Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В ДНИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В ДНИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physiological «cost» of the activity of vocational school students, microscheme assemblers, during the days of theoretical and occupational training was studied. The nature of vegetative impairments in carrying out the appropriate test loads (sensomotor and psychosensory) was evaluated. An increased systole rate was observed by the end of a theoretical training day during the implementation of a psychosensory test; on the days of occupational training the systole rate increased in the course of fulfilling a sensomotor load and decreased in doing a psyshosensory test. In the state of relative rest, vegetative indices tended to increase by the end of an occupational training day, and to decrease by the end of a theoretical training day. The described approach to the evaluation of theoretical-occupational activity in the students can be used for setting the adequate training regime for teenagers of vocational schools.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В ДНИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Результаты проведенных исследований явились основой для разработки гигиенических рекомендаций по рационализации питания и оценке физического развития дошкольников Заполярья.

ожирение (более +2,1 а). Сниженная масса тела и замедленный темп роста встречались чаще у недавно (1—2 года назад) приехавших на Север. Нервно-психическое развитие детей, определяемое по общепринятым критериям, соответствовало возрастным нормативам. В обследованных детских учреждениях большое внимание уделялось комплексному физическому воспитанию детей, включающему рациональный режим, питание, гигиеническую организацию внешней среды, специальные физические упражнения, закаливающие мероприятия. Двигательная активность детей была увеличена путем введения в недельную сетку второго занятия по гимнастике и увеличения его плотности. Судя по результатам наших наблюдений, эти мероприятия способствовали уменьшению заболеваемости детей. У обследованных дошкольников практически отсутствовали хронические заболевания.

Таким образом, уровень физического развития и состояния здоровья детей Норильска, посещающих детские дошкольные учреждения, может считаться вполне удовлетворительным. Питание в основном соответствует физиологическим потребностям. Однако необходимо повысить содержание в пищевых рационах витаминов группы В и С до уровня физиологической нормы для детей данной возрастной группы (прежде всего за счет дополнительного использования в питании свежих овощей и фруктов), увеличить в рационе до возрастных нормативов количество растительных жиров, молока и молочных продуктов.

Литература. Борискин В. В. Жизнь человека в Арктике и Антарктике. М., 1973.

Казначеев В. П.. Панин Л. Е. и др.— Физиология человека, 1976, № 4. с. 646—652.

Кандрор И. С,— В кн.: Здоровье человека на Крайнем Севере. М.. 1963. с. 13—27.

Покровский А. А.— Вести. АМН СССР. 1968, № 10, с. 36—40.

Рапопорт Ж. Ж. Адаптация ребенка на Севере. М.„ 1979.

Справочник по детской диететике. Под ред. И. М. Воронцова, А. В. Мазурина. М., 1980.

Шицкова А. П., Горшков С. И.— В кн.: Гигиенические аспекты урбанизации северных и восточных районов СССР. М., 1980. с. 16—25.

Поступила 27.11.8»

S u m in a r y. The results of the investigation on the correlation between the nutritional pattern (defined on the basis of daily menu) and physical development of children of 3—5 attending infant pre-school institutions in the town of Norilsk are given. Satisfactory level of physical development in the test children testifies to the compliance of the children's ^ diet to their physiological reguirements. However, the analysis of actual nutritional intake has shown a necessity to increase the content of Vitamins B and C in the children's diet (preferably, at the expence of fresh vegetables and fruit), to enhance — in accordance with the age norms — the dietary intake of vegetable fats, milk and dairy products.

УДК >71*71:377.3]:612-067

Б. А. Марат, Б. И. Гутник, 3. В. Семкина

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В ДНИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ОБУЧЕНИЯ

ВНИИ профтехобразования, Ленинград

Одной из ведущих проблем организации учебного процесса в системе одногодичных технических училищ является повышение качества профессиональной подготовки, что требует оптимизации режима труда и отдыха учащихся. Рациональное чередование теоретического и производственного обучения должно основываться как на представлениях о ранжировании предметов по степени сложности' (С. М. Громбах) и закономерностях дневной и недельной работоспособности учащихся, так и на оценке степени напряженности физиологических систем организма (П. И. Гуменер и соавт.)

Адекватным способом оценки работоспособности в современной физиологии труда служит изучение функционального состояния организма, которое рассматривается как «интегральный комплекс энергетического, информационного, операционного, ак-тивационного и эффекторного обеспечения деятель-

ности» (В. И. Медведев). В этом плане одним из наиболее существенных в оценке трудовой деятельности учащихся является вопрос о ее «физиологической стоимости».

Целью данного исследования было изучение «физиологической стоимости» трудовой деятельности учащихся (сборщиков микросхем) технического училища в дни теоретического и производственного обучения. Данная профессия связана со значительной информационной нагрузкой (решение комплекса специальных задач), имеет достаточно сложную семантическую структуру деятельности (ответственность за качество изделий), работа выполняется в условиях дефицита времени (при конвейерной сборке узлов) и сопровождается большим числом точностных двигательных реакций.

Эксперименты осуществлены в специализированной физиологической лаборатории на базе СГПТУ

№ 125 Ленинграда.

Под наблюдением находились 13 подростков 17—18 лет без отклонений в состоянии здоровья, со средней степенью физического развития, положительно относящихся к избранной профессии. Исследования проводили в середине недели (в среду и четверг), в дни максимальной и стабильной работоспособности учащихся (Н. М. Скородумов; С. А. Косилов, 1967). По расписанию занятий в среду проходило теоретическое обучение (6 уроков), в четверг — производственное (6 ч на базовом предприятии). Организация теоретического и производственного обучения соответствовала методическим рекомендациям, разработанным ВНИИ профтехобразования и Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Санитарно-гигиенические условия учебно-производственной деятельности полностью соответствовали СНиП 11-66-78 «Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения».

Эффективность сенсомоторной деятельности определяли по методике, разработанной Д. А. Ширяевым, графически регистрируя количество правильных и ошибочных реакций на заданное положение разрывов кольца Ландольта. Эффективность психосенсорной деятельности оценивали при предъявлении испытуемым буквенной (А, Б, В, Г, Д) и цифровой (1, 2, 3, 4, 5) информации. Каждая буква соответствовала ее порядковому номеру в алфавите. Испытуемым предлагали перекодировать буквенную информацию в цифровую с последующей суммацией. О точности выполнения задания судили по словесному отчету учащегося, фиксируемому с помощью магнитофона. Буквенные и цифровые стимулы проецировали на экран с экспозицией 3 с.

Частоту сердечных сокращений (ЧСС), АД, частоту дыхательных движений (ЧДД) регистрировали в период относительного покоя (за 3 мин до предъявления тестовых нагрузок), во время выполнения тестов и в течение 3 мин после выполнения каждого теста (период последействия). Графическую регистрацию ЧСС осуществляли посредством записи ЭКГ в I стандартном отведении, ЧДД — с помощью угольного датчика, укрепленного на грудной клетке испытуемого. Для регистрации АД применяли полуавтоматическое устройство (Б. А. Марат и соавт.).

Во всех опытах сенсомоторный тест предшествовал психосенсорному. В связи с тем что в конце периода последействия первого теста вегетативные показатели у испытуемых соответствовали исходным в состоянии относительного покоя, с последним сравнивали реакции на нагрузку сенсомотор-ного и психосенсорного тестов.

При статистической обработке данных пользовались критерием Стьюдента1.

1 Авторы выражают благодарность зав. группой отдела физиологии ВНИИ профтехобразования В. Д. Широкову и инженеру Е. А. Беляковой за помощь в математической обработке экспериментальных данных.

>1

х н

о_

о О

1-Н а

X О!

5 Ё

е- >-> 3«§

О о

X X X X £ ё

р

= £

а я

3 к

5 ° о. <и

а ж

< X _ «

II

о >.

2 о

ж

о —

■Н «о

о «о

о —о

•Н-Н-Но •00« = ов» ^ о

•V — ?>

ч* о

= -о £

•Н-Н-Н,,

оотмц; Ю0в ^

в

ж 5 в

1

ооо ;

■М-Н-Н*

ЮГ-

3

о С

©

г- со — см ю ■•г © — О©

•Н -Н-Н-Н-Н

с*- ©СМ ©СМ

О — О©

•Н -Н-Н-Н-Н

© (ОЮО*

— со © со

со ©о©

-Н -Н-Н-Н0

СМ ©СОСМ =

чг ю оо

со ©о© "

-Н -н-н-н^

СМ «N(05

« £ I - Чо

ни о О д * «=1о х

© Ю — СО со

©—*© ■»р © —©"

-н ■Н-Н-Но -н -н-н-н

«о а» <х>\л ■= со оою

СМ ©ОСТ © ©Ь-чр

ОО "" о N

И

ш © «О

ЧГ со ООО*

■н -Н-Н-Н* -н -н-н-н

со ©©X чр — ©©

«о со © © ГГ

— N —

ем

со ©00 «А СМ © «о -р оо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© О — О — чр о — о* о

■н -Н-Н-Н-Н ■н -н-н-н-н

о см ©©© N юг^ю©

. . .©

СП Н-сОчр - СО ШЬЮ'Г

© см со ©

см

— ©©СО© — ю —. © -«р

© © — ©см © о — о —•

■н -Н-Н-Н-Н -н -н-н-н-н

СМ © 00 ю Ю тр © СО

— ©СО-Р - © (•>. ©О

о> см с*- ©

— сооосм СО ©©О

-Н -Н-Н-Но

Ю СМ ©СМ

. . . о»

Ю ©ОЭ-Г 5 _

г^. СО <75 СО «В

см о©© "

-н -н-н-н ^

со

« к а ° я о в V а о X

2

и V о (- и >.

5 = г ё ^ о X

СМ 00 с«

©о©

-Н-Н-Нс

— 00© 3 • - •!

см©со £

О О О ^

-н-н-н,

-»•Ох

© •ЧГ^СМ©

см ©о© —

■н ■н-н-н-н

© СО «л о ©

ю 1Я1— со

со

N СМ 00 со ©

см о о о ~

•н -н-н-н-н

© ^©смм

-г Ю ^ © со

00

из

о

11«

(I 2 у о а I о = = о х л

= ч 2

и V о Н О и н *

4 - к Й « 5 « £

4 о

и >»

о

£

I

<

а

V

I

«ч

I.-

I X

§1 »о

и£2. Чо5 их» чо= 3-5 з-зт

2*

— 35 —

При исследовании вегетативных показателей учащихся (см. таблицу) в состоянии относительного покоя до занятий не выявлено существенных различий в дни теоретического и производственного обучения, что свидетельствовало об однородности выборки, указывало на полноценность предшествующего отдыха и совпадало с данными оценки самочувствия обследованных.

Обращает на себя внимание то, что в состоянии относительного покоя при теоретическом обучении отмечалась тенденция к снижению вегетативных показателей (за исключением ЧДД) от начала к концу учебного дня. При производственном обучении наблюдалась противоположная закономерность: все вегетативные показатели имели склонность к увеличению. По-видимому, это отражает характер трудовой деятельности учащихся, более^насыщенной двигательной активностью в дни производственного обучения. Характер реакций подростков на нагрузку при предъявлении сенсомоторкого и психосенсорного тестов в дни теоретического и производственного обучения был неоднороден.

При теоретическом обучении до занятий отмечались сдвиги некоторых вегетативных показателей при обеих нагрузках. Так, ЧСС незначительно возрастала (Р>0,05), ЧДД достоверно увеличивалась (Р<0,001) лишь при выполнении сенсомотор-ного теста, остальные показатели достоверно не изменялись.

К концу теоретических занятий ЧСС значительно возрастала по сравнению с состоянием относительного покоя при выполнении психосенсорного теста (Р<0,05), а ЧДД так же, как и до занятий, существенно увеличивалась по сравнению с состоянием относительного покоя при выполнении сен-сомоторного теста (Р<0,01). Вместе с тем достоверных различий между данными, полученными до и после занятий при выполнении разных нагрузок, не обнаружено (Р>0,05 во всех случаях).

Важно отметить, что если до занятий по теоретическим дисциплинам ЧСС в ответ на предъявление обоих тестов достоверно не изменялась (Р>0,05), то в конце уроков достоверный сдвиг ЧСС наблюдался при выполнении психосенсорной нагрузки (Р<0,05). ЧДД как до, так и после занятий изменялась только при выполнении сенсомоторной работы, причем в обоих случаях изменения были значительны (соответственно Р<0,01 и Р<0,01). В то же время результативные показатели деятельности, выражавшиеся количеством ошибок при выполнении сенсомоторного (2,5±1,0 и 1,6±0,6) и психосенсорного (3,2±1,5 и 3,6±1,6) тестов, от начала к концу учебного дня достоверно не изменялись.

Можно полагать, что характер деятельности учащихся при теоретическом обучении, в частности значительный объем вербальных раздражителей, адресованных второй сигнальной системе, в сочетании с выраженной двигательной депривацней приводит к снижению активации (уровня бодрствования) подростков. По-видимому, для достиже-

ния уровня бодрствования, обеспечивающего качественное выполнение теста, требуется мобилизация функциональных резервов организма. Можно полагать, что этот момент мобилизации нашел свое отражение в реакции сердечно-сосудистой системы на выполнение психосенсорного теста в конце учебного дня.

В дни производственного обучения выявлена иная закономерность динамики ЧСС на психосенсорную нагрузку (Р<0,05). К концу дня производственного обучения ЧСС достоверно увеличивалась лишь при выполнении сенсомоторного теста (Р<0,05). ЧДД по сравнению с состоянием относительного покоя однонаправленно возрастала при выполнении сенсомоторного теста (Р<;0,05 до и Р<0,05 после занятий). В начале дня производственного обучения при выполнении психосенсорной работы наблюдались изменения соотношения ЧСС/ЧДД (Р=0,05). В конце дня достоверных различий величины ЧСС/ЧДД по сравнению с состоянием относительного покоя не^было (Р>0,05).

Наблюдалось достоверное снижение результативного показателя при выполнении психосенсорного теста от начала к концу дня производственного обучения (0,3±1,4 и 4,9±0,8; Р<0,001). Кроме того, прослеживалась тенденция к снижению этого показателя при выполнении сенсомоторного теста (7,1 ±2,0 и 3,7±1,2).\ Изменение ЧСС в ответ на психосенсорную нагрузку до занятий по производственному обучению можно объяснить установочной реакцией организма учащихся на предстоящую трудовую деятельность, связанной с выработкой и закреплением рабочего динамического стереотипа (С. А. Косилов, 1975). Возможно, что по этой же причине значительно^ ухудшаются по сравнению с утренними данными} результативные показатели как сенсомоторного, так и психосенсорного теста при теоретическом обучении (Р<0,01).

К концу занятий по производственному обучению выраженные различия ЧСС регистрировались лишь при выполнении сенсомоторного теста (Р< <0,05), что может обусловливаться трудовой деятельностью подростков, связанной со значительным количеством сенсомоторных реакций, воспроизводимых в процессе производственной деятельности. Возможно, что необходимость выполнения большого числа моторных действий в этом случае активирует сердечно-сосудистую систему, что выражается в повышении ЧСС при реакции на адекватную сенсомоторную нагрузку и тенденции к увеличению всех вегетативных} показателей к концу дня производственного обучения.

При производственном обучении от начала к концу занятий снижалась вариабельность большинства изученных показателей: ЧСС, минутного объема сердца, соотношения,ЧСС/ЧДД, чего не наблюдалось при теоретическом обучении. Подобное уменьшение вариабельности вегетативных показателей по сравнению с утренним установочным периодом можно объяснить установившимся в течение дня стабильным уровнем работоспособности.

Таким образом, в дни теоретического и производственного обучения реакции сердечно-сосудистой системы на тестовые нагрузки различного качества неодинаковы. Учитывая, что предложенные тестовые нагрузки моделируют характер учебно-производственной деятельности подростков, можно полагать, что вегетативное обеспечение трудового процесса при разных видах деятельности учащихся Л различно: если в дни теоретического обучения «физиологическая стоимость» психосенсорной деятельности к концу дня увеличивается, то в дни производственного обучения уменьшается. «Физиологическая стоимость» сенсомоторной деятельности в дни теоретического обучения не меняется, в дни производственного обучения существенно возрастает.

Проведенное исследование показывает возможность выявления различий «физиологической стоимости» учебно-производственной деятельности подростков в дни теоретического и производственного обучения с помощью описанных выше методических приемов и тестовых нагрузок и открывает один из путей адекватного нормирования1 режима обучения в условиях технических училищ.

Литература. Громбах С. М.— В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1978, вып. 6, с. 9—24. • Гуменер П. И., Глушкова Е. К., Сапожникова Р. Г. Характеристика влияния физической нагрузки на

организм школьников (На основе принципов саморегуляции). Л.. 1967. Косилов С. А. Физиологические основы режима труда подростков. М., 1967.

Косилов С. А. Физиологические основы производственного обучения. М., 1975. Медведев В. И.— В кн.: Физиологические основы повышения эффективности труда. Л., 1978, с. 3—7 Скородумов Н. М., Алишев Н. В., Храмцова А. Д.— В кн.: Вопросы комплексного изучения режимов труда и отдыха учащихся средних профтехучилищ. Л., 1976, с. 6—20.

Ширяев Д. А. Закономерности и индивидуальные особенности формирования психофизиологических реакций человека при вероятностном прогнозировании. Авто-реф. дис. канд. Л., 1978.

Поступила 20.07.81

Summary. Physiological «cost» of the activity of vocational school students, microscheme assemblers, during the days of theoretical and occupational training was studied. The nature of vegetative impairments in carrying cut the appropriate test loads (sensomotor and psychosensory) was evaluated. An increased systole rate was observed by the end of a theoretical training day during the implementation of a psychosensory test; on the days of occupational training the systole rate increased in the course of fulfilling a sensomotor load and decreased in doing a psyshosensory test. In the state of relative rest, vegetative indices tended to increase by the end of an occupational training day, and to decrease by the end of a theoretical training day. The described approach to the evaluation of theoretical-occupational activity in the students can be used for setting the adequate training regime for teenagers of vocational schools.

УДК 371.71:612.017.2

В. М. Зубкоеа, Г. М. Сапожникова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ В ШКОЛЕ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Поступление в 1-й класс — новый и очень важный этап в жизни каждого ребенка. Начало обучения связано с возникновением непривычных для школьника взаимоотношений с окружающей действительностью. При поступлении в школу на него влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых (не всегда привлекательных) обязанностей и др. Сам учебный процесс, особенно" в начальный период, требует напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и овладения школьными нормами поведения. Адаптация к этим изменениям протекает по-разному. Между тем от того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит эмоциональное состояние, работоспособность ученика, его успеваемость и состояние здоровья в последующие годы.

Задачами данной работы являлись изучение индивидуальных особенностей процесса адаптации первоклассников к занятиям в школе, установление физиологических критериев и сроков адаптации.

Под наблюдением находились ученики трех 1-х классов (112 человек) одной из московских школ. Исследования проводили в течение каждой учебной недели в первом полугодии, затем по 3 нед в III и IV четвертях. В первые дни обучения у первоклассников определяли степень «школьной зрелости» (тест Керна — Ирасека). На протяжении учебных занятий изучали условно-рефлекторную деятельность детей (до и после уроков), с помощью хроноволеоптимогргфа регистрировали латентный период зрительно-моторной реакции, срывы диф-ференцироЕОчной реакции и случаи последовательного торможения (1303 исследования). Определяли умственную работоспособность методом дозированной по времени работы с помощью фигурных таблиц (до уроков, после 3-го и 4-го уроков — всего 5070 корректурных проб), функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (частоту сердечных сокращений и АД — 760 замеров). Путем хрономегражных наблюдений исследовали учебную активность и двигательное беспокойство (на 302 уроках). Анализировали успеваемость учащихся (10 357 отметок) и пропуски занятий, соблюдение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.