УДК 814.72-07:616-056.3
АНАФИЛАКСИЯ С ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЕЙ КАК МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ АЛЛЕРГЕННЫХ СВОЙСТВ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ
Канд. мед. наук М. В. Крыжановская, Г. И. Виноградов, И. М. Карандакова
Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены
При изучении веществ небелковой природы установлено, что при известных условиях они способны вызывать специфическое повышение чувствительности. Одна из первых работ в этой области принадлежит Landsteiner, который показал, что простые химические вещества способны вызывать аллергическую реакцию. Однако перед их введением в организм необходимо образовать прочное соединение такого вещества с чужеродным белком или хотя бы с белком сыворотки животного того же вида.
В дальнейшем Klopstock и Seiter отмечали, что для сенсибилизации организма прочная связь химического вещества с белком не нужна и что достаточно их простого механического смешивания. Далее было высказано ь предположение, что химические вещества или лекарственные препараты, вызывающие состояние аллергии, в основном неполные антигены, которые становятся полноценными лишь после соединения с белками организма. Б. Халперн, изучая повышенную чувствительность больного к амидопирину, обнаружил в сыворотке его антитела, обладающие всеми свойствами реагинов, которые можно было пассивно переносить в организм здорового. Амидопирин в данном случае проявил себя как полный антиген. Поскольку аллергическая реакция развивалась по немедленному типу, Б. Халперн также пришел к выводу, что антитела образуют комплекс с химическими веществами, причем связывание последних с белком организма не является необходимым.
Говоря об аллергенных свойствах химических соединений, Л. Крайп сообщает, что простые химические вещества могут вызывать иммунную I реакцию даже более широкого спектра, чем белковые антигены у экспери-
ментальных животных, и обращает внимание на то, что анафилактический шок может наступить, если простое химическое соединение связано с иным белком, чем тот, который был использован для сенсибилизации животного. Одновременно Л. Крайп подчеркивает, что свойство простых химических веществ вызывать шок зависит от их способности образовывать соединения с белком. Чувствительность животных к такому комплексу увеличивается, если животные сенсибилизированы этим комплексом, а не одним простым химическим соединением. Комплексы последнего с белком in vitro вызывают анафилактическую чувствительность легче и лучше, чем одно химическое соединение. Epstein считает, что комплекс химическое соединение— белок может вызвать образование нескольких антител, которые направлены к гаптену или белку вместе или в отдельности.
Экспериментальным путем установлены аллергенные свойства малых концентраций а-нафтохинона, малеинового ангидрида, динитрохлорбензола, пенициллина и парафени-лендиамина. В ходе исследований применены различные методы сенсибилизации: специфический, неспецифический и комбинированный. При этом неизменно обращало на себя внимание то обстоятельство, что параллельное введение химического вещества и белка влечет за собой значительное обострение клинических и других проявлений экспериментальной аллергической реакции. Использованы 2 модели последней: экспериментальная бронхиальная астма и анафилактический шок.
Ввиду отсутствия единой точки зрения на аллергенную активность химических веществ в их чистом виде без связи с белком, а также на роль белка, поступающего в организм одновременно с химическим соединением, и желая найти дополнительные и вместе с тем убедительные доказательства аллергенности химических веществ, мы прибегли к методу 1 анафилаксии с десенсибилизацией, предложенному Л. А. Зильбером. Сущность этого
метода состоит в нейтрализации in vivo белковых антител соответствующим белковы м
антигеном и выделении в реакции специфического компонента, вызывающего повышенную чувствительность. Иными словами, смысл нашего опыта состоял в том, чтобы сенсибилизировать морских свинок параллельным введением химического вещества и белка без какого-либо их предварительного соединения. Затем перед введением разрешающей дозы полностью десенсибилизировать свинок к белку. В качестве разрешающего вещества дать лишь одно химическое соединение, чем доказать при наличии явлений анафилактического шока аллергенную активность этого вещества.
В эксперимент была взята 21 морская свинка весом 300—350 г. Их разделили на 2 группы в соответствии с изучением 2 химических веществ: 1-ю группу (9 животных) сенсибилизировали одновременно а-нафтохиноном и белком и 2-ю (10 животных) — малеиновым ангидридом и альбумином. Сенсибилизацию проводили по схеме, предусматривавшей подкожное пятикратное введение аллергенов с интервалами 6—7 дней.
Через 14 дней после сенсибилизации с целью контроля за выработкой аллергического состояния было взято из обеих групп 5 животных, которым в качестве разрешающей дозы ввели: 2 — чистое химическое вещество, 2 — условный комплекс (химическое вещество и белок) и 1 — чистый белок (см. таблицу).
Результаты опыта анафилаксии с десенсибилизацией при воздействии химических аллергенов
№ животных Сенсибилизация Десенсибилизация Разрешающее вещество Реакция
суммарное количество белка (в мл) суммарное количество химического вещества (в мл) I введение II введение III введение пути введения белок (в мл) химические вещества (в ли)
белок (в мл) реакция белок (в мл) реакция белок (в мл) реакция
а-Нафтохинон
1 1,5 1,5 Взята для контроля за вы-
работкой аллергического Внутрисер- — 0,5 + +
состояния дечно
2 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + + 1,1 — Подкожно
3 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + + 1,1 — — 2,0 + + + +
4 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + + 1,1 — » — 2,0 + + +
5 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + + 1,1 — » — 1,0 + + +
6 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + + 1,1 — » — 1,0 + +
7 1,5 1,5 Взята для контроля за вы- » — 2,0 + +
работкой аллергии 0,5 0,5 + +
10 1,5 1,5 То же » 0,5 0,6 + + +
71 0,9 0,9 0,1 + 0,5 + + | 1,1 — » — 1,0 + + +
Малеиновый ангидрид
11 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + 1,1 _ Подкожно _ 2,0 + + + +
12 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + 1,1 — » — 2,0 + + +
13 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + 1,1 — » — 2,0 + +
14 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + 1,1 — » — 2,0 + + + +
15 1,5 1,5 Взята для контроля за вы- » — 0,7 +
работкой аллергического
состояния
16 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + 1,1 — » — 2,0 + +
17 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + 1,1 — » — 2,0 + +
18 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + 1,1 — » — 2,0 + +
19 1,5 1,5 0,1 + 0,5 + 1,1 — » — 2,0 + + +
20 1,5 1,5 Взята для контроля за вы- » — 2,0 + + + +
работкой аллергического
состояния
28 Чистый контроль, не сенсибилизирова- 2,0
лась » — -
31 То же » — 2,0 —
Обозначения: степень проявления аллергической реакции: — отсутствие реакции; дрожание, почесывание лапками носа, возбуждение, переходящее в состояние угнетения, ++ почесывание носа и живота, взъерошивание шерсти, поза комочком, чиханье; —те же симптомы плюс кашель, непроизвольное мочеиспускание и дефекация, диспноэ; +++-судороги тела, конвульсивные прыжки, резко угнетенное состояние, падение на бок, прострация.
Этот предварительный опыт ставили также для перекрестного испытания использованных аллергенов. При этом мы применили подкожный и внут-рисердечный путь их введения. Все 5 животных дали положительную реакцию, сопровождавшуюся классическими признаками анафилактического шока. Правда, острота проявления клинических симптомов шока была •более всего выражена у свинок, получивших в качестве разрешающей инъекции условный комплекс одновременно введенных химического вещества и белка. Для «чистого» контроля 2 свинкам, не подвергавшимся сенсибилизации, также ввели химическое вещество в количестве, соответствовавшем разрешающей дозе аллергена (2 мл). Обе свинки не дали никакой реакции ни на протяжении опыта, ни в последующем.
Десенсибилизацию всей партии подопытных животных осуществляли дробно, тоже по истечении 14 дней после сенсибилизации. При этом аллергены вводили подкожно, троекратно, с интервалами 2 часа в нарастающих дозах, соответствовавших 0,1—0,5—1,1 мл 25% белка. В общей сложности это превышало суммарное количество белка, введенного животному в ходе его сенсибилизации (1,5 мл). Как правило, на первое и второе введение яичного альбумина морские свинки отвечали более или менее выраженными явлениями анафилактического шока (почесывание мордочки, дрожь, вздыбленная шерсть, затрудненное дыхание и т. д.). На третье введение максимальной дозы белка, которое преследовало цель проверить полноту десенсибилизации животных, свинки не реагировали, что свидетельствовало о достижении полной десенсибилизации их к белку. Через 2 часа после заключительной десенсибилизирующей инъекции животные получали разрешающую дозу соответствующего химического вещества. В большинстве случаев вводили 2 мл, что превышало суммарную дозу аллергена в процессе сенсибилизации (1,5 мл).
¡5 В результате все морские свинки обеих групп, бывшие в опыте, ответили на разрешающее поступление химических аллергенов анафилактическим шоком. Степень его выраженности была различной: от легких явлений (дрожь, почесывание мордочки, взъерошивание шерсти, напряженное дыхание, чиханье) до более острого и тяжелого анафилактического состояния (частый кашель, длительные судороги, непроизвольное мочеиспускание, потеря координации движений, резкая слабость и прострация). У нескольких свинок наблюдалось крайне замедленное нарастание и течение анафилактической реакции, что может быть отнесено за счет различной индивидуальной чувствительности животных. Смертельных исходов не было, хотя животные, реакция которых отмечена на таблице четырьмя крестиками (+Н—I—Ь), находились в состоянии глубокой прострации, характерной для сублетальной фазы.
Обычно реакция анафилаксии развивалась через 2—3 мин. после введения разрешающей дозы того или иного вещества, быстро нарастала и через 25—30 мин. достигала максимума. Явления носили приступообразный характер. Необходимо отметить, что во 2-й группе, где в качестве сенсибилизатора использован малеиновый ангидрид, у животных наблюдалась более острая клиническая картина шока.
По окончании опыта все свинки были забиты с интервалами в 1Уг, 24 и 48 часов. Патологоанатомическое обследование их органов позволило установить картину, типичную для анафилактического шока. При этом у животных обеих групп констатированы выраженная эмфизема различных участков легких (верхняя доля и краевые отделы нижней доли), кровоизлияния, отдельные ателектатические участки значительных размеров, резкое (в 3—4 раза) увеличение паратрахеальных лимфатических желез. Почти у всех свинок наблюдалась гипертрофия надпочечников, в ряде случаев сопровождавшаяся множественными мелкоточечными кровоизлияниями. Печень имела желтоватый оттенок с мускатным рисунком в краевых отделах и области ворот. На ее поверхности обнаружены крупные кровоиз-
лияния, а также единичные белесоватые очажки поверхностного некроза. При позднем умерщвлении (через 48 часов) отмечалась дилятация кровеносных сосудов подкожной клетчатки, сохранение эмфиземы и крупноточечных кровоизлияний в легких. Селезенка была отечной, застойной. Обращали на себя внимание также обширные кровоизлияния в матке.
Что касается внутренних органов контрольных животных, забитых после введения им разрешающей дозы аллергена, то они имели обычный вид, характерный для здоровых.
Выводы
1. Реакцию анафилаксии с десенсибилизацией следует рассматривать как один из демонстративных методов объективного доказательства аллергенной активности малых концентраций химических веществ.
2. Химические соединения, поступающие в атмосферный воздух с промышленными выбросами, могут вызывать повышенную чувствительность организма, не будучи в химическом или механическом соединении с белком.
ЛИТЕРАТУРА
Зильбер Л. А. Успехи совр. биол., 1949, т. 27, № 2, с. 185.— Халперн Б. В кн.: Аллергия к лекарственным веществам. М., 1962, с. 201.—К р а й п Л. Клиническая иммунология и аллергия. М., 1966.— Landsteiner К., Levin P., J. exp. Med., 1930, V 52, р. 347,— Epstein D., Ann. Allergy, 1952, v. 10, p. 633,—К I о p s t о с k A., Sel ter G. E., Klin. Wschr., 1927, Bd 6, S. 1662.
Поступила 21/VII 1966 r.
УДК 614.72-07:612.843.3-08.
К ВОПРОСУ О НЕКОТОРОМ ИЗМЕНЕНИИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ГЛАЗ
Кандидаты мед. наук Н. Г. Андреещева и В. А. Гофмеклер Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Возможность повышения световой чувствительности глаз после специального светового раздражения их изучалась рядом авторов (А. И. Богословский и соавторы; С. В. Кравков и Е. Н. Семеновская; Е. Н. Семеновская, и др.). Эффект был особенно значительным, если предварительное раздражение — «засвет» глаз — производили красным светом; повышения световой чувствительности достигали и тогда, когда производили «засвет» одного глаза, а измеряли ее у другого глаза. Повышение световой чувствительности одного глаза при световой адаптации другого С. В. Кравков объясняет усилением возбудимости нервных клеток в зрительных центрах, наступающим при некотором раздражении их в условиях предварительного «засвета» одного глаза. Реакцию зрительного анализатора на красный свет автор определяет как ваготропную, причем, по его мнению, процессы взаимодействия палочкового и колбочкового аппаратов имеют центральный характер.
Метод темновой зрительной адаптации при предварительном «засвете» глаз белым светом широко применяется в практике гигиенического нормирования атмосферных загрязнений (К. А. Буштуева; Ф. И. Дубровская; Н. Ф. Измеров; В. А. Гофмеклер, и др.). ^
Мы измеряли световую чувствительность глаз на адаптометре АДМ у 3 человек из группы наиболее чувствительных к запаху мета-нитрохлор-бензола и 3,4-дихлоранилина. Исследования проводили в определенное