© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 613.955/.958-07
Е. К. Глушкова, Е. В. Орлова, Ж■ Н. Зеллис
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 11 — 13 ЛЕТ В КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, IIIКОЛЕ
НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ, Москва
Классы компенсирующего обучения создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с законом Российской Федерации об образовании. Цель компенсирующих классов — создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, условий воспитания и обучения, адекватных особенностям их психического и физического развития. Именно эти дети уже с первого класса систематически испытывают трудности в учебе, становятся неуспевающими, трудно адаптируются к школе. Неуспехи в начальном образовании — путь к дальнейшей школьной и социальной дезадаптации.
Индивидуальный подход к учащимся, с учетом их психоличностных особенностей, давно уже декларируется школой как один из основных принципов эффективного обучения, воспитания и сохранения здоровья школьников. И только в последние годы школа начала отходить от принципа «среднее образование для среднего ученика». Создаются лицеи, гимназии, где углубленно изучаются разные циклы предметов, школы для одаренных детей; существуют вспомогательные школы для детей с задержкой умственного развития, патологией развития и т. д.
В общеобразовательных школах классы компенсирующего обучения организуются, как правило, для обучения на ступени начального образования и рассматриваются как тип дифференцированного обучения для детей группы риска.
В 1988 г. ' Т. Н. Сорокиной [3] была проведена специальная работа, которая позволила выделить комплекс критериальных показателей, дающих возможность еще до начала обучения сформировать группы детей, нуждающихся в дифференцированном обучении. Выбор этих показателей был подтвержден факторным анализом 30 показателей, характеризующих исходные уровни и 4-летнюю динамику работоспособности и состояния здоровья, функционального состояния центральной нервной системы, сердечнососудистой системы (ССС), а также степенью функциональной готовности к обучению, уровнем школьной мотивации, личностными особенностями. Были выделены следующие критериальные показатели: степень функциональной готовности, уровень школьной мотивации, микросоциальные условия воспитания детей и личностные особенности, специфика отклонения в состоянии здоровья.
Таким образом, классы компенсирующего обучения формируются из детей, отличающихся от своих сверстников недостаточной степенью школьной и социальной зрелости, низким уровнем работоспособности, сниженной школьной мотивацией, а также из детей с функциональными отклонениями в нервно-психическом здоровье, социально и педагогически запущенных, воспиты-
вающихся в неблагоприятных микросоциальных условиях.
В классах компенсирующего обучения наряду с общеобразовательной программой реализуется программа компенсирующе-развивающей работы в процессе как учебных, так и вне-учебных занятий. Это становится возможным благодаря тому, что наполняемость классов компенсирующего обучения составляет 9—12 учеников, а педагоги проходят специальную подготовку по программе, разработанной лабораторией коррекционного обучения [2]. При получении основного общего образования классы компенсирующего обучения или сохраняются из начальной ступени, или создаются вновь.
В среднем школьном возрасте, по мнению многих педагогов и психологов, происходит замедление темпов роста познавательной деятельности, внимания, запоминания, что приводит к снижению эффективности учебы и ухудшению успеваемости. Это совпадает с периодом пубертатного развития школьников, который характеризуется сложной нейрогуморальной перестройкой и отражается на функционировании всего организма. В возрасте 11 — 13 лет школьники, особенно испытывающие трудности в учении, оказываются чрезвычайно чувствительными к воздействию самых различных неблагоприятных факторов окружающей среды.
Цель работы — изучение динамики работоспособности и функционального состояния организма учащихся 11 12 лет в классах компенсирующего обучения в общеобразовательной школе.
В работе использовали комплекс адекватных и современных методов исследования, доступных в условиях школы. Умственную работоспособность изучали методом корректурных заданий, функциональное состояние ССС — по величине и динамике частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД), функциональное состояние ЦНС — с помощью условно-рефлекторной методики; эмоциональное состояние оценивали методом цветописи. Личностные особенности учащихся изучали по опросникам Кет-тела и Айзенка. Анализировали успеваемость детей, изучали уровень школьной мотивации, проводили анкетирование родителей для выяснения социальных условий жизни. Один раз в год проводили медицинский осмотр детей с участием психоневролога. Все результаты исследований подвергнуты статистической обработке с использованием ЭВМ.
В динамике 2 учебных лет под наблюдением было 30 учащихся 2 классов компенсирующего обучения (экспериментальных) и 68 учащихся 2 базовых классов (контрольных).
Изучение функционального состояния ЦНС, ССС и умственной работоспособности учащих-
2Ю
ISO
ISO
65
- 11 -55
э -45
■ 7 -35
- 5 - 25"
■ 3 - 15
1 - 5
N.
,3 1
7
Y s a h /
в
Рис. I. Дневная динамика показателей работоспособности школьников в классах компенсирующего обучения и контрольном в начале и конце учебного года.
По оси абсцисс: а. б. в — начало, середина и конец учебного дня: по оси ординат: I — число прослеженных знаков: 2 — число ошибок на 500 знаков: 3 — количе ство работ без ошибок (в %); 4 — комплексный показатель работоспособности (в усл. ед.). Утолщенная линия — экспериментальный класс; обычная — контрольный. / — начало учебного года; // — конец учебного года.
ся 11 —12 лет в экспериментальных классах (5-й класс) и сопоставление этих показателей с аналогичными у учащихся 11 —12 лет контрольных классов (5-й класс) показали, что в I четверти скорость выполнения работы у них ниже, а точность — выше, чем у учащихся контрольных классов. При этом в экспериментальном классе 54,1 % всех заданий были выполнены без ошибок, а в контрольном классе — лишь 10,2% (рис. 1). Комплексный показатель работоспособности за I четверть у детей экспериментального класса был в 3 раза выше, чем у учащихся контрольного (3,78 и 1,23). Уровень функционирования ЦНС и ССС, обеспечивающих выполнение умственной работы, у учащихся обоих классов существенно не различался.
По-видимому, коррекция функционально незрелых систем, проведенная в начальных классах, а также пробуждение интереса учащихся к занятиям способствовали повышению их социальной дееспособности и адаптации к учебным занятиям
в 5-х классах, которая наступила уже в I четверти. Эмоциональное состояние учащихся 5-го экспериментального класса можно охарактеризовать как благоприятное, а предпочтение ими красно-оранжево-желтой гаммы цветов было стабильным на протяжении как учебного дня, так и года (75,9—78,0—73,3 % учащихся) и выражало желание этих детей добиться успехов, уверенность в себе, потребность в действии. У детей контрольного класса субъективная оценка настроения как «хорошее» отмечалась менее чем у половины (43,3%), а 39,3% учащихся (против 16,5 % в экспериментальном классе) предпочитали сине-черную гамму цветов, что указывало на грустное настроение, пассивность и равнодушие к учебе. К концу года в контрольном классе число детей с выбором сине-черной гаммы уменьшилось до 26,9 %, но встречалось оно почти в 2 раза чаще, чем в экспериментальном классе. На всем протяжении учебного года у школьников экспериментального класса цветовой показатель был существенно выше, что указывает на их благоприятное эмоциональное состояние. Многие авторы указывают на тесную связь состояния эмоциональной сферы с функциями детского организма.
К концу учебного года у учащихся обоих классов увеличилась скорость выполнения задания, что характеризует естественный возрастной прирост, но одновременно ухудшилась точность выполнения задания и существенно снизился комплексный показатель работоспособности (см. рис. 1). Изменения работоспособности у учащихся обоих классов происходили на фоне напряжения функционального состояния ССС и ЦНС, т. е. регистрировалась естественная реакция утомления к концу учебного года.
В результате утомления и гипокинезии у учащихся экспериментального и контрольного классов в IV четверти к концу учебного дня регистрировалось урежение ЧСС, снижение пульсового давления, у 15 % учащихся отмечалось снижение индекса Кердо, что указывало на повышение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы [1].
* / 50
Рис. 2. Распределение (в %) реакций, отражающих ухудшение функционального состояния организма школьников в классах компенсирующего обучения (Л) и контрольном (Б) в I н IV четвертях
учебного года.
Сплошная лнния — I четверть, пунктирная — IV. / — количество работ, выполи* иных неудовлетворительно и плохо (в %); 2 — количество случаев с выраженным утомлением (в %); 3 — с сильным утомлением. 4 количество случаев срывов диф ференцнровочной реакции на световой раздражитель (в %); 5 — количество случаев с последовательным торможением
<» %)
Средние значения показателей функционального состояния ЦНС, работоспособности и успеваемости учащихся 5—6-х классов
компенсирующего обучения (экспериментальных) и контрольных
Показатель Экспериментальный класс Контрольный класс
5-Я 6-й 5-й 6-й
Число исследований 591 679 1183 1314
Число прослеженных знаков 173,7±2,7 199,5±2,9* 243,1 ±3,1 267,8±2,4*
Число ошибок на 500 знаков 3,27±0,2 3,8±0,2 7,17±0,3 4,9±0,12
Число работ, выполненных (в %):
отлично и хорошо 45,9 38,1* 21,0 27,3*
неудовлетворительно и плохо 17,8 18,4 19,2 20,8
Характер сдвигов, %:
благоприятный 34,9 36,8 24,2 25,5
начальное утомление 25,17 33,8* 34,0 43,6*
выраженное утомление 14,7 15,3* 15,1 10,3*
сильное утомление 14,1 14,0 26,8 25,1
Количество работ без ошибок, % 44,5 36,8 10,8 19,4
Комплексный показатель работоспособности П 2,94 2,1 1.1 1,31
Число исследований 481 381 483 384
ЛПЗМР, мс 430,8±4,53 392,8±4,1* 390,63±3,78 364,4±3,6*
Количество срывов дифференцировочных реакций, % 20,37 17,6 17,19 18,3
Количество случаев последовательного торможения, % 49,68 53,01 48,2 50.0
ЛПСМР, мс 310,9±2,68 266,5± 1,7* 281,23±2,81 239,6±1,4*
Успеваемость, средний балл 3,72±0,15 3,53±0.15 4,05±0,08 3,84±0,08
Цветовой показатель 7,22±0,34 2,95±0,29 2,20±0,15 2,22±0,11
Примечание. Звездочка — достоверное различие с 5-м классом (р<0,05).
У учащихся обоих классов на фоне укорочения латентных периодов зрительно-моторной реакции (ЛПЗМ) и патентных периодов свето-моторной реакции (ЛПСМ) происходит увеличение числа случаев последовательного торможения и срывов дифференцировочной реакции, что в совокупности с возрастанием числа случаев выраженного и сильного утомления свидетельствует о нарастании утомления учащихся обоих классов к концу учебного года (рис. 2).
В 6-м классе у учащихся как экспериментального, так и контрольного классов (см. таблицу) в динамике года прослеживается та же тенденция, что и у учащихся 5-го класса, в изменении показателей работоспособности, эмоционального тонуса и физиологических систем, обеспечивающих выполнение детьми умственной работы. Двухлетнее наблюдение за одними и теми же школьниками показало, что темп возрастного совершенствования их работоспособности одинаков. Что касается успеваемости, то у школьников обоих классов с возрастом она ухудшается. Успеваемость у школьников в классах компенсирующего обучения ниже, что вполне объяснимо, так как эти дети обладают более низкими учебными возможностями по сравнению со школьниками контрольных классов.
Преимущество обучения детей в классах компенсирующего обучения с меньшей наполняемостью, квалифицированными педагогами, благоприятным психологическим микроклиматом, индивидуальным подходом к ученику благоприятно отразилось на эмоциональном состоянии детей и их работоспособности, которая поддерживалась по многим показателям на том же уровне, что и у детей контрольного класса, а по некоторым показателям, особенно качественным, была даже выше.
Что касается состояния здоровья детей экспериментального класса, то у них улучшился нерв-но-психический статус, а положительных изменений в соматическом состоянии здоровья не произошло. К концу обучения в 6-м классе количество детей, имеющих III группу состояния здоровья, в классах компенсирующего обучения составляло 68 %, в контрольных — 36 %.
Таким образом, дифференцированный учебный процесс, предусматривающий компенсирующе-развивающую работу и учет индивидуальных особенностей детей группы риска в классах компенсирующего обучения, позволяет обеспечить устойчивое функциональное состояние организма и успешную социализацию этих детей в общеобразовательной школе. С позиций охраны здоровья и более благоприятного течения адаптации детей в школе классы компенсирующего обучения должны создаваться не только в начальной, но и в средней школе.
При организации в средней школе классов компенсирующего обучения необходимы дальнейшее совершенствование методик преподавания на основе индивидуального подхода в обучении и индивидуальная коррекция состояния здоровья учащихся.
Литература
1. Боевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.— М., 1979.
2. Кумарина Г. Ф. /-/ Сов. педагогика.—1991.—№ П.— С. 33—37.
3. Сорокина Т. Н. // Обучение в коррекционных классах.— М., 1990,—С. 164—177.
Поступила 1405.93