Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА ДИКТАНТА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА ДИКТАНТА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА ДИКТАНТА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 613.865-053.5:371

Канд. мед. наук В. И. Агарков

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА ДИКТАНТА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Задача данной работы заключается в изучении напряжения функций организма и определении допустимой умственной нагрузки школьников младшего возраста при написании диктанта по русскому языку.

В эксперименте участвовали 28 хорошо и отлично успевающих учащихся 2-го и 3-го классов.

Оценивали функциональное состояние детей при написании 3 диктантов различного объема. Второклассники писали диктант из 55—60 слов (340—370 букв), 85— 95 слов (450—490 букв) и 100—110 слов (600—660 букв), а третьеклассники — из 95—100 слов (490—520 букв), 135—140 слон (675—700 букв) и 185—190 слов (950— 990 букв). Исследования проводили в первую половину дня на 1—2-м и 4—5-м уроках. В один день писался только один диктант.

В процессе работы определяли частоту пульса (ЧП) и температуру кожи щеки (как показатель эмоционального возбуждения), а в начале и конце ее — артериальное давление (АД), латентный период зрительно-моторной реакции (ЗМР), порог возбудимости зрительного анализатора (ПВЗА) по эффекту фосфены и тремор кисти руки (ТК) с помощью электротремометра.

Диктант вызывает существенное нервно-эмоциональное напряжение у детей. Пульс был 98±1,2 в минуту и часто достигал 104—108, температура кожн щеки повышалась на 1 — 1,5°С. а минимальное АД возрастало на 7— 10 мм рт. ст. Подобная реакция организма была особенно выражена в первые 10 мин работы. В дальнейшем эмоциональный компонент несколько уменьшался при сохранении нервного напряжения. Это проявлялось в некотором уреженин и снижении температуры кожи щеки на фоне увеличения минимального АД. Падение эмоциональной реакции происходило почти параллельно увеличению латентного периода ЗМР. Подобная синхронность функциональных сдвигов указывала на то, что спад эмоционального напряжения у детей связан не с адаптацией их к данной работе, а с развивающимся умственным утомлением и поэтому может квалифицироваться как его начальный признак. Специфично в ходе написания диктанта изменялось максимальное АД — оно снижалось и тем сильнее, чем больше было умственное утомление школьников. Особых возрастных различий в изменении функций организма детей не отмечено. Однако навыки и скорость письма у учащихся оказались различны. Второклассники писали медленнее и поэтому за одинаковое с третьеклассниками время были способны написать диктант значительно меньшего объема при практически аналогичном на-

пряжении функций организма. В связи с этим утомление у учеников 2-го класса наступало раньше, т. е. после диктанта меньшего объема.

При написании диктанта из 55—60 слов у второклассников не наблюдалось ухудшения функций центральной нервной системы (не менялись латентный период ЗМР и ПВЗА), но появлялось небольшое снижение систолического и повышение диастолического АД и увеличивался тремор кист» пишущей руки. Это указывало на общее благоприятное состояние учащихся при подобной умственной нагрузке, хотя усиление тремора свидетельствовало о том, что у детей уже при данном объеме письма кисть утомлялась.

После диктанта из 85—95 слов у второклассников отмечалось существенное утомление как центральной нервной системы, так и кисти руки, что проявлялось в заметном увеличении латентного периода ЗМР, повышении ПВЗА, снижении систолического и повышении диастолического АД, урежении пульса и значительном усилении тремора кисти руки. При диктанте в 100—110 слов изменения функций организма у этих детей были более глубокими. У учащихся 3-го класса заметное ухудшение функций наступало только при написании диктанта из 135—140 слов, а выраженное — при объеме 185—190 слов. Описанные изменения функций организма у учащихся в ходе писании Диктанта появлялись в тех случаях, когда эта работа выполнялась на первых 2 уроках в первую половину дня и недели. Когда диктант писался на 4—5-м уроке и особенно в пятницу или субботу, то утомление у детей наступало несколько раньше.

Таким образом, при написании школьниками диктанта по русскому языку его гигиенически оптимальный объем должен составлять для второклассников 55—60 слов (340—370 букв), для третьеклассников 95—100 слов (490—520 букв). При такой нагрузке у учащихся не регистрируется существенного ухудшения функций организма. Максимальный объем диктанта не должен превышать для учеников 2-го класса 85—95 слов (450—490 букв), для учеников 3-го класса 135—140 слов (675— 700 букв). При подобной нагрузке функциональные изменения в организме не выражены и относительно быстро-исчезают в условиях активного отдыха. Лучше, если диктант пишется на 1—2-м уроке в первую половину дня и недели. Если же он выполняется в конце учебного дня или недели, то объем его должен уменьшаться на 15—17%.

Поступила 17.06.80

УДК 617.753.2-053.5-02

А. А. Сычев

БЛИЗОРУКОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМ

РАЗВИТИЯ

Украинский институт усовершенствования врачей, Харьков

В структуре отклонений в состоянии здоровья школьников снижение остроты зрения и близорукость постоянно занимают одно из первых мест, поэтому уже в течение многих лет проводится изучение особенностей развития зрительного анализатора у детей и подростков и выясня-

ются причины и механизмы формирования близорукости. Однако все еще малая эффективность мероприятий по ее предупреждению свидетельствует о том, что причины и механизмы развития этой аномалии рефракции еще недостаточно выяснены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.