12
ЗНиСО
МАЙ №5 (254)
— учащение случаев сосудистых событий в молодом и зрелом возрасте;
— различия в динамике развития как ГКн, так и ГКо в течение года и в течение суток;
— выраженное влияние резких колебаний атмосферного давления и температуры воздуха на частоту развития сосудистых событий.
Выявленные особенности необходимо учитывать при разработке комплексной системы профилактики сосудистых событий у кардиологических больных города Владикавказа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцева Н.В и др. Совершенствование стратегических подходов к профилактике заболеваний, ассоциированных с воздействием факторов среды обитания / Н.В. Зайцева, О.Ю. Устинова, М.А. Землянова //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 11 (248). С. 14—19.
2. Кусова А.Р. и др. Обоснование региональной образовательной программы по профилактике сердечно-сосудистой
патологии у населения / А.Р. Кусова, Ф.К. Худалова, М.Б. Булацева //Вестник ДГМА. 2012. № 2 (3) С. 74—76.
3. Кухарчик Г.А. и др. Влияние климатических факторов на внезапную смерть / Г.А. Кухарчик, Е.Г. Головина, А.В. Шабров //Императивы экологии человека XXI века. СПб., 2005.
4. Милейковский М.Ю. Влияние метеорологических факторов на риск развития сосудистых событий: возможности профилактики //Практическая ангиология. 2007. № 4 (9).
5. Сергеева Н.М. и др. Результаты изучения влияния факторов среды обитания на здоровье населения Самарской области / Н.М. Сергеева, Н.М. Цунина, Н.Ю. Афанасьева, Н.Ю. Антонова, Д.А. Молодкина //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11 (236). С. 7—10.
Контактная информация:
Худалова Фатима Константиновна, тел.: 8 (918) 839-41-03, e-mail: [email protected]
Contact information:
Khudalova Fatima, phone: 8 (918) 839-41-03, e-mail: [email protected]
g
S
II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III II III III III III III III III
УДК 613.955
ОБОСНОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
М.И. Степанова, И.Э. Александрова, З.И. Сазанюк, Б.З. Воронова, И.П. Лашнева, Т.В. Шумкова
ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, г. Москва
Изучено влияние использования интерактивной доски в учебном процессе на функциональное состояние организма младших школьников. При соблюдении гигиенических требований к организации урока установлена благоприятная динамика анализируемых показателей и активизирующее влияние ИД на учебную деятельность. Определены безопасные регламенты работы с ИД в процессе обучения в младших классах. Ключевые слова: интерактивная доска, гигиеническая безопасность, младшие школьники.
M.I. Stepanova, I.Je. Aleksandrova, Z.I. Sazanjuk, B.Z. Voronova, I.P. Lashneva, T.V. Shumkova □ SUBSTANTIATION OF HYGIENIC REQUIREMENTS TO THE USE OF INTERACTIVE BOARDS IN THE EDUCATIONAL PROCESS □ Scientific Center of Children's Health, RAMS, Moscow □ We studied the influence of the use of interactive whiteboards in the educational process on the functional state of the organism to younger children. At observance of hygienic requirements to the organization of the lesson installed favorable dynamics of the analyzed indices and triggers the impact interactive whiteboards on educational activity. Determine the safety regulations with interactive whiteboards in the learning process in the younger grades. Key words: interactive boards, hygienic safety, Junior schoolchildren.
Современное образовательное пространство не может обойтись без использования различных электронных средств обучения. В последние годы интерактивная доска (ИД) стала практически обязательным техническим средством, которым оборудуют учебные помещения школ, особенно для начальных классов. Она представляет собой большой сенсорный экран, на который проецируется изображение с компьютера.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения влияния учебных занятий, на которых используют ИД, на функциональное состояние организма (ФСО), поскольку наряду с явными достоинствами электронных средств обучения существуют и негативные моменты, отрицательно влияющие на здоровье подрастающего поколения [1, 4, 5, 7, 8].
Целью настоящего исследования явилась гигиеническая регламентация использования ИД в учебной деятельности младших школьников.
Проведены динамические исследования по изучению ФСО 138 учащихся начальных классов на уроках с использованием ИД в сравнении с традиционными уроками (без использования ИД). Исследования осуществлялись в течение учебной недели и включали интегральные характеристики центральной нервной системы
учащихся: регистрацию дневной и недельной динамики умственной работоспособности (УР) по методике С.М. Громбаха, психо-эмоционального состояния по методу А.Н. Лутошкина, определение критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ), обьема аккомодации (ОА) зрительного анализатора, а также скорости простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), оценку реакции на движущий объект (РДО). В ходе учебных занятий провели хронометражные наблюдения за деятельностью учащихся и анкетирование 120 школьников на предмет их отношения к использованию ИД на уроке и влияния на самочувствие. Кроме младших школьников в опросе также приняли участие учащиеся среднего и старшего звена. Замеры искусственной освещенности на рабочих местах учащихся проводились комбинированным прибором «ТКА-ПКМ»/02.
В исследовании были использованы ИД прямой проекции, размеры активной поверхности досок которых составляли не менее 1 560 х 1 100 мм. Размещение ИД, высота нижнего края над полом, расстояние до первого учебного стола, углы видимости во всех обследуемых классах соответствовали рекомендациям для размещения обычных досок. В учебных помещениях были созданы условия, исключающие засветку доски, а также ее бликование. Уровни освещенности на рабочих
МАЙ № (254)
13
^^ местах учащихся были в пределах 310—410 лк и
соответствовали гигиеническим требованиям. О Анализ результатов анкетирования пока-5? зал, что большинству учащихся (82,5 %) урок с использованием ИД нравится больше, чем без нее. Причиной такого предпочтения, по мнению 38,3 % школьников, является, то что урок с ИД становится более интересным; для 31,7 % ¡-^ — понятным, наглядным; 15,0 % анкетируемых хочется поработать с доской. Половина респон-^ дентов указали, что более активны на уроках с ЕЕ ИД: чаще поднимают руки, хотят выйти к доске, 3 выполнить задание учителя; 12,5 % — меньше
■_ волнуются. Лишь 9,2 % школьников несколько
больше уставали после уроков с ИД, чем после обычных. У 11,7 % опрошенных уставали глаза, у 5,0 % — шея и спина, у 0,8 % — болела голова. Факторами, мешающими при работе с ИД, являются, по мнению учащихся, в 33,9 % — яркий свет от доски или проектора (особенно детям, носящим очки); в 11,9 % — шум проектора, в 5,1 % — высокое расположение доски и необходимость запрокидывать голову. Это дополняет научные данные, полученные при анкетировании педагогов, свидетельствующие о снижении монотонии и активизации учебной деятельности при наличии у части детей и учителей жалоб на утомление (преимущественно зрительное) при интегрировании ИД в процесс обучения [6].
Провели сравнительный анализ результатов исследования ФСО учащихся на уроках с использованием интерактивной доски и на традиционных учебных занятиях (без ИД). На примере второклассников видно, что более благоприятные показатели изучаемых систем организма выявлены на тех уроках, где они работали с ИД, что подтверждает существующее в гигиене детей и подростков представление о том, что рациональное использование технических средств обучения оказывает позитивное влияние на ФСО и УР учащихся [2] (табл. 1).
Значение интегрального показателя умственной работоспособности (ИПР), отражающего состояние всего коллектива учащихся, было почти в 2 раза выше на уроках с ИД (1,72 усл. ед. против 0,90), а распространенность изменений УР по неблагоприятному типу, свидетельствующих о явном и выраженном утомлении, на уроках с использованием ИД была достоверно меньше, чем
Таблица 1. Показатели ФСО второклассников после уроков
Показатели Уроки с ИД Уроки без ИД
Количество исследований 401 309
Интегральный показатель УР, коэфф. «П», усл. ед. 1,72 0,90
Количество сдвигов УР с явным и выраженным утомлением, % 26,4+3,2 42,1+3,2**
Количество дискомфортных эмоциональных состояний (ДЭС), % 29,8+2,7 42,4+2,8**
КЧСМ, Гц 36,5+0,22 34,5+0,21**
** р < 0,01—0,001 **р < 0,01—0,001
на традиционных (26,4 % против 42,1, р < 0,01). Аналогичная картина характерна для психоэмоционального состояния второклассников: распространенность дискомфортных эмоциональных состояний (ДЭС) в классе при использовании ИД существенно меньше, чем без нее (29,5 % против 42,4, р < 0,01). Значения КЧСМ также были более благоприятные на уроках с использованием ИД (36,5 Гц против 34,5, р < 0,001).
Аналогичная картина характерна и для более старшей возрастной группы. Уроки с использованием ИД оказались и для третьеклассников менее утомительными по сравнению с традиционными. При равной скорости выполнения корректурных заданий школьники делали меньше ошибок в тестах (8,85 против 10,01, р < 0,01), интегральный показатель УР был несколько выше (1,18 усл. ед. против 0,9). После уроков с ИД в 2 раза реже, чем в контроле, регистрировали явное и выраженное утомление (20,4 % против 45,5, р < 0,01), а значение величины КЧСМ было выше (35,4 Гц против 34,4, р < 0,05), что свидетельствует об активизации учебной деятельности школьников и более позднем наступлении утомления.
В сравнительном плане изучили влияние уроков с различной продолжительностью использования ИД на ФСО учащихся начальных классов (табл. 2).
Как следует из представленных данных, точность выполнения корректурных тестов у учащихся 1—2 классов после уроков с использованием ИД в течение 25 мин (по сравнению с 20-минутной работой с доской) достоверно снижалась, как и у школьников 3—4 классов после 30-минутной работы с доской (по сравнению с 25-минутной работой). По остальным показателям ФСО зависимости от продолжительности использования ИД в указанных возрастных группах не выявлено.
Так, состояние зрительного анализатора существенно изменялось (р < 0,01 — 0,001) у школьников только после уроков с длительностью использования доски — 30 мин. Средние значения КЧСМ достоверно (р < 0,05) уменьшались лишь после уроков с 30-минутной работой с ИД (по сравнению с 15-минутным периодом работы с 36,8 до 36,0 Гц соответственно). При анализе скорости ПЗМР выявлено достоверное (р < 0,05) ее увеличение после использования ИД на уроке в течение 20 мин. После 25-минутной работы с ИД отмечается достоверное снижение скорости ПЗМР по сравнению с «предыдущим» временным интервалом (20 мин).
Определение реакции на движущийся объект (РДО) выявило значительное преобладание (р < 0,05) реакций возбуждения по отношению к уравновешенному состоянию нервных процессов после работы с ИД в течение 20 мин, по сравнению с результатами 15-, 25- и 30-минутного использования доски.
Ухудшение ФСО учащихся, увеличение времени ПЗМР и частоты реакций возбуждения после 20 мин работы с ИД, по нашему мнению, обусловлено повышением интенсификации учебной работы, высокой плотностью учебно-
14
ЗНиСО
МАЙ №5 (254)
Таблица 2. Показатели ФСО учащихся начальных классов в зависимости от продолжительности работы с ИД на уроке
Показатели Продолжительность использования ИД в минутах
15 20 25 30 и более
Количество исследований УР (1—2 классы) 317 299 111 94
Точность работы (количество стандартизированных ошибок на 500 знаков, М + т) у учащихся 1—2 классов 6,53 ± 0,14 6,87 ± 0,15** 8,91 ± 0,28** 8,8 ± 0,31
Количество исследований УР (3—4 классы) 369 144 94 78
Точность работы (количества стандартизированных ошибок на 500 знаков, М + т) у учащихся 3—4 классов 6,50 ± 0,18 6,60 ± 0,21 5,84 ± 0,25 7,40 ± 0,31*
Количество измерений КЧСМ 42 63 63 168
КЧСМ (Гц) 36,8 ± 0,19* 36,6 ± 0,18 36,5 ± 0,21 36,0 ± 0,24*
Кол-во измерений ОА 47 45 39 45
Среднее значение ОА (диоптрии) 7,2 ± 0,49 7,0 ± 0,4 7,4 ± 0,52** 6,7 ± 0,33**
Количество измерений ПЗМР 10 13 10 11
Скорость ПЗМР (мс) 241,6 ± 6,76* 261,5 ±5 ,5* 237,2 ± 9,04* 250,4 ± 10,5
Количество измерений РДО 38 44 31 20
Реакции на движущийся обьект (%):
— преобладание возбуждения; 26,3 38,6* 19,4 35,0
— уравновешенность нервных процессов 13,2 9,1* 19,4 20,0
* - р < 0,05 ** - р < 0,01— 0,001
го процесса, частой сменой видов деятельности за этот временной период. При более длительной работе с ИД (25—30 мин) учебная нагрузка, как показали результаты хронометражных наблюдений, распределена более равномерно (свободный темп работы, возможность организации микропауз в работе, смены положения тела и т. п.), что в свою очередь снижает и психо-эмоциональное напряжение при работе с доской. Это выражается в более благоприятных результатах психофизиологических реакций детей, как и при 15-минутной длительности использования ИД, во время которой ухудшения функционального состояния и перевозбуждения еще не происходит.
Таким образом, интегрируя вышеизложенные результаты, можно сделать вывод об активизирующем влиянии ИД на учебную деятельность, благоприятной динамике психо-эмоционального и функционального состояния организма учащихся при рациональном, с позиций гигиены, ее использовании. Согласно нашим исследованиям, безопасная продолжительность использования ИД на уроках в начальной школе: для учащихся 1—2 классов — не более 25 мин, а для учащихся 3—4 классов — не более 30 мин. При этом принципиально важное значение имеет соблюдение гигиенических требований к организации урока: оптимальная частота смены видов учебной деятельности — 4—7, плотность уроков — 60—80 %, проведение физкульминуток с включением оф-мальтотренажа.
Обоснованные регламенты работы учащихся с ИД вошли в предложения к изменениям требований СанПиН 2.4.2.2821—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а также в разработанные для педагогов методические рекомендации [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В.Р. и др. Гигиеническая безопасность использования компьютеров в обучении детей и подростков / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, Л.М. Текшева; под ред. В.Р. Кучмы. М.: Просвещение, 2013. 224 с.
2. Глушкова Е.К. и др. Физиологические и гигиенические проблемы компьютеризации школьного образования / Е.К. Глушкова, З.И. Сазанюк, М.И. Степанова //Вестник РАМН. 1993. № 5. С. 40—47.
3. Кучма В.Р. и др. Гигиенические требования к организации занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий: Методические рекомендации //Гигиена детей и подростков: Сборник нормативно-методических документов / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, З.И. Сазанюк, И.Э. Александрова, Е.Д. Лапонова, Т.В. Шумкова; под ред. чл.-корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2013. 379 с.
4. Кучма В.Р. и др. Научно-методические и организационные вопросы безопасного использования современных информационно-коммуникационных устройств в системе общего образования / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, Л.М. Текшева //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 12—14.
5. Скоблина Н.А. и др. Современные тенденции физического развития детей и подростков / Н.А. Скоблина, В.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 9—12.
6. Степанова М.И. Безопасное использование интерактивной доски //Народное образование. 2011. № 1. С. 201—204.
7. Степанова М.И. и др. Гигиенические аспекты использования ноутбука в обучении младших школьников / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, И.Э. Александрова, Е.Д. Лапонова, Т.В. Шумкова //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012. № 1. С. 47—50.
8. Степанова М.И. и др. О гигиенической целесообразности использования ноутбука в начальной школе / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, И.Э. Александрова, Е.Д. Лапонова, Т.В. Шумкова //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 27—29.
Контактная информация:
Александрова Ирина Эрнстовна, тел.: 8 (916) 293-45-33, e-mail: [email protected] Contact information:
Aleksandrova Irina, Phone: 8 (916) 293-45-33, e-mail: [email protected]