Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка профильного обучения в медико-биологических классах и состояние здоровья учащихся'

Гигиеническая оценка профильного обучения в медико-биологических классах и состояние здоровья учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
156
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миннибаев Т. Ш., Тимошенко К. Т., Рапопорт И. К.

В Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова в целях формирования осознанного выбора профессии и повышения знаний старшеклассников были созданы профильные медико-биологические классы (МБК) в нескольких школах Москвы. Было проведено изучение влияния широкого спектра факторов школьной образовательной среды в МБК и внешкольных социально-гигиенических факторов на формирование здоровья учащихся. На основании гигиенической оценки организации обучения в профильных классах, анализа физиологических и психофизиологических показателей, состояния здоровья и образа жизни учащихся была доказана педагогическая, физиологогигиеническая и медико-социальная эффективность МБК. Полученные данные являются основанием для продолжения и развития системы профильной довузовской подготовки старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF EDUCATION IN MEDICIOBIOLOGIC SPECIALIST CLASSES AND HEALTH STATUS OF STUDENTS

Mediciobiologic specialist classes (MBC) were found in several schools in Moscow by I. M. Sechenov Moscow Medical Academy in order to shape informed choice of future profession and improve knowledge of senior high school students. Investigation into influence of MBC`s educational milieu and out-of-school social-hygienic factors on the formation of students` health was conducted. 392 senior high school students of MBC were examined during 2 years, the control group consisted of 315 students from classes of general education. Pedagogical, physio-hygienic and mediciobiologic effectiveness of MBC was established on the basis of hygienic assessment of organization of teaching process in specialist classes, analysis of physiological and psychophysiological indices, health status and lifestyle. Due to findings, further development of specialist pre-tertiary education should be conducted.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка профильного обучения в медико-биологических классах и состояние здоровья учащихся»

4

ЗНиСО

МАЙ №5 (206)

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Т.Ш. Миннибаев, К.Т. Тимошенко, И.К. Рапопорт

HYGIENIC ASSESSMENT OF EDUCATION IN MEDICIOBIOLOGIC SPECIALIST CLASSES AND HEALTH STATUS OF STUDENTS

T.SH. Minnibaev, K.T. Timoshenko, I.K. Rapoport

Московская медицинская академия им И.М. Сеченова, г. Москва

В Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова в целях формирования осознанного выбора профессии и повышения знаний старшеклассников были созданы профильные медико-биологические классы (МБК) в нескольких школах Москвы. Было проведено изучение влияния широкого спектра факторов школьной образовательной среды в МБК и внешкольных социально-гигиенических факторов на формирование здоровья учащихся. На основании гигиенической оценки организации обучения в профильных классах, анализа физиологических и психофизиологических показателей, состояния здоровья и образа жизни учащихся была доказана педагогическая, физиолого-гигиеническая и медико-социальная эффективность МБК. Полученные данные являются основанием для продолжения и развития системы профильной довузовской подготовки старшеклассников.

Mediciobiologic specialist classes (MBC) were found in several schools in Moscow by I. M. Sechenov Moscow Medical Academy in order to shape informed choice of future profession and improve knowledge of senior high school students. Investigation into influence of MBC's educational milieu and out-of-school social-hygienic factors on the formation of students' health was conducted. 392 senior high school students of MBC were examined during 2 years, the control group consisted of 315 students from classes of general education. Pedagogical, physio-hygienic and mediciobiologic effectiveness of MBC was established on the basis of hygienic assessment of organization of teaching process in specialist classes, analysis of physiological and psychophysiological indices, health status and lifestyle. Due to findings, further development of specialist pre-tertiary education should be conducted.

В современных социально-экономических и экологических условиях отмечается неуклонное возрастание заболеваемости детей и подростков России, в т. ч. учащихся школ. Не случайно здоровье и образование школьников и молодежи сегодня выдвинуты в качестве приоритетных общенациональных задач развития нашего общества. Перманентное внедрение в школах инновационных педагогических технологий, интенсивных методов обучения, авторских программ, создание профильных и мультипрофильных классов требует их гигиенической оценки для определения соответствия организации и условий обучения физиологическим и психофизиологическим возможностям учащихся.

В отечественной литературе имеются лишь единичные работы по оценке здоровья учащихся профильных классов [1; 2; 3; 4; 5]. В Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова на протяжении многих лет уделяется большое внимание довузовской

подготовке школьников — будущих абитуриентов. Для формирования осознанного выбора профессии и повышения знаний старшеклассников были созданы профильные медико-биологические классы (МБК) в нескольких школах г. Москва. Подготовка будущих врачей и фармацевтов требует особого внимания, высокого уровня знаний, тщательной профориентации, т. к. от этого будет зависеть успешность их обучения в медицинском вузе и качество последующей профессиональной деятельности. Цель данной работы — физиолого-гигиеническая оценка организации и условий профильного обучения в МБК, а также изучение состояния здоровья и образа жизни учащихся для разработки практических рекомендаций по профилактике нарушений здоровья обучающихся.

При проведении исследований применялся комплексный подход к изучению влияния широкого спектра факторов школьной образовательной среды в МБК и внешкольных

МАЙ №5 (206)

5

социально-гигиенических факторов на формирование здоровья учащихся. Использовались гигиенические, клинические, психофизиологические, психологические, социологические и статистические методы. Системно изучены организация учебного процесса, факторы среды обитания, структура бюджета времени, режим дня, суммарная учебная нагрузка, динамика умственной работоспособности и успеваемости, состояние здоровья и психологические особенности школьников, взаимоотношения в системе «учитель-ученик», а также образ жизни учащихся МБК.

Исследование проводилось на группе школьников обоего пола: 392 учащихся 10-х и 11-х профильных медико-биологических классов базовых общеобразовательных школ ММА им. И.М. Сеченова; группу сравнения составили 315 школьников общеобразовательных классов тех же школ. За обеими группами учащихся наблюдали в течение двух последних лет обучения в школе. Кроме того, на протяжении первого курса обучения в ММА была прослежена динамика показателей состояния здоровья студентов-выпускников МБК и изучена их успеваемость.

Условия обучения в МБК соответствуют современным санитарно-гигиеническим требованиям и нормативам (СанПиН 2.4.2.1178— 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»). Учебный процесс в МБК осуществляется опытными учителями школ по адаптированным учебным программам, разработанным профессорско-преподавательским составом профильных кафедр Академии. Профессора, преподаватели ММА читают циклы лекций, проводят занятия по биологии, генетике, химии, анатомии, физиологии, медицинской этике и деонтологии, латинскому языку. В целях ознакомления с профессией школьники проходят практику в клиниках и аптеке Академии. Учащиеся МБК получают также профессиональные знания в объеме программы подготовки младшей медицинской сестры и младшего фармацевта.

Разработанная и применяемая на практике модель профильного образовательного процесса в МБК формирует у будущих абитуриентов необходимый уровень базовых знаний по профильным дисциплинам, а также профессиональную ориентацию, стойкую положительную мотивацию к профессии врача

(провизора), адаптацию к условиям обучения в Академии. Ежегодно 90—92 % старшеклассников успешно заканчивают МБК и поступают на первый курс ММА им. И.М. Сеченова. Около 8—10 % из них в связи с недостаточно сформированным профессиональным выбором, неопределенной и неустойчивой мотивацией к профессии врача отчисляются из профильных классов.

Педагогический процесс, учебно-методическая работа, учебная деятельность, режим дня, стиль и образ жизни учащихся медико-биологических классов базируются на принципах здоровьесбережения. Гигиеническую основу формирования режима дня и здорового образа жизни школьников профильных МБК составляют цель, содержание, формы, методы и мотивация обучения, целенаправленная учебная деятельность. Интенсивные занятия в МБК и дома приводят к превышению (на 3—9 %) общей продолжительности учебных занятий в школе и дома, которая в среднем составляет 10,3—10,9 ч в день с индивидуальными колебаниями от 8 до 14 ч. На учебную деятельность и время, затрачиваемое на дорогу в школу и обратно, приходится 51,3—54,2 % суточного фонда времени учащихся; на сон, личную гигиену, питание — 26,7—37 % времени. Доля свободного времени у обследованных учеников 10 и 11-х классов составляет в среднем 4,1 и 2,5 % соответственно; прочие виды деятельности — 7,9 и 5,8 % суточного времени соответственно. На завершающем этапе школьного обучения у учеников 11-х профильных классов увеличивается доля времени на занятия и сон за счет уменьшения свободного времени и времени на прочие виды деятельности.

В динамике учебного дня в недельном цикле занятий показатели функционального состояния ЦНС, умственной работоспособности школьников МБК претерпевают определенные изменения в пределах физиологических значений их колебаний. Более выраженные изменения были обнаружены в показателях качества выполнения умственного задания (число ошибок в работе). Показатели умственной работоспособности достоверно снижаются к концу занятий и восстанавливаются в полном объеме к началу следующего учебного дня в недельном цикле занятий. Кумуляция утомления в группе обследованных школьников МБК не наблюдается. По субъективной оценке (анке-

6

ЗНиСО

МАЙ №5 (206)

тированию) 90—85,3 % школьников 10—11-х профильных классов могли бы еще больше заниматься учебной, научно-исследовательской работой без ущерба для своего здоровья, но не каждый день. Соответствие психофизиологических возможностей организма основным требованиям учебного процесса является фактором профилактики развития хронического стресса и психосоматической патологии у учащихся медико-биологических классов.

Здоровый образ жизни учащегося МБК — это социально приемлемое поведение, стиль, характер и содержание повседневной жизнедеятельности, способствующие успешному обучению, сохранению благоприятной динамики работоспособности, самореализации, профилактике заболеваний. Обследованные учащиеся МБК в основном ведут здоровый образ жизни: соблюдают режима труда и отдыха в пределах возрастных норм. Не курят 85 % учеников МБК, в то время как среди обучающихся в общеобразовательных классах 20,5 % девушек и почти 25 % юношей курят регулярно 5 и более сигарет в день. Алкоголь учащиеся МБК употребляют мало и редко («по праздникам и событиям»), наркотики не употребляют, а среди сверстников из общеобразовательных классов 12,5 % девушек и 23,1 % юношей употребляют алкогольные напитки не реже одного раза в неделю.

Для режима питания школьников МБК характерен 3—4-х разовый прием пищи (у 80,1 % — десятиклассников и 75,3% — у одиннадцатиклассников); для остальных учеников профильных классов — двухразовый. Нарушения режима питания у школьников общеобразовательных классов встречается в значительно большем проценте случаев, т. к. большинство учащихся вынуждены практически ежедневно заниматься после уроков в школе с репетиторами и/или на подготовительных курсах. У 78,1 % учащихся МБК отсутствует необходимость в дополнительных занятиях для поступления в медицинский вуз.

По материалам медицинских осмотров школьников профильных и общеобразовательных классов, проведенных в студенческой поликлинике ММА, к I группе здоровья относятся 16,6 % учащихся МБК и 7,6 % — общеобразовательных классов, ко II группе — 40,5 и 36,5 % соответственно, к III группе — 42,9 и 55,9 % соответственно. Достоверно более низкая распространенность

функциональных нарушений и хронических заболеваний выявлена среди учеников профильных классов по сравнению с общеобразовательными классами (110,7 против 165,4 в расчете на 100 человек.). Структура заболеваемости обследованных групп школьников профильных и общеобразовательных классов существенно не различается. Среди школьников МБК наиболее распространенными нарушениями здоровья, занимающими последовательно первые три ранговых места, являются следующие болезни:

— болезни костно-мышечной системы, которые встречаются с частотой 23,2 %;

— болезни и функциональные расстройства нервной системы и психической сферы (21,2 %);

— функциональные отклонения системы кровообращения (12,0 %).

У учащихся обеих групп наиболее распространенными заболеваниями костно-мышечной системы являются нарушения осанки, плоскостопие, сколиоз. Среди расстройств психической сферы преобладают предболезненные состояния: невротические и психопатические расстройства (реакции), соматовегетативные расстройства, различные состояния в рамках возрастной психической адаптации. Отклонения со стороны сердечнососудистой системы в основном представлены вегетососудистой дистонией по гипертензив-ному и гипотензивному типам. Среди болезней верхних дыхательных путей чаще всего встречаются хронические тонзиллит и фарингит; среди болезней органов пищеварения — хронические гастрит и холецистит, дискине-зия желчевыводящих путей; среди нарушений зрения — близорукость. При индивидуальной оценке, проведенной врачами поликлиники на основании осмотров в 10-х и 11-х классах, ухудшение показателей здоровья отмечено у 15,4 % старшеклассников общеобразовательных классов и лишь у 6,4 % учащихся МБК, различие высоко достоверно (р < 0,001).

Организацию профильного обучения в МБК на основе принципов здоровьесбере-жения с гигиенических позиций можно считать эффективной, о чем свидетельствуют и результаты оценки адаптации выпускников МБК на первом году обучения в Академии. Для первокурсников — выпускников медико-биологических классов — характерна высокая успеваемость, низкий процент отчисления

МАЙ №5 (206)

7

по неуспеваемости и состоянию здоровья. Среди студентов — выпускников МБК - статистически достоверно (p < 0,01) больше лиц с I группой здоровья (15,4 % против 6,9 % — среди остальных студентов) и меньше лиц с хроническими заболеваниями (III группа здоровья) — 48,8 % против 60,9 %. Выявленные более благоприятные показатели адаптации выпускников МБК к условиям обучения в вузе являются результатом двухлетнего рационально организованного профильного обучения, высокого уровня полученных в школе знаний и мотивации к получению профессии врача (провизора).

На основании проведенного исследования были обоснованы критерии гигиенической эффективности профильного обучения в медико-биологических классах:

— осознанный выбор врачебной и фармацевтической деятельности;

— стойкая мотивация к профессии врача (провизора);

— осознанное соблюдение здорового образа жизни в период интенсивной подготовки к поступлению в вуз;

— высокие количественные и качественные показатели умственной работоспособности старшеклассников;

— отсутствие кумуляции утомления;

— отсутствие роста распространенности и ухудшения течения функциональных расстройств и хронической патологии в процессе обучения в МБК;

— высокие показатели поступления в вуз с первого раза;

— благоприятная адаптация к системе вузовского обучения, проявляющаяся в хорошей успеваемости студентов при отсутствии показателей ухудшения здоровья.

Таким образом, высокая педагогическая результативность профильного обучения в 10— 11-х классах базовых школ ММА им. И.М. Сеченова с углубленным изучением медико-биологических и ряда специальных дисциплин, с использованием комплекса здоровьесбере-гающих технологий, доказанная физиолого-гигиеническая и медико-социальная эффективность занятий являются основанием для продолжения и развития системы профильной довузовской подготовки будущих абитуриентов в системе «школа—вуз».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Можаева Т.М. Гигиеническое обоснование оптимизации обучения старшеклассников в современной общеобразовательной школе: Автореферат дис. ... кандидата мед. наук. М., 1993. 21 с.

2. Степанова М.И., Седова А.С. Гигиенические проблемы профильного обучения в старшей школе //Гигиена и санитария. 2007. № 4. С. 59-61.

3. Кучма В.Р.,Сухарева Л.М.,Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. 240 с.

4. Королик В.В., Милушкина О.Ю., Да-гаева З.А. Гигиеническая оценка условий обучения и состояние здоровья учащихся в классах с медико-биологической про-филизацией //Материалы Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине, М., 2010. С. 302—305.

5. Черников Ю.В., Сердюков А.Ю. Некоторые особенности состояния здоровья, качества жизни и умственной работоспособности учеников профильных классов //Сборник материалов XIV Конгресса педиатров России «Актуальные вопросы педиатрии». М., 2010. С. 883.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.