THE EDUCATIONAL REGIMEN OF THE FOOT-WEAR FITTER STUDENTS AT A SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL
A. A. Elyashev, B. I. Gutnik
The authors investigated the dynamics of certain physiological functions among the students of a secondary occupational technical school, who were in the 1st year of training in the profession of a foot-wear fitter. Three cycles of observations were carried out in the following order: the first and second half year and in the course of continuous industrial training. The reflexometry and the method of corrected tests were used. Certain physiological functions were found to depend on the peculiar traits of the industrial training regimens prevailing in two training groups.
УДК 612.65-063(574.2)
С. Н. Мастеров
СДВИГИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА
Кустанайский педагогический институт 50-летия образования СССР
В городах северной зоны Казахстана, областных центрах — Петропавловске и Кустанае с населением около 150 тыс. человек в каждом неуклонно повышается социально-культурный уровень и улучшаются жилищные условия. В частности, наблюдается интенсивный переход от одноэтажных домостроений с приусадебными участками к микрорайонам с современной многоэтажной застройкой.
Впервые в Северном Казахстане изучение физического развития детей и подростков было начато нами в 1966 г. В Петропавловске обследовано 7209 человек в возрасте от 1 года до 17 лет. Для характеристики физического развития исследовали показатели: соматометрические (рост, вес, окружность грудной клетки), физиометрические (жизненная емкость легких, мышечная сила) и соматоскопические (состояние костной и мышечной системы, жироотложение), а также признаки полового созревания (степень развития волос на лобке и в подмышечной впадине, степень развития молочной железы, время появления первой менструации у девушек). Разработку материала вели для 54 возрастно-половых групп (для детей от 1 года до 3 лет взяли интервал в 3 мес, а для детей от 3 до 7 лет — в 6 мес).
Результаты исследования позволили дать характеристику практически всего периода развития детей и подростков Петропавловска, выявить некоторые закономерности и особенности. Так, увеличение годовых прибавок признаков и распределение школьников по уровню физического развития имели несомненную связь с периодом полового созревания. У мальчиков 13—16 лет обнаружено максимальное увеличение веса, окружности грудной клетки и жизненной емкости легких, а также усиленный рост волос на лобке. Отмечено максимальное увеличение длины тела на 1 год раньше, а мышечной силы — на 2 года. Усиление роста волос в подмышечной впадине (в 15 лет) соответствовало уменьшению годовых прибавок роста. У девочек максимальные прибавки веса, окружности грудной клетки и мышечной силы, усиленный рост волос на лобке и увеличение молочной железы, а также максимум появления менструаций зарегистрированы в возрасте 11—15 лет. Максимальное увеличение длины тела и жизненной емкости легких произошло на 1 год раньше; только в возрасте 14—17 лет наблюдалось усиление роста волос в подмышечных впадинах.
Средний возраст появления признаков полового созревания у школьников Петропавловска в 1966 г. был следующим: у мальчиков волосы на лобке— в 13 лет 1 мес, волосы в подмышечной области — в 13 лет 9 мес;
у девочек увеличение молочной железы произошло в 10 лет, появление волос на лобке — в 12 лет 4 мес, волос в подмышечной области — в 12 лет 6 мес, менструации — в 12 лет 8 мес.
Особенностями телосложения школьников Петропавловска являлись их относительная широкогрудость и некоторое отставание в росте и весе в 8—14 лет по сравнению с их иногородними сверстниками из Москвы, Ярославля, Алма-Аты, Караганды и Актюбинска. При сравнении полученных нами данных с показателями, относящимися к сельским школьникам Новосибирской, Московской, Владимирской, Калужской и Джам-бульской областей, выявлено значительно меньше различий, что позволяет предполагать сходство телосложения школьников Петропавловска и сельских местностей.
Некоторое своеобразие в телосложении изучаемых нами школьников можно объяснить большим объемом их мышечной деятельности во время работы по дому и на приусадебных участках.
С социально-бытовыми условиями можно связать замедление процесса полового созревания, уменьшение годовых прибавок роста (по сравнению с иногородними сверстниками) и веса у детей в возрасте 12—15 лет, который характеризуется наибольшей амплитудой колебаний величины всех признаков, наибольшим процентом акселерированных и ретардированных детей и детей с дисгармоничным развитием (до 40).
В конце 1971 г. 3. Я. Некишева изучала физическое развитие 2337 организованных детей Петропавловска в возрасте от 3 до 7 лет. Полученные данные позволяют судить о сдвигах в физическом развитии дошкольников Северного Казахстана за истекшие 5 лет. Увеличение роста мальчиков составило 0,75—3 см (0,8—2,7%) и веса — 0,27—1,58 кг (1,1— 7,7%), девочек соответственно — 0,55—3,42 см (0,5—2,9%) и 0,07—1,8 кг (0,5—8,2%). Наибольшее, статистически достоверное увеличение роста и веса произошло у мальчиков в возрасте от 5 до 7 лет, а у девочек — от 4 до 7 лет. Тенденции к увеличению окружности грудной клетки не выявлено.
В возрастно-половых группах, имеющих положительные сдвиги в показателях физического развития, наблюдается и увеличение годовых прибавок.
3. Я. Некишева, исходя из жилищных условий обследованных (хорошие, удовлетворительные и плохие), вывела средние показатели физического развития каждой группы в отдельности. Различия в физическом развитии детей с хорошими и плохими жилищными условиями статистически достоверны только в отношении веса у мальчиков 3—6 лет и у девочек 3, 4, и 7 лет.
При сопоставлении показателей физического развития дошкольников с различными жилищными условиями в 1971 г. с нашими данными 1966 г. выявлено, что рост и вес детей, имеющих хорошие жилищные условия, достоверно выше во всех возрастно-половых группах, за исключением мальчиков 7 лет. У мальчиков с удовлетворительными жилищными условиями отмечено достоверное увеличение роста в 3, 5 и 6 лет, а у девочек отмечено достоверное увеличение роста и веса в 5—7 лет. Из детей, имевших плохие жилищные условия (26,1%), зарегистрировано достоверное увеличение веса только у мальчиков 3, 4 и 6 лет. Достоверное увеличение окружности грудной клетки выявлено у детей 3 лет с хорошими жилищными условиями и у девочек 3 лет с удовлетворительными жилищными условиями. В остальных возрастно-половых группах достоверных сдвигов не обнаружено; лишь у мальчиков 7 лет с хорошими жилищными условиями, мальчиков 5—7 лет с удовлетворительными и плохими условиями, а также у девочек 7 лет с плохими жилищными условиями окружность грудной клетки стала достоверно меньше (I > 3).
Таким образом, наибольшие сдвиги в физическом развитии наблюдаются у детей Петропавловска, имеющих хорошие и удовлетворительные
жилищные условия (73,9%), что еще раз подтверждает влияние социального фактора на ускорение развития детей и подростков.
В 1972 г. мы обследовали свыше 3000 тыс. школьников Кустаная в возрасте 7—17 лет. Сопоставление показателей физического развития школьников Северного Казахстана 1966 и 1972 гг. показало, что за 6 лет рост мальчиков увеличился на 0,5—8,9 см (0,3—6,1%), а вес— на 2,2— 10,7 кг (3,7—21%), рост девочек—на 1—8,8 см (0,7—5,9%) и вес—на 0,4—8,9 кг (0,5—27%). У мальчиков рост и вес больше всего увеличились в возрасте 11—15 лет, у девочек наибольшее увеличение роста зафиксировано в 11—14 лет, веса — в 11—13 лет (разница статистически достоверна: t > 3). Увеличение окружности грудной клетки мальчиков составило 0,6—3,1 см (0,7—3,8%), девочек — 1—5,1 см (1,2—6,9%). Статистически достоверные сдвиги выявлены у мальчиков 14—17 лет и девочек 11—12 лет.
Таким образом, наибольшее увеличение признаков физического развития детей и подростков Северного Казахстана произошло в показателях веса, наименьшее — в показателях окружности грудной клетки. При этом наиболее значительные сдвиги отмечены именно в тех возрастах, для которых характерно отставание по сравнению с иногородними сверстниками.
Наряду со сдвигами в физическом развитии выявлено и ускорение полового созревания. Если в 1966 г. появление первой менструации у девочек выявлялось в 12 лет 8 мес, то в 1972 г. — на 1 мес раньше.
Ускорение физического развития детей и подростков Северного Казахстана идет более быстрыми темпами, чем у их сверстников из других городов (В. Г. Властовский и Ю. А. Ямпольская; К. П. Дорожнова; Г. П. Сальникова и В. Г. Эристави, и др.). В 1972 г. уровень физического развития школьников 9—15 лет соответствовал тому, который был характерен для 10—16-летних учащихся в 1966 г.; 10— 11-летние школьники в 1972 г. имели показатели 11-летних в 1966 г. Все это говорит о перемещении наиболее интенсивного развития организма на более ранний срок.
Выводы
1. У детей и подростков Северного Казахстана в 1971—1972 гг. определены положительные сдвиги в физическом развитии по сравнению с данными 1966 г.
2. Наибольшее увеличение признаков физического развития отмечено в показателях веса, наименьшее — в показателях окружности грудной клетки.
3. Увеличение показателей физического развития детей и подростков Северного Казахстана идет более быстрыми темпами, чем у их сверстников из других городов.
4. Одним из основных факторов, влияющих на улучшение физического развития детей и подростков Северного Казахстана, является улучшение жилищно-бытовых условий населения.
ЛИТЕРАТУРА. Властовский В. Г., Ямпольская Ю. А.— €Гиг. и сан.», 1974, № 2, с. 36—40. —Дорожнова К. П. — Там же, 1973, Ms 1, с. 27—32. —Некишева 3. Я. — Там же, 1974, № 2, с. 58—61 .—Сальникова Г. П., Эристави В. Г. — Там же, 1974, № 3, с. 41—44.
Поступила 25/1111975 г.
SHIFTS IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS
IN THE NORTH KAZAKHSTAN
S, N. Masterov
A comparative assessment of the physical development indices of children and adolescents of the North Kazakhstan obtained from the investigation data of 1966 and 1971—1972, revealed a positive dynamics. The highest increase of the physical development was noted in
2 Гигиена и санитария M 4
33
the weight indices and the lowest one in the chest circumference indices. The acceleration of growth proceeds much more quickly among the children and adolescents of North Kazakhstan than among children and adolescents of the same age of the other towns. One of the main factors, causing the increase of the physical development irldices, is the improvement of the living conditions of the population.
УДК 612-052.63:378.661
Канд. мед. наук Ю. А. Литвинова
ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ОТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИХ ОРГАНИЗМА лПРИ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца
Нашей задачей явилось изучение работоспособности и функционального состояния организма студентов старших курсов медицинского института в зависимости от типологии занятий — наиболее распространенной традиционной формы их (опрос, объяснение нового материала, работа в произвольном ритме), контрольного занятия (в условиях дефицита времени и значительного психо-эмоционального напряжения), семинарского занятия и других видов практических занятий (обход и разбор больных на клинических кафедрах), а также продолжительности занятий (2, 3, 4 и 6 ч) и специфики их по 6 различным дисциплинам. Исследованию подвергали одних и тех же лиц (82 студентов) в динамике обучения на V— VI курсах. Изучали объем и скорость переработки информации, латентные периоды зрительно-моторной реакции, функции памяти и внимания, частоту пульса и уровень систолического и диастолического давления, а также другие показатели гемодинамики (среднее, пульсовое и средне-динамическое давление, ударный и минутный объем сердца, периферическое сопротивление), определяемые расчетным методом. Полученные данные подвергли вариационно-статистической обработке с вычислением критерия достоверности различий.
С целью выявления зависимости между успеваемостью студентов и изучавшимися физиологическими показателями проведен множественный корреляционный анализ с вычислением полных и частных коэффициентов корреляции и коэффициентов уравнений регрессии (расчеты выполнены на ЭВМ).
Исследования свидетельствуют о том, что при традиционной форме организации практических занятий по различным дисциплинам существенных, статистически значимых различий в изменении физиологических функций в динамике не выявлено. Характер их изменения на практических занятиях, проводимых в одни и те же часы по традиционной схеме (опрос студентов, объяснение нового материала, последующая работа в довольно произвольном ритме), одинаков и не зависит от специфики дисциплины как теоретического, так и клинического плана. Аналогичные изменения отмечены и в динамике занятий типа семинара. Наиболее общими в динамике практических занятий были учащение пульса (на 3—8 в минуту), снижение систолического давления (на 4—9 мм рт. ст.), повышение диастол ического давления (на 2—4 мм рт. ст.) и уменьшение объема кратковременной памяти (на 0,2—0,4 ед.). Такие показатели, как латентные периоды условнодвигательных реакций и скорость переработки информации, изменялись разнонаправленно и в различной степени.
Неблагоприятные ответные реакции организма студентов отмечены при проведении контрольных занятий. Данные индивидуализирующего анализа показывают, что 3-часовые контрольные занятия (1ч — написание работы, 2 ч — разбор ошибок и дополнительный опрос студентов) приводят к ухудшению функционального состояния центральной нервной