Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ В ШКОЛЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of adaptation of the first-formers to school revealed a various degree of their functional indices changes. Three groups of schoolchildren were specified: those adapted to school, conditionally adapted and not adapted. The hygienic criteria for adaptation are: stable favourable dynamics of work capacity in combination with good progress in school studies and improvement in the majority of physiological indices.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ В ШКОЛЕ»

Таким образом, в дни теоретического и производственного обучения реакции сердечно-сосудистой системы на тестовые нагрузки различного качества неодинаковы. Учитывая, что предложенные тестовые нагрузки моделируют характер учебно-производственной деятельности подростков, можно полагать, что вегетативное обеспечение трудового процесса при разных видах деятельности учащихся Л различно: если в дни теоретического обучения «физиологическая стоимость» психосенсорной деятельности к концу дня увеличивается, то в дни производственного обучения уменьшается. «Физиологическая стоимость» сенсомоторной деятельности в дни теоретического обучения не меняется, в дни производственного обучения существенно возрастает.

Проведенное исследование показывает возможность выявления различий «физиологической стоимости» учебно-производственной деятельности подростков в дни теоретического и производственного обучения с помощью описанных выше методических приемов и тестовых нагрузок и открывает однн из путей адекватного нормирования1 режима обучения в условиях технических училищ.

Литература. Громбах С. М.— В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1978, вып. 6, с. 9—24. • Гуменер П. И., Глушкова Е. К., Сапожникова Р. Г. Характеристика влияния физической нагрузки на

организм школьников (На основе принципов саморегуляции). Л.. 1967. Косилов С. А. Физиологические основы режима труда подростков. М., 1967.

Косилов С. А. Физиологические основы производственного обучения. М., 1975. Медведев В. И.— В кн.: Физиологические основы повышения эффективности труда. Л., 1978, с. 3—7 Скородумов Н. М., Алишев Н. В., Храмцова А. Д.— В кн.: Вопросы комплексного изучения режимов труда и отдыха учащихся средних профтехучилищ. Л., 1976, с. 6—20.

Ширяев Д. А. Закономерности и индивидуальные особенности формирования психофизиологических реакций человека при вероятностном прогнозировании. Авто-реф. дис. канд. Л., 1978.

Поступила 20.07.81

Summary. Physiological «cost» of the activity of vocational school students, microscheme assemblers, during the days of theoretical and occupational training was studied. The nature of vegetative impairments in carrying cut the appropriate test loads (sensomotor and psychosensory) was evaluated. An increased systole rate was observed by the end of a theoretical training day during the implementation of a psychosensory test; on the days of occupational training the systole rate increased in the course of fulfilling a sensomotor load and decreased in doing a psyshosensory test. In the state of relative rest, vegetative indices tended to increase by the end of an occupational training day, and to decrease by the end of a theoretical training day. The described approach to the evaluation of theoretical-occupational activity in the students can be used for setting the adequate training regime for teenagers of vocational schools.

УДК 371.71:612.017.2

В. М. Зубкоеа, Г. М. Сапожникова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ В ШКОЛЕ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Поступление в 1-й класс — новый и очень важный этап в жизни каждого ребенка. Начало обучения связано с возникновением непривычных для школьника взаимоотношений с окружающей действительностью. При поступлении в школу на него влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых (не всегда привлекательных) обязанностей и др. Сам учебный процесс, особенно" в начальный период, требует напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и овладения школьными нормами поведения. Адаптация к этим изменениям протекает по-разному. Между тем от того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит эмоциональное состояние, работоспособность ученика, его успеваемость и состояние здоровья в последующие годы.

Задачами данной работы являлись изучение индивидуальных особенностей процесса адаптации первоклассников к занятиям в школе, установление физиологических критериев и сроков адаптации.

Под наблюдением находились ученики трех 1-х классов (112 человек) одной из московских школ. Исследования проводили в течение каждой учебной недели в первом полугодии, затем по 3 нед в III и IV четвертях. В первые дни обучения у первоклассников определяли степень «школьной зрелости» (тест Керна — Ирасека). На протяжении учебных занятий изучали условно-рефлекторную деятельность детей (до и после уроков), с помощью хроноволеоптимогргфа регистрировали латентный период зрительно-моторной реакции, срывы диф-ференцироЕОчной реакции и случаи последовательного торможения (1303 исследования). Определяли умственную работоспособность методом дозированной по времени работы с помощью фигурных таблиц (до уроков, после 3-го и 4-го уроков — всего 5070 корректурных проб), функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (частоту сердечных сокращений и АД — 760 замеров). Путем хрономегражных наблюдений исследовали учебную активность и двигательное беспокойство (на 302 уроках). Анализировали успеваемость учащихся (10 357 отметок) и пропуски занятий, соблюдение

режима дня (318 анкет). Ежемесячно проводили взвешивание детей. При выполнении исследований стремились к тому, чтобы все показатели у всех наблюдаемых детей были изучены за каждую учебную неделю.

Индивидуальные данные, полученные по всем изучаемым показателям за каждую учебную неделю, позволили оценить работоспособность и функциональное состояние каждого школьника в динамике учебного года.

При решении вопроса о том, адаптировался ли ребенок к занятиям в школе или нет, исходили из принятого в физиологии и гигиене представления о том, что под влиянием внешних воздействий в физиологической системе развивается комплекс сдвигов, обеспечивающий переход системы на новый уровень функционирования, адекватный изменившимся условиям среды, и при завершении процесса адаптации достигнутый новый уровень функционирования устойчиво сохраняется.

Об адаптации ребенка судили по утомляемости, успеваемости и состоянию здоровья. На утомление указывали уменьшение учебной активности и увеличение двигательного беспокойства, снижение скорости и точности выполнения работы, неблагоприятные функциональные сдвиги организма, ухудшение успеваемости и др.

Анализ индивидуальных данных показал различную направленность в изменении физиологических показателей у детей. Установлено, что все первоклассники в первый период обучения испытывают трудности. Однако у одних школьников неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма отмечались лишь в начальном периоде, затем, начиная с 3—16-й (в среднем с 6-й) недели, у них улучшалось функциональное состояние организма и стойко сохранялся новый уровень, что свидетельствовало об адаптации детей. Высокий уровень работоспособ-

3 4 5 6 7 & П 12 13 ¡5 16 26 2в 23 33 34 37. I 2? Й ¿Г.

Изменение коэффициента П в течение учебного года у детей, адаптировавшихся (в) и не адаптировавшихся (б) к

занятиям в школе. По оси абсцисс — учебные недели; по оси ординат — коэффициент П; / — /V — четверти учебного года.

ности с небольшими колебаниями сохранялся до конца III четверти (см. рисунок). На рисунке представлены комплексные показатели работоспособности (коэффициент П) детей различных групп. У представителей указанной группы коэффициент П в течение всего периода наблюдений всегда был выше 2 и, начиная с 6-й недели, возрастал. Некоторое «западение» его отмечено в начале II четверти, что, вероятно, связано с частичной дезадаптацией детей после каникул. Однако уровень его выше исходного и хорошие и отличные работы в 3 раза превышают неудовлетворительные и плохие. Снижение коэффициента П наблюдалось лишь в конце учебного года, что указывало на утомление школьников под влиянием учебных занятий. В большинстве случаев постоянно высокая работоспособность или улучшение ее показателей в процессе учебной деятельности, что было характерно для школьников данной группы, сочеталось с высокой учебной активностью, хорошей успеваемостью, благоприятными показателями деятельности сердечнососудистой системы, нормальной физиологической прибавкой массы тела. Эти дети успешно справлялись с основной своей задачей — учебной деятельностью — без ущерба для здоровья, что указывало на хорошую приспособляемость их к занятиям в школе. Значительная часть детей имели гармонический тип личности1. Им было свойственно хорошее развитие интеллектуальных функций, высокие познавательные интересы, быстрое усвоение гигиенических правил и норм поведения.

У других школьников на всем протяжении первого года обучения отсутствовала четкая картина в изменениях показателей. Чаще всего отмечалась разнонаправленность сдвигов, например, наряду с улучшением работоспособности могли наблюдаться неблагоприятные реакции со стороны ЦНС, сер-дечно-сосудистой системы и др. Адаптация у этих детей не приобрела достаточной силы и устойчивости, и их лишь весьма условно можно причислить к адаптировавшимся на первом году обучения.

Среди наблюдаемых выделялась большая группа детей, у которых от недели к неделе резко колебались физиологические показатели и не улучшалось функциональное состояние организма. С первых дней посещения школы у них отмечалась чаще всего низкая работоспособность, характеризующаяся преобладанием неудовлетворительных и плохих комплексных оценок за выполнение корректурных заданий и неблагоприятных кривых работоспособности. Низкие показатели работоспособности сохранялись до конца учебного года и сочетались с отрицательными сдвигами большинства изученных показателей (например, с неблагоприятными изменениями со стороны ЦНС, частыми срывами диф-ференцировочной реакции, случаями последова-

1 Психологические исследования проведены сотрудниками отдела изучения нейофизиологических основ формирования личности Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР Г. Н. Пивоваровой, Э. М. Александровской и Н. Семеновой.

тельного торможения, неудовлетворительными реакциями со стороны сердечно-сосудистой системы, плохой успеваемостью или ее снижением, низкой учебной активностью и др.). Некоторые дети не прибавляли в массе. У части школьников, испытывавших затруднения в процессе адаптации, в течение 3 первых нед наблюдались хорошие показатели работоспособности (высокий коэффициент П, ц благоприятная динамика работоспособности), однако по мере обучения отмечалось снижение работоспособности, сопровождавшееся ухудшением функционального состояния организма, ухудшением успеваемости и учебной активности, нарушениями прибавки массы тела, жалобами на плохое самочувствие, недомогание, головную боль. Это говорило о том, что под влиянием учебной деятельности, возросших требований школы по сравнению с первыми неделями обучения у детей наступало утомление, что отражалось на функциональном состоянии ЦНС, работоспособности, самочувствии.

Результаты психологического обследования и изучения состояния здоровья свидетельствовали о том, что большинство школьников, не адаптировавшихся к школе, имеют различные психоневрологические нарушения в сочетании с соматической ослабленностью уже в исходном состоянии — до поступления в школу. Это снижает их работоспособность и способствует дисгармоничному развитию. В данную группу вошла значительная часть школьно-незрелых учеников.

Сравнительный анализ различных сочетаний функциональных изменений для установления физиологических критериев адаптации детей к школе

показал, что среди всех изученных показателей: работоспособности, учебной активности, двигательного беспокойства, характера условно-рефлекторной деятельности, вегетативных показателей, успеваемости, массы тела наиболее информативными и доступными являются показатели дневной динамики работоспособности, отражающие степень соответствия функциональных возможностей детей требованиям школы. В 85% наблюдений данные дневной динамики работоспособности, прослеженные у одних и тех же детей от недели к неделе учебного года, позволили судить о наступлении адаптации или ее отсутствии. Дневная динамика работоспособности в 82,5% случаев коррелировала с показателями успеваемости, в 76,2% случаев — с показателями условно-рефлекторной деятельности и в 63,7% — с показателями деятельности сердечнососудистой системы.

Таким образом, гигиеническим критерием адаптации детей к занятиям в школе является устойчиво благоприятная динамика работоспособности на протяжении первого учебного полугодия в сочетании с хорошей учебной успеваемостью (выше 3V2 баллов) и улучшением большинства физиологических показателей.

Поступила 12.10.81

Summary. Study ol adaptation of the first-formers to school revealed a various degree of their functional indices changes. Three groups of schoolchildren were specified: those adapted to school, conditionally adapted and not adapted. The hygienic criteria for adaptation are: stable favourable dynamics of work capacity in combination with good progress in school studies and improvement in the majority of physiological indices.

УДК »71.74

3. И. Сазанюк

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ 1-х КЛАССОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В данной работе ставились задачи изучить влияние пребывания учащихся 1-х классов в группе продленного дня на функциональное состояние ряда систем организма и показатели их здоровья и наметить пути повышения эффективности пребывания детей в условиях продленного дня. Оценивалось воздействие как отдельных элементов, так и всей системы построения режима дня в соответствии с типовым положением «Об общеобразовательных школах с продленным днем и группах продленного дня» (1977).

Для решения поставленных задач изучали функциональное состояние ЦНС методом корректурных проб, оценку результатов которых проводили комплексно (С. М. Громбах, 1975), рефлексометрию на световой раздражитель, физическую работоспособность при работе на велоэргометре «Элема», со-

стояние здоровья, суточный бюджет времени учащихся. Помимо исследования основных показателей физической работоспособности при работе на велоэргометре, у части детей в состоянии покоя, сразу после нагрузки и на 30-й минуте отдыха определяли ферментативную активность миелоперок-сидазы (МП) нейтрофилов периферической крови как показатель, отражающий энергетический уровень клеток крови и тем самым функциональное состояние организма в целом. При оценке состояния здоровья определяли иммунологическую реактивность организма путем измерения фагоцитарной активности лейкоцитов (ФАЛ). Исследование состояния здоровья детей и распределение их по группам"здоровья проводили по методике, принятой в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР (С. М. Громбах, 1965; Г. Н. Сердю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.