процесса; определение изменений в антигенной структуре сывороточных и тканевых протеинов, изучение динамики содержания аутоантигенов и их роли в аллергическом процессе; установление участия гуморального и клеточного компонентов в развивающемся аллергическом процессе.
По-видимому, такой комплекс исследований поможет приблизиться к пониманию сущности патологии, вызываемой химическими веществами.
ЛИТЕРАТУРА. Зильбер Л. А. Основы иммунологии. М., 1958. — Зильбер Л. А., Абелев Г. И. Вирусология и иммунология рака. М., 1962.
Поступила 25/ХП 1973 г.
УДК 371.7:612.821.1-053.5
Проф. Д. Г. Девятка, канд. мед. наук В. С. Компанец, Е. И. Компанец, канд. мед. наук Л. Л. Царюк
* ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО НОВОЙ ПРОГРАММЕ
Винницкий медицинский институт им. Н. И. Пирогова
Мы изучали физиологические и психологические стороны утомления младших школьников, вызванные влиянием учебной нагрузки на функциональное состояние организма. В качестве методических приемов применяли корректурную пробу, сложную зрительномоторную реакцию с выбором в автотемпе, критическую частоту слияния световых мельканий (КЧСМ), электротермометрию, рефлексометрию, определение частоты сердечных сокращений и артериального давления (систолического, диастолического и пульсового).
Полученные нами данные подвергали статистической обработке раз-Ф ностным методом и методом попарных сравнений (Л. С. Каминский; Р. Н. Бирюкова), а также методом математической графической статистики (Г. В. Суходольский). Возраст обследуемых составлял 7—9 лет (соответственно 1, 2 и 3-му году обучения в школе). Обследовали 30 учеников 3 классов, по 10 человек из каждого класса. Все исследования проводили до и после уроков по понедельникам, средам и субботам в первую неделю первой четверти, последнюю неделю второй и четвертой четвертей учебного года.
Данные корректурной пробы характеризуют статистически достоверное различие показателей учеников 1-х и 2-х, а также 1-х и 3-х классов. Дневная, недельная и годовая учебная нагрузка вызывала, как правило, статистически достоверное увеличение количества просмотренных знаков учениками 1-х и 2-х классов и уменьшение их в процессе учебы школьни-. ков 3-х классов (Р<0,05). Параллельно нарастало количество ошибок,
* статистически достоверное у учеников 3-х классов. При сравнении среднегодовых данных до уроков наблюдалось достоверное увеличение количества просмотренных знаков и ошибок у учеников 2-х и 3-х классов (см. таблицу) по сравнению с 1-ми классами, тенденция к уменьшению их у учеников 3-х классов по сравнению со 2-ми.
После уроков количество знаков, просмотренных учениками 2-х классов по сравнению с 1-ми, достоверно увеличилось, а у третьеклассников — уменьшилось. Количество ошибок после уроков у учеников 2-х и 3-х классов увеличилось (Я<0,001) по сравнению с первоклассниками и уменьшилось у учеников 3-х классов по сравнению с второклассниками.
Таким образом, от 1-го к 3-му классу у детей параллельно ухудшаются скорость и точность выполнения работы, что говорит о накоплении утомления в их организме. Особенно уменьшается процент работ, выполненных ф без ошибок, к концу учебного года во 2-м и 3-м классах.
2'
35
Среднегодовые данные функциональных сдвигов психолого-физиологических исследований у школьников младших классов
Наименование проб Показатель 1-е классы 2-е классы 3-й классы
до уроков после уроков до уроков после уроков до уроков после уроков
Корректурная проба Количество просмотренных знаков Количество допущенных ошибок М—т Р М±т Р 412,6— 11,7 <0 1,11^0,2 X 507,3—16 ,05 1,88±0,34 ,05 548 7^26 >с 3,62^0,41 0, 612,3^29,1 ,05 5,15—0,66 05 535,5—19,5 X 2,14—0,2 <1 501,8—14,9 ,05 3,78—0,3 ,05
Зрительиомоторная реакция Общее время реакции М±т Р 754—19 <0 891^21 ,05 814^18 <0 966—17 ,05 848=^15 <0 966^10 ,05
Критическая частота слияния световых мельканий Правый глаз Левый глаз М±т Р М±т Р 39,2^0,46 >с 39,4^0,46 >с 38,5±0,38 ,05 38,8—0,35 .05 39,2—0,46 <с 39,1^0,48 37,6^0,56 ),05 37,7^0,47 ),05 39,1^0,19 <с 39—0,19 <3 37,1—0,19 1,05 37—0,16 1,05
Электротреморометр и я Простое задание Сложное задание М±т Р М±т Р 3,4±0,3 >0 10,3—0,78 X 3,6^0,33 ,05 12^=0,91 |,05 4—0,42 >0 7,6^0,44 X 4,5:2:0,39 ,05 8,7^0,53 |,05 2,2—0,2 X 5,3—0,4 2,6^0,26 ,05 7,1—0,61 1,05
Рефлексометрия Звук Свет М±т Р М±т Р 258^38,5 X 306±52^ 261^34,7 ,05 271^25,5 |,05 217— 19,1 X 216—21 231—19,2 3,05 226^20,8 1,05 218—19,3 X 222— 16^ 216—13,1 ),05 234—16,1 1,05
Гемодинамические сдвиги Частота сердечных сокращений Систолическое давление М—т Р М—т Р 87,7—0,69 « 97,2—0,94 ,05 89,5— 1,46 ',05 86,9^0,58 << 92,2± 1,01 94,1—0,93 ),05 93,4:2:0,99 ),05 86,8—0,8 97,7^1, Г 92,8— 1,16 ),05 98,4—0,92 1,05
Данные, полученные при исследовании сложной зрительномоторной реакции с выбором в автотемпе у школьников обследованных классов, показывают, что дневная и недельная учебная нагрузка вызывает статистически достоверное увеличение латентного периода реакции. Время двигательного периода у всех наблюдаемых увеличивалось к концу года при статистически достоверном увеличении общего времени и параллельном нарастании количества допущенных ошибок.
Межклассовая динамика данных, полученных до уроков, указывает на увеличение латентного периода у учащихся 2-х классов по сравнению с 1-ми, знакопеременное изменение у учеников 3-х классов по сравнению с 1-ми и 2-ми. Двигательный период статистически достоверно увеличился у школьников 2-х и 3-х классов.
Увеличение общего времени реакции и количества допущенных ошибок сохраняло такую же закономерность (см. таблицу). После уроков латентное время у учеников 1—3-х классов имело тенденцию к знакопеременному изменению при статистически достоверном увеличении двигательного периода и общего времени реакции у учеников 2-х и 3-х классов по сравнению с 1-ми. Количество ошибок имело знакопеременное значение с тенденцией к увеличению их у школьников 3-х классов.
Результаты исследования критической частоты слияния световых мельканий при дневной, недельной и годовой учебной нагрузке показали поступательное уменьшение средней величины КЧСМ на правый и левый глаз учащихся 1-х классов, а также статистически достоверное уменьшение ее у учеников 2-х и 3-х классов. При сравнении среднегодовых данных до уроков выявлено уменьшение средней величины КЧСМ на оба глаза у учащихся 2-х и 3-х классов, после уроков — более выраженное уменьшение средней величины КЧСМ на правый и левый глаз у второклассников и третьеклассников по сравнению с первоклассниками.
Полученные при проведении электротреморометрии данные дневной, недельной и годовой учебной нагрузки выявили тенденцию к увеличению количества импульсов у учащихся всех обследуемых классов как на простое задание (прямая линия), так и на сложное (зигзаг). Динамика межгодовых, межклассных данных до уроков и после уроков указывала на колебания числа импульсов от знакопеременных величин до уменьшения их как на простое, так и на сложное задание. До уроков наблюдалось увеличение импульсов на простое задание и уменьшение импульсов на сложное задание, после уроков показатели на оба задания увеличились (см. таблицу).
Исследования рефлексометрии показали, что при дневной, недельной и годовой учебной нагрузке увеличивалось латентное время на звук и уменьшалось — на свет у школьников 1-х классов; у учеников 2-х и 3-х классов имелись знакопеременные величины. Сравнение среднегодовых данных выявило уменьшение латентного времени (в миллисекундах) на оба раздражителя до и после уроков, что, очевидно, объясняется преобладанием тормозных процессов в коре головного мозга из-за утомления организма учеников.
Влияние дневной, недельной и годовой учебной нагрузки вызывало статистически достоверное учащение сердечных сокращений у обследуемых учеников. Внутригодовая, понедельная, почетвертная и межчетвертная динамика установила колебания показателей до уроков от учащения сердечных сокращений до знакопеременных величин, а после уроков — их уменьшение, особенно выраженное у учеников 3-х классов.
Изменение систолического давления выражалось в знакопеременных сдвигах с преимущественным понижением его у школьников 1-х классов и повышением у второклассников и третьеклассников. Диастолическое давление, наоборот, повышалось у учеников 1-х и 2-х классов и снижалось у третьеклассников. До уроков пульсовое давление у школьников 3-х классов уменьшалось, у учеников 1-х и 2-х классов увеличивалось; после уро-
ков сохранялась такая же, но более выраженная достоверная закономерность.
Проведенные нами исследования позволяют утверждать, что в организме школьников от 1-го до 3-го класса поступательно накапливаются элементы утомления. Это видно прежде всего из параллельного ухудшения скорости и точности выполнения работы по данным корректурной пробы и треморометрии (увеличение ответных импульсов на простое и сложное задание).
Изменения в функциональном состоянии центральной нервной системы по данным сенсомоторной реакции, КЧСМ, ответным рефлекторным реакциям на звук и свет, а также гемодинамические сдвиги указывают на преобладание тормозных состояний в коре головного мозга, более выраженное у учеников 2-х и 3-х классов.
ЛИТЕРАТУРА. Бирюкова Р. Н. Статистика в клинических исследованиях. М., 1964. — Каминский Л. М, Обработка клинических и лабораторных данных. Л., 1959. — Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972.
Поступила 4/1II 1974 г.
PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL INVESTIGATIONS OF JUNIOR GRADE SCHOOL CHILDREN STUDYING ACCORDING TO THE NEW PROGRAM
D. G. Devyatka, V. S. Kompanets, E. I. Kompanels, L. L. Tsaryuk
Investigation results obtained showed children from 1st to 3d grade to present a gradually decreasing rate and a deteriorating accuracy of work, judging by the data of correction test and the tremometry, that were indicative of fatigue accumulation in the body. The per cent of tasks done without mistakes diminished especially towards the end of the school year in the 2nd and 3rd grades. The functional state of the central nervous system judging by the data of the sensomotor reaction, the return reflex reaction to sound and light, pointed to prevalence of an inhibitory state in the cerebral cortex, that was more pronounced in children of the 2nd and 3rd grades.
УДК 612.017.1-053.5-06:613.31:546.18
/
А. Я. Дударев, В. М. Шубик, Р. Е. Лившиц, В. А. Колотвин
ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В РАЙОНАХ С РАЗЛИЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ФТОРА В ВОДОПРОВОДНОЙ ВОДЕ
Ленинградская городская санэпидстанция, Ленинградский институт усовершенствования врачей, Ленинградский институт радиационной гигиены
В Ленинграде с конца 1968 г. широко осуществляется фторирование воды на главной водопроводной станции (около 900 000 м3 в сутки). Более миллиона ленинградцев в течение 5 лет систематически снабжаются водой с содержанием фтора 1 мг/л; остальные, как и ранее, получают воду с естественным уровнем фтора (0,06—0,2 мг/л). Система фторирования воды в Ленинграде, уникальная по масштабам и техническому решению в СССР, подвергается гигиенической оценке. В ходе такого исследования решаются вопросы о системе санитарного наблюдения за фторированием, оценивается оздоровительный эффект и в определенной степени проверяется возможность неблагоприятного влияния применяемой дозы фтора на здоровье населения.
В настоящем сообщении представлены данные наших собственных наблюдений, посвященные изучению влияния фторированной водопроводной воды (1 мг фтора на 1 л) на некоторые стороны неспецифического иммунитета у 8—9-летних воспитанников школ-интернатов Ленинграда. Под наблюдением находилось 77 человек, 51 из них употреблял для питья фторированную, а 26 (контрольная группа) — обычную водопроводную воду. Изучен комплекс реакций, характеризующих состояние неспецифического иммунитета, — барьерных (аутофлора и бактерицидность кожи), клеточ-