Научная статья на тему 'Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе'

Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
988
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / НОУТБУК / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / ИНТЕНСИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ / SCHOOLCHILDREN / ACADEMIC STUDIES / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / NOTEBOOK COMPUTER / INTERACTIVE WHITEBOARD / HYGIENIC REGULATION / FUNCTIONAL STATE OF THE ORGANISM / THE INTENSITY OF THE TRAINING WORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанова М.И., Александрова Ирина Эрнстовна, Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Лашнева И.П.

Изучено влияние учебных занятий с использованием ноутбука и интерактивной доски на функциональное состояние организма школьников младших классов. Используя комплекс гигиенических и физиологических методов исследования, установили, что регламентация компьютерной деятельности учащихся должна проводиться не только с учетом ее длительности, но и с учетом ее интенсивности. Показано, что конструктивные особенности ноутбука затрудняют соблюдение оптимальной рабочей позы у младших школьников, увеличивают риск формирования нарушений зрения и костно-мышечной системы. Установлены активизирующее влияние интерактивной доски на учебную деятельность и благоприятная динамика показателей функционального состояния организма учащихся при соблюдении оптимальной плотности урока и продолжительности ее использования. Определены безопасные регламенты работы школьников с электронными ресурсами в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанова М.И., Александрова Ирина Эрнстовна, Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Лашнева И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic regulation of the use of electronic educational resources in the modern school

We studied the effect of academic studies with the use a notebook computer and interactive whiteboard on the functional state of an organism of schoolchildren. Using a complex of hygienic and physiological methods of the study we established that regulation of the computer activity of students must take into account not only duration but its intensity either. Design features of a notebook computer were shown both to impede keeping the optimal working posture in primary school children and increase the risk of formation of disorders of vision and musculoskeletal system. There were established the activating influence of the interactive whiteboard on performance activities and favorable dynamics of indices of the functional state of the organism of students under keeping optimal density of the academic study and the duration of its use. There are determined safety regulations of the work of schoolchildren with electronic resources in the educational process.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе»

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.955:681.31

СтепановаМ.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Лашнева И.П., Шумкова Т.В., Березина Н.О.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», РФ, 119991, Москва

Изучено влияние учебных занятий с использованием ноутбука и интерактивной доски на функциональное состояние организма школьников младших классов. Используя комплекс гигиенических и физиологических методов исследования, установили, что регламентация компьютерной деятельности учащихся должна проводиться не только с учетом ее длительности, но и с учетом ее интенсивности. Показано, что конструктивные особенности ноутбука затрудняют соблюдение оптимальной рабочей позы у младших школьников, увеличивают риск формирования нарушений зрения и костно-мышечной системы. Установлены активизирующее влияние интерактивной доски на учебную деятельность и благоприятная динамика показателей функционального состояния организма учащихся при соблюдении оптимальной плотности урока и продолжительности ее использования. Определены безопасные регламенты работы школьников с электронными ресурсами в процессе обучения.

Ключевые слова: школьники; учебный процесс; электронные образовательные ресурсы; ноутбук; интерактивная доска; гигиеническая регламентация; функциональное состояние организма; интенсивность учебной работы.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 64-68.

Stepanova M.I., Aleksandrova I.E., Sazanyuk Z.I., Voronova B.Z., Lashneva I.P., Shumkova T.V., Berezina N.O. HYGIENIC REGULATION OF THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE MODERN SCHOOL

Scientific Center of Child Healthcare, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991

We studied the effect of academic studies with the use a notebook computer and interactive whiteboard on the functional state of an organism of schoolchildren. Using a complex of hygienic and physiological methods of the study we established that regulation of the computer activity of students must take into account not only duration but its intensity either. Design features of a notebook computer were shown both to impede keeping the optimal working posture in primary school children and increase the risk of formation of disorders of vision and musculoskeletal system. There were established the activating influence of the interactive whiteboard on performance activities and favorable dynamics of indices of the functional state of the organism of students under keeping optimal density of the academic study and the duration of its use. There are determined safety regulations of the work of schoolchildren with electronic resources in the educational process.

Key words: schoolchildren; academic studies; electronic educational resources; notebook computer; interactive whiteboard; hygienic regulation; the functional state of the organism; the intensity of the training work.

For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(7): 64-68. (In Russ.)

For correspondence: Irina E. Aleksandrova; е-mail: accialex@yandex.ru

Received 13.02.15

Введение

Согласно новым Федеральным государственным общеобразовательным стандартам, обязательное освоение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) предусмотрено с первых дней обучения ребенка в школе. Известно, что рациональное применение ЭОР в учебном процессе способствует активации умственной деятельности учащихся, оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и работоспособность, что особенно важно для детей, имеющих низкий исходный уровень работоспособности и низкую мотивацию к учебной деятельности.

Однако активизация познавательной деятельности ученика, которая необходима для формирования оптимального тонуса центральной нервной системы (ЦНС) и успешного учебного процесса, не должна переходить в другую крайность - интенсификацию деятельности, приводящую к переутомлению [1-4]. Важным инструментом в профилактике этих негативных последствий

Для корреспонденции: Александрова Ирина Эрнстовна, accialex@yandex.ru

должна быть регламентация использования ЭОР в процессе учебной деятельности.

Наряду с персональными компьютерами широкое распространение, особенно в начальных классах, получили ноутбуки (НБ) и интерактивные доски (ИД).

Цель исследования - гигиеническая оценка и обоснование регламентов безопасного использования ноутбуков и интерактивных досок на учебных занятиях в начальных классах.

Материалы и методы

В условиях естественного гигиенического эксперимента (в динамике школьных занятий) более чем у 340 учащихся начальных классов оценивали умственную работоспособность (УР) с помощью корректурной пробы и интегральную характеристику функционирования ЦНС учащихся по результатам исследования критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) (с помощью прибора НС-Психотест), скорости простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) и реакции детей на движущийся объект (РДО). Используя портативный аккомодометр, изучали объем аккомодации (ОА). Эмоциональное состояние учащихся в процессе занятий оценивали мето-

дом цветописи. Для оценки степени интенсивности учебной работы и продолжительности использования ЭОР на уроках проводили хронометражные наблюдения, а для отслеживания изменений рабочей позы школьника при работе с НБ применили метод фотохронометража (фоторегистрации) положения тела (в том числе расстояния от глаз ребенка до экрана монитора) через определенные фиксированные промежутки времени (5 мин). Проведено медико-социологическое исследование на предмет отношения учащихся к использованию на уроке ИД и жалоб, возникающих при работе с ней. В учебных помещениях, где проводились исследования, измерены уровни освещенности на рабочих местах с помощью люксме- Примечание. * -р < 0,°Ш. тра «ТКА-Люкс» и уровни электромагнитных излучений с помощью прибора «ВЕ-метраТ-002»; оценено соответствие учебной мебели ростовым параметрам учащихся.

Таблица 1

Характеристика функционального состояния организма и учебной деятельности учащихся на уроках в зависимости от продолжительности использования ноутбука

Показатели Продолжительность работы за НБ, мин Досто-

до 15(1) 16-20(2) свыше 20 (3) верность различий

Количество исследований 174 137 103

Количество просмотренных знаков, М ± т 178,1 ± 7,14 185,3 ± 4,97 195,9 ± 5,69

Точность работы (количество ошибок на 500 знаков), М ± т 7,56 ± 0,20* 7,89 ± 0,24 6,29 ± 0,25* А-3*

Явное и выраженное утомление, % 44,0 ± 3,8 43,6 ± 2,7 40,2 ± 4,8

Дискомфортные эмоциональные состояния, % 33,1 ± 3,6 34,7 ± 4,1 26,3 ± 4,3

КЧСМ, Гц, М ± т 37,7 ± 0,6 37,7 ± 0,6 37,2 ± 0,8

Плотность урока, % 90,2* 85,4 65,9* Р1-3*

Результаты и обсуждение

Оценка световой среды в учебных кабинетах, где используются ИД и НБ, показала, что на всех рабочих поверхностях уровни освещенности соответствовали нормативным значениям. Результаты замеров уровней электромагнитных полей в учебных помещениях показали, что они не превышают предельно допустимые значения. Учебная мебель соответствовала ростовым параметрам учащихся.

Данные, полученные в результате исследований функционального состояния организма (ФСО) учащихся, интенсивности учебной деятельности на занятиях с различной продолжительностью работы за НБ, отражены в табл. 1.

Анализ динамики УР показал, что с увеличением продолжительности работы за НБ к концу урока достоверно снижалось количество ошибок, сделанных учащимися в тестовых заданиях, а также отмечалась тенденция к увеличению просмотренных ими знаков. Распространенность дискомфортных эмоциональных состояний (ДЭС) и состояний, характеризующихся явным и выраженным утомлением, оставалась неизменной, несмотря на увеличение времени непрерывного использования НБ на уроке (от 15 до 20 мин и более) и превышала значения, характерные для школьной популяции (30%). При увеличении времени использования НБ на уроках величина показателя КЧСМ практически не менялась. Установлено, что непрерывная учебная деятельность с использованием НБ в течение 20 мин, по результатам хронометража, была достаточно напряженной, поскольку чаще всего была связана с проверкой знаний (тестирование, ответы на вопросы, небольшие самостоятельные работы).

В этих случаях резко возрастала интенсивность учебной деятельности, появлялась необходимость выполнить задание за короткий промежуток времени, быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, возрастало волнение; плотность урока достигала 85,4-90,2%, существенно превышая оптимальную. Работа учащихся с НБ в течение 20-30 мин носила, как правило, более свободный и менее напряженный характер, они чаще устраивали микропаузы, меняли положении тела, а плотность урока в среднем составила 65,9%. Полученные результаты объясняют парадоксаль-

ную зависимость утомительности школьных уроков от продолжительности использования НБ: утомительность снижалась с увеличением времени работы.

Таким образом, определяющим фактором в формировании утомительности уроков с использованием НБ является прежде всего не продолжительность, а характер выполняемой работы. Эти данные подтверждают результаты научных исследований, полученные ранее [5-7].

Конструктивной особенностью портативного компьютера - НБ является жесткое скрепление монитора и клавиатуры между собой, что создает определенные трудности для поддержания оптимальной рабочей позы, особенно у детей.

Анализ фотохронометражных наблюдений показал, что лишь у 30% учащихся изначально зрительная дистанция (расстояние от глаз до экрана) соответствовала рекомендуемой - не менее 50 см. В процессе работы с НБ зрительная дистанция учащихся постепенно сокращалась на 5-10 см. При этом, чем младше были школьники, тем быстрее происходило её сокращение: у второклассников - через 5-10 мин работы, у учащихся 3-4-х классов - через 10-15 мин. Такие условия зрительной работы усугубляют состояние аккомодационного аппарата учащихся, поскольку после 10 мин работы с НБ лишь 13,4% обследуемых школьников сохранили оптимальную рабочую зрительную дистанцию. Подтверждают это и результаты изучения аккомодационных возможностей школьников. Устойчивость к развитию зрительного утомления из-за несовершенных аккомодационных возможностей цилиарной мышцы глаза сохранялась у младших школьников лишь при 15-минутной непрерывной продолжительности работы за НБ. Средняя величина коэффициента утомления цилиарной мышцы имела отрицательное значение (-7,8%), а начиная с 20 мин и далее, его значения, отражая развитие зрительного утомления, приобретали положительное значение (+8,8%). Невозможность соблюдения благоприятной рабочей позы увеличивает риск нарушения костно-мышечной системы и зрения учащихся.

ИД в последние годы стала практически обязательным техническим средством, которым оборудуют учебные помещения школ, особенно для начальных классов. Она представляет собой большой сенсорный экран, на который с помощью проектора проецируется изображение с компьютера.

Изучение ФСО учащихся на уроках с использованием ИД провели в сравнении с результатами аналогичных

Таблица 2

Показатели ФСО учащихся начальных классов в зависимости от суммарной продолжительности использования ИД на уроке

Показатели Суммарная продолжительность использования ИД на уроке, мин Достоверность

15 (1) 20 (2) 25 (3) 30 и более(4) различий

Количество исследований УР (1-2-е классы) 317 299 111 94 p2-3

Количество ошибок в тестах в пересчете на 500 знаков (М ± m) у учащихся 1-2-х классов 6,53 ± 0,14 6,87 ± 0,15*** 8,91 ± 0,28*** 8,8 ± 0,31

Количество исследований УР (3-4-е классы) 369 144 94 78 P3-4*

Количество ошибок в тестах в пересчете на 500 знаков (М ± m) у учащихся 3-4-х классов 6,50 ± 0,18 6,60 ± 0,21 5,84 ± 0,25* 7,40 ± 0,31*

Количество измерений КЧСМ (1-4-е классы) 42 63 63 168 Л-4*

КЧСМ (в Гц) у учащихся 1-4-х классов 36,8 ± 0,2* 36,6 ± 0,2 36,5 ± 0,2 36,0 ± 0,2*

Количество измерений ОА (1-4-е классы) 47 45 39 45 p3-4

Среднее значение ОА (диоптрии) у учащихся 1-4-х классов 7,2 ± 0,5 7,0 ± 0,4 7,4 ± 0,5** 6,7 ± 0,3**

Количество измерений ПЗМР (1-4-е классы) 10 13 10 11 p1-2*; P2-3*

Время ПЗМР (в мс) у учащихся 1-4-х классов 241,6±6,8* 261,5±5,5* 237,2± 9,0* 250,4 ± 10,5

Примечание. * -p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001.

исследований этих же детей на традиционных учебных занятиях (без ИД).

Так, уроки с использованием ИД оказались для третьеклассников менее утомительными по сравнению с традиционными. При равной скорости выполнения корректурных заданий школьники делали меньше ошибок в тестах (8,85 против 10,01; р <0,01), интегральный показатель УР был несколько выше (1,18 усл.ед. против 0,9 усл.ед.). После уроков с ИД в 2 раза реже, чем в контроле, регистрировали явное и выраженное утомление (20,4 % против 45,5%; р <0,01), а значение КЧСМ было выше (35,4 Гц против 34,4 Гц; р <0,05), что свидетельствует о более позднем наступлении утомления, т.е. о снижении физиологической стоимости обучения.

Аналогичная картина характерна и для учащихся 2-х классов: более благоприятные показатели изучаемых систем организма выявлены на тех уроках, где использовалась ИД.

Распространенность изменений УР учащихся по неблагоприятному типу, свидетельствующих о явном и выраженном утомлении, после уроков с использованием ИД была достоверно меньше, чем после традиционных (26,4% против 42,1%; р <0,01).

Яркая, образная информация на ИД, создание представления о механизме сложных явлений и тем самым облегчение их понимания способствуют формированию положительного эмоционального фона второклассников: распространенность ДЭС при использовании ИД была существенно меньше, чем без нее (29,5% против

Таблица 3

Показатели РДО учащихся начальных классов в зависимости от суммарной продолжительности использования ИД на уроке

Показатели Суммарная продолжительность использования ИД на уроке, мин Достоверность

15 (1) 20 (2) 25 (3) 30 и более (4) различий

Количество измерений РДО 38 44 31 20

Реакции на движущийся объект, %:

преобладание возбуждения 26,3 38,6* 19,4 35,0

уравновешенность нервных процессов 13,2 9,1* 19,4 20,0 ¡32а-2б

Примечание. * -p < 0,05.

42,4%; р <0,01). Значения КЧСМ также были выше -после уроков с использованием ИД (36,5 Гц против 34,5 Гц; р <0,001).

Значение интегрального показателя УР (ИПР), отражающего состояние всего коллектива учащихся, было почти в 2 раза выше на уроках с ИД (1,72 усл.ед. против 0,9 усл.ед.).

Полученные данные подтверждают положение о позитивном влиянии на ФСО и УР учащихся при условии гигиенически рационального использования ЭСО [2].

Провели сравнительный анализ влияния уроков с различной суммарной продолжительностью использования ИД на ФСО учащихся начальных классов (табл.2 и 3).

Из табл. 2 видно, что точность выполнения корректурных тестов у учащихся 1-2-х классов после уроков с использованием ИД в течение 25 мин по сравнению с 20-минутной продолжительностью достоверно снижалась, как и у школьников 3-4-х классов после суммарной 30-минутной работы с доской (по сравнению с 25-минутной работой).

Состояние зрительного анализатора существенно (р <0,01-0,001) изменялось у школьников только после уроков с длительностью использования ИД 30 мин.

Средние значения КЧСМ достоверно (р <0,05) уменьшались также после уроков с 30-минутной работой с ИД (по сравнению с 15-минутным периодом работы соответственно с 36,8 Гц до 36 Гц). При анализе времени ПЗМР выявлено достоверное (р <0,05) его увеличение после использования ИД на уроке в течение 20 мин. После 25-минутной работы с ИД отмечалось достоверное снижение времени ПЗМР по сравнению с 20-минутным временным интервалом.

Изучение РДО выявило значительное (р <0,05) преобладание реакций возбуждения по отношению к показателю уравновешенности нервных процессов после работы с ИД в течение 20 мин по сравнению с результатами 15-, 25- и 30-минутного ее использования (см. табл. 3).

Ухудшение ФСО учащихся после 20-минутной работы с ИД, на наш взгляд, обусловлено высокой плотностью учебного процесса (превышала 80%), частой сменой видов деятельности (8-9) за этот временно й пери-

од, т.е. повышением интенсификации учебной работы. При более длительной работе с ИД (25-30 мин) учебная нагрузка, как показали результаты хронометраж-ных наблюдений, не столь интенсивна (свободный темп работы, возможность организации микропауз, смены положения тела и т.п.), что в свою очередь снижало и психоэмоциональное напряжение при работе с доской. Это выражалось в более благоприятных психофизиологических реакциях детей, как и при 15-минутной длительности использования ИД, во время которой ухудшения функционального состояния и перевозбуждения еще не происходит.

Медико-социологическое обследование 120 учащихся показало, что большинству из них (82,5%) урок с использованием ИД нравится больше, чем обычное, традиционное занятие без использования ИД. По мнению более трети опрошенных (38,3%), урок с ИД становится более интересным; для 31,7% - понятным, наглядным; 15% проявили желание поработать с доской. Половина респондентов указали, что они более активны на уроках с ИД: чаще поднимают руки, хотят выйти к доске выполнить задание учителя; 12,5% - меньше волнуются. Лишь 9,2% школьников больше уставали после уроков с ИД, чем после традиционных уроков. У 11,7% опрошенных уставали глаза, у 5% - шея и спина, у 0,8% -болела голова. Кроме того, 33,9% школьников мешал яркий свет от доски или проектора (особенно детям, носящим очки), у 11,9% создавал дискомфорт шум проектора, у 5,1% учащихся - высокое расположение доски и необходимость запрокидывать голову. Это дополняет данные, полученные при анкетировании педагогов, свидетельствующие, с одной стороны, о снижении моното-нии и активизации учебной деятельности, с другой - о наличии у части детей и учителей жалоб на утомление (преимущественно зрительное) при интегрировании ИД в процесс обучения [8].

Использование ИД предъявляет особые требования к созданию в учебных помещениях комфортных условий для восприятия подаваемой с ее помощью информации. Размер и размещение ИД в учебном помещении должны обеспечивать благоприятные условия для зрительной работы учащихся. Применение электронной доски должно быть педагогически оправдано. Она должна применяться только в тех случаях, когда традиционные средства обучения не позволяют достичь желаемого результата. Кроме того, требуют гигиенического обоснования и вопросы шрифтового и цветового оформления информации на экране ИД, оптимального для зрительного восприятия и способствующего профилактике нарушений зрения учащихся.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об активизирующем влиянии ИД на учебную деятельность, о благоприятной динамике психоэмоционального и функционального состояния организма учащихся при гигиенически рациональном ее использовании.

Результаты выполненных исследований нашли отражение в методических рекомендациях, разработанных для педагогов образовательных организаций [6] и при пересмотре соответствующих санитарно-гигиенических правил.

Выводы

1. Гигиенически рациональное применение ЭОР способствует оптимизации ФСО учащихся в течение учебного дня, благоприятной динамике их психоэмоционального состояния, позволяет повысить устойчивость

к развитию зрительного и общего утомления, оказывает активизирующее влиянии на учебную деятельность школьников.

2. Установлено, что утомительность учебных занятий с применением ЭОР зависит не столько от продолжительности их использования, сколько от степени интенсификации учебной работы, что необходимо учитывать при гигиенической регламентации использования ЭОР на уроках.

3. Безопасная продолжительность использования ИД на уроках в начальной школе составляет для учащихся 1-2-х классов не более 20 минут, для учащихся 3-4-х классов - не более 25 минут. Важное значение имеет соблюдение гигиенических требований к организации урока: оптимальная частота смены видов учебной деятельности 4-7, плотность уроков 60-80%, проведение физкультминуток с включением глазной гимнастики.

4. Использование ноутбуков для занятий учащихся младших классов даже при соответствии учебной мебели ростовым параметрам учащихся не обеспечивает возможность соблюдения благоприятной рабочей позы и увеличивает риск нарушения костно-мышечной системы и зрения. Оптимизация позы учащегося возможна при использовании выносной клавиатуры.

Литер атур а

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И., Текшева Л.М. Медико-профилактические основы безопасности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях. Вестник РАМН. 2010; 6: 18-21.

2. Кучма В.Р., Степанова М.И., Текшева Л.М. Гигиеническая безопасность использования компьютеров в обучении детей и подростков. М.: Просвещение; 2013.

3. Платонова А.Г., Яцковская Н.Я., Джуринская С.Н., Шкарбан Е.С., Саенко Г.М. Психоэмоциональное состояние школьников при использовании ноутбука и планшета в процессе обучения. В кн.: Материалы IVВсероссийского конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием «Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Актуальные проблемы, тактика и стратегия действий». СПб; 2014: 262-4.

4. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Лапонова Е.Д., Воронова Б.З., Лашнева И.П. Обоснование регламентов использования компьютеров с жидкокристаллическим монитором в процессе учебных занятий. Гигиена и санитария. 2014; (1): 108-10.

5. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова М.И., Лапонова Е.Д., Шумкова Т.В. Гигиенические аспекты использования ноутбука в обучении младших школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 1: 47-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Степанова М.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Лашнева И.П., Шумкова Т.В. и др. Гигиеническая регламентация использования интерактивной доски в начальной школе. В кн.: Сборник научных трудов "Здоровье и окружающая среда". Минск; 2014; 2 (24): 97-100.

7. Степанова М.И. Безопасное использование интерактивной доски. Народное образование. 2011; 1: 201-4.

8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лапонова Е.Д. и др. Гигиенические требования к организации занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий. В кн.: Нормативно-методические документы «Гигиена детей и подростков». М.: Издательство НЦЗД РАМН; 2013: 111-30.

References

1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I., Teksheva L.M. Medical and preventive security framework using

information and communication technologies in educational institutions. Vestnik RAMN. 2010; 6: 18-21. (in Russian)

2. Kuchma V.R., Stepanova M.I., Teksheva L.M. Hygienic Safety of the Use of Computers in Teaching Children and Adolescents [Gigienicheskaya bezopasnost' ispol'zovaniya komp'yuterov v obuchenii detey i podrostkov]. Moscow: Prosveshchenie; 2013. (in Russian)

3. Platonova A.G., Yatskovskaya N.Ya., Dzhurinskaya S.N., Shkarban E.S., Saenko G.M. Psycho-emotional state of pupils using a laptop and a tablet in the learning process. In: Materials of the IV All-Russian Congress of School and University Medicine with International Participation "Health and Safety of Life of Children and Adolescents. Actual Problems of Tactics and Strategy for Action " [Materialy IV Vserossiyskogo kongressa po shkol'noy i universitetskoy meditsine s mezhdunarodnym uchastiem «Okhrana zdorov'ya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti detey ipodrostkov. Aktual'nyeproblemy, taktika i strategiya deystviy»]. St. Petersburg; 2014: 262-4. (in Russian)

4. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Laponova E.D., Voronova B.Z., Lashneva I.P. Rationale regulations the use of computers with LCD monitor during training sessions. Gigiena i sanitariya. 2014; 1: 108-10. (in Russian)

Гигиена труда

5. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Aleksandrova I.E., Laponova E.D., Shumkova T.V. Hygienic aspects of using a laptop in teaching younger students. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny izdorov'ya. 2012; 1: 47-50. (in Russian)

6. Stepanova M.I., Aleksandrova I.E., Sazanyuk Z.I., Voronova B.Z., Lashneva I.P., Shumkova T.V et al. Hygienic use the whiteboard in primary schools. In: The Collection of Scientific Papers «Health and Environment» [Sbornik nauchnykh trudov "Zdorov'e i okruzhayushchaya sreda"]. Minsk; 2014; 2 (24): 97-100. (in Russian)

7. Stepanova M.I. Safe use of the interactive whiteboard. Narodnoe obrazovanie. 2011; 1: 201-4. (in Russian)

8. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Aleksandrova I.E., Laponova E.D. et al. Hygienic requirements for the organization of classes by using information and communication technologies. In: Collection Regulatory and Guidance Documents "Hygiene of Children and Adolescents." [Normativno-metodicheskie dokumenty «Gigiena detey i podrostkov»]. Moscow: Izdatel'stvo NTsZD RAMN; 2013: 111-30. (in Russian)

Поступила 13.02.15

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.632:546.49]:616.8

Кудаева И.В., Дьякович О.А., Катаманова Е.В., Попкова О.В., Маснавиева Л.Б.

КЛИНИКО-БИОХИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И РИСКИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ У РАБОТАЮЩИХ НА РТУТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», 665827, Ангарск, Россия

Факторам производственной среды отводится одна из главных ролей в развитии профессиональной и сопутствующей патологии. При этом социальные аспекты трудовых отношений выступают в качестве наиболее важных факторов, влияющих на самооценку здоровья работников. Количественная оценка рисков основных общепатологических синдромов выявила превышение доли лиц с минимальным уровнем риска над средним и высоким. В структуре рисков основных общепатологических синдромов превалируют риски нарушений сердечно-сосудистой, нервной систем и пограничных психических расстройств, что является ответом на влияние не только производственных, но и психосоциальных факторов. Результаты самооценки здоровья и данные клинического обследования работающих в условиях экспозиции ртутью показывают схожесть структуры заболеваний у этих лиц. И в том и в другом случае в ней преобладают болезни нервно-психической сферы, а из сопутствующей патологии большое значение имеют нарушения сердечно-сосудистой системы. Клинические проявления воздействия ртути, начиная от доклинических проявлений до выраженных изменений со стороны нервной системы при токсической энцефалопатии, характеризуются наличием гиперкинетического синдрома. Для доклинических и начальных форм ртутной интоксикации также характерно наличие астенического (эмоционально-лабильного) расстройства с вегетативной дисфункцией. Сопутствующая патология у стажированныхработающих была представлена преимущественно заболеваниями органов зрения, сердечно-сосудистой системы и заболеваниями костно-мышечной системы. Наблюдаемые нарушения со стороны нервной системы и психоэмоциональной сферы обусловлены в том числе нарушением в организме баланса катехоламинов (рост в динамике норадреналина с сопутствующим повышением коэффициентов, отражающих степень его метаболизма: норадреналин/адреналин и норадреналин/(адреналин+норметанефрин)).

Ключевые слова: риски основных общепатологических синдромов; самооценка здоровья; нейроинтоксикация; норадреналин; серотонин; клиническое обследование; ртуть.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 68-72.

Kudaeva I. V., Dyakovich O. A, Katamanova E. V., Popkova O.V., Masnavieva L. B. CLINICAL

AND BIOCHEMICAL CHARACTERISTICS OF DISORDERS OF THE NERVOUS SYSTEM AND THE RISKS

OF COMMON PATHOLOGICAL SYNDROMES IN MERCURY PRODUCTION WORKERS

East-Siberian Institute of Medical and Ecological Researches, Angarsk, Russian Federation, 665827

The occupational factors are assigned one out of main parts to the development of occupational and comorbid pathology. At the same time the social aspects of labor relations act as the most important factors influencing on the workers' self-assessment of health status. Quantitative risk assessment of the common pathological syndromes has

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.