воздействует множество факторов. В зависимости от ситуации сила влияния отдельных групп параметров в этом комплексе может быть различна.
Не представляется возможным на основании логических посылок определить все многообразие взаимодействий в сложном комплексе воздейстьую-щих групп факторов. Об этом свидетельствуют отдельные факты «необычного» поведения пестицидов. Так, обнаружено длительное (16—24 мес) сохранение метафоса, рогора, хлорофоса и фоза-лона на кислых почвах в условиях повышенной влажности.
По-видимому, речь идет о необычном сочетании факторов, а также участии в процессе неучтенных нами неизвестных и трудно формализуемых показателей.
На основании обобщения результатов исследований можно предложить следующие меры по охране почв от загрязнения пестицидами. Главным профилактическим мероприятием должен быть контроль за нормами расхода, кратностью применения, концентрациями рабочих составов в соответствии с гигиеническими требованиями. Важнейшее значение имеют меры, направленные на предотвращение сноса препаратов за пределы обрабатываемого участка. Для предотвращения кумуляции стойких пестицидов в почвах следует шире использовать чередование пестицидов с учетом их персистентности дифференцированно для различных почвенно-климатических зон. Так, на тяжелых по механическому составу почвах с вы-
соким содержанием гумуса не рекомендуется применять ежегодно и многократно в течение сезона ГХЦГ, ПХП, метафос, линдан и др. При наличии в почве пестицидов зыше установленных нормативов необходимо запретить повторные обработки этими препаратами, а также посадку некоторых корнеклубнеплодов (картофеля, сахарной свеклы, моркови, петрушки и др.).
ЛИТЕРАТУРА. Актуальные вопросы гигиены почвы. /Найштейн С. Я., Тарков М. И., Меренюк Г. В. и др. Кишинев, 1975. Гончарук Е. И. Санитарная охрана почвы от загрязнения
химическими веществами. Киев, 1977. Мельников Н. Н., Волков А. И., Короткова О. Л. Пестициды и окружающая среда. М., 1977. Перелыгин В. М., Разнощик В. В. Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест. М., 1977. Соколов М. С., Глазовская М. А. — В кн.: Методы и проблемы экотоксикологического моделирования и прогнозирования. Пущнно, 1977, с. 20—29. Спыну Е. И., Иванова Л. Н. Математическое прогнозирование и профилактика загрязнения окружающей среды пестицидами. М., 1977, с. 17—20.
Поступила 30.07.80
Summary. Information on levels of organochlorine and organophosphorus pesticides in farmland soils is presented. In all, 9 compounds present in 24 varieties of soil under 28 different crops were studied. The principal factors determinings the level and persistence of pesticides in soil were identified. On the basis of the present studies, a number of measures to prevent soil pollution with pesticides are recommended.
УДК 612.745.6 + 812.825.81-057.875
Канд. мед. наук А. Г. Щедрина
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
Новосибирский медицинский институт
Функциональное состояние организма студентов в период экзаменов привлекает внимание исследователей. Это обусловлено тем, что во время экзаменационной сессии, являющейся деятельностью высокой значимости в системе обучения и лично для каждого студента, может развиваться утомление и переутомление, приводящие к изменениям в основных физиологических системах организма.
Большинство авторов (Н. С. Лобойко; Н. П. Волкова; В. П. Алтунин; О. М. Боканова; Э. Э. Сар-кисянц и соавт.; Б. М. Столбун и соавт.; В. Б. Ша-рай; Е. А. Маркова и В. В. Каптюх, и др.) возникающие в период экзаменов функциональные изменения объясняют значительным нервно-эмоциональным напряжением и утомлением и в профилактических рекомендациях основное внимание уделяют созданию оптимального психологического климата на экзамене и организации различных форм экзаменационного процесса. Однако как бы
ни менялись условия принятия экзамена, трудно устранить или снизить психологический фактор, так как перед студентом стоит задача не просто сдать экзамен, а получить хорошую оценку, дающую моральное удовлетворение и гарантирующую получение стипендии.
Поскольку в экзаменационной ситуации имеются две группы факторов — условия организации экзамена и сам студент, по-видимому, целесообразно рассмотреть роль личности студента в системе экзамен — студент — здоровье в профилактике переутомления. В этом плане заслуживают внимания материалы А. Н. Карякиной, А. И. Емец, рассматривающих влияние систематической физической тренировки на функциональное состояние организма студентов в период экзаменов, и работа Н. Я. Волкинд, в которой экзамен отнесен к факторам, сочетающим стрессовую ситуацию с гипокинезией.
Комбинация эмоционального напряжения с гипокинезией оказывает более резкое влияние на сердечно-сосудистую деятельность, чем каждое из этих воздействий в отдельности (Б. М. Федоров). И хотя в процессе экзаменов трудно разграничивать влияние на организм нервно-змоиионального напряжения и гипокинезии, тем не менее при анализе можно выявить преобладание того или иного фактора.
Нами изучено функциональное состояние ЦНС (латентный период зрительно-моторной — ЗМР — и слухомоторной — СМР — реакций), нервно-мышечной (становая и кистевая мышечная сила, мышечная выносливость, тремор правой кисти) и сердечно-сосудистой (частота сердечных сокращений — ЧСС в покое и после стандартной физической нагрузки, время восстановления, АД, ударный —УО— и минутный —МО— объемы кровообращения по Старру) систем на протяжении четырех экзаменов. Все исследования проводили вначале в обычных условиях за 2 нед до экзаменов, затем 2 раза в день каждого экзамена (до и после). Обследовано 119 человек (35 мужчин и 84 женщины) — студентов I, II, V курсов медицинского института. Результаты исследований показали, что с началом экзаменационной сессии резко изменился двигательный режим студентов. Если в обычных условиях учебы их двигательная активность поддерживалась естественной биологической и социальной потребностью, то после начала экзаменов у всех сократился до минимума динамический компонент движений и по 10—12 ч в день они находились в состоянии статического мышечного напряжения. Даже студенты-спортсмены посещали тренировки только в день сдачи экзамена.
Анализ полученных материалов позволил выявить различную направленность изменений функционального состояния вегетативной и центральной нервной систем. При исследовании латентного периода ЗМР и СМР установлено наличие фазовых явлений в функциональном состоянии коры головного мозга как в день экзамена, так и на протяжении всей экзаменационной сессии. Перед каждым экзаменом наблюдалось удлинение латентного периода ЗМР и СМР по сравнению с исходными данными и восстановление их сразу после экзамена. В день первого экзамена различия в показателях (до и после) латентного периода ЗМР у мужчин (соответственно 152,71±3,18 и 143,97±3,40 мс) и женщин (153,55±3,51 и 152,01±2,79 мс) были несущественны, на втором экзамене уменьшение его оказалось статистически достоверным (149,86± ±3,05 и 139,14±2,92 мс у мужчин и 160,07±2,38 и 151,78±2,29 мс у женшин /><0,С5). В день третьего и четвертого экзаменов указанный характер изменений сохранялся.
Латентный период СМР в большинстве случаев был также короче после экзамена, но различия оказались несущественны, что, по-видимому, объясняется меньшим участием слухового анализа-
тора по сравнению со зрительным в процессе подготовки к экзаменам.
Характерно, что в ходе экзаменационной сессии наблюдалось постепенное укорочение латентного периода ЗМР и СМР к последнему экзамену до исходного уровня. Так, у мужчин в обычных условиях латентный период ЗМР составил 136,74± ±2,85 мс, в день первого экзамена—152,71± ±3,81 мс, в день псследнего 139,44±4,45 мс; латентный период СМР — соответственно 128,63± ±4,46, 145,86±3,47 и 128,22±6,29 мс. У женщин отмечена аналогичная закономерность.
Из приведенных данных видно, что снижение нервно-эмоционального напряжения сразу после экзамена и к концу экзаменационной сессии приводит к улучшению функционального состояния коры головного мозга и свидетельствует о ее высокой устойчивости к напряженной умственной деятельности, что является результатом длительной систематической тренировки в процессе учебы в средней школе и в вузе.
Параллельно с указанными изменениями ЦНС имелась тенденция к увеличению кистевой и становой мышечной силы, оказавшейся в день первого экзамена ниже, чем в обычных условиях; это прослеживалось как в день экзамена, так и на протяжении Есей сессии. Увеличение мышечной силы правой кисти в процессе экзаменационной сессии у мужчин составило 7,52%, у женщин — 5,49%, становой — соответственно 4,14 и 7,26%. В день последнего экзамена показатели мышечной силы не отличались от исходных. Тремор правой кисти в ходе экзаменов достоверно снижался — у мужчин на 23,63%, у женщин на 17,29%, что нами рассматривалось как признак улучшения течения основных нервных процессов, способствующий восстановлению нарушенной в начале экзаменов координации движений.
При исследовании сердечно-сосудистой системы студентов выявлен иной характер изменений. МО — основной показатель сердечной деятельности, характеризующий интенсивность кровообращения, увеличивался с 4,82±0,21 л в обычных условиях до 6,50±0,27 л в день первого экзамена у мужчин и с 5,57±0,16 до 6,79±0,13 л у женщин. Различия в том и другом случае статистически достоверны, Р<0,05. В течение экзаменационной сессии МО поддерживался на сравнительно постоянном уровне и лишь у мужчин в день последнего экзамена наблюдалось его достоверное снижение (/'•СО,05)' при показателе (5,46±0,28 л) выше исходного. Сразу после экзамена МО имел тенденцию к уменьшению, но оставался существенно выше исходного (5,74±0,22—5,69±0,25 л у мужчин и 6,11±0,14— 5,98±0,13 л у женщин), т. е. снижение нервно-эмоционального напряжения не приводило к урегулированию сердечно-сосудистой деятельности до исходного уровня. Выполнение стандартной физической нагрузки (20 приседаний за 30 с) в день экзамена вызывало большую мобилизацию крово-обргщения (МО 11,31±0,33—11,49±0,54 л у муж-
чин и 11,76±0,21—11,27±0,30 л у женщин) по сравнению с обычными условиями учебы (10,42± ±0,42 и 11,01±0,27 л).
Анализ показал, что увеличение УО у мужчин в день экзамена было несущественным (на 0,09— 3,29%), у женщин же уже в день первого экзамена он достоверно (Я<0,05) снижался (с 70,75±1,02 до 68,02±0,88 мл). На протяжении экзаменационной сессии у женщин наблюдалась тенденция к снижению УО, к последнему экзамену он сокращался на 6,36% в покое и на 6,98% после физической нагрузки. У мужчин в состоянии покоя УО сохранялся на постоянном уровне, после же физической нагрузки проявлялась тенденция к его уменьшению. В ответ на физическую нагрузку у женщин УО был достоверно ниже (Р<0,05) — 82,60± ±1,23—78,75± 1,12 мл по сравнению с 86,26± ±1,04 мл в обычных условиях.
Максимальное АД в обычных условиях было равно 118,16±2,97 мм рт. ст. у мужчин и 106,97± ±1,22 мм рт. ст. у женщин. У тех и других выявлено повышение максимального давления 'перед первым экзаменом и затем снижение в процессе экзаменационной сессии с 126,00±2,00 до 111,67± ±3,31 мм рт. ст. у мужчин и с 114,05±1,28 до 105,37± 1,90 мм рт. ст. у женщин. Минимальное АД, в обычных условиях равное у мужчин 74,47± ±2,11 мм рт. ст. при тенденции к некоторому повышению в день первого экзамена (76,00±1,71 мм рт. ст.), к концу экзаменационной сессии снижалось до 70,00±1,98 мм рт. ст. У женщин в день первого экзамена повышение минимального АД было более значительным — от 65,92±0,90 до 71,67±0,91 мм рт. ст. (Р<0,001), оно существенно не изменялось в ходе экзаменов. Сразу после экзамена максимальное АД в большинстве случаев оставалось прежним. Пульсовое давление у мужчин возрастало в день первого экзамена до 50,00± ±2,24 мм рт. ст. при исходном 43,68±1,75 мм рт. ст. (Р<0,05), затем снижалось к последнему экзамену до 41,67±1,98 мм рт. ст. (Я<0,01). У женщин оно к концу экзаменов также снижалось с 42,38±1,16 до 35,56±1,52 мм рт. ст. (Р<0,001).
В ответ на стандартную физическую нагрузку реакция максимального АД изменялась следующим образом: если у мужчин в обычных условиях оно возрастало на 20,93%, то в день первого экзамена— на 16,21%, в конце экзаменационной сессии— на 14,92%; у женщин — соответственно на 17,47, 16,41 и 15,29%. Различия в абсолютных показателях статистически достоверны, Р<0,001. Минимальное АД после физической нагрузки у мужчин существенно не различалось в обычных условиях и в период экзаменов, у женщин же поддерживалось на более высоком уровне. В результате пульсовое давление в ответ на физическую нагрузку постепенно снижалось у мужчин с 76,68± ±2,61 до 64,44±5,63 мм рт. ст., у женщин—с 65,84± 1,42 до 57,22±2,34 мм рт. ст.
Не менее существенными были изменения сердечного ритма . ЧСС, составившая в обычных ус-
ловиях 71,31±2,74 в минуту у мужчин и 78,76± ±1,85 в минуту у женщин, в день первого экзамена возросла соответственно до 93,34±2,49 и 99,67± ±1,46 в минуту. Сразу же после экзамена она снижалась, но оставалась выше исходной, а в процессе экзаменационной сессии существенно не изменялась. В ответ на стандартную физическую нагрузку ЧСС в обычных условиях увеличивалась на 70,88±5,83% у мужчин и на 63,48±3,50% у женщин, в дни экзаменов — соответственно на 41,83±2,43—50,68±3,32 и 44,53± 1,98—47,83± ±2,13%, т. е. диапазон функционирования сокращался. Сразу после экзамена наблюдалось уменьшение ЧСС и увеличение ее прироста в отзет на физическую нагрузку. Время восстановления ЧСС после физической нагрузки, характеризующее состояние механизмов регуляции сердечно-сосудистой деятельности, у мужчин увеличивалось в различные дни на 21,09—42,40%, а у женщин выявлена четкая тенденция к увеличению ее от первого экзамена к последнему (28,83—41,30%).
Следовательно показатели, характеризующие функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у студентов в период экзаменов, свидетельствуют о постепенном нарастании явлений утомления, особенно у женщин, что проявляется снижением экономичности функции (один и тот же МО достигался за счет увеличения ЧСС на фоне снижения пульсового давления), уменьшением диапазона изменения показателей после стандартной физической нагрузки и ухудшением механизмов регуляции. Такую динамику можно расценивать как признак снижения функциональной устойчивости организма.
Анализ полученных данных в зависимости от характера привычного двигательного режима в период учебы в вузе и в предшествующее время позволил установить более благоприятную динамику у студентов, активно занимавшихся физкультурой. Так, отсутствие существенных различий в исходных показателях латентного периода ЗМР и СМР у студентов, активно занимавшихся физкультурой, сменялось в ходе экзаменов снижением показателя на 3,79—5,60%, а не занимающихся ею — увеличением на 7,68—10,70%. Характер изменений мышечной силы и тремора имел одинаковую направленность при более низких показателях тремора и более высокой мышечной силе у студентов с активным двигательным режимом. Гемодинами-ческие сдвиги у этих студентов также отличались большей экономичностью функции как до, так и после экзамена и как до, так и после физической нагрузки при одинаковой общей направленности изменений.
Таким образом, выявляется определенная закономерность динамики изучаемых функций под влиянием комплексного воздействия высокого нервно-эмоционального напряжения и резкого снйже-ния двйгательной активности. Снижение нервно-эмоционального напряжения сразу после экзамена и к концу сессии обусловливало различную на-
правленность изменений функционального состояния центральной нервной и вегетативной систем. Если сразу после экзамена в большинстве случаев восстанавливались до исходного уровня показатели, характеризующие функциональное состояние ЦНС, и наблюдалась тенденция к восстановлению показателей сердечно-сосудистой системы, то на протяжении всей экзаменационной сессии установлена стабильность и в ряде случаев тенденция к улучшению функционального состояния ЦНС и снижению функции, сердечно-сосудистой системы. Постоянный уровень МО к концу сессии поддерживался и сохранялся за счет значительного напряжения механизмов регуляции при сокращении функциональной способности миокарда. В большей степени это выражено у женщин и у лиц, не придающих должного значения активному двигательному режиму.
Известно, что биологически эмоции всегда связаны с достаточно интенсивной мышечной деятельностью. Если же разрешающий мышечный компонент невелик или отсутствует, возникшее эмоциональное возбуждение длительно не прекращается, а вегетативные проявления могут быть усилены, что объясняется индукционными отношениями между двигательными и вегетативными центрами или нетренированностью человека, ограничивающего свою мышечную деятельность (К. М. Смирнов).
Состояние студента перед экзаменом во многом сходно с предстартовым и стартовым. В том и другом случае выражены значительное возбуждение нервной системы и связанный с этим симптомо-комплекс изменений. Но если у спортсмена имеется мышечная разрядка, то у студентов при зачастую стрессовых ситуациях мышечный компонент эмоций отсутствует, хотя все реакции протекают по врожденным, генетически унаследованным физиологическим механизмам, как и при мышечной работе (К. М. Смирнов). Поэтому привычка к занятиям физкультурой, активный двигательный режим в период развития человека имеют не только прикладное, гигиеническое, но и общебиологическое значение, так как играют роль в формиро-
УДК 613.165.2:576.8.095.14
вании приспособительных реакций на различные длительные воздействия на организм.
Устойчивость функционального состояния ЦНС в период экзаменов можно расценить как результат тренировки коры головного мозга в процессе систематической умственной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА. Алтунии В. П. — В кн.: Научная конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. 10-я. Материалы, т. 2, М., 1971, т. 2, ч. 1, с. 16— 17.
Боканова О. М. — В кн.: Вопросы гигиены и состояния
здоровья студентов вузов. М., 1974, с. 130—131. Волкинд Н. Я — Физиология человека, 1980, № 2, с. 360—362.
Волкова Н. П. — В кн.: Физиологическая характеристика умственного и творческого труда. М., 1969, с. 32—33. Емец А. И. — Гиг. и сан., 1978, № 2, с. 42—45. Карякина А. И. — Учен, записки Горьк. пед. ин-та. Сер.
биол., 1969, т. 101, с. 15—19. Лобойко Н. С. — В кн.: Актуальные вопросы клинической
хирургии. Львов, 1965, с. 133—135. Маркова Е. А., Каптюх В. В. — Гиг. и сан., 1978, № 2, с. 45—47.
Саркисяиц Э. Э., Миннибаев Т. Ш., Ткаченко В. А. — В кн.: Состояние здоровья и работоспособность студентов вузов. М., 1974, с. 213—219. Смирнов КМ. — В кн.: Физиология мышечной деятельности труда и спорта. Л., 1969, с. 301—315. Сгполбун Б. М., Пономаренко И. И., Анищенко С. А. — В кн.: Функциональные и адаптационные возможности организма детей и подростков. М., 1974, т. 2, с. 119— 120.
Федоров Б. М. Эмоции и сердечная деятельность. М., 1977. Шарай В. Б. — В кн.: Социальная среда и здоровье подрастающего поколения. М., 1974, с. 125—127. Шарай В. Б. Функциональное состояние организма студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. Автореф. дис. канд. М., 1979.,
Поступила 08.09.80
Summary. Alterations occurring in the functions of the central nervous, neuromuscular, and cardiovascular systems of students during the examination period were considered and were found to vary depending on the degree of conditioning of these systems during ontogeny, on the effect exerted by nervous and emotional stresses, and on the motor regimen of the students.
Канд. географич. наук М. П. Гараджа, кандидаты биол. наук Р. А. Дмитриева и А. Н. Захаркина, канд. техн. наук О. А. Корзин, канд. географич. наук
Е. И. Незваль, канд. техн. наук Н. В. Оболенский, кандидаты мед. наук Л. Н. Тория и Ю. И. Прокопенко
ОСОБЕННОСТИ БАКТЕРИЦИДНОГО ДЕЙСТВИЯ СОЛНЕЧНОЙ РАДИАЦИИ ВНУТРИ ПОМЕЩЕНИЯ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва; Московский университет; НИИ строительной физики, Москва
В литературе недостаточно данных о качественной и количественной характеристике солнечной радиации, проникающей в помещения через застекленные окна, и возможности инактивации бактерий под действием солнечного света.
В настоящей работе рассматриваются вопросы, связанные с кинетикой инактивации микроорганизмов под действием солнечного излучения в условиях закрытых помещений.
Лабораторией строительной климатологии и солн-