Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ'

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATTERNS OF WORKING CAPACITY IN YOUNG SCHOOLCHILDREN DURING A SCHOOL DAY

This study of the individual working capacity of children during the first three years at school has shown that the pattern of the working capacity over a day depends on the following factors: organization of the teaching and learning process, total amount of pupil work-load, health status, and domestic and family background. The greatest deterioration of the working capacity during a school day occurred in first-grade pupils. From the very beginning of school attendance, different pupils were found to show different patterns of working capacity, and these patterns persisted throughout the first three years at school.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ»

г

цессе обучения их профессии оптика, может ока-I зать неблагоприятное влияние на функциональное I состояние сердечно-сосудистой системы. В связи с [ этим необходима разработка системы гигиениче-; ских мероприятий по оптимизации учебно-производственных условий обучения указанной профессии в технических училищах, что позволит улучшить процесс психофизиологической адаптации подростков к условиям производственной деятельности. Указанные факторы могут вызывать выраженные изменения сердечно-сосудистой системы. Годовая и недельная динамика функционального

состояния сердечно-сосудистой системы учащихся указывает на сложный характер адаптации к специфическим учебно-производственным условиям. Основной причиной выявленных изменений является, по-видимому, сочетанное влияние на организм подростков производственного шума, микроклимата и монотонии. Для предупреждения возможных нарушений в состоянии здоровья учащихся необходима рационализация существующего учебно-производственного режима вместе с гигиенической оптимизацией условий производственной среды на учебной базе.

ЛИТЕРАТУРА

Антонова А. Н. Гигиеническая оценка условий производственного обучения учащихся профессионально-техни-ской школы, осваивающих специальность крутильщицы ацетатного и капронового волокон. Автореф. дис. канд. Саратов, 1968.

Асеев В. Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. М., 1974.

Гельтищева Е. А., Пономаренко И. И. — Гиг. и сан.,

1968, № 11, с. 34—38.

Косилов С. А., Леонова Л. А. Физиологические основы

режима труда подростков. М., 1967. Пономаренко И. И. — Гиг. и сан., 1968, № 8, с. 34—38. Ростомбекова Н. В. — В кн.: Съезд гигиенистов и санитарных врачей Грузии. 3-й. Материалы. Тбилиси,

1969, с. 215—216.

Поступила 28/11 1979 г.

CARDIOVASCULAR FUNCTION IN GIRL STUDENTS OF A TECHNICAL SCHOOL M. P. Vorontsov and, V. V. Mikheev

This study into the combined effect of occupational factors on the cardiovascular function of girl students attending a school that trains opticians has shown that the adaptation of adolescents to the specific conditions of production (noise, elevated^ambient temperature and relative air humi-

4

dity, monotony) is of a complex nature, and that a rational regimen of work and rest, along with hygienic optimization of the occupational environment during training, is necessary if the possible ill effects of training on health are to be prevented.

УДК 371.71

Г. М. Сапожникова

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Одним из актуальных вопросов гигиены обучения является сохранение высокой работоспособности на протяжении всех лет обучения в школе. При современных методах обучения, вызывающих значительное расслоение классного коллектива, повышение эффективности педагогического процесса возможно при построении учебного процесса таким образом, чтобы учебная нагрузка соответствовала не только возрастным, но и индивидуальным особенностям учащихся, т. е. при максимально индивидуализированном подходе к ученикам. В связи с этим изучение индивидуальной работоспособности и ее динамики, отражающих функциональное состояние организма, выносливость его по отношению к факторам внешней среды и в г.ер-

Jyю очередь к влиянию учебной нагрузки, приоб-етает важное значение.

Задачей настоящей работы явилось изучение динамики работоспособности учащихся младшего школьного возраста и ее зависимости от различ-

ных факторов: организации учебной деятельности, объема суммарной нагрузки, состояния здоровья, семейно-бытовых условий и особенностей индивидуального развития.

Для решения поставленной задачи был использован индивидуализирующий метод наблюдения за учащимися на протяжении первых двух лет обучения в школе. Часть детей наблюдали и в 3-м классе. Функциональное состояние центральной нервной системы школьников изучали с помощью корректурных проб. Корректурные задания выполнялись учениками в динамике учебного дня в течение одной недели каждой учебной четверти. Комплексная оценка корректурных проб (свыше 20 ООО) проводилась по схеме, разработанной в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР 1.

1 В сб.: Гигиена детей и подростков. М., 1970, вып. 2, с. 117—118.

2*

— 35 -

Индивидуальная динамика работоспособности учащихся оценивалась нами по «кривым работоспособности» (С. М. Громбах). В отличие от известных типов изменений работоспособности, полученных у школьников 8—17 лет на протяжении короткого отрезка времени — не более 1 ч (М. В. Антропова), изучение индивидуальной работоспособности данным способом характеризует динамику работоспособности в течение учебного дня и позволяет проследить за изменением ее на протяжении учебного года и нескольких учебных лет.

Кривая работоспособности выводилась на основании комплексной оценки корректурных проб, выполненных учеником трижды в течение учебного дня: до уроков, после 2-го и 4-го урока. О высоком уровне работоспособности свидетельствовали отлично и хорошо выполненные корректурные работы, оцениваемые баллом 1, о среднем уровне — удовлетворительные — балл 2 и о низком — неудовлетворительные и плохие работы — балл 3. Дневная динамика работоспособности условно обозначалась трехзначным номером, каждая цифра которого отражала уровень работоспособности в один из трех моментов исследования. Сочетание показателей комплексной оценки в течение учебного дня могут представить 27 вариантов динамики работоспособности. Динамика работоспособности считалась благоприятной при сохранении высокого или среднего уровня работоспособности на протяжении всего дня либо небольшом его снижении (варианты 111, 112, 121, 222, 211, 212, 221, 311, 312, 321). При снижении высокого и среднего уровня работоспособности до низкого в середине учебного дня с последующим подъемом, падение работоспособности до низкого уровня к концу учебного дня (варианты 131, 132, 231, 232, 113, 213, 223), а также кривые 122, 322 и 331 расценивались нами как удовлетворительная динамика. Быстрое падение показателей работоспособности и преобладание низкого уровня работоспособности на протяжении дня отнесены к неблагоприятной динамике (варианты 123, 133, 233, 313, 323, 332, 333).

Анализ дневной динамики работоспособности учащихся разных классов позволил выявить ряд моментов. Наиболее значительное ухудшение работоспособности под влиянием учебной деятельности выявлено у первоклассников, у которых, начиная со второй учебной четверти, отмечается достоверное снижение количества благоприятных кривых работоспособности (¿=2,85) и увеличение доли неблагоприятных кривых (¿=2,1). В наибольшей степени влияние учебных занятий на динамику работоспособности проявляется в третьей (самой напряженной) четверти учебного года. В этот период в большинстве случаев отмечается неустойчивый характер дневной динамики работоспособности и количество неблагоприятных изменений почти равно числу благоприятных кривых работоспособности. Ухудшение динамики работоспособности к концу учебного года сопровождалось снижением среднего балла успеваемости (с 4,29 до

4,09), ухудшением в состоянии здоровья (увеличением острой заболеваемости и появлением у большинства учеников — 60,7 % — жалоб на недомо- \ гание, плохое самочувствие, головную боль), на- : рушением поведения и сна. Во 2-м и 3-м классах • такого ухудшения динамики работоспособности учащихся не наблюдалось.

Характер изменений работоспособности в течение учебного дня в значительной степени определяется построением учебного расписания. Так, в ^ дни, когда уроки чтения проводились на втором часу занятий (при расписании уроков: математика, чтение, русский язык, труд или рисование), дневная динамика работоспособности школьников была лучше (54,1% благоприятных и 18,3% неблагоприятных кривых), чем при проведении чтения на 1-м и особенно на 3-м уроке (соответственно 42,9 и 26,0, 36,2 и 32,3 %). Уроки природоведения, проводимые на третьем часу занятий во вторник, в период снижения показателей работоспособности вызывали значительное число неблагоприятных изменений и вторник, обычно день оптимальной работоспособности у третьеклассников при чередовании учебных предметов (математика, русский язык, природоведение), оказался самым неблагоприятным днем. Это подтвердило данные Н. М. Поповой и соавт. о трудности и утомительности для учеников 2—3 классов предмета «природоведение».

Выявлена зависимость изменений работоспособности от дня и часа проведения контрольных работ. Наиболее неблагоприятное влияние оказывал|ц контрольные работы в субботу, когда почти половину (48,9 %) всех кривых работоспособности составляли неблагоприятные варианты, а благоприятные — лишь 22,2%.

Ход изменений работоспособности в значительной степени определялся эмоциональным фактором — оценкой успеваемости, полученной учеником в течение учебного дня. Наиболее четко такая зависимость проявилась у первоклассников, у которых при оценке «5» изменения работоспособности по благоприятному типу в 3 раза превышали количество неблагоприятных кривых (53,5 % против 18,2 %), в то время как при оценке «2» и других отрицательных моментах (наказание за плохое поведение: поставили у доски, в угол, записали в ■ дневник и др.) доля благоприятных кривых работоспособности была гораздо меньше (31,6 %), а неблагоприятных— вдвое больше (37,9%). Во 2-м и 3-м классах эти моменты оказывали меньшее влияние и число изменений работоспособности по неблагоприятному типу уменьшалось (23,9 %).

Представляет интерес динамика работоспособности младших школьников с увеличенным объемом суммарной нагрузки. Посещение детьми 2— 3 раза в неделю занятий в музыкальной шкож и спортивных секций приводило к большей частоте неблагоприятных изменений работоспособности в течение учебного дня. От первой к третьей учебной четверти количество благоприятных изменений в

Распределение учащихся 1—3-го класса на группы в зависимости от преобладающего типа кривой работоспособности и их

успеваемости

1-й класс 2-1 класс 3-й класс

Группа школьни-

ков число % количест- средний число X количест- средний число % количест- средний

учащихся во отме- балл учащихся во отме- балл уча- во отме- балл

ток ток щихся ток

А 43 39,5 5 423 4,33 51 48,5 8 573 4,23 22 51,1 2938 4,30

Б 28 25,9 3 652 4,19 16 15,4 2 632 3,89 8 18,6 1037 3,90

к В 27 24.7 3 197 3,76 22 21,2 3 946 3,65 6 14,0 713 3,90

* Г 11 9,9 1 409 4,17 15 14,4 2 585 3,83 7 16,3 862 4,11

Всего . . . 109 100 13 681 4,14 104 100 17 736 3,99 43 100 5550 4,15

этой группе детей снизилось с 50,0 до 25,8 %, а частота неблагоприятных кривых работоспособности увеличилась с 22,8 до 40,6 % и сохраняла почти тот же уровень до конца года (35,6 %). У школьников же, не имеющих дополнительной нагрузки, ухудшение работоспособности выражено в меньшей степени: от первой к третьей четверти количество благоприятных кривых снизилось с 52,8 до 36,9 %, а количество неблагоприятных кривых увеличилось с 17,3 до 28,3 %, а в конце года доля неблагоприятных изменений была значительно ниже (26,3 %).

Уровень функциональных возможностей и в том числе работоспособность школьников зависят от ряда факторов, среди которых важную роль играет состояние здоровья. Наши данные показали, что у учащихся, часто болеющих на протяжении учебного года, количество изменений работоспособ^ ности по неблагоприятному типу существенно выше, чем у их неболевших сверстников, причем изменения работоспособности по неблагоприятному типу встречались особенно часто в первые два дня после перенесенных острых заболеваний по сравнению с последующими днями.

Сопоставление кривой работоспособности у младших школьников с длительностью ночного сна накануне исследования показало, что при недосыпании неблагоприятная картина изменений показателей работоспособности встречается чаще, а благоприятная — реже по сравнению с теми случаями, когда длительность ночного сна соответствовала возрастной норме. Однако сокращение длительности ночного сна не всегда вызывало снижение показателей работоспособности к концу учебных занятий по неблагоприятному типу.

Следует подчеркнуть отрицательное влияние на дневную динамику работоспособности неблагоприятных семейно-бытовых условий жизни, особенно если они сочетались с отклонениями в состоянии здоровья.

Анализ индивидуальной работоспособности школьников позволил установить у каждого уче-¿шка преобладающий тип (благоприятный, удовлетворительный и неблагоприятный) кривой работоспособности. Преобладающим тип считался в том случае, если половина и более всех кривых работоспособности, полученных за год, принадлежа-

ли к этому типу. За год у каждого ребенка получено от 16 до 26 кривых при общем числе корректурных заданий от 60 до 120.

Различия в характере дневной динамики работоспособности выявились у детей с самого начала обучения. Выделены 4 группы школьников (см. таблицу). Группу А составили дети, у которых на протяжении года преобладали благоприятные типы кривых работоспособности, в группу Б вошли дети, у которых чаще встречались удовлетворительные типы кривых, в группу В — школьники, у которых преобладали неблагоприятные изменения работоспособности в течение учебного дня, в группу Г — дети, у которых отсутствовало четкое преобладание какого-либо определенного типа кривой.

Устойчивые различия между детьми по характеру дневной динамики работоспособности, выявленные на первом году обучения, как правило, сохранялись во 2-м и 3-м классах. Низкая выносливость детей группы В по отношению к фактору учебной нагрузки находит отражение и в низком балле успеваемости (см. таблицу).

Данные сравнительного изучения состояния здоровья, социально-бытовых условий и особенностей индивидуального развития показали, что у детей каждой группы имели место неблагоприятные факторы, которые могли снизить функциональные возможности центральной нервной системы школьника: неблагополучный ранний анамнез, частые заболевания в дошкольном периоде, отягощен-ность хроническим заболеванием, дисгармоничность развития, неблагополучные семейно-бытовые условия и др. Однако у большинства детей группы В достоверно чаще по сравнению со школьниками группы А встречается комплекс неблагоприятных биологических и социальных факторов, отрицательно влияющих на дневную динамику работоспособности (69,4 % против 29,7 %; /=5,0).

Выводы

1. Дневная динамика работоспособности младших школьников зависит от ряда факторов и прежде всего от учебной нагрузки. Такие компоненты учебной деятельности, как расписание уроков,

эмоциональный фактор (оценка ответов), оказывают существенное влияние на характер дневной динамики работоспособности.

2. Наиболее резкое ухудшение динамики работоспособности под влиянием учебных занятий выявлено у первоклассников, что связано с трудностями начального периода обучения в школе.

3. Изменения работоспособности в течение учебного дня зависят от состояния здоровья, дополни-

тельной нагрузки, режима дня, социально-бытовых условий жизни.

4. Изменение работоспособности школьников в течение учебного дня и года достаточно четко может быть выявлено с помощью анализа индивидуальных кривых работоспособности, что позволяет считать данный методический прием информативным для оценки влияния учебной нагрузки на работоспособность и ее динамику.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968, с. 60—63. Громбах С. М. — В кн.: Работоспособность и здоровье

учащихся при обучении в современной школе. М., 1974, с. 142—150. Попова Н. М., Куинджи Н. Н,, Зубкова В, М. — Там же, с. 7-47.

Поступила 12/1V 1979 Г.

PATTERNS OF WORKING CAPACITY IN YOUNG SCHOOLCHILDREN DURING

A SCHOOL DAY

G. M. Sapozhnikova

This study of the individual working capacity of children during the first three years at school has shown that the pattern of the working capacity over a day depends on the following factors: organization of the teaching and learning process, total amount of pupil work-load, health status, and domestic and family background. The greatest

deterioration of the working capacity during a school day occurred in first-grade pupils. From the very beginning of school attendance, different pupils were found to show differentfpattems of working capacity, and these patterns persisted throughout the first three years at school.

УДК 614.73:614.778

Э. И. Ашкинази

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ МИГРАЦИИ МАГНИЯ, КАЛЬЦИЯ, РАЦИЯ-226, ТОРИЯ-228 В ЗВЕНЕ ПОЧВА—РАСТЕНИЕ

Хмельницкая областная санэпидстанция

В настоящее время концентрация естественных радиоактивных изотопов (ЕРИ) в почве ежегодно увеличивается из-за внесения фосфорных удобрений. Концентрация радия-226 в фосфорных удобрениях варьирует от 0,2 до 43 пКи/г, тория-228— от 0,16 до 1,79 пКи/г (В. Ф. Дричко и соавт.).

Увеличение концентрации ЕРИ в почве может привести к повышению содержания ЕРИ в основных сельскохозяйственных продуктах, в конечном счете в рационе и организме человека. Накапливаясь в организме, ЕРИ вносят определенный вклад в общую дозу радиационного воздействия. Поэтому представляет существенный интерес определение количественных закономерностей перехода радия-226 и тория-228 из различных почв в важнейшие сельскохозяйственные растения в условиях обычного ведения сельского хозяйства.

Для решения этой задачи на глубину вспашки (30 см) были отобраны серые и черноземные опод-золенные, среднесуглинистые, дерново-подзолистые, песчаные, супесчаные и черноземные почвы и выросшие на них растения: пшеница, ячмень, горох, картофель, свекла, морковь.

В почвах и растениях определяли концентрацию радия-226, тория-228 эманационным методом (Л. И. Наговицына и И. Е. Мухин; А. Н. Несмеянов). Для того чтобы выяснить влияние стабильных химических аналогов радия-226 на его переход из почвы в растения, в пробах почвы и растений определяли концентрацию кальция и магния: содержание кальция —оксалатно-пермангзнатным методом, а магния — пирофосфатным методом (Е. В. Аринушкина).

Коэффициенты перехода химических элементов были рассчитаны по формуле:

_ Сраст Спочв '

где к — коэффициент перехода, СРаст — концентрация элемента в растении (в пКи/кг), Споч — валовая концентрация элемента в почве (в пКи/кг), Коэффициенты перехода магния, кальция, радия^ 226 и тория-228 приведены в табл. 1.

Коэффициенты перехода магния в растения, выросшие на серых и черноземных оподзоленных почвах, варьируют от 0,05 до 0,28, а растения, вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.