Научная статья на тему 'Двигательный режим студентов в период экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок'

Двигательный режим студентов в период экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6512
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / СТРЕСС / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / SPORTS / HEALTH / MOTOR MODE / STRESS / LIFESTYLE / EXERCISE / HIGHER EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенова Марина Александровна, Железнякова Марина Витальевна, Щербакова Елена Евгеньевна

В данной статье показано значение двигательного режима в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи. Представлены результаты исследований влияния выявленного оптимального двигательного режима на состояние здоровья и успеваемость студентов во время экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок. Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенова Марина Александровна, Железнякова Марина Витальевна, Щербакова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motor mode of students during the examination session and intense mental stress

This article shows the importance of motor mode in the formation of a healthy lifestyle of students. The results of studies of the influence of the identified optimal motor mode on the health and academic performance of students during the examination session and mental stress have been presented. The high level of mental and physical performance in the learning process of the students is due to many external and internal factors. Among them, an important role is played by the correct organization of educational work of the students, which includes, as a mandatory element, the physical education and sports.

Текст научной работы на тему «Двигательный режим студентов в период экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок»

студенту реализовать свой личностный потенциал и способствовал организации более продуктивного процесса обучения.

ВЫВОДЫ

Предложенный подход к обучению студентов проектированию массовых физкуль-турно-спортивных и оздоровительных мероприятий позволил:

- успешно развивать интерес, потребности и мотивы профессиональной деятельности;

- сформировать комплекс осознанных, оперативно, эффективно и гибко используемых профессиональных знаний;

- обеспечить высокий уровень овладения студентами инновационными формами, методами и приёмами профессиональной деятельности;

- эффективно развивать креативность и навыки педагогики сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джаубаев, Ю.А. Компетентностная модель подготовки бакалавров физической культуры к рекреационной деятельности / Ю.А. Джаубаев, Ф. Д. Джирикова, О. Д. Гебенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 11 (153). - С. 64-66.

2. Литвиненко, С.Н. Инновационные технологии организации спортивно-массовых мероприятий / С.Н. Литвиненко ; Южный федерал. ун-т. - Ростов-на-Дону : [б.и.], 2015. - 110 с.

3. Дистанционный курс продуктивного обучения / Й. Шнайдер, И.Бем, А Арнольд, С. Веницке. - М. : Народное образование, 2000. - 248 с.

REFERENCES

1. Dzhaubaev, Yu.A., Dzhirikova, F.D. and Gebenova, O.D. (2017), "Competence model of training bachelors of physical culture for recreational activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No (153). pp. 64-66.

2. Litvinenko, S.N. (2015), Innovative technologies for organizing sports events, SFU publishing house, Rostov-on-Don.

3. Schneider, J., Bem, I., Arnold, A. and Venitske, S. (2000), Remote course of productive training, National education, Moscow.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2019

УДК 796.011

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ И НАПРЯЖЕННЫХ УМСТВЕННЫХ НАГРУЗОК

Марина Александровна Семенова, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Витальевна Железнякова, старший преподаватель, Елена Евгеньевна Щербакова, старший преподаватель, Московский политехнический университет (МПУ)

Аннотация

В данной статье показано значение двигательного режима в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи. Представлены результаты исследований влияния выявленного оптимального двигательного режима на состояние здоровья и успеваемость студентов во время экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок. Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.

Ключевые слова: спорт, здоровье, двигательный режим, стресс, образ жизни, физические упражнения, высшее образование, студенты.

MOTOR MODE OF STUDENTS DURING THE EXAMINATION SESSION AND

INTENSE MENTAL STRESS Marina Aleksandrovna Semenova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Vitalyevna Zheleznyakova, the senior teacher, Elena Evgenyevna Shcherbakova, the senior teacher, Moscow Polytechnic University

Annotation

This article shows the importance of motor mode in the formation of a healthy lifestyle of students. The results of studies of the influence of the identified optimal motor mode on the health and academic performance of students during the examination session and mental stress have been presented. The high level of mental and physical performance in the learning process of the students is due to many external and internal factors. Among them, an important role is played by the correct organization of educational work of the students, which includes, as a mandatory element, the physical education and sports.

Keywords: sports, health, motor mode, stress, lifestyle, exercise, higher education, students.

Работоспособность человека - величина переменная, обусловленная многими факторами. Для студентов она наиболее необходима в период экзаменационной сессии, так как результаты экзаменов в значительной мере определяют его дальнейшую судьбу. Экзамен всегда несет в себе элемент неопределенности, поэтому является сильнейшим эмоциоген-ным фактором [4]. Неоднократно повторяющиеся экзаменационные ситуации всегда похожи и, как правило, сопровождаются эмоциональными перегрузками. Все это происходит на фоне напряженной умственной деятельности, что фактически представляет собой доминантный процесс (процесс высокой сосредоточенности).

Занятия физической культурой, спортом являются главными составляющими необходимой для человека двигательной активности, поддерживающей и обеспечивающей нормальное функционирование всех органов и систем его организма и влияющей, тем самым, на его психо-физическое состояние [3]. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на состояние здоровья студенческой молодежи; гиподинамия способствует росту функциональных отклонений и нарушений в различных системах организма [1]. При неизбежной эмоциональной перегрузке происходит постоянное сокращение двигательных нагрузок, что актуализирует изучение вопросов, связанных с двигательным режимом в период экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования показывают, что затраты времени в период экзаменационной сессии на самостоятельную подготовку у студентов увеличиваются на 230% в сравнении с периодом обычных учебных занятий. В процессе учебных занятий перерыв между аудиторной и самостоятельной подготовкой у студентов, в среднем, составляет 3-5 часов. Во время экзаменов никаких перерывов нет и продолжительность самостоятельных занятий возрастает до 7-9, а в некоторых случаях до 14-18 часов в день. В этих условиях продолжительность сна снижается на 8-10% (примерно на 45 минут ежедневно). Нарушается привычный режим сна (70% студентов ложатся спать в 2-4 часа ночи). Непосредственно перед экзаменом сон становится беспокойным, неглубоким и продолжительность его сокращается от 4,5 до 1,5 часов. Резко ограничивается время пребывания на свежем воздухе. В период экзаменационной сессии оно составляет у 92% студентов менее 1 часа в день.

В период экзаменов у студентов были выявлены изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы. При этом отмечалось повышение частоты пульса и артериального давления. Характерной особенностью являлось нарастание этих изменений от начала к концу экзаменационного периода; например, пульс во время первого и пятого экзаменов отличался на 15%, а артериальное давление поднималось с 125 до 135 мм рт.ст. Перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиения доходила до 145 уд/мин, а давление

повышалось до 155/99 мм рт.ст., против 115/70 в период обычных учебных занятий.

Одним из свойств доминантного процесса является высокая возбудимость нервной системы. Об уровне возбудимости, связанном с экзаменами, свидетельствуют следующие данные. Среднесуточный уровень максимального усилия на кистевом динамометре в период экзаменов в сравнении с периодом учебных занятий, повышается на 10%, но на 15% снижается уровень силовой выносливости. Еще больше уменьшается уровень физической работоспособности. В среднем, он составляет 65% от обычного уровня.

Таким образом, высокие требования, предъявляемые к деятельности высшего отдела центральной нервной системы и к эмоциональной сфере в период экзаменов, неизбежно отражаются на функциях всех систем организма [5].

Исследования, проведенные на студентах-спортсменах, показали, что в период экзаменов наблюдается нарушение координации взаимной работы двигательных и вегетативных функций. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о неэкономичной мобилизации работы сердца и легких при напряженных физических нагрузках во время сессии, о понижении их функциональных способностей.

Все это может стать причиной возникновения состояния напряженности при использовании в этот период значительных по объему и интенсивности физических нагрузок. Причину подобных состояний следует усматривать и в нарушении взаимоотношений между возбужденными и тормозными процессами в коре головного мозга, возникающими под влиянием напряженной умственной деятельности и эмоциональном напряжении в условиях ограниченной двигательной активности, нарушений режима труда и отдыха.

В Московском Политехе группа студентов в период экзаменационной сессии находилась в спортивно-оздоровительном лагере, где они в непринужденной обстановке, почувствовав усталость от умственной работы, могли поиграть в волейбол, бадминтон, теннис. Обязательным для всех было лишь выполнение утренней гимнастики. Экзамены они тоже сдавали в лагере. Эта группа сравнивалась с обычной группой студентов, сдававших экзамены в городе.

Результаты эксперимента показали, что подготовка и сдача экзаменов в условиях спортивно-оздоровительного лагеря сопровождалась улучшением функционального состояния нервной и сердечно-сосудистой систем, что обеспечивало более высокий уровень умственной работоспособности студентов в сравнении с городскими условиями жизни.

Положительный эффект влияния на показатели умственной работоспособности студентов при использовании активного двигательного режима во время экзаменационной сессии был получен и в другой серии экспериментов, в которой после проведения экзаменов им предлагались 45-минутные занятия, включавшие в себя общеразвивающие упражнения, разнообразные спортивные и подвижные игры, выбираемые самими студентами. При этом ежедневно выполнялись утренняя гигиеническая гимнастика, а после каждых 50 минут занятий по подготовке к экзаменам проводились физкультурные паузы.

Организация в период экзаменационной сессии учебных занятий по физическому воспитанию проводилась в объеме два раза в неделю по 90 минут с дозированной физической нагрузкой (малой, средней, большой). Причем, рассматривались и их комбинации. Выяснилось, что у студентов, выполнявших среднюю нагрузку, результаты сдачи экзаменов, в среднем, на 30% выше, чем в группах с малой и большой физической нагрузкой. Следовательно, двигательным режим со средней физической нагрузкой оказывает кумулятивное воздействие на умственную работоспособность, в то время как к малым нагрузкам организм индифферентен, а большие действуют на работоспособность угнетающе.

Исследование влияния регулярности занятий выявило тот факт, что они должны проводиться через каждые 2-3 дня. В этом случае умственная работоспособность дополнительно повышается на 2-5% по сравнению с режимом занятий, когда они проводятся 2 раза в неделю.

При сравнении трех групп студентов были получены следующие результаты исследования умственной работоспособности (как определялась):

1-я группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована лишь физическая активность при неупорядоченном режиме сна, питания и пребывания на свежем воздухе; 3-я группа в течение экзаменационной сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ жизни. Исследование проводилось как в зимнюю, так и в весеннюю сессии.

Сразу после третьего экзамена умственная работоспособность у студентов 1-й группы составила по сравнению с исходной 25% и 19% для зимней и весенней сессий и, соответственно 35% и 47% у 3-й группы. Но уже на следующий день эти показатели составили 86% и 80% у 1-й группы и, соответственно, 100,3% и 99,8% у 3-й группы. Вторая группа занимала промежуточное положение. Представленные данные наглядно показывают, что процесс восстановления умственной работоспособности хорошо нормализован лишь в третьей группе студентов. При этом восстановление работоспособности в весеннюю сессию происходит медленнее и менее полноценно, чем в зимнюю.

У студентов, полностью прекративших занятия физическими упражнениями в период экзаменов, умственная работоспособность снижается на 20% в зимнюю и на 38% в весеннюю сессии в сравнении с исходным уровнем. У студентов же, продолжающих занятия физическими упражнениями и спортом в экзаменационную сессию, снижение работоспособности наблюдается только на 11%.

Интересные факты, полученные в процессе наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировочных занятиях во время экзаменационной сессии. Оказалось, что они испытывают большие трудности в овладении техникой новых движений; на освоение их уходит в 1,5-2 раза больше времени, чем в период обычных учебных занятий, и успех приходит лишь в редких случаях. При этом у студентов уменьшается концентрация внимания, часто проявляются старые технические ошибки, нередко наблюдаются нарушения ранее освоенных двигательных навыков. При использовании интенсивных упражнений в этот период у студентов быстро наступает чувство усталости и нервного истощения. Поэтому в экзаменационную сессию необходимо снижать интенсивность занятий физкультурой и спортом до 60-70% от их обычного уровня.

Наиболее благоприятное воздействие на поддержание умственной работоспособности оказывают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, плавание, лыжи и др.) и умеренной интенсивности. Эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность.

Физические нагрузки, связанные с большим эмоциональным напряжением (соревнования, единоборства, ответственные игры и т.п.) приводят к угнетению умственной работоспособности. К тому же, при участии в соревнованиях во время экзаменационной сессии студенты показывают далеко не лучшие свои результаты [2].

Наблюдения в экзаменационный и предэкзаменационный периоды проводились и в нашем институте за студентами, занимающимися спортивным туризмом (50 человек). Они велись на протяжении нескольких лет. Выяснилось также, что весеннюю сессию сдают лучше, чем зимнюю, не все студенты-туристы, а только те их них, кто ходил в большие (спортивные) походы весной, т.е. перед экзаменационной сессией. Эти студенты после похода, как правило, по результатам экзаменов оказывались впереди тех, кто в поход не ходил и оставался в городе. Видимо во время походов они приобретали некий запас общей выносливости, позволявший им легче переносить экзаменационные стрессы. В зимнюю же сессию наблюдалась обратная картина, так как походы обычно проходили не в период экзаменационной сессии, а во время зимних каникул, т.е. после нее.

Наблюдения за студентами-туристами показали также, что походы в выходные дни во время экзаменационной сессии, положительно отражаются на результатах сдачи экзаменов в сравнении со студентами, в походы не выезжавшими. У студентов-туристов,

пренебрегавших такими походами, уже через неделю после начала сессии, по их оценкам, снижалась эффективность умственного труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в период экзаменов необходимо рациональное построение режима учебного труда и отдыха и создание оптимального режима двигательной деятельности. Это позволит повысить умственную работоспособность на 30-50%. При этом, для основного контингента студентов физические упражнения во время экзаменационной сессии можно рекомендовать в профилактических целях, а для студентов-спортсменов - как способ высокого уровня их физической подготовки. Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе. Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов. Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изаак, С.И. Актуальные проблемы сохранения здоровья студенческой молодежи в России и Белоруссии / С.И. Изаак, С. Л. Володкович // Человеческий капитал. - 2016. - № 5 (89). - С. 8-10.

2. Кораблева, Е.Н. Формирование нравственных устоев и морально-волевых качеств в процессе занятий физическим воспитанием и спортом / Е.Н. Кораблева // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2017. - № 1. - С. 5-7.

3. Паршикова, Н.В. Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта / Н.В. Паршикова, С.И. Изаак, В.Н. Малиц // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 167-171.

4. Семенова, М.А. Общие представления об индивидуальной физической подготовке и путях восстановления организма человека / М.А. Семенова, В.А. Прусакова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2013. - № 4. - С. 113-120.

5. Семенова, М.А. Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни человека / М.А. Семенова, М.В. Железнякова, Е.Е. Щербакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 252-259.

REFERENCES

1. Izaak, S.I. and Volodkovich, S.L. (2016), "Current problems of maintaining health of student's youth in Russia and Belarus", Human capital, No. 5 (89), pp. 8-10.

2. Korableva E.N. (2017), "Formation of moral foundations and moral-volitional qualities in the process of physical education and sports", Problems of physical culture and sports development in the new Millennium, No.1, pp. 5-7.

3. 3. Parshikova N.V., Izaak S.I., Malits V.N. (2017), "Strategic priorities of state policy in the field of mass sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (148), pp. 167-171.

4. Semenova M.A. and Prusakova V.A. (2013), "General ideas about individual physical training and ways of restoring the human body", Modern science: actual problems and ways of their solution, No. 4, pp. 113-120.

5. Semenova, M.A., Zheleznyakova, M.V. and Shcherbakova, E.E. (2018), "Physical culture and sport in the formation of a healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 252-259.

Контактная информация: kfv-um@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.