с. 94. — Ф о м е н к о В. Н., С т р е к а л о в а Э. Е., К а т о с о в а Л. Д. и др. — В кн.: Фармакология. Химиотерапевтнческие средства. Токсикология. Проблемы токсикологии. Т. 5. М., 1973, с. 128. — Ф о м е н к о В. Н., Заев а Г. Н„ Чиркова Е. М. и др. — «Гиг. труда», 1976, № 6, с. 24. — В ё n е S V., S г а ш R. J., Tuscany R. — «J. Hyg. Epidem. (Praha)», 1975, v. 9, p. 163. — С о га п о А. V., Не d-d 1 е J. А. — tj. theor. Biol.», 1973, v. 38, p. 289. — G о e t z P., S г a m R. J., Do-h n a 1 о v a J. — «Mutat. Res.», 1975, v. 31, p. 247. — S с h 1 e i e г m а с h e r E. — «Arch. Toxicol.», 1971, v. 28, p. 105. — S r a m R. J. — «Mutat. Res.», 1976, v. 41, p. 25
Поступил» 3/II 1977 r.
THE FREQUENCY OF CHROMOSOMAL ABERRATIONS IN BONE MARROW CELLS
IN CYCLOPHOSPHAMIDE ACTION t
V. S. Zhurkov, Ya. Novakova, R. Ya. Shram
The authors studied the dynamics of the frequency of detection of cells with chromosomal aberrations in the bone marrow cells of mice in case of poisoning for a period of 1 to 70 days with cyclophosphamide at a concentration of 0.01 per cent in the drinking water. The number of cells with chromosomal aberrations did not depend on the length of period of exposition to the mutagen. In order to predict the level of the cytogenetic effect of a chemical pollution of the environment on the bone marrow cells of mammals in a chronic action in the majority of cases it is sufficient to carry out a subacute experiment.
УДК 613.62:612.62
3. А. Волкова, Г. M. Гамбашидзе, J1. В. Миловидова, А. И. Юозулинас
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЖЕНЩИН НА ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
Институт гигиены труда и профзаболений АМН СССР, Москва;
Ангарский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний; Научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены, Вильнюс
Литературные данные о влиянии на женский организм в отдельные фазы менструального цикла некоторых неблагоприятных производственных факторов (высокая температура воздуха, физическое напряжение, вибрация) крайне ограничены (А. П. Охрименко; Т. П. Фролова), а исследования по изучению влияния токсических веществ не проводились.
Мы изучали функциональное состояние организма женщин, в процессе работы подвергавшихся воздействию ряда неблагоприятных факторов двух производств: токсические вещества и нервно-эмоциональное напряжение (аппаратчицы производства кремнийполимеров), а также токсические вещества и физическое напряжение (отделочницы мебельного производства). Функциональное состояние организма определяли в начале, середине и конце рабочей смены, причем у аппаратчиц — в каждой из трех смен. При этом учитывали фазы менструального цикла: десквамации (1—3-й день цикла), пролиферации (6—12-й день) и секреции (20—28-й день). Работниц исследовали 2—3 дня во все фазы цикла при работе в каждую смену на протяжении 1—2 менструальных циклов. Состояние центральной нервной системы (ЦНС) определяли по изменениям латентных периодов (ЛП) зрительно- и слухо-моторной реакций (ЗМР и СМР) на сильный и слабый раздражители, функцию внимания изучали с помощью корректурного теста, состояние нервно-мышечного аппарата оценивали с помощью динамометрической методики по показателям максимальной силы и выносливости мышц кисти к статическому усилию, состояние сердечно-сосудистой системы — по показателям артериального давления и частоте сердечных сокращений. Всего обследовано 116 женщин: 20 аппаратчиц, 42 отделочницы неавтоматизированного и 54 отделочницы автоматизированного мебельного производства.
По данным гигиенических исследований, аппаратчицы в течение 85— 90% рабочей смены подвергались интермиттирующему действию сложной
_l_J_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I-1_I-1_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I_L
абвабвабвабвабвабвабвабвабв А БВАБВАБВ
Рис. I. Изменение латентного периода слухо-моторной реакции в разные фазы менструального цикла,
Аппаратчицы: 1 — сильный раздражитель; 2 — слабый раздражитель. Контрольная группа:
3 — сильный раздражитель; 4 — слабый раздражитель. А — фаза секреции; Б — десквамации; В — пролиферации; а — начало смены; б — середина; » — конец; / — утренняя смена. 11 — вечерняя. Ill — ночная.
смеси токсических веществ. Среди них по частоте обнаружения преобладал толуол (средние концентрации его не превышали ПДК), содержание бромистого этила и хлористого водорода в среднем превышало ПДК до 4,8 и 5,5 раз соответственно. Другие токсические вещества (хлорбензол, бута-нол, хлорэтил, тетраэтоксисилан) не всегда присутствовали в воздухе, и средние концентрации их были ниже ПДК (Л. В. Миловидова). Кроме того, в процессе работы аппаратчицы испытывают нервно-эмоциональное напряжение, связанное с высокой ответственностью за правильный ход технологического процесса.
Результаты физиологических исследований свидетельствуют о том, что наибольшие нарушения функционального состояния организма аппаратчиц появлялись в период менструаций, особенно в ночные смены. На это указывают изменения ЦНС, двигательного анализатора и сердечно-сосудистой системы. Так, ЛП СМР на сильный раздражитель у аппаратчиц в начале утренней смены составлял во время менструации 439,0±17,5 мс, в фазу пролиферации — 367,2±20,8 мс (Р <0,05), в фазу секреции — 352,6± ±21,4 мс (Р <0,05), а к концу работы увеличивался на 16,7% в период менструации, а в другие фазы цикла несколько уменьшался (рис. 1). В этот период наибольшие изменения ЛП двигательных реакций наступали к концу ночной смены: ЛП СМР на сильный раздражитель возрастал на 56,2%, а в вечернюю смену — лишь на 15,3% по сравнению с дорабочим уровнем. Аналогичная направленность изменений наблюдалась и в реакции на свет; увеличение ЛП ЗМР у аппаратчиц в период менструации к концу ночной смены было более выраженным и составляло 60,9%. Анализ длительности ЛП двигательных реакций на разные по силе раздражители позволил определить у аппаратчиц в период менструации уравнительные и парадоксальные фазы. Изучение функционального состояния зрительного анализатора, который в процессе труда аппаратчиц испытывает основную нагрузку, выявило по показателям ЛП ЗМР уравнительные и парадоксальные фазы во все периоды менструального цикла. Это свидетельствует о нарушении нормальных взаимоотношений основных нервных процессов в коре головного мозга.
Исследование функции внимания показало, что время выполнения корректурного теста и количество допущенных при этом ошибок в начале смен
Рис. 2. Изменение выносливости мышц кисти к статическому усилию у работниц в разные фазы менструального цикла.
/ — аппаратчицы; 2 — контрольная группа. Остальные обозначения те же, что на рис. 1.
в зависимости от фаз менструального цикла существенно не изменялись. Однако в динамике смен наибольшие изменения наступали в период менструации, особенно в ночные смены. Так, к концу утренней смены время выполнения задания на внимание увеличивалось на 10,2%, вечерней — на 8,1 %, ночной — на 24,3%. В фазу пролиферации и секреции у аппаратчиц отмечалась некоторая тенденция к нарушению функции внимания.
Более выраженные сдвиги в фазу менструации выявлены при анализе показателей силы и выносливости мышц кисти к статическому усилию (рис. 2). По показателям сердечно-сосудистой системы у аппаратчиц в период менструации отмечались более низкое, чем в другие фазы менструального цикла, систолическое и диастолическое артериальное давление и увеличение частоты сердечных сокращений.
Для выяснения влияния на функциональное состояние женского организма в отдельные фазы менструального цикла других неблагоприятных факторов — токсических веществ и физического напряжения — были проведены физиологические исследования у отделочниц старого — неавтоматизированного (1-я группа) и нового — автоматизированного (2-я группа) цехов мебельного объединения. Работницы 1-й группы подвергаются воздействию паров толуола, стирола, формальдегида, ацетона в концентрациях, постоянно превышающих ПДК. В процессе труда отделочницы этого цеха испытывают и физическое напряжение (2—3-я группа тяжести), связанное с постоянным переносом груза (доски, стружечные плиты, готовые детали мебели и др.). Суммарный вес перемещаемого за смену груза достигает 1000 кг при единовременном поднятии до 16 кг. В новом цехе с автоматической линией, обеспечивающей герметизацию технологического процесса, толуол в воздушной среде не обнаружен, а концентрации формальдегида и стирола были в 3—6 раз меньше, чем в старом цехе. Кроме того, автоматизация исключила все операции, связанные с переносом тяжестей. Таким образом, 2-я группа служила своеобразным контролем при оценке влияния комплекса неблагоприятных производственных факторов на состояние физиологических функций работниц неавтоматизированного мебельного производства.
При изучении физиологических сдвигов у отделочниц 1-й и 2-й групп наибольшие изменения физиологических функций наблюдались в период менструации у женщин 1-й группы. Так, ЛП ЗМР на слабый раздражитель у отделочниц 1-й группы был достоверно более длительным во время менструации (459,0±2,0 мс) по сравнению с другими фазами цикла (426,0± ±1,0 мс), а во 2-й группе практически был одинаков (259,0±2,0 и 257,0± ±2,0 мс соответственно). В динамике смен у отделочниц 1-й группы в этот период наблюдалось достоверное удлинение ЛП ЗМР. Подобные различия прослеживались у работниц 1-й группы как с малым (3—6 лет), так и с большим (10—15 лет) стажем работы. В отличие от этого у женщин 2-й группы в начале работы и в динамике смен изменения были недостоверными. Исключением явилось существенное увеличение ЛП ЗМР к концу работы, которое наблюдалось у женщин со стажем работы 10—15 лет как во время менструации (38,5%), так и в межменструальный период (18,9%). По-видимому, это объясняется тем, что данная группа длительное время работала на этом производстве до его автоматизации и подвергалась воздействию неблагоприятных факторов.
Вместе с тем достоверные сдвиги физиологических функций под влиянием неблагоприятных условий труда у отделочниц неавтоматизированного производства в период менструации, вероятно, свидетельствуют о нарушении компенсаторных возможностей организма, что способствует углублению тормозных процессов, преобладающих у женщин в этот период (А. Т. Пшо-ник и Р. А. Фельбербаум; Ю. М. Блошанский). Необходимо отметить, что воздействие ряда токсических веществ и нервно-эмоционального напряжения у аппаратчиц отражается в основном на функциональном состоянии ЦНС. Действие же токсических веществ и физического напряжения проявляется наряду с изменениями в ЦНС и в выраженных сдвигах показателей функционального состояния двигательного анализатора у отделочниц мебельного неавтоматизированного производства. По-видимому, выполнение работы женщинами в период менструации при воздействии неблагоприятных производственных факторов предъявляет к организму очень высокие требования, что не только вызывает нарушение его функционального состояния, но и может быть причиной снижения качества выпускаемой продукции, нарушения технологии и возникновения аварий на производстве.
Учитывая литературные данные о большей чувствительности женского организма к воздействию ряда неблагоприятных факторов производственной среды и сведения о половых различиях в реакциях женского и мужского организма на воздействие производственных вредностей, а также результаты наших исследований о наибольших изменениях физиологических функций у работниц в период менструации, мы полагаем целесообразным ставить вопрос о необходимости дифференцированного подхода при классификации работ по степени тяжести и напряженности и учитывать эти особенности при разработке рациональных режимов труда для женщин и мужчин.
На основании полученных материалов разработаны оздоровительные мероприятия общегигиенического и специального характера. К числу последних относится рекомендация освобождать женщин в период менструации от работы в ночную смену.
ЛИТЕРАТУРА. Блошанский Ю. М. — В кн.: Физиология и патология менструальной функции. М., 1960, с. 62. — М и л о в и д о в а Л. В. — В кн.: Некоторые вопросы гигиены и профпатологии в Сибири. М., 1974, с. 47. — Охримен-к о А. П. — В кн.: Гигиеническая оценка новейших технологических процессов и оборудования на автоматизированных предприятиях. Л., 1970, с. 73. — П ш о н и к А. Т., Фельбербаум Р. А. — «Ж. невропатол. и психиатр.», 1957, прилож., с. 74. — Фролова Т. П. Физиолого-гигиеническая оценка влияния низкочастотной вибра-' ции на некоторые показатели регионарного кровообращения женского организма. Ав-тореф. дис. канд. М., 1975.
Поступила 18/1V 1977 г
17
SPECIFIC FEATURES OF PHYSIOLOGICAL REACTIONS OF THE WOMEN'S BODY TO THE ACTION OF NOXIOUS INDUSTRIAL FACTORS
Z. A. Volkova, G. Ai. Qambashidze, L. V. Milovidova, A. I. Yuozulinas
The authors studied the effect of noxious factors (toxic substances, neuro-emotional and physical strain) on the functioning of the body of women-operators engaged in production of silicon polymers and women finishing furniture production (in all 116 practically healthy women) in separate phases of a menstrual cycle: in the phases of desquamation, proliferation and secretion. The main noxious factor affecting the functional state of the women workers' body are toxic substances. A deterioration of the physiological functions was noted at the menstruation period. On the basis of investigations performed the authors developed sanitation measures of general hygienic and special nature.
УДК в 16-056.3-057-02:615.916'17в]-07:616-008.93:577.1 6
Канд. мед. наук В. Л. Доценко
ПОКАЗАТЕЛИ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ВИТАМИНАМИ С, Р, В!, В, И РР ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ХРОМОВОЙ СЕНСИБИЛИЗАЦИИ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
В комплексе мероприятий, направленных на предупреждение профессиональных заболеваний, определенное значение имеет патогенетически обоснованное профилактическое питание, которое является составной частью оздоровительных мер при работе с вредными химическими и физическими факторами производственной среды.
В патогенезе аллергических заболеваний непосредственную роль играют витамины С, Р, В1( В„ и РР, однако сообщения о функциях этих витаминов в аллергических реакциях организма крайне противоречивы. В связи с этим весьма актуальным является изучение обеспеченности организма указанными витаминами при экспериментальной хромовой сенсибилизации с целью ^выяснения некоторых механизмов патогенеза аллергических реакций, на основе которых можно подойти к разработке гипосенсибилизи-рующего профилактического питания рабочих, подвергающихся воздействию соединений хрома в условиях производства.
Исследования проводили на половозрелых морских свинках, кроликах и крысах. На морских свинках и кроликах изучали накожную сенсибилизацию, так как в условиях производства этот путь сенсибилизации признан ведущим. Накожную сенсибилизацию проводили по общепринятому методу А. С. Рабена и соавт. путем нанесения на выстриженную поверхность кожи животных в течение 7 дней раствора бихромата калия (10% раствор для кроликов и 2,5% раствор для морских свинок) с выявлением аллергии на 14-й день с помощью 0,5% раствора испытуемого гаптена. При этих концентрациях и времени воздействия у подопытных животных, как указывают авторы данного метода сенсибилизации и наши исследования , уже на 10—12-й день с момента нанесения аллергена в организме синтезируются специфические антитела в количествах, достаточных для развития аллергической реакции на повторное нанесение хрома.
Представляло интерес экспериментальное изучение пероральной хромовой сенсибилизации, которую проводили на крысах. Крыс сенсибилизировали путем ежедневного запаивания 0,005% водным раствором бихромата калия в течение 30 дней, а на 44-й день наносили разрешающую дозу (0,5% раствор бихромата калия) на выстриженный участок кожи аналогично апробированным методам пероральной сенсибилизации (Ю. И. Сахаров .и Е. Н. Кутепов). Концентрации и время воздействия бихромата калия установлены нами в предварительных опытах на крысах. При этом учитывали способность соединений хрома в больших концентрациях вызывать токсический эффект, а в слишком малых дозах оказывать десенсибилизирующее действие (И. Е. Сосонкин).