Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АЛЛЕРГЕННЫХ СВОЙСТВ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АЛЛЕРГЕННЫХ СВОЙСТВ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
32
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АЛЛЕРГЕННЫХ СВОЙСТВ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»

г Наконец, следует отметить, что данные об оценке тактильной чувствительности, свидетельствующие о ее резком снижении после последовательного выполнения большего, чем 5—6, числа абразий, согласуются с материалами Л. В. Ваниной, М. В. Уваровой, Л. М. Антрошкиной, которые установили, что около 70% всех перфораций матки наблюдается после выполнения большего, чем 5—6, числа абортов. В связи с этим следует ограничить число абортов, последовательно выполняемых одним оператором, 5—6 и проводить их в первой половине рабочего дня.

ЛИТЕРАТУРА. Атрошкина Л. М. Здравоохр. Белоруссии, 1963, № 10, с. 36. —Ванина Л. В. Фельдшер и акуш., 1956, № 12, с. 18. — У в а р о -в а М. В. Труды Саратовск. мед. ин-та, 1968, т. 58, с. 279.

Поступила 26/XI 1973 г.

PHYSIOLOGIO-HYGIENIC ASSESSMENT OF THE WORKING CONDITIONS OF OBSTETRICIANS-GYNECOLOGISTS

G. I. Rumyantsev, V. F. Kirillov, V. E. Malikov

The data of physiological investigations performed showed that obstetricians-gynecologists, who operated on more than 12 hours a week, presented the most pronounced shifts in the functioning of their central nervous and cardiovascular systems. The development of fatigue among them was mainly due to the length and not the form of the operations performed. The authors elaborated a series of recommendations for improving the organization of work of obstetricians-gynecologists.

УДК 616-056.3-02:54

Канд. мед. наук Н. Ф. Борисенко

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АЛЛЕРГЕННЫХ СВОЙСТВ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Киевский медицинский институт

При изучении аллергенных свойств производственных ядов прежде всего необходимо установить, способно ли изучаемое вещество или его метаболиты соединяться с аутобелками, с образованием аутоантигенного комплекса, а также определить изменение антигенной структуры сывороточных и тканевых протеинов под влиянием химических веществ. Кроме того, заслуживают внимания исследования, направленные на то, чтобы выяснить участие клеточных и гуморальных компонентов в механизме развития химической аллергии.

Свою работу мы начали с изучения биохимического механизма конъю-гирования химического вещества с тканевыми и сывороточными протеинами. Для этого в ряд пробирок, содержащих по 10 мл 1—10% раствора альбумина, путем последовательного разведения вносили химическое вещество в дозе от 1 до Ю-6 мг; 1 пробирка, содержащая чистый раствор альбумина, служила контролем.

В тех случаях, когда вещество поступало в организм в виде паров или газов, через раствор альбумина пропускали воздух, содержащий химическое вещество в количестве от 1 до Ю-8 мг 1. Затем в течение 2 нед определяли содержание функциональных групп (сульфгидрильных, карбоксильных, аминных) белков в растворе.

По динамике содержания тиоловых, аминных и карбоксильных групп в растворе определяли, за счет каких функциональных группировок происходит соединение белка с химическим веществом и образование конъю-гата. Так, установлено, что ртутьорганические, некоторые хлорорганиче-ские соединения и соли тяжелых металлов соединяются с белками через SH-группы, образуя протеинохимические комплексы.

1 Методика утверждена Ученым советом Киевского медицинского института как рационализаторское предложение (Удостоверение № 57/71 от 25/Х 1971 г.).

Затем мы изучали изменения антигенного состава тканей внутренних органов животных, возникающие под влиянием химических соединений. Устанавливали, образуются ли специфические антигены в тканях затрав-^ ленных животных, а также определяли динамику содержания аутоанти-генов и их возможное участие в патологическом процессе. Эту работу выполняли на морских свинках весом 350—450 г, а для получения иммунных сывороток использовали кроликов породы шиншилла весом 2,5—3 кг. В качестве антигенов использовали сыворотки крови здоровых морских свинок, водно-солевые 10% экстракты печени, почек, сердца, селезенки и легких затравленных морских свинок, убитых в различные периоды от начала затравки; водно-солевые 10% экстракты печени, почек, сердца, селезенки и легких здоровых морских свинок; водно-солевые суспензии изучаемых химических соединений; конъюгаты химических соединений с альбумином.

В качестве антисывороток применяли иммунные сыворотки, полученные путем иммунизации кроликов 10% водно-солевыми экстрактами пе-% чени, почек, сердца, легких морских свинок, затравленных химическими веществами и здоровых; сыворотки морских свинок, затравленных изучаемыми препаратами в различные сроки от начала затравки; иммунные сыворотки, полученные в результате иммунизации кроликов конъюгатами различных химических соединений с альбумином.

Для выявления аутоантигенов в тканях затравленных животных использовали реакцию анафилаксии с десенсибилизацией, разработанную Л. А. Зильбером. Морских свинок сенсибилизировали подкожным введением антигенов (в дозе 0,25 мл; 5—19 мг белка). Через месяц проводили десенсибилизацию нормальными тканевыми антигенами. После полной десенсибилизации к нормальным антигенам внутривенно вводили разрешающую дозу антигена, которым проводили сенсибилизацию. Интенсивность реакции оценивали по общепринятой шкале: ± одноразовое покашливание, падение температуры; + падение температуры, единичные почесывания носа и единичные кашлевые толчки; Н—Ь частое почесывание носа, чиханье, кашель; +++ тяжелый шок.

Для изучения сложных антигенных смесей без их предварительной обработки, а также для выделения индивидуальных антигенов из этой смеси и их характеристики по электрофоретической подвижности и специфическим реакциям с гомологичными антителами был применен метод аналитического иммуноэлектрофореза в модификации Г. И. Абелева и В. С. Цвет-кова. Для обнаружения специфических антител использовали реакцию преципитации в агарном геле по ОшМег1ош. Реакцию ставили в чашках Петри диаметром 9 см, куда заливали по 20 мл 1 % агара Дифко на физиологическом растворе. Агар консервировали мертиолатом из расчета 1 мл 1 % раствора его на 100 мл агара. После застывания агара в нем делали луночки специальными штампами «стройка», «четверка», «пятерка» и «семерка». а Диаметр луночек и расстояние между ними равнялись 3—5 мм. В периферические луночки заливали исследуемые антигены, в центральные — антисыворотки. После заполнения луночек испытуемым материалом чашки ставили в анаэростат, герметически закрывали и помещали в термостат. Диффузия в этих условиях проходит в течение 24—48 ч. Иммунные сыворотки получали в результате иммунизации кроликов. Последним вводили антиген внутривенно через день 3 раза, через 3 нед их реиммунизировали внут-рибрюшинно. Суммарное количество введенного белка на 1 кролика равнялось 345—405 мг. Через 10 дней после реиммунизации у кроликов из ушной вены брали кровь, определяли титр антител и использовали в опытах после предварительного истощения по методу, разработанному Л. А. Зильбером и Г. И. Абелевым.

Использование перечисленных выше методов позволило выявить наличие аномальных тканевых и сывороточных антигенов, которые находятся % в зоне альбуминов, а- и Р-глобулинов и антител к ним. Следует подчеркнуть, что все эти исследования проводили в динамике через 1, 2, 3 и 4 нед от

2 Гигиена н санитария № 10

33

начала затравки, а затем ежемесячно на протяжении 5—6 мес, при различных путях поступления ядов в организм (через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт и кожу). 01

Для исследования участия гуморальных и клеточных компонентов в механизме развития аллергии химического происхождения использовали различные методические приемы. Одним из наиболее простых и изученных методов экспериментального доказательства участия гуморальных компонентов в развивающемся аллергическом процессе является воспроизведение анафилактического шока, что лучше всего удается на морских свинках. Для этого морских свинок сенсибилизировали химическими веществами в течение 4—6 нед. Концентрации химических веществ при сенсибилизации приближаются к производственным, т. е. к тем, которые вызывают аллергические заболевания у людей.

По истечении срока сенсибилизации экспериментальным и контрольным (не подвергавшимся затравке) животным вводили внутривенно по 2 мл гомологичной сыворотки сенсибилизированных животных. Регистрировали ^ реакцию животных через 5—10 мин на введение разрешающей дозы. Интенсивность анафилактического шока оценивали по общепринятой шкале; она составляла 1—2 балла.

Для обнаружения циркулирующих антител против протеинохимиче-ских комплексов у сенсибилизированных морских свинок сыворотку подвергали специальным исследованиям в реакциях пассивной гемагглютина-ции и преципитации в геле. Преципитирующие антитела обнаруживали через 2—3 нед от начала затравки в титрах 1 : 16—1 : 64, а гемагглютина-цию — через 3 нед от начала затравки в титре 1 : 66±20 : 363±60 (средние данные).

Для определения циркулирующих антител наряду с использованием реакций пассивной гемагглютинации и преципитации в геле применяли метод переноса гиперчувствительности с помощью сыворотки. Интактным морским свинкам вводили внутрибрюшинно 2 мл сыворотки сенсибилизи- • рованного животного, затем через 72 ч внутривенно инъецировали разрешающую дозу комплексного антигена или сыворотку сенсибилизированных морских свинок (2 мл).

Нам удавалось перенести гиперчувствительность к ртутьорганическим соединениям с помощью сыворотки, и мы расценивали это как экспериментальное подтверждение участия гуморального компонента в аутоаллерги-ческом процессе.

Об участии клеточного компонента в развивающемся процессе судили на основании положительной местной кожно-аллергической реакции и переноса гиперчувствительности с помощью лимфоидных клеток.

Сенсибилизированным морским свинкам вводили внутрикожно (в де-пилированный участок кожи живота справа и слева от его белой линии) 0,1 мл синтетического комплексного антигена, раствор химического комп- ф лексного антигена, раствор химического комплексного антигена и раствор химического вещества. Учет реакции производили через 1—6—24—48—72 ч и в последующие дни. Наиболее выраженную реакцию (2—4 балла) регистрировали через 24—48 ч. Для дополнительного экспериментального подтверждения участия клеточного компонента в аллергическом процессе осуществляли перенос гиперчувствительности с помощью лимфоидных клеток. С этой целью интактным животным (морским свинкам) вводили внутрибрюшинно около 1 млрд. лимфоидных клеток. Через 72 ч вводили внутрикожно разрешающую дозу антигена для выявления повышенной чувствительности. Положительную кожную пробу при этом мы расценивали как бесспорное свидетельство участия клеточных компонентов в механизме аутоаллергических реакций.

Изучение аллергенных свойств химических веществ должно включать следующие основные этапы: изучение возможности конъюгирования хими- • ческого вещества с белками и выяснение биохимических механизмов этого

процесса; определение изменений в антигенной структуре сывороточных и тканевых протеинов, изучение динамики содержания аутоантигенов и их роли в аллергическом процессе; установление участия гуморального и клеточного компонентов в развивающемся аллергическом процессе.

По-видимому, такой комплекс исследований поможет приблизиться к пониманию сущности патологии, вызываемой химическими веществами.

ЛИТЕРАТУРА. Зильбер Л. А. Основы иммунологии. М., 1958. — Зильбер Л. А., Абелев Г. И. Вирусология и иммунология рака. М., 1962.

Поступила 25/ХП 1973 г.

УДК 371.7:612.821.1-053.5

Проф. Д. Г. Девятка, канд. мед. наук В. С. Компанец, Е. И. Компанец, канд. мед. наук Л. Л. Царюк

* ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО НОВОЙ ПРОГРАММЕ

Винницкий медицинский институт им. Н. И. Пирогова

Мы изучали физиологические и психологические стороны утомления младших школьников, вызванные влиянием учебной нагрузки на функциональное состояние организма. В качестве методических приемов применяли корректурную пробу, сложную зрительномоторную реакцию с выбором в автотемпе, критическую частоту слияния световых мельканий (КЧСМ), электротермометрию, рефлексометрию, определение частоты сердечных сокращений и артериального давления (систолического, диастолического и пульсового).

Полученные нами данные подвергали статистической обработке раз-Ф ностным методом и методом попарных сравнений (Л. С. Каминский; Р. Н. Бирюкова), а также методом математической графической статистики (Г. В. Суходольский). Возраст обследуемых составлял 7—9 лет (соответственно 1, 2 и 3-му году обучения в школе). Обследовали 30 учеников 3 классов, по 10 человек из каждого класса. Все исследования проводили до и после уроков по понедельникам, средам и субботам в первую неделю первой четверти, последнюю неделю второй и четвертой четвертей учебного года.

Данные корректурной пробы характеризуют статистически достоверное различие показателей учеников 1-х и 2-х, а также 1-х и 3-х классов. Дневная, недельная и годовая учебная нагрузка вызывала, как правило, статистически достоверное увеличение количества просмотренных знаков учениками 1-х и 2-х классов и уменьшение их в процессе учебы школьни-. ков 3-х классов (Р<0,05). Параллельно нарастало количество ошибок,

* статистически достоверное у учеников 3-х классов. При сравнении среднегодовых данных до уроков наблюдалось достоверное увеличение количества просмотренных знаков и ошибок у учеников 2-х и 3-х классов (см. таблицу) по сравнению с 1-ми классами, тенденция к уменьшению их у учеников 3-х классов по сравнению со 2-ми.

После уроков количество знаков, просмотренных учениками 2-х классов по сравнению с 1-ми, достоверно увеличилось, а у третьеклассников — уменьшилось. Количество ошибок после уроков у учеников 2-х и 3-х классов увеличилось (Я<0,001) по сравнению с первоклассниками и уменьшилось у учеников 3-х классов по сравнению с второклассниками.

Таким образом, от 1-го к 3-му классу у детей параллельно ухудшаются скорость и точность выполнения работы, что говорит о накоплении утомления в их организме. Особенно уменьшается процент работ, выполненных ф без ошибок, к концу учебного года во 2-м и 3-м классах.

2'

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.