнее время привлекает все большее внимание исследователей [2,10,12]
Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов [6].
Проблема проникновения в иерархию системных регуляций в организме вызывает большой интерес исследователей. Однако решение этих задач возможно только на основе создания новых современных технологий исследования [4,5,8].
Решение этих задач позволит реализовать принципы динамического контроля за состоянием функциональных систем организма, что создаст предпосылки для разработки рекомендаций и выявления групп риска, регуляторные системы которых находятся на пределе своих возможностей.
Цель исследования: комплексная оценка уровня адаптации студентов к учебной деятельности в зависимости от успеваемости.
Материал и методы. Объектом наших исследований были практически здоровые студенты второго курса Кировской государственной медицинской академии (360 человек). Динамику функционального состояния организма студентов и степень напряжения регуляторных систем во время обучения оценивали по параметрам изменений сердечно-сосудистой, центральной и вегетативной нервной систем, как чувствительных индикаторов адаптации.
Исследование сердечно-сосудистой системы. Особенности регуляции кровообращения оценивали методом математического анализа ритма сердца [1] Анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) включал как параметры, предложенные Р. М. Баевским [1], так и рекомендованные рабочей группой Европейского Кардиологического Общества и Северо- Американского общества стимуляции и электрофизиологии.
По полученному динамическому ряду КВ. интервалов рассчитывали следующие статистические характеристики ВСР: средний КК-интервал, среднее квадратическое отклонение (СКО), вариационный размах (ВР), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), индекс напряжения регуляторных систем (ИН), хреднее квадратическое различие между длительностью соседних синусовых КК- интервалов (РМ^Б), триангулярный индекс вариабельности (ТИ).
Для выявления и оценки периодических составляющих сердечного ритма проводили спектральный анализ с использованием непараметрического метода быстрого преобразования Фурье. Вычисляли отноше ние мощности в диапазоне низких частот к мощности в диапазоне высоких частот (ЬГ/ ИГ). Для общей характеристики активности регуляторных систем рассчитывали индекс централизации (ИЦ), индекс активации подкорковых нервных центров (ИАП) и показатель активности регуляторных систем (ПАРС) (Баевский Р. М., 1995).
Регистрировали систолическое (АДС) и диастолическое (АДД) артериальное давление. Исследование ударного объема непрямым способом производили по формуле Старра. Наряду с общеизвестными показателями сердечно-сосудистой системы (минутный объем крови (МО), сердечный индекс (СИ), общее периферическое сопротивление (ОПС)), изучали: показатель эффективности кровообращения (ПЭК, ед.), индекс работы Сердца (ИРС, ед.), показатель внешней работы миокарда (ВРМ, ед.), критерий экономичности миокарда (КЭМ, ед.), коэффициент эффективности кровообращения (КЭК, ед.), "двойное произведение" (ДП, ед.) по Робинсону (Смирнов АД., Чурина С.К., 1991),
39
индекс кровообращения (ИК, мл/кг/мин), индекс тонуса сосудов (ИТС=ПД/АДД, ед.), интегральный показатель уравновешенности сердечного и сосудистого компонентов (ИПУССК, ед.). Определяли адаптационный потенциал системы кровообращения (АП) в баллах [1].
Показагели функционального состояния студентов _Таблица 1._
Показатель Успеваемость P-
Низкая Средняя Высокая знач
(34,3%) (34,7%) (31,0%)
Тсихофизиологи СКО сред. врем. ПЗМР, мс 46.55il.82'4 43.83±1.81 41.93il.86 0.074
[еские тесты Коэф. РДО 2.84±0.33л 3.13±0.27 3.19Ю.26 0.080
п=277) Ср. врем. нажат, (теппинг), мс 165.13i2.0f 161.29il.52 159.73il.79 0.093
1оказатели МОК, мл/мин 3967±145+ 3504*128 3892П58 0.056
емодинамики п=143) ОПС, дин+с * см "5 2003±90+ 2 229±90 2 04Н82 0.149
КЭК, усл. ед. 36.50±1.38+ 32.54*1.42 36.10il.48 0.095
Сарактеристики ИЦ 0.68±0.07л 0.62Ю.10 0.55Ю.08 0.182
*СР (п=101) LF/HF 1.28Ю.15+ 0.94Ю.13 1.1010.18 0.590
Примечания: р - значимость различий между тремя группами по успеваемости; л - отличия достоверны от студентов с высокой успеваемостью (р<0,05); + - отличия достоверны от студентов со средней
успеваемостью (р<0,05).
Исследование высших психических функций. Оценку кратковременной памяти проводили с помощью разработанной нами программы "Память на числа". Подвижность нервных процессов определяли по простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) с расчетом количественных критериев (функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость реакции (УР), уровень функциональный возможностей (УФВ)) по Т. Д. Лоскутовой (1975) в нашей модификации. Для оценки внимания использована разработанная нами автоматизированная корректурная таблица, состоящая из колец Ландольта [3]. Для определения преобладания процессов возбуждения или торможения в ЦНС использовали разработанную нами компьютерную методику "Реакция на движущийся объект (РДО)". Для определения силы нервных процессов применялся разрабо- танныи нами компьютерный вариант теппинг-теста. Для определения работоспособности нервной системы использовали автоматизи рованный нами тест с матрицами [3].
Обработка данных. Все данные, полученные в ходе исследования, обработаны с применением современных методов математической статистики [9]
Результаты исследования и обсуждение. Сравнительный анализ психофизиологи ческих реакций выявил особенности умственной работоспособности, устойчивости и концентрации внимания, силы нервной системы и регуляции сердечного ритма в зависимости от среднего балла успеваемости (СБ) за два года обучения в вузе. Выявлено, что у студентов с низким СБ наблюдаются более низкая скорость ПЗМР, ФУС, УР, УФР и низкий коэффициент реакции на движущийся объект (РДО). Достоверные различия между низко- и высокорезультативными испытуе мыми обнаружены также и при выполнении теппинг-теста, причем чем больше было среднее время нажатия, тем ниже была результативность деятельности исследуемых (табл.1)
При анализе данных гемодинамики, полученных у испытуемых в процессе обучения, мы выделили ряд показателей, которые достоверно различаются у низко- и высокорезультативных испытуемых. Наиболее информативными оказались такие показатели как
МО, ОПС, критерий эффективности кровообращения. У студентов с низкой и высокой успеваемостью, в отличие от средней успеваемости, МО и ОПС были более высокими. Повышение МО при увеличении ОПС ведет к большому потреблению кислорода и, следовательно, меньшей экономичности работы
сердца в этот период [7].
Анализ показателей сердечного ритма позволил выявить, что наиболее прогнос тическими параметрами, отражающими различие в механизмах регуляции у высоко- и низкорезультативных испытуемых, является исходная частота, ЗБЫЫ ИН. Изучение особенностей регуляции сердечной деятель ности (по автокорреляционному анализу) показало, что первый коэффициент автокорреляции наибольшее значение имел у студентов с низкой успеваемостью, в то время как у студентов с высоким СБ - наименьшее, что указывает на более высокую централиза-цию управления сердечным ритмом у низкорезультативных студентов. Обнаружено, что общая мощность спектра была наименьшей у студентов с низкой успеваемостью, что указывает на снижение вариабельности сердечного ритма в процессе обучения. Индекс централизации (ИЦ) также был значительно больше у студентов с низкой успеваемостью. Увеличение ИЦ, за счет снижения активности дыхательных волн (ИГ) приводит к снижению адаптивных возможностей сердечного ритма [6] Повышение ИЦ характеризует переход регуляторных систем на межсистемный уровень управления [1]. Преобладание в регуляции гомеостаза активности кортико-лимбических структур, возможно, является компенсаторным процессом нарастания напряжения в регуляторных системах [13].
Наибольшее значение показателя активности регуляторных систем (ПАРС) было у студентов с высоким СБ. Существенное увеличение ПАРС у студентов с высокой успеваемостью указывает на более высокую "физиологическую цену" достижения высокого результата [12].
Результаты проведенного комплексного психофизиологического исследования показали, что факторы учебной деятельности оказывают специфическое влияние на функционирование центральной нервной системы, вегетативный гомеостаз и определяются индивидуальными физиологическими особенностями обучающе гося. Процесс адаптации к учебной деятельности осуществляется на основе формирования функцио-нальной системы с участием многих интег-ральных компонентов, в том числе специ фических -сенсорного, моторного, интеллек туального; неспецифических - уровня актива-ции ЦНС, эмоционального тонуса, вегетатив-ного обеспечения и других компонентов [11,12].
Список литературы:
1.Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. - М., 1974.
2. ГладушА. Д., Кича Д. И., Гринина О. В. Цели и задачи программы РУДН "Здоровье студентов" // Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конфе ренции -М.: Изд-во РУДН, 1999. - С. 24-25.
3.Горшков С. И., Золина 3. М., Мойкин Ю. В. Методики исследований в физиологии труда. - М.: Медицина, 1974. - 312 с.
4.Дмитриева Н. В., Главатский С. Т., Глазачев О. С., Шевелев В. Ю. Новые информационные полипараметрические технологии для экомедицины// Вестник новых медицинских технологий. - 1998. -т.5, № 1 - с 38-41.
5.Жбанков О. В., Толстой Е. В. Технология контроля психофизического состояния студентов и управления им // Теор. и практ. физ. культ. - 1997.-№8.-с. 40-43.
б.Здоровье студентов / Под ред. акад. РАМН Н.А.Агаджаняна - М.: Изд-воРУДН,1997. -199 с
7. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: наука, 1980. - 192 с.
8.Рябова Т. Я., Шлапак В. Н., Кочуев В. Н. Программно-аппаратный телефонный комплекс "Пульсарт" для скрининговой диагностики состояния здоровья с использованием интерактивной компьютерной телефонии // 2-ая Международная конференция " Радиоэлектроника в медицинской диагностике: оценка функций и состояния организма", Москва, 23-26 сентября, 1997.-М., 1997.-е. 131-135.
9.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 352 с.
Ю.Хадарцев А. А., Фризен В. Э., Жеребцова В. А., Сапогова Е. Е. Программа "Здоровье студентов в XXI веке" // Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно- практической конференции - М.: Изд-во РУДН, 1999.-С. 24-25.
11 .Хаптахаева Е. Г., Чижов А. Я. Мониторинг кардиореспираторной и вегетативной нервной систем организма студентов. // Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции - М.: Изд-во РуДн, 1999. -С.55-56.
12.Юматов Е. А., Бадиков В. И., Глазачев О.
, Умрюхин Е. А. Экзаменационный стресс - причина соматовегетативных нарушений у студентов // Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конфе ренции - М.: Изд-во РУДН, 1999. - С. 24-25.