Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ'

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.И. Максимова, E.А. Гельтищева, И.Л. Карагодина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN METHODIC PROBLEMS OF STUDYING THE ACTION OF NOISE ON THE BODY OF MAN AND ANIMALS

The paper deals with elaboration of methodic means of investigating the effect of industrial noises on the body of adult workers and adolescents and that of urban noises on the population. The authors study the problem of choice of the category of persons to be observed, he experimental conditions to be fulfilled, the use of various methodic means of investigation and ways of assessing the data obtained depending on the problem and aim of the research performed.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ»

Выводы

1. d, 1-Метионин и 1-тирозин наряду с липндами, богатыми непредельными жирными кислотами, являются важными алиментарными факторами, влияющими на характер изменений в щитовидной железе, возникающих при йодной недостаточности рационов.

2. Нагрузки d, 1-метионином при дефиците йода и липидов (3% подсолнечного масла по калорийности) приводят к угнетению тиреоидной функции и усиливают неблагоприятное влияние йодной недостаточности на щитовидную железу крыс. Нагрузки d, 1-метионином при избытке липидов (54% по калорийности) и дефиците йода в рационе уменьшают влияние йодной недостаточности на функцию и гистологическое строение щитовидной железы животных.

3. Нагрузки 1-тирозином в условиях дефицита липидов (3% по калорийности) и йода в рационе уменьшают вредное влияние йодной недостаточности рационов на щитовидную железу крыс. Нагрузки 1-тирозином усиливают актитиреоидное влияние избытка липидов (54 % по калорийности), богатых непредельными жирными кислотами, в условиях йодной недостаточности рационов.

ЛИТЕРАТУРА. Р а 1 к о v i t s М., Kiserl. Orvostud.. 1963, v. 15, p. 401.— Des Mar a is A., La Ham Q-N., Canad. J. Biochem., 1962, v. 40, p. 227.

Поступила 4/VII 1972 r.

EFFECT OF CERTAIN AMINOACIDS IN COMBINATION WITH LIPIDS ON THE THYROID GLAND FUNCTION IN IODINE DEFICIENCY OF RATION

Yu. V. Rul

Experimental data obtained point to the harmful effect produced on the thyroid gland by such loads as d,l-methionine and 1-tyrosine in case of excess of lipids and deficiency of iodine in the ration. The load of d,l-methionine had a favorable effect on the thyroid gland under conditions of iodine deficiency in the ration and excess of lipids and that of 1-tyrosine in case of lack of lipids in the ration.

' УДК 612.014.45-08

JI, И. Максимова, Е. А. Гельтищева, И. Л. Карагодина '

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Изучению действия шума на организм человека и животных посвящено значительное количество работ. Однако методические подходы авторов к этому вопросу различны. Они определяются рядом факторов — объектом исследования, поставленной задачей, возможностями исследователей. В Московском научно-исследовательском институте гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана изучается воздействие шума на организм в области гигиены труда, гигиены детей и подростков и коммунальной гигиены. Нашей задачей была разработка методических подходов на основании результатов исследований, проводимых в Московском институте гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, и обобщения литературных данных. Как известно, некоторые вопросы унификации исследований освещались Е. Ц. Андреевой-Галаниной и соавт.

Изучение воздействия шума преследует различные цели. Наиболее распространены работы, посвященные выяснению влияния шума на организм человека; при этом ответная реакция анализируется в зависимости от характера и длительности воздействия шума, индивидуальных-и возрастных особенностей, состояния здоровья обследуемого и т. п. Важное значение имеет разработка гигиенических нормативов для различных континген-

тов населения и работающих (взрослых, подростков), а также для жилых, общественных зданий и территорий промышленных и жилых застроек. Проводятся исследования с целью обоснования мероприятий по ограничению действия шума.

В задачи исследований входит выяснение жалоб, изучение функционального состояния организма, в частности физиологических функций, обменных процессов и морфологических изменений, состояния здоровья (путем поликлинического и клинического обследования, изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности, по обращаемости и т. ji.), а также проведение гигиенических наблюдений. Большее место занимают работы, связанные с патогенезом и механизмом действия шума. Механизм действия шума изучается главным образом на животных (белые крысы, кролики и т. д.).

Наблюдения с целью разработки гигиенических нормативов в основном осуществляются над людьми. Объектами изучения служат промышленные предприятия, профессионально-технические училища, общественные, учебные, больничные й жилые здания, территории промышленных и жилых застроек и зон отдыха, где проводятся естественные гигиенические эксперименты. Широко ведутся исследования людей и животных в лабораторных условиях, звукоизолированных камерах.

Контингент исследуемых подбирается в зависимости от поставленной задачи. На промышленных предприятиях и в эксперименте для физиологических исследований по выяснению влияния производственного шума выделяется группа лиц, не отягощенных хроническими заболеваниями, с учетом их возраста, пола, стажа и профессии. При этом следует учитывать схему возрастной периодизации х, в соответствии с которой к подростковому возрасту относятся мальчики от 13 до 16 лет и девочки от 12 до 15 лет, к юно-, шескому возрасту — юноши 17—21 года и девушки 16—20 лет. Обследуемые этого возраста должны выделяться от взрослых в отдельные группировки. Кроме того, для разработки рекомендаций по рациональному трудоустройству и обоснованию противопоказаний к работе следует изучать влияние шума на функциональную реактивность организма практически здоровых и больных.

Исследования в области коммунальной гигиены проводятся при участии различных групп населения — здоровых и больных, с охватом лиц детского, подросткового, юношеского, зрелого и пожилого возраста; по роду занятий они представляют лиц, занятых умственным и физическим трудом, домашних хозяек и пенсионеров.

При постановке физиологических исследований в производственных условиях целесообразно подбирать однородную по половому, возрастному и профессиональному признаку группу из 8—10 человек и проводить наблюдения минимум 3—5 дней. Необходимо стремиться к большему охвату лиц с меньшим количеством дней наблюдения, но не к меньшему количеству лиц и большему количеству дней наблюдений. Этим самым в большей степени учитываются различные индивидуальные особенности, которые нивелируются при статистической обработке.

В производственных условиях физиологические исследования проводятся перед началом работы, во время трудового процесса и после окончания рабочего дня. Параллельно применяются методы, направленные на выявление влияния самого трудового процесса на функциональное состояние(например, мышечной системы). В условиях лабораторного эксперимента подбирается однородная по полу и возрасту группа наблюдаемых, не подвергающихся влиянию вредных факторов внешней среды. Число лиц может быть ограничено 5—10 при наблюдении не менее 5—10 дней. Перед началом физиологических исследований у наблюдаемых в течение нескольких дней снимаются фоновые показатели и проводится тренировка по каждому методу

1 Симпозиум по возрастной периодизации. Москва, 1965.

. исследования до получения стабильных показателей. В условиях естественного гигиенического эксперимента наблюдения осуществляются на производстве, в учебных, жилых и других объектах в динамике рабочего и учебного дня, сна и отдыха, различного времени суток, недели, месяца, года и нескольких лет.

При изучении действия шума обязательны контрольные исследования. В лабораторных условиях контролем могут служить те же наблюдаемые лица, находящиеся в камере без воздействия шума, при равных прочих условиях. При этом шумовой фон в камерах должен быть не выше 30 дбА. Контрольные исследования животных ведутся с привлечением самостоятельной группы их, находящейся в одинаковых условиях и не испытывающей действия шума. В производственных условиях контролем может быть группа рабочих с аналогичным основной группе характером и условиями труда, но со значительно меньшими уровнями шума или та же группа рабочих, применяющая индивидуальные средства защиты от шума. В области коммунальных исследований контролем могут служить группы населения, не подвергающиеся действию проникающего шума (производственного, городского, авиационного, железнодорожного и т. п.), т. е. проживающие в относительно тихих жилых районах.

В условиях лабораторного эксперимента ориентировочные исследования, особенно с изучением шума высоких уровней, проводятся с экспозицией от 3 до 30 мин. однократно и повторно. Исследованиями показано, что оптимальной экспозицией является 1 час. Наиболее резкое повышение порога слуховой чувствительности наблюдается к концу 1-часового действия шума. При увеличении времени пребывания в условиях шума отмечается незначительное снижение чувствительности слуха. Функциональное состояние других органов и систем может ухудшаться при увеличении времени нахождения в камере, даже при отсутствии шума, что обусловлено развитием утомления, связанного со статическим напряжением, гиподинамией и, возможно, нарушением микроклиматического комфорта. При исследовании городского шума относительно низких уровней необходимо стремиться к естественным условиям; поэтому время эксперимента может быть увеличено до 8 часов (например, при изучении сна у людей).

Экспозиция шумового воздействия на животных в зависимости от поставленной задачи (изучение механизма, нормирования и т. д.) может продолжаться от 5 мин. до 8 часов в сутки и даже круглосуточно в течение нескольких месяцев. Целесообразно продолжать наблюдения в период восстановления, особенно при изучении воздействия шума в экспериментальных условиях.

Влияние шума на рабочих и население должно изучаться в комплексе различными объективными и субъективными методами, характеризующими функциональное состояние отдельных органов и систем, а также организма в целом. Субъективные методы включают опрос по специально разработанной анкете и анализ жалоб. Они широко используются в нашей стране и за рубежом при выяснении влияния производственного и городского шума на большие группы людей, находящихся в одинаковых социальных условиях. Анкеты содержат социально-гигиенические и целенаправленные вопросы. Анкеты анализируются в зависимости от возрастных, половых и профессиональных признаков, от профессионального стажа, а также длительности проживания в условиях шума. Число опрошенных определяется требованиями статистической разработки.

При использовании объективных методов исследования особое внимание уделяется состоянию слухового анализатора, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

Слух как основная функция звукового анализатора изучается с различных точек зрения. В гигиеническом отношении проводятся исследования слуха как показателя вредного влияния шума. С этой целью используется метод динамической тональной и речевой аудиометрии, слуховой

адаптации. Речевая аудиометрия показательна при выяснении воздействия шума на население и некоторые профессиональные группы, когда речь и слух являются рабочими функциями, а шум маскирует полезные сигналы. Шум через проводящие пути звукового анализатора поступает в различные отделы головного мозга, изменяя нормальные взаимоотношения процессов высшей нервной деятельности. Интенсивный шум нарушает равновесие возбудительных и тормозных процессов. При этом изменяются рефлекторные реакции, выявляются патологические фазовые состояния, нарушаются и вегетативные реакции (Т. А. Орлова). Длительное действие шума активирует структуры ретикулярной формации, в результате чего наступают стойкие нарушения в деятельности ряда систем организма, в частности системы кровообращения. Отмечаются изменения в электрической активности мозга (Э. А. Дрогичина и соавт.). Поэтому при исследовании функционального состояния центральной нервной системы целесообразно применять электроэнцефалографию, нистагмографию, окулографию, хронорефлексометрию, а также определять условнорефлекторную деятельность.

Многочисленные исследования констатируют изменения ЭКГ, артериального давления, тонуса сосудов, особенно капилляров (Г. Леман). Под влиянием шума низких уровней (городского) чаще регистрируется понижение систолического и повышение диастолического артериального давления. Методом плетизмографии нами выявлены существенные изменения сосудистого тонуса при действии высокочастотного шума. Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы проводится путем регистрации ЭКГ, артериального давления, пульса, плетизмограммы, сфигмограммы. Целесообразно исследование кровенаполнения отдельных областей и органов методом реографии.

Длительное действие промышленного и транспортного шума ухудшает умственную работоспособность, понижает производительность труда за счет удлинения времени выполнения заданий, снижения темпа работы, ухудшения внимания, увеличения количества ошибок. В связи с этим большое распространение получили исследования умственной работоспособности, внимания и памяти путем применения различных психо-физиологических тестов. Кроме того, изучается действие шума на зрительный и вестибулярной анализаторы, дыхательную и мышечную системы. Под влиянием шума отмечаются функциональные изменения в системах анализаторов.

В частности, в зрительном анализаторе изменяется электрическая и световая чувствительность в условиях темповой адаптации, снижается устойчивость ясного видения, наступает расширение зрачков, что ведет к уменьшению«остроты зрения (Оагшку и соавт.; Г. Леман). Сдвиги наблюдаются при действии городского шума с уровнями 50—60 дб и возрастают с повышением уровней шума (Л. И. Селицкая). Шум изменяет функциональное состояние эндокринной системы и обменных процессов, поэтому показательными при действии производственного шума явились биохимические исследования, отражающие функциональное состояние коры надпочечников, симпатико-адреналовой системы, в частности содержание в крови 17-кетостероидов и катехоламинов (адреналина и норадреналина) и выведение их с мочой (у людей), а также окислительно-восстановительные процессы (содержание сахара, пировиноградной и аскорбиновой кислот, витаминов в крови и тканях животных).

Для выявления компенсаторных возможностей организма при исследовании различных органов и систем целесообразно применение соответствующих функциональных проб (многоступенчатая проба Мастера, орто-клиностатическая проба и т. д.).

При исследовании действия шума одномоментно следует применять методы, отражающие функциональное состояние не менее 3 систем (центральной нервной и сердечно-сосудистой, слухового анализатора или центральной нервной и симпатико-адреналовой системы, окислительно-восстановительных процессов и т. п.). Количество методов лимитируется временем ис-

2 Гнгнена и санитария Иг 7

33

следования, которое должно находиться в пределах 5—7 мин. Первыми проводятся исследования функций, характеризующихся быстрым восстановлением (слуховой, сердечно-сосудистой, высшей нервной деятельности). Выгодно использовать электрофизиологические методы исследования, позво- * ляющие записывать показатели большого количества функций и наблюдать их изменения в динамике. Для этого применяют многоканальные самописцы, электрокардиографы, электроэнцефалографы и др.

Статистические и физиологические критерии оценки функционального состояния различны и определяются задачами и методами исследования, возрастными особенностями и социальной группировкой. Однако необходимо учитывать направленность, частоту и степень сдвигов, комплексную оценку всех изучаемых физиологических функций, а также характер их восстановления. При оценке воздействия шума на организм следует исходить из физиологической существенности и статистической достоверности сдвига и обязательного превышения пределов ошибки измерения приборов. Так, при изучении порога слуховой чувствительности методом тональной аудиометрии с помощью установки, состоящей из звукового генератора, f динамических телефонов и лампового вольтметра, при точности измерения прибора ±1 дб за сдвиг реакции может быть принято изменение слуха на 3—5 дб, а за существенный сдвиг — на 10 дб и более. При определении порога слышимости аудиометрами, точность измерения которых находится в пределах ±5 дб, за сдвиг может быть принято изменение порога в 10 дб, а за существенный сдвиг — более 10 дб.

При действии шума даже небольшие сдвиги в одной или нескольких физиологических системах необходимо рассматривать как нежелательные, поскольку они нарушают функциональное равновесие в организме и нормальные взаимоотношения с внешней средой. Замедление времени восстановления отдельных функций в сочетании с небольшими сдвигами можно расценивать как отрицательные показатели при длительном влиянии относительно невысокого уровня, шума. Они свидетельствуют о напряжении защитно-приспособительных механизмов организма человека, о развитии i торможения в коре головного мозга, что субъективно выражается усталостью.

Малые уровни шума могут повышать функциональную активность некоторых систем организма при кратковременном действии. При отсутствии реакции на шум нельзя говорить о его безвредном действии для человека. Привыкание характеризуется снятием острых субъективных и объективных симптомов на какой-то период, по прошествии которого могут обнаруживаться патологические явления со стороны различных органов и систем.

Мы полагаем, что рекомендации, излагаемые в настоящей статье, облегчат исследователям, занимающимся изучением действия шума на организм, выбор подходов к решению тех или иных методических вопросов в зависимости от поставленных задач.

ЛИТЕРАТУРА. Андреева-Галанина Е. Ц., Алексееве. В., i К а д ы с к и н А. В. Гиг. труда, 1967, № 10, с. 14.—/ Дрогичина Э. А., Милков Л. Е., Гинзбург Д. А. В кн.: Методические вопросы изучения действия шума на организм. М., 1963, с. 35.— Дема н Г. Практическая физиология труда. М., 1967, с. 303.—.Селицкая Л. И. Труды Института биофизики. М., 1955, с. 178.— D a m s k у H., Janson G., Knopke N.. 5 Congr. internat. Acoust., 1965, № 1, B. 41.

Поступила 26/V 1972 r.

CERTAIN METHODIC PROBLEMS OF STUDYING THE ACTION OF NOISE ON THE

BODY OF MAN AND ANIMALS

L. 1. Maksimova, E. A. Geltischeva, I. L. Karagodina

The paper deals with elaboration of methodic means of investigating the effect of industrial noises on the body of adult workers and adolescents and that of urban noises on the population. The authors study the problem of choice of the category of persons to be observed,

he experimental conditions to be fulfilled, the use of various methodic means of investigation and ways of assessing the data obtained depending on the problem and aim of the research performed. 1 _

УДК 613.96:378.662

И. И. Пономаренко, В. И. Белявская

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Проблеме охраны здоровья студентов высших учебных заведений уделяется большое внимание гигиенистами, педагогами, социологами (А. 3. Белоусов и соавт.; В. К- Водяга, и др.).

Нашей задачей было динамическое исследование различных аспектов обучения студентов технических вузов. Исследования осуществлены на базе 2 московских институтов. Под наблюдением находились около 3000 студентов I—IV курсов 3 факультетов различного профиля (1 биологический и 2 технических). Мы проводили социально-гигиеническое изучение режима учебных занятий, отдыха и питания студентов на протяжении всех лет обучения (анкетным методом), определяли гигиенические условия обучения и проживания студентов, оценивали режим учебных занятий (по расписанию занятий), вели психо-физиологические исследования (определение подвижности нервных процессов, умственной работоспособности, устойчивости и переключения внимания).

Установлено, что на факультетах технического профиля учатся в основном юноши (87%), а на факультетах биологического профиля несколько больше девушек (56%). По социальному происхождению студенты распределяются следующим образом: из семей служащих — 55%, из семей рабочих — 38% и из семей колхозников — 7%. Большинство студентов состоят членами ВЛКСМ (88%); членов КПСС — 5% и беспартийных —7%. Среди опрошенных немногим более половины (56%) проживали в общежитии, 44% — дома.

В организации учебного процесса выявлен ряд положительных моментов. К ним относятся четкая разработка учебно-метОдических планов для начальных курсов, составление 2-недельного расписания, наличие свободного от занятий дня раз в 2 недели, освобождение от занятий в период зачетной сессии, автоматическое получение зачетов студентами в случае успешной сдачи контрольных работ и коллоквиумов в течение семестра, организация занятий физической культурой раз в неделю на всех курсах и 2 раза в неделю на младших курсах, удовлетворительная организация перерывов между занятиями (20 мин. через каждые 2 часа занятий) и др. Условия обучения слушателей дневного отделения в основном отвечали гигиеническим требованиям (на 1 студента приходилось по 0,9 м2 учебной площади), однако количество учебных комнат удовлетворяло необходимую потребность только на 95%. В связи с этим нарушался режим учебного процесса старшекурсников: спецкурсы и спецсеминары проводились во 2-ю смену.

Не удовлетворяли гигиеническим требованиям условия проживания в общежитии (на 1 студента приходилась площадь 3—4 м2 при норме 6 м2)\ недостаточным было количество столовых и буфетов; не соблюдались требования учебно-методических планов (отмечалось увеличение объема изучаемого материала в отдельные периоды семестра, а также не соблюдались графики сдачи контрольных работ и коллоквиумов); неравномерно распределялась учебная нагрузка по курсам и специальностям в течение дня и недели (8—10 часов учебных занятий в день, неравномерное чередование в течение дня и недели лекционных и практических занятий, относительно лег-

2* • 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.